О гражданской обороне. модель

Предупреждение чс различного характера.

Государственная
система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций объединяет
республиканский орган государственного
управления, осуществляющий управление
в сфере предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной, промышленной, ядерной и
радиационной безопасности, гражданской
обороны (далеереспубликанский орган
государственного управления по
чрезвычайным ситуациям), другие
республиканские органы государственного
управления, иные государственные
организации, подчиненные Совету Министров
Республики Беларусь, местные исполнительные
и распорядительные органы, другие
организации, в полномочия которых входит
решение вопросов по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными
задачами государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций являются:

разработка
и реализация правовых и экономических
норм по обеспечению защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление
целевых и научно-технических программ,
направленных на предупреждение
чрезвычайных ситуаций и повышение
устойчивости функционирования
организаций, а также объектов социального
назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение
готовности к действиям органов управления
по чрезвычайным ситуациям, сил и средств,
предназначенных и выделяемых для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;

создание
республиканского, отраслевых,
территориальных, местных и объектовых
резервов материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее
— резервы материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций, если
не указано иное);

сбор,
обработка, обмен и выдача информации в
области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;

подготовка
населения к действиям в чрезвычайных
ситуациях;

прогнозирование
и оценка социально-экономических
последствий чрезвычайных ситуаций;

осуществление
государственной экспертизы, надзора и
контроля в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация
чрезвычайных ситуаций;

осуществление
мероприятий по социальной защите
населения, пострадавшего от чрезвычайных
ситуаций, проведение гуманитарных
акций;

реализация
прав и обязанностей населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций, а также
лиц, непосредственно участвующих в их
ликвидации;

международное
сотрудничество в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;

планирование
и осуществление комплекса мер по защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;

организация
и осуществление мер по подготовке к
проведению мероприятий гражданской
обороны;

оперативное
доведение до государственных органов
и других организаций и населения сигналов
оповещения и информации о возникающих
чрезвычайных ситуациях, порядке и
правилах поведения в сложившейся
обстановке;

мониторинг
и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Принципы
построения, состав сил и средств, порядок
выполнения задач и взаимодействия
основных элементов, а также иные вопросы
функционирования государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций определяются
законодательством Республики Беларусь.

Функционирование
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
обеспечивает республиканский орган
государственного управления по
чрезвычайным ситуациям.

Мероприятия
по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, совершенствованию
материально-технической базы
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
предусматриваются программами
социально-экономического развития
Республики Беларусь.

Предупреждение чс различного характера.

Государственная
система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций объединяет
республиканский орган государственного
управления, осуществляющий управление
в сфере предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной, промышленной, ядерной и
радиационной безопасности, гражданской
обороны (далеереспубликанский орган
государственного управления по
чрезвычайным ситуациям), другие
республиканские органы государственного
управления, иные государственные
организации, подчиненные Совету Министров
Республики Беларусь, местные исполнительные
и распорядительные органы, другие
организации, в полномочия которых входит
решение вопросов по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными
задачами государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций являются:

разработка
и реализация правовых и экономических
норм по обеспечению защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление
целевых и научно-технических программ,
направленных на предупреждение
чрезвычайных ситуаций и повышение
устойчивости функционирования
организаций, а также объектов социального
назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение
готовности к действиям органов управления
по чрезвычайным ситуациям, сил и средств,
предназначенных и выделяемых для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;

создание
республиканского, отраслевых,
территориальных, местных и объектовых
резервов материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее
— резервы материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций, если
не указано иное);

сбор,
обработка, обмен и выдача информации в
области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;

подготовка
населения к действиям в чрезвычайных
ситуациях;

прогнозирование
и оценка социально-экономических
последствий чрезвычайных ситуаций;

осуществление
государственной экспертизы, надзора и
контроля в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация
чрезвычайных ситуаций;

осуществление
мероприятий по социальной защите
населения, пострадавшего от чрезвычайных
ситуаций, проведение гуманитарных
акций;

реализация
прав и обязанностей населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций, а также
лиц, непосредственно участвующих в их
ликвидации;

международное
сотрудничество в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;

планирование
и осуществление комплекса мер по защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;

организация
и осуществление мер по подготовке к
проведению мероприятий гражданской
обороны;

оперативное
доведение до государственных органов
и других организаций и населения сигналов
оповещения и информации о возникающих
чрезвычайных ситуациях, порядке и
правилах поведения в сложившейся
обстановке;

мониторинг
и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Принципы
построения, состав сил и средств, порядок
выполнения задач и взаимодействия
основных элементов, а также иные вопросы
функционирования государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций определяются
законодательством Республики Беларусь.

Функционирование
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
обеспечивает республиканский орган
государственного управления по
чрезвычайным ситуациям.

Мероприятия
по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, совершенствованию
материально-технической базы
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
предусматриваются программами
социально-экономического развития
Республики Беларусь.

Гражданские организации ГО

Для того чтобы защитить население от опасностей, помимо государственных органов, также существуют формирования ГО на уровне предприятий. В такие гражданские организации ГО могут вступать все совершеннолетние граждане, не достигшие пенсионного возраста, кроме беременных, инвалидов, матерей маленьких детей (до 8 лет) и некоторых других категорий граждан.

ФЗ-28 также выделяет задачи гражданских организаций гражданской обороны и их полномочия. А именно:

  • планирование и организация мероприятий по обороне;
  • осуществление обучения собственных работников в области обороны;
  • создание и хранение собственных запасов ценных во время бедствия средств, медикаментов, провизии.

Организации 1-го и 2-го и некоторые 3-го класса опасности (производство радиационной или ядерной опасности, гидротехнические сооружения) обязаны создать и держать в постоянной готовности аварийно-спасательные нештатные формирования. А 1-й и 2-й классы опасности еще и локальные системы оповещения об опасности.

Структура

Организационно спасательные воинские формирования состоят из следующих подразделений:

Подразделение центрального аппарата МЧС России:

— Отдел спасательных воинских формирований Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России.

Региональные центры расформированы в 2014 году, вместо них головные ГУ МЧС.

85 Главных управлений МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Спасательные центры МЧС России:

— Донской спасательный центр;

Авиационно-спасательные центры МЧС России:

— Жуковский авиационно-спасательный центр;

— Северо-западный авиационно-спасательный центр;

— Северо-кавказский авиационно-спасательный центр;

— Приволжский авиационно-спасательный центр;

— Южный авиационно-спасательный центр;

— Красноярский авиационно-спасательный центр;

— Уральский авиационно-спасательный центр

— Хабаровский авиационно-спасательный центр.

Органы обеспечения управления:

— Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;

— Рузский центр обеспечения пунктов управления МЧС России.

Образовательное учреждение:

— Академия гражданской защиты МЧС России

Управление РСЧС

На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы

Координационными органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Постоянно действующие органы

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.

Органы повседневного управления

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Спасательные службы объекта

Спасательная
служба охраны
общественного порядка
создается на базе подразделений
ведомственной охраны. Она обеспечивает
охрану
объекта, поддержание общественного
порядка
во время проведения аварийно-спасательных
и других неотложных работ, контролирует
режим соблюдения светомаскировки.

спасательная
аварийно-техническая служба
организуется на базе производственного
и технического отделов. Она разрабатывает
и проводит предупредительные мероприятия,
повышающие
устойчивость основных сооружений,
специальных инженерных сетей и
коммуникаций, неотложные работы по
локализации и ликвидации
аварий,
разборку завалов и спасение людей.

спасательная
служба материально-технического
снабжения организуется
на базе отдела материально-технического
снабжения объекта. Задачами этой службы
являются разработка плана
материально-технического снабжения,
своевременное обеспечение
формирований всеми
видами оснащения,
организация ремонта
техники и различного имущества, подвоз
его к участкам работ, хранение
и учет, обеспечение продовольствием
и предметами первой необходимости
персонала на объекте и в местах
рассредоточения.

Спасательная
служба энергоснабжения
и
светомаскировки создается на базе
отдела главного энергетика. Начальник
службы – главный энергетик объекта.
Служба разрабатывает мероприятия,
обеспечивающие бесперебойную подачу
газа,
топлива и электроэнергии
на объект, проводит оснащение уязвимых
участков энергетических сетей различного
рода системами и средствами защиты и
неотложные аварийно-восстановительные
работы
на них, планирует мероприятия по
светомаскировке
и первоочередным восстановительным
работам.

Организация
эвакуационных мероприятий
в мирное и
военное время

Организованный
вывоз (вывод) из населенных пунктов и
размещение в безопасной зоне рабочих
и служащих категорированных объектов
народного хозяйства, продолжающих
хозяйственную деятельность в зоне
поражения, называется рассредоточением

основанием
для принятия решения на проведение
эвакуации является
угроза жизни и здоровью людей, оцениваемая
по заранее установленным для каждого
вида опасностей критериям. Она проводится,
как правило, по территориально-производственному
принципу. В некоторых случаях эвакуация
может осуществляться по территориальному
принципу. Способы и сроки проведения
эвакуации
определяют в зависимости от
масштабов чрезвычайной ситуации,
численности оставшегося в опасной зоне
населения, наличия транспорта и других
местных условий. В безопасных районах
эвакуированное население находится до
особого распоряжения.

Система гражданской обороны

Систему гражданской обороны составляют:

  • органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
  • силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
  • фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
  • системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.

Функции органов ГО

Необходимо понимать, что перед всеми организациями, включенными в структуру сил гражданской обороны, законодатель ставит единые задачи, которые являются обязательными к реализации. В ряд таковых входят:

  • проведение неотложных работ;
  • осуществление аварийно-спасательных работ;
  • санитарная обработка населения, а также имущества, техники, зданий и целых территорий;
  • ведение разведывательных действий в очагах поражений бедствий, к ряду которых могут быть отнесены зоны заражения, затопления, пожаров и т. п.;
  • прокладывание маршрутов в опасным зонам;
  • непосредственное участие в проведении эвакуации населения определенных регионов;
  • проведение работ, связанных с восстановлением объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения (аэродромов, дорог, элементов инфраструктуры, переправ и т. п.).

Стоит отметить, что для реализации специфических задач гражданской обороны в местах концентрации спасательных пунктов могут создаваться дополнительные точки технического обеспечения.

Организация ГО

Важно подметить, что структура гражданской обороны населения включает в себя несколько видов формирований. Нужно знать о том, что перечень сил ГО представлен в ст

15 Федерального закона «О гражданской обороне » (ФЗ-28). В ее содержании указано, что к числу их относятся:

  • аварийно-спасательные группы и специализированные формирования;
  • нештатные аварийно-спасательные отряды;
  • Вооруженные Силы РФ, а также структурные подразделения, входящие в их состав;
  • нештатные образования, на которые возлагается задача обеспечения мероприятий по гражданской обороне.

При детализированном изучении указанных групп можно заметить то, что на деле их основу составляют войска МЧС, которые в повседневной жизни регулярно привлекаются для ликвидации не только чрезвычайных ситуаций, но и их последствий, как в военное, так и в мирное время. В структуру МЧС включены такие формирования, как:

  • Центроспас;
  • службы, ведущие спасательные и поисковые работы;
  • отряды по проведению спасательных операций особенного риска;
  • авиационные подразделения;
  • противопожарная служба.

Рассмотрим далее особенности, а также основные задачи перечисленных структур.

Защита локальных территорий

Важно отметить, что, кроме указанных выше структур, в деятельности МЧС могут принимать участие и нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны. Комплектование таких образований производится исключительно из личного состава, оснащенного техникой и специальными средствами защиты, нужными для исполнения тех или иных функций

Важно отметить, что рассматриваемые структуры могут иметь определенную специализацию деятельности (химической разведки, бактериологического наблюдения, спасательную, аварийно-техническое, противопожарную, инженерной разведки и т. п.)

Задачи гражданской обороны для указанных нештатных формирований являются ровно такими же, как и для других структур, состоящих в системе органов МЧС. Разница лишь в том, что они создаются на определенных территориях для реализации защиты местного населения и окружающей среды строго от тех проблем, которые для них характерны. Подчиняются такие формирования органам самоуправления на местах, к ведению которых относится соответствующая территория.

В Российской Федерации

Основная статья: Гражданская оборона в России

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и другого.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны

При них были созданы штабы ГО и различные службы.
Также важной организацией в системе гражданской обороны являлся ДОСААФ. ДОСААФ проводил обучение молодежи по стрельбе, плаванию, вождению автомобиля, парашютизму, пилотированию самолётов и радио коммуникации.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)[нет в источнике]

В России 4 октября отмечается День гражданской обороны.

Войска гражданской обороны

Нагрудный знак подразделений ГО предприятий (СССР)

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Позже войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), а также Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС России (затем — МЧС России).

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
  • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
  • проведение пиротехнических работ;
  • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998), свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооруженными Силами Российской Федерации и другими воинскими формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные воинские формирования).

Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году — 18 000 человек.

Начальники ГО СССР

  • 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
  • 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
  • 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
  • 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.

«Центроспас»

Это основное подразделение МЧС, на которое возлагается исполнение задач, требующих быстрого реагирования. Данное наименование имеет уникальный аэромобильный спасательный отряд, который создается и функционирует на государственном уровне.

Основное предназначение рассматриваемого подразделения состоит в исполнении не только поисковых, но и спасательных работ, в том числе и в оказании помощи пострадавшим в результате бедствий, их эвакуации с места событий. Кроме этого, в число основных задач организации входит обеспечение доставки стратегически важных грузов через места локализации чрезвычайных ситуаций, а также их сопровождение.

«Центроспас» — это структура МЧС, которая имеет высокий уровень технического и транспортного обеспечения, а также современное оборудование, нужное для исполнения особо важных задач.

Стоит отметить, что организация ведет круглосуточное дежурство независимо от каких-либо факторов. По установленным правилам, период, в течение которого «Центроспас» должен отреагировать на поданный сигнал, составляет не более 30 минут (для наиболее труднодоступных и отдаленных мест).

Общее понятие

Что такое силы гражданской обороны? В официальной литературе указано, что таковыми являются все те воинские формирования, которые создаются для решения специализированных задач, возникающих в сфере охраны граждан. В ее систему могут входить как обособленные подразделения, так и целые структуры.

Подразделения, входящие в рассматриваемое государственное образование, обязаны исполнять все те функции, которые возлагаются на них нормами российского законодательства. Их привлечение к деятельности производится в строгом порядке, определенном Правительством РФ.

Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации — это понятия, тесно связанные друг с другом

Важно отметить, что действие структур, отнесенных законодательством к числу тех, на кого возлагается обеспечение ГО, во всех случаях направлено на устранение последствий ЧС, а также на их предотвращение

Что используется в работе?

Стоит отметить, что для реализации поставленных задач специализированными службами в обязательном порядке должны использоваться особенные средства гражданской обороны. К числу таковых относятся все те предметы и силы, которые используются для устранения возникновения и негативных последствий чрезвычайных ситуаций.

Что относится к ряду средств ГО? Прежде всего, таковыми являются все те сооружения, а также защитное оборудование, спецтехника, материальные ресурсы и техника — все то, что требуется для реализации нормальной деятельности

Важно отметить то, что, в зависимости от целей обеспечения, выделенные средства классифицируются на медицинские, разведывательные, инженерные и те, что требуются для защиты населения

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий