Ликвидация чрезвычайной ситуации (чс)

Особенность ликвидации последствий землетрясений, наводнений, химических, биологических аварий.

Землетрясения,
как это уже подчеркивалось в первой
лекции, являются наиболее разрушительным
стихийным бедствием, которое занимает
одно из первых мест среди других
чрезвычайных ситуаций по количеству
жертв, объему разрушений и материального
ущерба.

Сложность
спасания людей в условиях землетрясений
обусловлена внезапностью его возникновения,
трудностями введения сил и развертывания
поисково-спасательных работ в зоне
массовых разрушений; наличием значительного
количества пострадавших, которые
нуждаются в экстренной помощи; ограниченным
временем выживания людей в завалах;
тяжелыми условиями работы спасателей.

Главной
целью аварийно-спасательных и других
неотложных работ являются: поиск и
спасание пострадавшего населения,
заблокированного в завалах, поврежденных
домах, сооружениях, предоставление им
первой медпомощи и эвакуация тех, кто
нуждается в дальнейшем лечении, а также
первоочередное жизнеобеспечение
пострадавшего населения.

Управление
аварийно-спасательными и другими
неотложными работами во время
землетрясений, как и во время других
ЧС, состоит в целенаправленной деятельности
руководства с эффективным использованием
имеющихся сил и средств во время спасения
пострадавших, предоставлении им
медпомощи, эвакуации с зоны бедствия и
дальнейшего жизнеобеспечения.

Основой
для организации управления является
заранее разработанный план действий
относительно предотвращения и ликвидации
чрезвычайной ситуации.

Аварийно-спасательные
работы в случае землетрясений должны
начинаться немедленно и проводиться
беспрерывно, днем и ночью, в любую погоду,
обеспечивать спасение пострадавших в
срок их выживания в завалах.

С
целью обеспечения постоянного управления
зона разрушений делится на участки, а
те, в свою очередь, на объекты работ,
которые включают определенную территорию
с расположенными на ней домами и
сооружениями. Количество участков и
объектов работ определяется с учетом
сложившейся обстановки, объема завалов,
степени разрушения зданий, ожидаемого
количества пострадавших и их состояния.

Поисково-спасательному
отряду назначается один-два объекта
работ.

Организационно-технологическая
схема проведения аварийно-спасательных
работ
избирается командиром (начальником)
поисково-спасательного отряда (службы),
исходя из обстановки, объема, условий
работы в районе землетрясения и принятой
технологии отдельных рабочих операций.

Во
время спасательных работ в завалах и в
других сложных условиях могут назначаться
микропаузы – “ минуты тишины”
продолжительностью 2-3 минуты для
кратковременного отдыха и прослушивания
завалов с целью поиска пострадавших.

Перерывы
в работе продолжительностью 10-15 минут
назначаются с учетом состояния
трудоспособности спасателей. Во время
тяжелой работы отдых должен носить
пассивный характер.

После
завершения последней (в течение времени)
рабочей смены спасателям предоставляется
межсменный отдых – не менее 7-8 часов
полноценного сна, удовлетворение других
нужд, исходя из необходимости полного
восстановления трудоспособности.

Мероприятия по
уменьшению масштабов последствий
землетрясений и действий в случае их
возникновения должны быть предусмотрены
в Планах действий относительно
предотвращения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.

Управление РСЧС

На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы

Координационными органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Постоянно действующие органы

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.

Органы повседневного управления

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Силы и средства РСЧС

Силы и средства РСЧС состоят из сил и средств наблюдения и контроля, сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечень этих сил и средств утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации.

Силы и средства наблюдения и контроля призваны осуществлять наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарно-эпидемиологической обстановкой, качеством пищевого сырья и продуктов питания на подведомственных объектах и территориях. Эти силы и средства имеют различную ведомственную принадлежность и входят в состав Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Федерального агентства но гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и других ведомств.

Наиболее мобильными, хорошо подготовленными и оснащёнными силами ликвидации чрезвычайных ситуаций в настоящее время являются:
• спасательные центры и воинские части гражданской обороны, поисково-спасательные службы и отряды МЧС России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• региональные специализированные отряды и территориальные специализированные части, а также разветвлённая сеть пожарных частей общего назначения Государственной противопожарной службы МЧС России;
• формирования
Всероссийской службы медицины катастроф;
• подразделения Государственной лесной охраны, военизированные горноспасательные части, отряды угольной и горнорудной промышленности, спасательные подразделения Государственной инспекции по маломерным судам и некоторые другие.

Наличие этих сил позволяет в короткие сроки после возникновения чрезвычайной ситуации привлечь к её ликвидации соответствующие формирования.

Особое место среди сил и средств РСЧС занимают силы постоянной готовности МЧС России. В состав этих сил входят:• Национальный центр управления в кризисных ситуациях (орган повседневного оперативного управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций);
• Центральный аэромобнльный спасательный отряд;
• поисково-спасательные службы;
• Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер»;
• мобильные сводные отряды соединений и воинских частей войск гражданской обороны Российской Федерации; отдельные вертолётные отряды и отдельные смешанные авиационные эскадрильи;
• региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров Государственной противопожарной службы.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях является основным органом управления силами, средствами и ресурсами РСЧС в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций.

Центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России (Центроспас) — специальное поисково-спасательное формирование, предназначенное для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации. С 1992 г. отряд участвовал в сотнях крупнейших спасательных и гуманитарных акций. В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство, поэтому спасатели и специалисты готовы вылететь в район бедствия через 30 мин после оповещения, а персонал аэромобильного госпиталя через 50 мин после прибытия начинает оказывать помощь потерпевшим.

Многие спасатели отряда за мужество и высокопрофессиональные действия награждены орденами и медалями Российской Федерации. Двоим из них — Андрею Рожкову (посмертно) и Владимиру Легошину присвоено высокое звание «Герой Российской Федерации».

Поисково-спасательные службы представляют собой совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединённых в единую систему, основу которой составляют поисково-спасательные формирования.

Следующая страница Основными задачами сил и средств РСЧС

Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для проведения
работ по ликвидации ЧС привлекаются
силы, указанные в предыдущем разделе.

Проведение
аварийно-спасательных работ в зонах
чрезвычайных ситуаций условно делится
на 3 этапа:


начальный
этап

– проведение экстренных мер относительно
защиты населения, спасания пострадавших
местными силами и подготовки группировок
сил и средств ликвидации ЧС к проведению
работ;-

первый
этап
;

проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ группировками
сил и средств гражданской защиты

второй
этап


завершение аварийно-спасательных работ,
постепенная передача функций управления
органам исполнительной власти, вывод
группировок, проведение мероприятий
по первоочередному жизнеобеспечению
населения.

Силы
и средства системы гражданской защиты
выводятся из зоны ЧС после завершения
аварийно-спасательных и
аварийно-восстановительных работ.

Следует
заметить, что оперативное
построение группировки сил и средств
состоит из нескольких эшелонов и резерва.

Очередность эшелонов зависит от времени
на приведение в готовность и прибытие
к очагу событий. К резерву подключают
силы и средства, предназначенные для
решения внезапно возникших задач.

Как
правило, ликвидация чрезвычайных
ситуаций осуществляется силами и
средствами того звена системы гражданской
защиты, той подсистемы, на территории
которой они возникли. В случае невозможности
ликвидировать ЧС собственными силами,
они наращиваются решением вышестоящей
инстанции.

Режим
работы устанавливается с учетом времени
защитного действия средств защиты
органов дыхания и закономерностей
изменения трудоспособности человека
в случае работы в определенных условиях.

В случае
круглосуточного ведения работ,
продолжительность рабочих смен (циклов),
включая перерыв на отдых, не должна
превышать 8 часов и устанавливается в
каждом конкретном случае на основе
показателей, которые характеризуют
постоянную трудоспособность в течение
данного времени.

Ночью
продолжительность работы спасателей
уменьшается на 25 процентов, соответственно
увеличивается время на отдых.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

Важнейшей
составной частью единой государственной системы предупреждений и ликвидации
чрезвычайных ситуаций являются ее силы и средства. Они подразделяются на силы и
средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Министерство
Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных
бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами
Ассоциации спасательных формирований России. Так, в ежегодных отчётных докладах
министра МЧС России называются следующие показатели:

1)
всего действует примерно около 130 спасательных формирований (отрядов)
поисково-спасательной службы (ПСС) министерства;

2)
силами спасательных отрядов проводиться ежегодно до 2 и более тысяч операций, в
которых спасается до 5 и более тысяч человек.

Кроме
отрядов спасателей МЧС России задействует следующие силы:

1)
военизированные и невоенизированные противопожарные, поисково-спасательные и
аварийно-восстановительные формирования федеральных органов исполнительной
власти и организаций России;

2)
учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России
и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

3)
формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства
России;

4)
части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения
муниципальной милиции;

5)
силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах экономики;

6)
воинские части и соединения радиационной, химической и биологической защиты и
инженерных войск Минобороны России;

7)
силы и службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов
гражданской авиации;

восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;

9)
аварийно-спасательные службы Военно-Морского флота России и других министерств;

10)
военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;

11)
территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по
маломерным судам Минприроды России;

12)
подразделения Государственной противопожарной службы МВД России (с января 2002
года в состав МЧС России вошла Государственная противопожарная служба МВД
Российской Федерации);

13)
военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части
Минтопэнерго России;

14)
аварийно-технические центры и специализированные отряды Минатома России;

15)
отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.

Классификация чс по масштабам.

Чрезвычайная
ситуация (ЧС)
– это обстановка
на определенной территории (акватории)
или объекте, сложившаяся в результате
аварии, катастрофы, опасного природного
явления, стихийного или иного действия,
эпидемии, эпизоотии, эпифитотии,
применения современных средств поражения,
которые могут повлечь или повлекли за
собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей и (или) окружающей природной среде,
значительные материальные потери и
нарушение условий жизнедеятельности
человека.

В зависимости от
числа пострадавших и людей, у которых
нарушены условия жизнедеятельности,
размера материального ущерба, а также
границы зон распространения поражающих
факторов, чрезвычайные ситуации
подразделяются на локальные, местные,
территориальные, региональные, федеральные
и трансграничные.

Локальная ЧС
– это когда число пострадавших не более
10 человек, либо нарушены условия
жизнедеятельности не более 100 человек
и зона ЧС не выходит за пределы территории
объекта производственного и социального
назначения. Ликвидация локальной ЧС
осуществляется силами и средствами
организации, предприятия, учреждения.

Местная ЧС
– число пострадавших свыше 10, но не
более 50 человек, либо нарушены условия
жизнедеятельности свыше 100, но не более
300 человек и зона ЧС не выходит за пределы
населенного пункта, города, района.
Ликвидация местной ЧС организуется
органами местного самоуправления и
осуществляется, как правило, местными
силами и средствами.

Территориальная
ЧС
– число
пострадавших свыше 50, но не более 500
человек, либо нарушены условия
жизнедеятельности свыше 300, но не более
500 человек и зона ЧС не выходит за пределы
субъекта РФ. Ликвидация территориальной
ЧС осуществляется силами и средствами
органов исполнительной власти субъекта
РФ.

Региональная ЧС
– число пострадавших свыше 50, но не
более 500 человек, либо нарушены условия
жизнедеятельности свыше 500, но не более
1000 человек и зона ЧС охватывает территорию
двух субъектов РФ. Ликвидация региональной
ЧС осуществляется силами и средствами
органов исполнительной власти субъектов
РФ, оказавшихся в зоне ЧС.

Федеральная ЧС
– число пострадавших свыше 500 человек,
либо нарушены условия жизнедеятельности
свыше 1000 человек и зона ЧС выходит за
пределы более чем двух субъектов РФ.
Ликвидация федеральной ЧС осуществляется
силами и средствами органов исполнительной
власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне
ЧС.

Трансграничная
ЧС
– действие
поражающих факторов выходит за пределы
РФ, либо ЧС, которая произошла за рубежом
и затрагивает территорию РФ. Ликвидация
трансграничной ЧС осуществляется по
решению Правительства РФ в соответствии
с нормами международного права и
международными договорами РФ.

1.5. Режимы функционирования рсчс

В
зависимости от обстановки, масштаба
прогнозируемой или возникшей ЧС решением
соответствующих органов исполнительной
власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления в пределах конкретной
территории устанавливается один из
следующих режимов
функционирования
РСЧС:

  • режим
    повседневной деятельности

    при нормальной производственно-промышленной,
    радиационной, химической, биологической
    (бактериологической), сейсмической и
    гидрометеорологической обстановке,
    при отсутствии эпидемий, эпизоотии и
    эпифитотий;

  • режим
    повышенной готовности

    — при ухудшении производственно-промышленной,
    радиационной, химической, биологической
    (бактериологической), сейсмической и
    гидро метеорологической обстановки,
    при получении прогноза о возможности
    возникновения ЧС;

  • режим
    ЧС


    при возникновении и во время ликвидации
    ЧС.

Основными
мероприятиями
,
осуществляемыми при функционировании
РСЧС являются:

а)
в режиме повседневной деятельности:


осуществление наблюдения и контроля
за состоянием окружающей природной
среды, обстановкой на потенциально
опасных объектах и на прилегающих к ним
территориях;


планирование и выполнение целевых и
научно-технических программ и мер по
предупреждению ЧС, обеспечению
безопасности и защиты населения,
сокращению возможных потерь и ущерба,
а также по повышению устойчивости
функционирования промышленных объектов
и отраслей экономики в ЧС;


совершенствование подготовки органов
управления по делам ГО и ЧС, сил и средств
к действиям при ЧС, организация обучения
населения способам защиты и действиям
при ЧС;


создание и восполнение резервов
финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации ЧС;


осуществление целевых видов страхования;

б)
в режиме повышенной готовности:


принятие на себя соответствующими
комиссиями по ЧС непосредственного
руководства функционированием подсистем
и звеньев РСЧС, формирование при
необходимости оперативных групп для
выявления причин ухудшения обстановки
непосредственно в районе возможного
бедствия, выработки предложений по ее
нормализации;


усиление дежурно-диспетчерской службы;


усиление наблюдения и контроля за
состоянием окружающей природной среды,
обстановкой на потенциально опасных
объектах и прилегающих к ним территориях,
прогнозирование возможности возникновения
ЧС и их масштабов;


принятие мер по защите населения и
окружающей природной среды, по обеспечению
устойчивого функционирования объектов;


приведение в состояние готовности сил
и средств, уточнение планов их действий
и выдвижение при необходимости в
предполагаемый район ЧС;

в)
в режиме ЧС:


организация защиты населения;


выдвижение оперативных групп в район
ЧС;


организация ликвидации ЧС;


определение границ зоны ЧС;


организация работ по обеспечению
устойчивого функционирования отраслей
экономики и объектов, первоочередному
жизнеобеспечению пострадавшего
населения;


осуществление непрерывного контроля
за состоянием окружающей природной
среды в районе ЧС, за обстановкой на
аварийных объектах и на прилегающей к
ним территории.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий