Разновидности средств общения, их описание и функции

Язык как средство общения

К средствам общения относятся, в первую очередь, язык, интонации речи и эмоциональная выразительность, мимика и жесты, позы.

Язык как средство общения между индивидами тесно взаимосвязан с социумом, его культурностью и индивидами, которые живут и работают в нем, при этом, пользуются языком разнообразно и обширно.

Общением или коммуникацией называют трансляцию от одного индивида другому какой-либо информации с различной целью. Общение является следствием коммуникативного взаимодействия двух и более лиц в конкретных обстоятельствах и при наличии универсального средства общения.

Основным средством человеческого общения считается язык. Назначение языка быть механизмом общения именуется его коммуникативной функцией. Взаимодействуя друг с другом, индивиды транслируют собственные мысли, мировоззрения, эмоции и душевные волнения, влияют взаимно в определенной направленности друг на друга, достигают общего взаимопонимания. При помощи языка субъекты межличностного взаимодействия понимают друг друга. Он дает возможность им наладить коллективную работу во всех областях людской деятельности. Язык – эта та сила, которая обуславливает существование, развитие индивидов и социума в целом. А коммуникативная функция является ведущей социальной функцией языка. Однако она далеко не единственная его функция. К его специализированным функциям относят познавательную, экспрессивную, номинативную и аккумулятивную.

Умение выражать информацию, транслировать ее и воздействовать на собеседника, называется экспрессивной функцией языка. Данную функцию рассматривают в качестве единства выражения и трансляции данных, чувств и эмоциональных переживаний, волеизъявления говорящего.

Познавательная функция взаимосвязана с присутствием в языковых знаках человеческого сознания. Язык является своеобразным инструментом сознания, отображающим результаты когнитивной деятельности личности. Лингвистические препирательства о том, что первично, мыслительная деятельность или язык, не прекратятся, наверное, никогда. Единственным верным суждением является утверждение, что язык имеет неразрывную связь с мышлением, так как человечество не только выражает словами собственные соображения, но и мысли формулируются в виде слов – личность мыслит словами. Когнитивная функция психики предназначена для фиксации следствий мыслительной деятельности и применения их в общении. Данная функция способствует познанию мира и его вербализации.

Личность мыслит при помощи категорий, и в ходе познания она открывает и называет новые для себя феномены и понятия, что является номинативной функцией языка. Она имеет тесную связь с познавательной, так как все изведанное должно обязательно иметь свое название. Также она имеет связь с умением языковых знаков давать обозначение вещам. Именно данная способность позволяет индивиду создавать мир символов. Однако в современном мире существует множество вещей, которые не имеют названий.

Аккумулятивная функция имеет тесную связь со сбором и сохранением информации. Ведь ни для кого не является тайной, что язык существует гораздо дольше людей и народа. Ярким примером этому служат мертвые языки, пережившие своих носителей. Язык независимо от того, существует ли он сегодня или нет, хранит память поколений и многовековую историю человечества. Ведь даже при потере устной речи можно овладеть древними письменами и произвести определенные выводы о минувшей жизни нации.

Язык также бывает звуковым и письменным. Ведущей формой языка является его звуковая составляющая. Бесписьменные языки также могут существовать. Когда есть только письменная фиксация, а нет ее озвучивания, то язык становится мертвым.

Влияние общения на жизнь человека

Внешний мир постоянно воздействует на личность человека. Содержание общения – это продукт, передаваемый в процессе межличностной или групповой коммуникации. Содержание общения оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психику.

Например, если взрослые строят педагогическое взаимодействие со своим воспитанником в спокойном, размеренном стиле, то ребенок будет отличаться уравновешенностью, рассудительностью, уверенностью в себе. В случае, когда ребенок постоянно находится в истошном и беспокойном окружении, то он вырастет неуравновешенной личностью, склонной к истерии.

Общение родителей и детей

Позитивная структура коммуникации с партнером – это целая наука, которая поможет достичь основных целей общения без стрессов.

Можно назвать несколько кратких правил позитивной коммуникации:

  • Налаживание визуального контакта. Слова, конечно, очень важны, но открытый и прямой взгляд убедит собеседника в искренности намерений. В то время как скучающий и бегающий взор заставит усомниться в честности и добросовестности человека.
  • Использование жестов должно быть оправданным в зависимости от цели и стиля общения (жесты, уместные на отдыхе в компании с друзьями, будут выглядеть нелепо на официальной встрече).
  • Общение строится в форме диалога (полилога), а не монолога. Если задают вопрос, то сначала выслушивают ответ, только потом высказывают свое отношение к обсуждаемому вопросу (монологическая речь приемлема во время лекций, докладов и выступлений).
  • Чрезмерные жалобы и упреки делают общение токсичным.
  • Не всегда собеседник готов воспринять правдивую информацию, поданную в прямой и безапелляционной форме, поэтому нужно тщательно продумывать целесообразность передачи сведений и выбирать форму подачи материала.

Важно! Правило «человек имеет 2 уха и 1 рот» значит, что нужно больше слушать, чем говорить, чтобы считаться у окружающих приятным собеседником

Виртуальное общение

Во все времена роль общения в развитии личности была колоссальной. В современном обществе человеку, наверное, сложнее найти уединение, чем страдать от недостатка общения, которое из непосредственного все больше переходит в дистанционную форму. Виртуальное общение – прекрасное изобретение человечества, облегчающее общение с людьми на большом расстоянии друг от друга и быстро решающее многие задачи общения.

Если взрослый человек – это уже сформировавшаяся личность, которая хорошо знает о подводных камнях виртуального общения, то для неустойчивой психики ребенка или подростка такой вид коммуникации может оказаться губительным. Не зная ценности непосредственного общения, ребенок с головой уходит в виртуальное пространство, где он видит свою значимость, знает правила общения, принятые в принимающем его сообществе.

Врачи не зря призывают ограничивать время работы ребенка с современными гаджетами – это не только влияет на физическое здоровье детей, но и провоцирует появление одной из самых трудноизлечимых зависимостей – компьютерной. Задача взрослых – не только материально обеспечивать свое чадо, но и показать красоту непосредственного общения, указать на опасности виртуального мира и его отличие от действительности. Отечественные педагоги-психологи отмечают, что в дети с компьютерной зависимостью не представляют, как относиться к сверстникам в классе, отстают по многим предметам, раздражительны и не уравновешены.

Позитивное общение со сверстниками

Педагогика представляет много схем общения с воспитанниками, способствующих правильному формированию коммуникативных навыков.

Таким образом, общение – неотъемлемый компонент жизни человека в социуме. Оно влияет на характер, личность и качество жизни человека. Первоначальные навыки общения формируются еще в младенческом возрасте, затем развиваются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Таблица типов общения

Уровни общения Краткая характеристика
Духовный К партнеру относятся как к носителю духовного начала. Свобода самовыражения для участников коммуникации безгранична.
Деловой На этом уровне отпадает потребность в масках, играх. На первом месте – общее дело.
Игровой Присутствует живой интерес к личным особенностям партнера, основанный на симпатии к нему.
Конвенциональный Возникает установка на открытое общение, соблюдение этических норм взаимодействия.
Стандартизованный Взаимодействие поверхностное, стандартное, формальное. Это «контакт масок». Какое тут может быть общение? Например, притворно-агрессивное, формально-вежливое. Истинные мысли и чувства скрываются.
Манипулятивный В общении преследуется лишь личная выгода. Партнер – соперник в психологической игре, которую непременно надо выиграть.
Примитивный Партнер воспринимается как вещь, которую можно использовать или выбросить за ненадобностью.

Перцептивная сторона общения

Третья сторона общения представлена перцептивной стороной, понимаемой в качестве процесса, который проявляется при межчеловеческом взаимодействии с помощью естественного общения. Оно протекает в форме восприятия и понимания одним человеком других людей.

Здесь важно упомянуть ключевые вопросы, проявленные в проблеме социальной перцепции: возрастную, половую, профессиональную особенность социальной перцепции, условия и факторы, воздействующие на адекватную и точную оценку одним человеком другого, закономерности формирование первого впечатления, влияния на данные процессы общего опыта, характеристик взаимоотношений, самооценки и личных качеств взаимодействующих индивидов. Замечание 2

Замечание 2

Исследователи выявили, что на специфику социальной перцепции может оказывать влияние возраст и установки об объекте.

Рассматривая социальное восприятие вообще и межличностное восприятие в частности, нельзя не упомянуть о так называемых эффектах:

  1. Установки. Эффект используют для создания первого впечатления об объектах. Очень ярко подобный эффект отражен в документальном фильме Ф. Соболева «Я и другие» (1971) об экспериментальных исследованиях В. С. Мухиной.
  2. Ореол. Здесь предварительную информацию переносят на реальное восприятие человека.
  3. Первичность и новизна, состоящие в особенностях восприятия в соответствии с последовательностью предъявления информации об объектах.
  4. Стереотипизация, основанная на суждении об объекте, сформированном на основе ограниченной информации, при этом часто возникает в отношении групповой принадлежности субъекта.

Замечание 3

В рамках межличностного восприятия рассмотрению подлежит и феномен межличностной аттракции. Здесь формируются разные уровни аттракции, включая симпатию, дружбу, любовь. Операционально подобный феномен можно исследовать с помощью метода социометрии Дж. Морено.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Виды общения

 Существует несколько классификаций видов общения:

  • по содержанию;
  • по средствам;
  • по используемой технике.

По содержанию

В зависимости от содержания, выделяют варианты коммуникативного взаимодействия:

  1. Материальное. Выражается в обмене товарами, продуктами своей деятельности.
  2. Кондиционное — обозначает взаимообмен психологическими настроениями. Происходит воздействие на собеседника с целью привести его в определённое физическое или психическое состояние.
  3. Мотивационное общение подразумевает передачу собеседнику определённых побуждающих установок.
  4. Деятельностное общение представляет собой обмен навыками, умениями.
  5. Когнитивное — содержит передачу и получение знаний.

По средствам

Исходя из используемых средств для общения, выделяют:

  1. Непосредственное. Это прямой диалог собеседников, без использования каких-либо дополнительных средств.
  2. Опосредствованное подразумевает создание диалога при помощи средств связи (телефон, интернет, видеосвязь).
  3. Прямое общение обозначает непосредственный контакт собеседников, воздействие друг на друга в процессе разговора.
  4. Косвенное коммуникативное взаимодействие выражается в наличии третьих лиц, посредников.

По используемой технике общения

В зависимости от используемой в общении техники, его разделяют на такие виды:

  1. «Контакт масок». Такое взаимодействие не предполагает искренности. Собеседники «одевают » приличествующие ситуации маски (вежливости, участливости, скромности, безразличия).
  2. Формально-ролевое — собеседники во время процесса коммуникации не выходят из рамок определённых ролей, сформированных в обществе. Содержание таких контактов обычно регламентированы.
  3. Светское взаимодействие подразумевает обмен любезностями, новостями, ничего не значащими фразами, лишенными эмоциональной окраски.
  4. Деловая коммуникация строится на достижении целей коммерческого характера. Во главе общения стоит определённая деятельность, личностные характеристики собеседников не имеют значения.
  5. Личностное общение характеризуется открытостью собеседника, обменом чувствами и переживаниями.
  6. Манипулятивное — имеет перед собой цель достичь какой-либо выгоды посредством тонкого, незаметного влияния на собеседника.
  7. Предметное — проявляется в речевом взаимодействии человека с предметами. Его признаки: «одухотворение» предметов, придание им каких-то черт, эмоционального состояния.

Функции различных стилей общения

Впервые в психологии заговорили о стилях общения в 1939 году. Психолог Курт Левин возглавил группу ученых, занимавшихся исследованием лидерства. В рамках исследования группу учащихся поделили на три команды, каждую из которых возглавлял человек, использующий определенный стиль педагогического общения:

Авторитарный, когда педагог единолично принимает и отменяет решения. К мнению учащихся не прислушивается. Преобладающими методами побуждения являются приказы, замечания, наказания. Данный стиль позволяет максимально быстро реагировать на изменение обстоятельств.

Авторитарный стиль управления не допускает инакомыслия

  • Демократический, когда преподаватель принимает решения, учитывая мнение группы. Управление осуществляется через просьбы и пожелания. Это позволяет создать психологически комфортную атмосферу для участников группы.
  • Либерально-попустительский, когда воспитатель стремиться свести уровень своего участия в жизнедеятельности класса к минимуму. Ученикам предоставляется полная свобода в принятии решений и контроле над их выполнением.

Исследование показало, что попустительский стиль общения оказался наименее эффективным. Дети требовали от лидера указаний, теряли мотивацию к учебе и крайне неохотно взаимодействовали сообща.

Обратите внимание! Нельзя утверждать, что либеральный стиль взаимодействия с подчиненной группой людей всегда будет давать плохие результаты. Так, в семье, где родители придерживаются исключительно авторитарного стиля воспитания, дети вырастают со слабой жизненной позицией или повышенной агрессивностью

Демократический стиль требует много времени для совместного принятия решений. В идеале нужно уметь переключаться с одного стиля общения на другой в зависимости от ситуации.

В педагогике и управленческой деятельности до сих пор применяют наработки К. Левина. Также при определении стилей делового общения используют классификацию С. Братченко.

Особенности стилей:

  • Диалогический стиль – сотрудничество на равных.
  • Авторитарный – человек стремится к постоянному доминированию над окружающими.
  • Альтероцентричный – принесение своих интересов в жертву ради интересов остальных участников взаимодействия.
  • Конформный – характеризуется ориентированностью индивида на подражание, подстраивание под партнера.
  • Манипулятивный – окружающие выступают лишь средством достижения личных целей.
  • Индифферентный – уход от общения как такового, ориентация на «сугубо деловые» вопросы.

Дополнительная информация. Характерный для себя стиль межличностного общения можно выявить, пройдя опросник С. Л. Братченко, индивидуальный типологический опросник Л.Н. Собчик.

Структура общения в психологии

Таким образом, исследователи выделяют 7 этапов общения:

  1. Общение как потребность в коммуникации с людьми. Человек хочет рассказать или узнать информацию, повлиять на собеседника.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации взаимодействия людей.
  3. Ориентировка в личности партнера.
  4. Составление плана общения. Т.е. человек на бессознательном уровне моделирует свои дальнейшие ответы.
  5. Выбор средств общения. Они выбираются и на бессознательном и сознательном уровнях. На этом этапе человек выбирает определенные средства, фразы, задает форму поведения.
  6. Восприятие и оценка ответной реакции партнера. Здесь оценивается наличие обратной связи.
  7. Корректировка направления, стиля, способов общения. Коммуникация будет неэффективной в том случае, если при взаимодействии людей было нарушено хотя бы одно звено. Умение устанавливать и поддерживать общение называется коммуникативной компетентностью, или социальным интеллектом, или практически-психологическим умом, или коммуникабельностью.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Особенности общения в современном обществе

Современный мир таков, что общение в нем связано с ценностями, вносящими в жизнь каждого социальный контроль, технические средства и массовую культуру. Цивилизация развивается таким образом, что происходит непрестанное совершенствование средств связи и в наличии всегда имеется многообразие информационных каналов. Это приводит к противоречию между формой/средствами общения и его содержанием/глубиной. Сейчас человек способен без затруднений устанавливать контакты даже с теми субъектами, которые находятся от него на большом расстоянии. Однако, такое совершенствование средств общения не обеспечивает его качество и глубину.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Влияние общения на жизнь человека

Внешний мир постоянно воздействует на личность человека. Содержание общения – это продукт, передаваемый в процессе межличностной или групповой коммуникации. Содержание общения оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психику.

Например, если взрослые строят педагогическое взаимодействие со своим воспитанником в спокойном, размеренном стиле, то ребенок будет отличаться уравновешенностью, рассудительностью, уверенностью в себе. В случае, когда ребенок постоянно находится в истошном и беспокойном окружении, то он вырастет неуравновешенной личностью, склонной к истерии.

Общение родителей и детей

Позитивная структура коммуникации с партнером – это целая наука, которая поможет достичь основных целей общения без стрессов.

Можно назвать несколько кратких правил позитивной коммуникации:

  • Налаживание визуального контакта. Слова, конечно, очень важны, но открытый и прямой взгляд убедит собеседника в искренности намерений. В то время как скучающий и бегающий взор заставит усомниться в честности и добросовестности человека.
  • Использование жестов должно быть оправданным в зависимости от цели и стиля общения (жесты, уместные на отдыхе в компании с друзьями, будут выглядеть нелепо на официальной встрече).
  • Общение строится в форме диалога (полилога), а не монолога. Если задают вопрос, то сначала выслушивают ответ, только потом высказывают свое отношение к обсуждаемому вопросу (монологическая речь приемлема во время лекций, докладов и выступлений).
  • Чрезмерные жалобы и упреки делают общение токсичным.
  • Не всегда собеседник готов воспринять правдивую информацию, поданную в прямой и безапелляционной форме, поэтому нужно тщательно продумывать целесообразность передачи сведений и выбирать форму подачи материала.

Важно! Правило «человек имеет 2 уха и 1 рот» значит, что нужно больше слушать, чем говорить, чтобы считаться у окружающих приятным собеседником

Виртуальное общение

Во все времена роль общения в развитии личности была колоссальной. В современном обществе человеку, наверное, сложнее найти уединение, чем страдать от недостатка общения, которое из непосредственного все больше переходит в дистанционную форму. Виртуальное общение – прекрасное изобретение человечества, облегчающее общение с людьми на большом расстоянии друг от друга и быстро решающее многие задачи общения.

Если взрослый человек – это уже сформировавшаяся личность, которая хорошо знает о подводных камнях виртуального общения, то для неустойчивой психики ребенка или подростка такой вид коммуникации может оказаться губительным. Не зная ценности непосредственного общения, ребенок с головой уходит в виртуальное пространство, где он видит свою значимость, знает правила общения, принятые в принимающем его сообществе.

Врачи не зря призывают ограничивать время работы ребенка с современными гаджетами – это не только влияет на физическое здоровье детей, но и провоцирует появление одной из самых трудноизлечимых зависимостей – компьютерной. Задача взрослых – не только материально обеспечивать свое чадо, но и показать красоту непосредственного общения, указать на опасности виртуального мира и его отличие от действительности. Отечественные педагоги-психологи отмечают, что в дети с компьютерной зависимостью не представляют, как относиться к сверстникам в классе, отстают по многим предметам, раздражительны и не уравновешены.

Позитивное общение со сверстниками

Педагогика представляет много схем общения с воспитанниками, способствующих правильному формированию коммуникативных навыков.

Таким образом, общение – неотъемлемый компонент жизни человека в социуме. Оно влияет на характер, личность и качество жизни человека. Первоначальные навыки общения формируются еще в младенческом возрасте, затем развиваются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Вербальные средства общения

К средствам общения относится, главным образом, речь в качестве источника информации, способа влияния на собеседника, общения посредством слов, обмена информацией.

Вербальные средства общения являют собой взаимодействие сторон посредством слов, и воплощаются в жизнь при помощи знаковых систем. Стержневым среди таких систем является язык. Языки в качестве знаковых систем являются наилучшим средством выражения человеческой мыслительной деятельности и средством коммуникаций. Язык находит собственное воплощение в жизнь в речи. Таким образом, язык присутствует в индивидах стабильно в состоянии возможности. Понятие «речь» употребляется в нескольких значениях. Первое значение заключается в представлении речи в качестве одного из видов коммуникативного взаимодействия личности. Т.е. в этом значении речь является конкретной деятельностью индивида, которая выражается в устном виде или письменной форме. Также речью называют итоги деятельности, которая имеет зависимость от обстоятельств и задач коммуникаций. Например, деловая или официальная речь.

Речь от языка отличается тем, что она обладает конкретностью, неповторимостью, актуальностью, активностью, она разворачивается во времени, осуществляется в пространстве. Также речь, в отличие от языковой системы, гораздо менее консервативна, но более динамична и подвижна. Она отражает опыт говорящего индивида, определена контекстом и условиями, вариативна, а также может быть самопроизвольна и неупорядочена.

Каждая фраза в ходе коммуникаций играет ту или иную роль – установление контакта, привлечение интереса и внимания, трансляция сообщений и др. Частные роли определенных фраз могут быть соединены в общие, которые носят название функции речи.

Источником данных при вербальных коммуникациях выступает индивид, произносящий или пишущий информацию. А каналом информации является голосовой аппарат индивида, который передает сообщение. Кодом в случаях вербального общения выступает речь. Одновременно с этим кодирование является преобразованием информации в единицы языка, а дешифровка – противоположным ему процессом понимания и осознания реплик. Выбор кода при трансляции словесной коммуникации, прежде всего, происходит автоматически. В основном, таким кодом выступает родной язык говорящего субъекта. Однако наряду с этим код можно воспринимать и в качестве средства зашифровки информации.

Следующим важнейшим нюансом рассматриваемого шаблона вербальной коммуникации являются искажения и помехи. Искажения могут появляться вследствие лингвистических, экстралингвистических и акустико-произносительных причин или графического облика информации при письменном сообщении. Искажения лингвистического характера связаны с дефицитом четкости высказываний, неверным синтаксическим оформлением, излишней сложностью сообщения и др.

Помехи экстралингвистического характера обусловлены «багажом» знаний адресата сообщения. Также многие психологи отмечают, что защитные механизмы психики личности выбирают такую информацию, которая будет соответствовать склонностям индивида, и не будут воспринимать те сведения, которые противоречит точке зрения и взглядам человека. Для придания информации помехоустойчивости, любое сообщение должно носить немного избыточный характер. Избыточностью сведений называют полный либо частичный повтор информации, которому сопутствует получение новых сообщений и предназначается для контроля и коррекции человеческих представлений. Считается, что избыточность в коммуникациях должна составлять не менее 50% и не более 95% «багажа» знаний в обсуждаемой области.

Важной особенностью вербальных сообщений считается ценность, под которой понимается новые сведения, получаемые от осуществления информативности, которая содержится в языковом знаке. Новизна и неожиданность обуславливает ценность сообщения содержательного характера

Выделяют диалогические и монологические коммуникации, в зависимости от направления речевого потока при общении. Диалог – это форма речи, которая содержит в себе обмен фразами и характеризуется зависимостью от речевых условий, обусловленностью предшествующими репликами, малой степенью организованности.

В вербальном общении особое положение занимает обнаружение и поощрение индивидом потенциальных возможностей партнера. Способность говорить красиво и доброжелательно имеет притягательную силу и формирует обстоятельства для образования взаимоотношений с субъектами, базирующихся на взаимном расположении, которое необходимо для психологически благоприятного климата в социальных группах.

Средства общения

Определение 2

Средство общения – это поведенческие аспекты, которые во время коммуникации проявляются и адресуются партнеру в ходе общения.

Средства общения бывают двух видов:

  1. Вербальные.
  2. Невербальные.

К вербальным средствам относят:

  • язык;
  • интонацию.

Определение 3

Язык – это система единых слов, выражений, правил, которые используются в момент коммуникации.

Слишком сложно?
Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу

Опиши задание

Определение 4

Интонация – это эмоциональная выразительность, придающая разный смысловой окрас одной и той же фразе.

К невербальным средствам относят:

  • мимику, позу, взгляд, которые либо усиливают, либо дополняют, либо опровергают смысл высказывания;
  • жесты (бывают 2типов:
  • общепринятые;
  • экспрессивные то, что придает речи большую выразительность);
  • дистанцию между людьми, которая зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.

Виды и характеристики средств вербальной коммуникации

Вербальную коммуникацию можно разделить на два уровня: устноречевую и письменноречевую коммуникацию.

Устноречевая коммуникация

Она состоит из говорения и слушания.

Говорение — вид речевой коммуникации, который осуществляется посредством голосового аппарата человека.

Существует ряд предпосылок, из-за которых осуществляется процесс говорения:

  • наличие цели сообщить свои мысли;
  • наличие определенных знаний;
  • отношение к объекту речи, понимание его настроения, взглядов;
  • наличие средств выражения своих эмоций;
  • наличие средств выражения своих мыслей.

Слушание — вид речевой коммуникации, который обусловлен принятием сообщения посредством слуховой деятельности, а также последующая обработка полученной информации.

Слушание может быть:

критическим (критическое отношение к полученной информации);
эмпатическим (уделяется большее внимание эмоциональной части сообщения);
нерефлексивным (минимальное вмешательство в речь говорящего);
рефлексивным, то есть активным (мгновенное отражение полученной информации, отклик на нее).

Письменноречевая коммуникация

Она разделяется на письмо и чтение.

Письмо — вид речевой коммуникации, который заключается в отражении в письменной форме необходимой информации.

Особенностями письма являются:

  • отсутствие промежуточной связи между источником и получателем информации;
  • невозможность для пишущего интонировать свою речь;
  • возможность более качественного подбора речевых знаков из-за отсутствия временного лимита;
  • отсутствие пауз и интонаций, что усложняет восприятие информации;
  • невозможность мгновенного уточнения информации;
  • возможность неоднократного восприятия информации.

Чтение — восприятие рукописных или напечатанных текстов, а также последующая обработка полученной информации.

Манипуляция

Манипуляция — не что иное, как воздействие на собеседника для достижения собственных намерений скрытого характера. В Оксфордском словаре данная категория определяется как акт влияния на человека, управления им с ловкостью, однако с особо пренебрежительным подтекстом. Другими словами, это скрытое воздействие и «обработка». Основное отличие манипуляции от императивного общения заключается том, что партнера не информируют об истинных целях контакта. Они или банальным образом скрываются от него, или заменяются иными. Манипулятор применяет уязвимые места индивида в психологическом плане. Среди них особенности характера, желания, привычки или достоинства, другими словами, все, что может срабатывать автоматическим образом, без сознательного анализа, способного разрушить манипуляцию или превратить ее в малоэффективную.

Что такое общение

Общение – это процесс взаимодействия людей, способ установления контакта для обменаэмоциями, информацией,идеями, мыслями между собеседниками. С помощью общения люди показывают свою симпатию или неприязнь, выражают отношение к другому человеку. Способности к общению у всех разные, они зависят от интеллектуального развития личности и навыков взаимодействия с обществом — коммуникабельности.

Общение с помощью членораздельной речи – один из главных отличительных признаков человека от животных. Животные так же умеют общаться, но их взаимодействие происходит через систему звуков, вибраций, жестов.

Это интересно! Некоторые виды экзотических рыб общаются друг с другом с помощью изменения своей окраски, ультразвука, издавая звуки похожие на урчание, пение птиц, барабанную дробь. 

Человек развивает навыки общения с раннего детства. В первые годы жизни оно становится способом рассказать родителям о своих желаниях и потребностях. Со временем, благодаря общению человек может не только передать свои чувства, но и понять окружающих, узнать об их переживаниях, желаниях, интересах.

()

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий