Расходомеры топлива для автомобиля: описание, виды, характеристики и отзывы

Общие сведения и характеристики расходомеров

Большинство таких приборов представляет собой традиционные счетчики небольших размеров, конструкция которых рассчитывается на установку в топливной системе. Характеристики по габаритам типового устройства можно представить так: 50 х 50 х 100 мм.

Это небольшой блок с пропускной способностью 100-500 л/ч. Погрешность в среднем составляет 5-10%. В процессе расхода жидкости прибор фиксирует тем или иным способом показатели чувствительного элемента и сохраняет полученные данные. Реализация системы учета, контроля и представления информации может быть разной. Например, проточный расходомер топлива для автомобиля выполняется с расчетом на ручное снятие показаний. У него может быть механическая панель с отображением данных или привязка к жидкокристаллическому цифровому дисплею в салоне, но информация не обрабатывается бортовым компьютером. Более технологичные устройства допускают и возможность электронного учета в автоматическом режиме. В зависимости от динамики расхода, например, бортовое оборудование может корректировать определенные параметры узлов и агрегатов машины.

Альтернативные способы контроля расхода топлива

Для владельцев личных авто идеальным вариантом отслеживать расход топлива считаются правильная настройка датчика уровня топлива и корректное отображение величины на указателе расхода.

Вторым вариантом узнать настоящий расход остается использование штатного датчика через КАН-шину. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки.

Контроль расхода топлива через КАН-шину

CAN (Controller Area Network) — это интерфейс, который отслеживает все показания блоков, электронных систем и датчиков в авто, распределяет, передает, обрабатывает информацию для корректной работы узлов и агрегатов. Для отслеживания расхода горючего в КАН-интерфейсе используется штатный датчик уровня, установленный в баке.

Чтобы получить информацию с КАН-шины необходимо подключить систему мониторинга к CAN-интерфейсу. Лучшим вариантом считается бесконтактная передача данных, когда к шине подключаются бесконтактные считывали расхода. Для этого используется адаптер CAN-LOG, с помощью которого проводится передача информации с КАН-шины авто на систему мониторинга.

Бесконтактная схема не требует установки дополнительного оборудования в электросистему авто, не нарушает целостность проводки.

Датчик уровня топлива

Проверить расход бензина или дизеля можно используя штатный емкостный датчик уровня топлива. ДУТ может контролировать и передавать данные о динамическом потреблении горючего во время движения, количестве заправок и сливов с топливного бака.

Подключается расходомер к устройству на панели приборов через аналоговый или цифровой разъем. На приборной доске располагается устройство, на шкале (цифровой или стрелочной) отображается реальный объем топлива.

Корректно настроенный датчик уровня имеет максимальную погрешность 3 %. Параметр зависит от правильной работы поплавка и от тарировки топливного бака. Чтобы получить максимально точную информацию, в бак устанавливают несколько приборов.

Датчики расхода топлива позволяют снизить затраты на ГСМ на 30 % за счет несанкционированных сливов. Приборы окупаются в течение 2–3 месяцев, что для владельцев автопарка достаточно выгодно. Устанавливать ли ДРТ на собственный автомобиль, каждый водитель будет решать сам. Правильно отрегулированный датчик уровня способен вывести на приборную панель всю необходимую информацию без использования дополнительного оборудования.

Критерии выбора правильного учетного устройства

  1. Следует сразу определиться с жидкостью, для которой приобретается прибор.
  2. У недорогих механических вариантов больше погрешность, но им не страшны сильные морозы. Электрические типы приборов обладают меньшей погрешностью измерения, но могут образоваться перебои в работе при отрицательных температурах.
  3. Учитывайте удобство модели: ее размеры, вес, местонахождение.
  4. Внимательный осмотр позволит определить надежность и долговечность данного прибора. Бонусом будет инструкция для правильной эксплуатации устройства, информация о самостоятельной замене батареи и о том, как откалибровать прибор.
  5. Изучите отзывы и советы других покупателей, это поможет дополнить информативную картину о данном устройстве и поможет избежать ошибок при выборе.

Механические приборы учета

Такой вид приборов используется для учета и контроля светлого нефтяного сырья и имеют некоторые особенности установки. Датчиковые блоки и контроллеры требуют прочной основы, без вибрационных движений и тряски, иначе сведения искажаются. Имеющиеся магнитные и электрические поля также оказывают негативное воздействие на точность аппарата.

Среда измерения не должна содержать чрезмерно вязкие и жесткие частицы, волокнистые соединения, оседающие на винтовых механизмах и препятствующие нормальному продвижению потока.
Винтовой роторный аппарат, или СЖ ППВ, может применяться также и для вязких жидкостей неагрессивного характера, с температурой -40°С до +50°С и рабочим давлением до 1,6 и 6,4 МПа.
Роторные счетчики устанавливаются в постоянных и наземных подвижных станциях, не допускается воздействие на корпус прямых ультрафиолетовых и тепловых лучей и осадков.

При работе пара винтовых элементов, находящихся в зацеплении, проворачиваются от текущей жидкости и отмеряют количество. Вращение лопастей в муфте передается на счетный механизм и превращается в единицы объема. Комплектация механизма интеллектуальным процессорным блоком ДИ-О-5, позволяет обрабатывать и передавать информацию на рабочий компьютер по специализированному интерфейсу.

Аппарат с овальными элементами, или СЖ ППО, может контролировать расход светлого нефтяного сырья, а также сжиженного газа и прочего неагрессивного сырья. Улучшенные измерительные способности (точность 0,5% или 0,25%) аппарата позволяют использовать расходомер в вязких средах (до 300 сСт), также он может комплектоваться с механическим счетным устройством.

В процессе работы механизма пара подвижных сцепленных шестеренок вращаются и отмеряют количество жидкости. Счетный механизм считывает количество вращений и переводит их в единицы измерения. Интеллектуально-процессорный блок преобразует и передает полученные сведения по интерфейсу.

Счетчики нефтепродуктов дополняются:

  • счетным устройством(СУ) для преобразования вращательных движений шестерен в муфте;
  • блоком, фиксирующим расход и выводящим значение на дисплей;
  • универсально-программируемым контроллером (КУП), передающим данные о расходе жидкости на компьютер.

Недостатком шестереночных или винтовых приборов является наличие движущихся частей, взаимодействующих с рабочей средой. Они механически изнашиваются и требуют периодической профилактики. Контроль расхода может происходить только по приборной шкале, нет возможности получать сведения дистанционно. Надежная и долговременная эксплуатации требует установки тонкоочистительного фильтра ФЖУ-25, предотвращающего загрязнение расходомера механическими примесями.

Дополнительный функционал

Наличие системы GPS-мониторинга, пожалуй, является наиболее современным дополнением датчиков топливного расхода. Такие устройства позволяют передавать информацию бортовому компьютеру по беспроводному каналу. Многофункциональные устройства могут комплексно фиксировать данные по расходу в нескольких системах одновременно. Учитываться может основная топливная смесь и технические жидкости с присадками и модификаторами. Преимущество комплексного мониторинга заключается в возможности точного контроля добавок для топливной, трансмиссионной и других систем. Кроме того, могут предусматриваться разные режимы работы приборов. Существуют расходомеры топлива, которые помимо функции счетчиков выполняют задачи контроля холостого хода, фиксируют возможные температурные перегрузки и на основе полученной информации регулируют климатическое оборудование. При вводе устройства в сигнализационную инфраструктуру датчик расхода вполне может программироваться на выполнение задач контроля обогревателя и системы автозапуска двигателя.

Место установки

Расходомеры изготавливаются с учетом используемого топлива, класса авто. В паспорте на устройство всегда указывается, для каких двигателей предназначен тот или иной датчик, варианты подключения и настройки. Настройку расходомера проводят мастера сервисного центра, не рекомендуется устанавливать это средство измерения самостоятельно, поскольку потребуется врезка в топливную магистраль.

Не рекомендуется использовать схему подключения однопоточного ДРТ с вариантом «закольцовывания» обратки, когда неиспользованный бензин или дизель не возвращается в топливный бак, а поступает в топливную магистраль после датчика. Это приведет к тому, что при минус 5 топливо в баке не будет прогреваться (прогрев осуществляется за счет подачи горячего бензина или дизеля от мотора в бак), и будет большая вероятность заглохнуть на морозе.

Расходомер устанавливается на необходимом участке топливного шланга и дополнительно крепится через кронштейн к кузову. Некоторые модели расходомера не имеют кронштейна. Зажим топливного шланга на штуцерах прибора проходит через металлический хомут. Герметичность стыков обеспечивают внутренняя прокладка или сальник.

Рейтинг популярных промышленных счетчиков

Параметр Gespasa MGE 110 HI Gespasa MGE 400 Petroll FM-I-100
Размеры 126*127*150 193*145*141 440*340*570
Масса(кг) 1.5 4.3 46
Подача(min-max)(л/мин) 5 — 110 15-400 160-1600
Рабочее давление(max)(атм) 40 45 16
Рабочая температура(ºС) -25…+60 -25…+30 -40…+60
Примерная цена 60926 61090 97600

3.Gespasa MGE 110 HI

Механизм испанской торговой марки с прочным корпусом из алюминиевого сплава защищает электронную часть от повреждений. Запоминающее устройство является энергонезависимым — после извлечения батареи все данные об исходных параметрах и количестве перекаченной жидкости сохраняются. Батарея имеет долгий срок службы — примерно 4 года.

Мультифункциональный жидкокристаллический дисплей отображает несколько вариантов измерений: до сотых, десятых и целых долей. Шкала общего расхода топлива не сбрасывается до ноля, а шкала единичного расхода — обнуляется для каждого отпуска топлива.

Расходомер контролирует ГСМ и масляные вещества. Счетчик имеет функцию дозированного отпуска жидкости. На дисплее устройства выставляется значение разовой заправки, и при достижении нужного значения дозатор механизма прекращает подачу бензина. Расходомер автоматически включает и отключает насос подачи горюче-смазочных материалов.

Gespasa MGE 110 HI
Достоинства:

  • широкий функционал дисплея;
  • автоматизированный отпуск ГСМ;
  • длительный срок службы батареи;
  • информационный экран;
  • гарантийный срок 24 месяца.

Недостатки:

нет.

2.Gespasa MGE 400

Надежный электронный счетчик испанской производственной компании может высокоточно замерять дизельное топливо или масло. Прочный алюминиевый корпус защищает внутренний механизм от повреждений. Большой электронный дисплей отображает следующую информацию: низкий заряд батареи, общий счетчик определяет максимальный объем, парциальный счетчик выводит единичное потребление.
Высокопроизводительный аккумулятор может работать приблизительно 5 лет. При снижении заряда и замене батареи показания не сбрасываются, а сохраняются в памяти.

Расходомер подключается к высокопроизводительным насосам, может осуществлять учет горюче-смазочных материалов на профессиональных предприятиях, складах ГСМ, и в организациях, ведущих регулярный контроль топливных веществ.

Gespasa MGE 400
Достоинства:

  • пошаговая инструкция всего рабочего цикла;
  • низкая цена;
  • высокоточный прибор;
  • есть возможность калибровки;
  • гарантия 2 года или 500000 л.

Недостатки:

нет.

1.Petroll FM-I-100

Petroll — российский бренд, выпускающий сертифицированную продукцию для перекачки горюче-смазочных материалов. Производит как бюджетные модели, так и полупрофессиональные механизмы высокого качества.

Корпус учетного механизма выполнен из металла, имеет фланцевое соединение+резьба, механизм представлен движущимися овальными шестернями. Имеется две шкалы — обнуляемая, для единовременного расхода, и необнуляемая, для подсчета общего объема.

Измеряет бензин, керосин, дизельное топливо. Высокая производительность дает возможность применения прибора на больших учетных узловых предприятиях и складах, а также как отличный вариант для установки в трубопровод.

Petroll FM-I-100
Достоинства:

  • возможность калибровки;
  • прочное соединение.

Недостатки:

высокая цена.

Ультразвуковые учетные механизмы нефтепродуктов с импульсным выходом

Предназначаются для коммерческого и технического контроля и учета светлых нефтяных жидкостных веществ, в том числе мазутов, воды, масел до 6 сСт в энергетической области, нефтехимической и пищевой промышленности, коммунальной сфере деятельности. Прибор собирает данные в различных эксплуатационных условиях, даже в зонах повышенной взрывоопасности, при постоянном и обратном направлении потока в металлическом, а также пластиковом трубопроводе.

Расходомер фиксирует следующие параметры:

  • средний расходный объем;
  • скорости прямых и обратных потоков;
  • дату и время на период забора дозы топлива;
  • автоматизирует работу при дозированном объеме;
  • хранит в электронной памяти полученные сведения, выводит архивные значения объемов, отказов,
  • нештатных ситуаций;
  • выполняет самодиагностику и контролирует нестандартные ситуации;
  • самостоятельно корректирует данные плотности и вязкости рабочего вещества при перепадах давления и температуры.

В процессе работы пара пьезоизлучателей обмениваются ультразвуковыми сигналами через направленный поток жидкости. Ультразвук преобразуется в электрические импульсы и отправляется на вторичный прибор, учитывающий время прохождения сигнального импульса против потока. На основании полученных данных вычисляется сиюминутный расход и объем, проходящий через учетное устройство.

Ультразвуковые расходомеры имеют ряд преимуществ:

отсутствие подвижных узлов делает конструкцию не подверженной износу и обеспечивает высокую прочность;
исключается вариант перебоев в работе движущихся узлов в результате заклинивания;
не меняет состав измеряемого вещества, что особенно важно для пищевых продуктов;
обеспечивает гидравлическое сопротивление в минимальном значении;
изготавливается из нержавеющей стали, что позволяет применять его для учета агрессивных сред.

Недостатком является искажение измерения при наличии осадка в трубопроводе, который поглощает или отражает ультразвуковую волну.

Применение определенного типа счетчиков определяется особенностью условий.
Механические приборы ППВ, ППО лучших производителей хорошо подходят для нефтяных веществ с малой вязкостью и низким температурным показателем. При этом они имеют высокое гидравлическое сопротивление тракта, возрастающее при увеличении показателя вязкости потока.

Ультразвуковые расходомеры имеют широкую вариативность диаметров труб, измеряемых расходов веществ, допустимых температур, могут эксплуатироваться в более вязких веществах, измеряют реверсивные потоки, обладают широким выбором сервисных настроек.

Особенности учета мазута возникают из-за высокой степени вязкости при обычных температурах. Уменьшение показателя достигается разогревом жидкости до 90-120°С, что делает невозможным применение механических устройств. Для учета бензиновых, керосиновых, мазутных жидкостей тип счетного устройства подбирается не только по техническим показателям, но и вариантами движения потоков среды.

Датчик расхода топлива своими руками

Конструкции мониторинга рабочих параметров автомобиля заметно продвинулись за последние годы. Они стали функциональнее, технологичнее и просто ближе к массовому потребителю.

Системы учета топливного расхода пока занимают периферийное место в общей нише транспортной электротехники, но и это направление интересует все большее количество автолюбителей. На таком фоне вполне логично появляются расходомеры топлива, действующие по разным принципам.

Также практикуется и самостоятельное изготовление аналогичных приборов учета, которые, разумеется, имеют свою специфику.

Особенности приборов учета дизеля

На тяжелом топливе обычно работают грузовики и спецтехника, предъявляющие более высокие требования к приборам учета топлива. Принцип действия, как правило, механический. Причем конструкция датчиков имеет более высокую степень изоляции – например, с классом защиты IP66. Таким образом устройство защищается от воздействий агрессивной среды.

Корпус может формироваться алюминиевым твердотельным сплавом, измерительные камеры которого также обеспечиваются антифрикционными покрытиями. Размещается расходомер дизельного топлива и в магистрали подачи топливной смеси, и в возвратном канале, по которому жидкость возвращается в бак.

Только при условии охвата обоих контуров можно получить точные данные по объему потребления.

Установка расходомеров

Приборы устанавливаются в целевом контуре учета посредством физической врезки в канал

И здесь важно подчеркнуть, что топливные каналы в зависимости от модели автомобиля изначально могут иметь выносные патрубки с пробками, которые можно использовать как раз в качестве точек интеграции приборов учета. Также следует учитывать, что монтаж производится за системой фильтрации

Это решение предотвратит возможные загрязнения расходомера топлива и его преждевременный выход из строя.

Механическая фиксация массивных устройств обычно производится на комплектной раме, которая крепится к поверхности кузова

По отзывам автолюбителей, важно рассчитать точку крепления так, чтобы чувствительный канал достаточно сопрягался с целевой средой, а основа корпуса могла быть надежно зафиксирована на монтажной платформе метизами. Желательно, чтобы место установки не предполагало сильных вибрационных нагрузок и тепловых воздействий

Самостоятельное изготовление расходомеров

Полностью с нуля, по отзывам водителей, собрать полноценный счетчик достаточно сложно, и для этого необходимо обладать определенными знаниями в радиотехнике. Однако на базе готового блока управления типа контроллера и датчика с электрическим клапаном задача упрощается. Сам датчик интегрируется в топливную магистраль. Размещать его следует между бензонасосом и карбюратором. Что касается блока управления, то он соединяется с детектором и выводится в салон. Применяя CAN-интерфейс, расходомер топлива своими руками можно подключить и к бортовой электронике. В качестве дополнительных элементов крепления и управления датчиком может потребоваться использование штуцеров, шайб, поддонов и втулок. Техническая инфраструктура должна рассчитываться на автономное срабатывание, когда бензонасос открывается.

Принцип работы

Принцип работы как двухкамерного, так и однопоточного датчика одинаков. Цифровая плата, расположенная в корпусе устройства, формирует сигнал о количестве проходящего топлива. Информация передается напрямую бортовому контроллеру через выход интерфейса, где сохраняется или автоматически передается через КАН-шину оператору.

Монтаж ДРТ технически возможен не на все топливные системы. Для американских авто устанавливают только однопоточный расходомер, и отслеживают количество бензина без учета количества обратки. Это происходит потому, что устройство обратного клапана не сможет высчитать количество топлива в чистом виде, а считает пену или воздушно-пенную смесь, поэтому показания имеют большой процент погрешности — до 10 %.

Особенности для бензиновых и дизельных авто

Для дизельных и бензиновых моторов используются одинаковые ДРТ. Установка прибора на бензиновые ДВС считается нерентабельной, поскольку бензин быстро разъедает внутренний механизм контроллера и быстро его изнашивает. Альтернативой для бензинового ДВС может стать бесконтактный датчик или система контроля с КАН-шиной.

Проход дизеля через датчик, наоборот способствует смазке движущихся частей устройства, что повышает его срок эксплуатации. Снизить работоспособность может некачественная солярка с большим содержанием парафинов и присадок. Внутренние элементы конструкции засоряются, возникает некорректная передача сигнала. На дизельных топливных магистралях ДРТ систематически снимают и чистят.

Качество моторного масла

Не стоит забывать и о превентивных мерах. Низкокачественное сырье способно в рекордные сроки «убить» любой, даже самый неприхотливый двигатель. Специалисты рекомендуют использовать полусинтетику и синтетику. В первом случае удается получить 2-3% экономии топлива, во втором – до 5% соответственно. Также помните, что каждый мотор обладает собственными паспортными данными, в которых указана маркировка требуемого состава.

Если закрыть глаза на рекомендации, можно обзавестись рядом «сюрпризов»:

  • течь сальников и прокладок;
  • ускоренной выработкой механизмов;
  • повышение температуры трущихся деталей.

Ключевые компоненты, нуждающиеся в действительно качественных ГСМ:

  • редуктор;
  • раздаточная коробка;
  • КПП.

Автомобиль Toyota Land Cruiser 200: стоимость владения

Расходомер топлива своими руками

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить

Блог о электронике

Сразу же после покупки автомобиля (Mitsubishi Lancer, 2003) озадачился установкой индикатора расхода топлива. Японцы сильно сэкономили на этом авто и не установили некоторые полезные функции — пришлось исправлять ситуацию.

Первой мыслью было или покупка готового — существуют множество промышленных устройств, в том числе заточенных под Lancer 9, или самостоятельная сборка какой-нибуть любительской конструкции — и таких немало. Поизучав немного тему выяснил, что все предложенные девайсы обладают избыточностью функций — а мне-то всего навсего нужен расходомер. Поэтому и было решено делать самому.

Единственное место на панели куда-бы приборчик вписывался — на место штатных часов, поэтому хочешь-не хочешь он должен и время показывать. Ну и так как при применении 2-х строчного ЖК в этом случае остается незаполненный угол — значит и туда надо что-нибуть более-менее полезное вставить, например индикацию температуры.

Кстати говоря, поначалу задумывалась индикация и некоторых других параметров — зарядка аккумулятора, расход на 100 км, мгновенный расход в цифрах и т.д. уже и не припомню — и почти все задумки были реализованы в первой версии индикатора.

Установка расходомеров топлива DFMУстановка расходомеров топлива DFM

Двигатель заглушен, поэтому прогрессбар отсутствует. Плюсом первой версии считаю то, что при установке на автомобиль не пришлось абсолютно ничего сверлить, точить и т.д. Просто отщелкнуть штатные часы и на их место защелкнуть прибор. Кнопки управления (3 шт.) располагались справа от дисплея.

Но покатавшись некоторое время понял, что из всех функций мне нужны всего 3 (остальными за все это время я ни разу не воспользовался). И тут как раз попался новый дисплей, более симпатичный — решил поставить его ну и заодно переписать все заново — выкинуть ненужные функции.

Просто переставить дисплей не получилось-бы во-первых из-за разных габаритов и во-вторых — новый дисплей негативный, надо менять систему диммирования.

Устройство показывает (повторюсь)

  • 1. Мгновенный расход в виде прогрессбара
  • 2. Время
  • 3. Температуру за бортом или в салоне — по выбору (переключается кнопкой)

СхемаНичего особенного — микроконтроллер PIC16F876 считывает данные с датчиков температуры (DS18B20), с микросхемы часов (DS1307) и с ЭБУ, обрабатывает все это и выводит на дисплей (LCD 2×16). Сигнал с ЭБУ (Fuel) — один из тех, что идут на инжектор, можно использовать любой.

Для формирования (скорее даже согласования) сигнала применен узел на n-p-n транзисторе. Питание устройства — через стабилизатор на 7805. Отдельного питания для микросхемы часов при заглушенном двигателе не предусмотрено т.к. backup батарейки согласно даташиту должно хватить лет на 10.

Управляется устройство 2-мя кнопками, одна из которых — «Mode» — переключает индикацию внутренней и внешней температуры, вторая — «Set» — в зависимости от того какая из температур выбрана устанавливает или часы или минуты. Дисплей — любой подходящий по размерам двухстрочник, главное чтоб он был с расширенным температурным диапазоном.

Датчики температуры установлены — один в салоне, другой выведен под передний бампер.

Диммер — котакты реле размыкаясь просто подключают добавочный резистор в цепь питания светодиодов подсветки тем самым приглушая их. Реле включается от габаритов.

Диммер, как уже указывалось, для негативного дисплея, разница между негативным и позитивным в том, что в первом случае днем дисплей должен подсвечиваться ярче чем в темноте.

Второй же наоборот — днем подсветка вообще не нужна, включается только с габаритами.

МК кстати можно использовать и другой, послабее. Надо только перекомпиллировать программу под новый. Просто этот остался от предыдующего варианта…

КонструкцияВсе устройство собрано на одной печатной плате, посредсtвом которой оно и крепится в защелки штатных часов. На этой же плате расположены и резервная батарейка часов и разъем для подключения LCD и разъем ICP (внутрисхемного программирования). Разводка — под SMD элементы.

Управляющая программа Прошивка написана на одном из самых простых для изучения и понимания компиляторов — PicBasic Pro.

Состоит из главной программы — mmc.pbp и 3-х подключаемых модулей

  • LCD.inc — описание подключения ЖК дисплея к выводам МК
  • LCDchar.inc — доп. символы ЖК дисплея
  • LCDbar.inc — функция прогрессбара, в этом же модуле содержится переменная, определяющая «чувствительность» прогрессбара BAR_range VAR WORD : BAR_range = 6000
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий