Площадка для пожарных машин

8 Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям

8.1 Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:

— с двух продольных сторон – к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;

— со всех сторон – к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.

8.2 К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:

 — с одной стороны – при ширине здания или сооружения не более 18 метров;

 — с двух сторон – при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

8.3 Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:

 — меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;

 — двусторонней ориентации квартир или помещений;

 — устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.

8.4 К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

8.5 Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.

8.6 Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

— 3,5 метров – при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

— 4,2 метра – при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;

— 6,0 метров – при высоте здания более 46 метров.

8.7 В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

8.8 Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:

для зданий высотой до 28 метров включительно – 5-8 метров;

для зданий высотой более 28 метров – 8-10 метров.

8.9 Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

8.10 В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

8.11 Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру – не более чем через 180 метров.

8.12 В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

8.13 Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

8.14 Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

8.15 При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.

8.16 К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

8.17 Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.

8.18 На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов – не менее 3,5 метра.

  16-03-2016    27 934  

3

Основные требования к базовым шасси пожарных автомобилей

Противопожарная техника разрабатывается на базе грузовых автомобилей. Исключение составляют машины, эксплуатируемые в нестандартных условиях. В таком случае под заказ создают новые модификации. Пожарные автомобили разрабатывают на полноприводных или неполноприводных шасси. Скоростные и тяговые требования к последним прописаны в ГОСТе 21398-89. Регламент полноприводных систем основан на нормативно-технической документации конкретной модели ПА. Обязательное условие для них – комплектация шинами для передвижения по грунтовым дорогам. В число основных требований входит также и наличие на ведущих колесах  системы подсоединения противоскользящих цепей (при двускатной ошиновке крепления цепи ставятся на каждое колесо).

От базы зависит величина общей массы ПА. Она не должна превышать 95% от максимально предусмотренной общей массы для данного типа конструкции. При этом если автомобили были разработаны до вступления в силу  ГОСТа 21398-89, допускается использование полной массы, но только по согласованию с изготовителем шасси. Отдельно просчитывается количество мест боевого расчета. Нагрузка при этом берется из расчета массы человека 75 кг плюс дополнительно 10 кг специального снаряжения.

Одна из ключевых систем шасси пожарного автомобиля – двигатель. Как правило, в эксплуатацию ГПС поступают машины с бензиновым или дизельным поршневым мотором. Реже в комплектацию входит газотурбинный двигатель, но только при условии, что его ресурс не меньше поршневого. Объем топливного бака рассчитывается исходя из необходимости обеспечения непрерывного пробега автомобиля минимум 400 км.

К базовому шасси ПА предъявляют требования по установке механизма отбора мощности, благодаря которому работает насос. Компоновка должна предусматривать использование системы обогрева кабины боевого расчета и кузова с размещенным на нем оборудованием. При отборе мощности на привод насоса двигатель и трансмиссия должны обеспечивать непрерывную работу спецсистем в течение минимум 6 часов с поддержанием температуры масла и уровня охлаждающей жидкости в установленных технической документацией пределах.

Тормозная система, используемая при оборудовании пожарных машин, должна соответствовать ГОСТу 22895. При пневматической системе со стояночным тормозом, работающим на пружинном аккумуляторе энергии, обязательно наличие устройства, которое обеспечивает рабочее давление в этой системе в режиме ожидания. Недопустимо падение более 60% от номинального показателя в течение суток.

Система электрооборудования базового шасси для пожарных автомобилей разрабатывается с учетом требований ГОСТов 3940; 6964; 8769; 10984 и 20961. Одно из условий – установка выключателя аккумуляторных батарей. Сами же аккумуляторные батареи устанавливают только в защищенных от попадания грязи местах с возможностью дополнительного утепления. В систему электрооборудования должно входить устройство для подключения зарядного устройства для подзарядки аккумулятора в стационарном положении.

Источник питания базового шасси пожарного автомобиля должен обеспечивать работу дополнительных электропотребляющих систем, таких как маяки, прожекторы, радиостанции. В таких случаях предусматривается отдельный вывод (розетка) напряжения 12 В. Дополнительные розетки могут быть установлены вне кабины.

Шасси оборудуются тягово-сцепными и буксирными устройствами, а также задним буфером безопасности. Наружное покрытие частей шасси, используемого для производства пожарных автомобилей,  должно совмещаться с информативной окраской, принятой для маркировки ПА.

В комплектацию шасси также входит: запасное колесо, комплект инструментов для проведения текущего ремонта, комплект запасных частей в зависимости от типа ПА, огнетушитель, аптечка, противооткатные упоры.

Дополнительные условия

Противопожарная спецтехника предназначена не только для непосредственного тушения пожаров. По сути, это мобильные центры технического обеспечения чрезвычайных ситуаций. На них установлено оборудование для связи, осветительные приборы, насосные станции, механические и автоматические средства для спасения людей. Несмотря на то, что мобильные центры характеризуются большими возможностями для ЧС, для них необходимы и другие ресурсы:

  • для бесперебойной и продолжительной подачи воды нужен стационарный гидрант на месте происшествия;
  • подготовленная площадка с надежным покрытием, способная выдержать значительные нагрузки;
  • возможность быстро и беспрепятственно подъехать к очагу возгорания и маневрировать на месте, например, для ротации техники, в зависимости от сложившейся ситуации.

Противопожарная безопасность становится с каждым годом все более насущной проблемой, поэтому целесообразно профессионально прорабатывать все участки жилых массивов, территорий предприятий, садовых кооперативов, строительных площадок и других зон. Правильная организация подъездных маршрутов, соответствие нормам, действующим в РФ, поддержание маршрутов в подготовленном состоянии является гарантией оперативного прибытия на пожар специалистов-пожарных, устранения возгорания, сохранность имущества и человеческих жизней.

Противопожарные проезды нормативный документ. Пожарные проезды вокруг зданий

Для обеспечения безопасности жильцов многоквартирных, а в больших городах, мегаполисах, таких как Москва с Санкт-Петербургом, еще и высотных домах; работников, сотрудников предприятий/организаций, многочисленных посетителей, находящихся в многоэтажных зданиях общественного назначения – офисных, торговых, деловых, развлекательных, административных центрах, возможность беспрепятственного подъезда к ним спецтехники пожарных подразделений МЧС России крайне востребована.

В зависимости от конкретной ситуации, не менее важна, буквально жизненно необходима, как и правильно организованная, технически обеспеченная автоматическими системами оповещения безопасная , , или , исправность, укомплектованность ПК, и .

Свободные пути следования людей – не загроможденные старой мебелью, грудами ненужной документации коридоры, лестничные клетки запасных выходов, незакрытые на навесные/врезные замки двери; ключи от которых имеются неизвестно где.

Пожарные проезды вокруг зданий

Практически с самого начала более-менее системного городского строительства, большое внимание уделялось вопросам противопожарной безопасности. Логично предположить, что пожар легче уничтожить в зародыше, нежели после того, как он распространится на близлежащие здания

Именно поэтому при планировании строительства необходимо принимать во внимание такие вещи как пожарный проезд и пожарный подъезд.

В первом случае речь идет о возможности сквозного движения пожарного транспорта через определенную зону. Во втором случае подразумевается только возможность подъехать непосредственно к объекту. И первый и второй моменты призваны обеспечить беспрепятственный доступ противопожарных служб к зданиям и сооружениям в случае возникновения возгорания.

Таким образом, создаются условия для оперативного устранения пожаров. Теоретически, во всяком случае.

Пожарный проезд вокруг зданий обустраивается исходя из требований закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. и строительных правил СП 42.13330.2011.

Основной параметр пожарного проезда – ширина.

Именно она во многом влияет на возможность использования специализированной техники. В настоящее время, действуют следующие требования к ширине пожарного проезда, в зависимости от этажности здания:

Почему для зданий разной этажности используется разная ширина пожарного проезда? Потому что возгорания более высоких зданий являются более сложными и требуют более мощной техники (а так же большего количества техники), что и приводит к увеличению ширины проезда.

Отметим, что в ширину проезда могут включаться тротуары к нему примыкающие, при условии, что они способны выдержать нагрузки от пожарной техники (более 16 тонн в расчете на ось).

По ходу пожарного проезда необходимо обеспечить беспрепятственное прохождение транспорта, высотой не менее 4 с четвертью метров.

Что касается пожарного подъезда, то он должен подходить к зданию (расстояние от стены до ближнего края подъезда) на определенное расстояние, которое так же зависит от этажности:

  • до 10 – не менее 5 м, но не более 8 м;
  • 10 и более – 8 – 10 м.

Указанная зона (от ближнего края подъезда до стены) не может использоваться для прокладки воздушных линий электропередач, а так же для посадки деревьев рядами (одиночные посадки допускаются).

Ширина пожарного проезда арочного типа (во внутренние замкнутые и полузамкнутые дворы) должна быть равной или превышать 3,5 м. Его высота не должна быть меньше, чем 4,25 м. Арочные пожарные проезды должны располагаться через каждые 300 м.

Отметим, что параметры пожарных проездов могут быть пересмотрены в случае наличия в данной зоне иных систем пожаротушения (гидрантов, автоматических систем и т.д.).

Если проезд заканчивается тупиком, то в нем должна быть предусмотрена площадка для разворота габаритного транспорта, размерами не менее 12 x 12 м.

В ряде случаев (жилой дом, выше 9 этажей или образовательное учреждение), к зданиям должен быть обеспечен пожарный проезд с двух сторон, что может несколько усложнить проектировку, особенно в условиях городской застройки.

Классификация противопожарных стволов

Существует два типа противопожарных устройств — ручные и лафетные ПС, которые отличаются размерами и способом эксплуатации.

Лафетные модификации потребуют привлечения специализированных транспортных средств. Они отличаются высотой установки, наличием регулирующих элементов, комплектацией, позволяющей создавать поток разной конфигурации с определенным углом подачи.

Классификация лафетных ПС осуществляется по следующим признакам:

  • По мобильности и возможности крепления: стационарные с монтажом на транспорте (С), перевозимые на отдельном прицепе (В) и переносные (П);

  • По виду формируемой струи: универсальные (с индексом У) или перекрывные (без индекса У) конфигурации;

  • По виду управления: с дистанционным (с индексом Д) или ручным (без индекса) способом управления.

Детальную информацию о ПС можно узнать по специфике обозначений:

  • С – стационарная установка для комплектации внутренних установок;

  • Б – модели, оснащенные вращательными элементами, для установки на передвижные средства;

  • Д – рабочие устройства, позволяющие регулировать технические параметры дистанционно;

  • П – универсальные мобильные конфигурации, которые приемлемо использовать в комплекте с различными насосными установками.

Ручные ПС являются оборудованием, позволяющим осуществлять подачу гасящих составов на верхние этажи с максимальной глубиной подачи до 5 метров.

Классификация ручных ПС осуществляется по таким признакам:

  • По виду управления: универсальные (без использования регулирующих кранов) или перекрывные (с запорной арматурой);

  • По виду формируемого потока: для подачи компактной струи, рассеивающего потока, водяной завесы различного формата, пенного раствора, комбинированные и универсальные модели;

  • По мобильности и возможности крепления: стационарные с монтажом на магистралях и переносные.

Расшифровка позволит узнать сферу их применения:

  • РС-70, 50, 50П – съемные приспособления с выработкой сплошного потока и предусматривающие возможности для удлинения рукава;

  • РС 70.1 и 50.1 – стационарные модели, поддерживающие стабильное давление сплошным потоком;

  • РСП, РСК и СРП – мобильные устройства, предназначенные для подачи пенных составов исключительно под углом;

  • РСКЗ 70 – высокопроизводительная установка, позволяющая регулировать параметры работы струи с различным огнетушащим составом.

Пожарные стволы классифицируют по двум признакам:

  • пропускной способности;

  • виду огнетушащего средства.

По пропускной способности

Пропускная способность – показатель эффективной работы всей цепочки гидравлической сети. Характеристики диаметра выпускного отверстия, длина рукавной линии, наличие потерь насосных установок, насадок и соединительных элементов позволяют оценить производительность агрегатов по пропускной способности. Максимальное значение этих параметров свидетельствует о высокой производительности процессов пожаротушения, поскольку сеть способна выдавать предельно допустимый объем воды.

В техническом паспорте обозначено минимальное значение пропускной характеристики для:

  • Ручных моделей, имеющих свои конструктивные особенности. Незначительная глубина тушения и диаметр соединительной элементов в 5,0 см позволяет организовать выдачу потока 2-4,0 л/с. При входном отверстии 7,0 см – 2,3-8 л/с воды в зависимости от конфигурации струи. Такие характеристики ограничивают масштабы применения ручных конфигураций, но они показывают свою эффективность при работе в недоступных пространствах и для ликвидации возгораний на начальных стадиях;

  • Лафетных аппаратов с постоянным расходом огнегасящих составов 20/40/60/100/150 л/с. В случае переменного расхода показатель варьирует в пределах 15-25 или 100-150 л/с. Такие модификации подходят для больших объемов работы.

По виду огнетушащего вещества

Использование дополнительных приспособлений дает возможность работать с различными по составу веществами:

  • Водяные;

  • Водяные с пенообразующим составом;

  • Порошковые;

  • Комбинированные.

При этом могут использоваться специализированные функциональные насадки.

Переоборудование

Переоборудованием пожарных автомобилей занимаются автопроизводители. Принципиальным на этом этапе является выбор легких и прочных материалов. Надстройки машины делают из алюминия и стеклопластика, которые отличаются небольшим весом, не боятся коррозии и поддаются резке при помощи лазера. Шторки всех отсеков также алюминиевые с прорезиненными вставками. Это обеспечивает им подвижность и защищает от попадания влаги внутрь отделений. Для цистерны выбирают экологически чистый материал, поэтому при необходимости пожарные автомобили могут использоваться для доставки питьевой воды населению.

Современные ПА обладают рядом преимуществ перед своими предшественниками:

  • благодаря шторным дверцам отсеков, открывающимся вверх, высвобождается пространство в непосредственной близости к машине;
  • двери кабины водителя и пожарного расчета делают с лестницей, что обеспечивает быструю посадку в автомобиль;
  • современные ПА комплектуются насосами высокого давления;
  • управление многими механизмами осуществляется из кабины водителя, что значительно экономит время спасателей;
  • отсеки с ПТВ оборудованы дверцей с откидной панелью, выдерживающей нагрузку до 250 кг, и поворотными полками.

О компании

Подробности
Категория: Uncategorised
Создано 29.03.2013 20:30
Обновлено 25.01.2021 09:50
Опубликовано 29.03.2013 20:30
Просмотров: 27583

     Основными направлениями деятельности Фирмы СПРУТ является проектирование и производство гидравлического аварийно-спасательного инструмента, строительного гидроинструмента и технологического оборудования, а также специальных тренажеров и тренажерных комплексов. Специалисты компании проводят высококвалифицированное техническое обслуживание и ремонт инструмента, разрабатывают учебную и ремонтную документацию, проводят обучение спасателей, проходящих повышение квалификации в 40 Учебном Центре МЧС России на базе собственного производства, участвуют практически во всех учениях, проводимых МЧС России.

    Также Фирма СПРУТ занимается комплектацией аварийно-спасательных машин, предназначенных для доставки групп спасателей, комплекта аварийно-спасательного оборудования и инструмента к местам ЧС, обеспечения проведения спасательных и неотложно-восстановительных работ при их ликвидации. Разработаны оригинальные решения оснащения ряда машин, в том числе на базе автомобилей «Газель», «Land Rover», «Fiat Dukato», «Toyota Tundra» и «Ford Transit» (4х4).

     С 2005 г. компания участвует в Федеральной целевой программе «Безопасность дорожного движения», выполняя ряд научно-исследовательских работ по созданию специальных тренажеров и комплексов для обучения спасателей и пожарных правилам деблокирования пострадавших при ДТП.

     За время, прошедшее со дня основания (1992 г.), компания заслужила на рынке безусловное доверие и добилась значительных результатов. Успех предприятия – это заслуга высокопрофессионального коллектива, основу которого составляют специалисты широкого профиля, прошедшие школы лидеров разных отраслей ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского» (ЦАГИ), ОАО «ГИПРОУГЛЕМАШ» и др.

     Фирма СПРУТ проводит обширную модернизацию своей производственной базы, в состав которой входят высокоточные обрабатывающие центры, участок шлифовальной обработки (плоскошлифовальное и круглошлифовальное оборудование), участок термообработки, установка гидроабразивной резки, а также высокопроизводительное заготовительное оборудование.

     Производственная база размещается на площади ≈ 4500 м2.

     Предприятие также имеет собственную гидравлическую лабораторию, оснащенную стендами для динамических и статических испытаний. 

      Устойчивое и стабильное положение Фирмы СПРУТ, сплоченный коллектив, наличие конструкторской, производственной и испытательной базы позволили предприятию участвовать в международных акциях.

     Компания награждена золотыми и серебряными медалями, дипломами, является лауреатом всех выставок, организуемых МЧС России, а также ряда отечественных и зарубежных специализированных экспозиций, в том числе в Брюсселе, Женеве, Ганновере, Сеуле. 

     Постоянный поиск новых решений, наличие современных технологий и оборудования – это то, что позволяет Фирме СПРУТ удерживать лидирующие позиции в области создания аварийно-спасательного и строительного гидравлического оборудования не только в России, но и за рубежом.

Стандартный комплект

Для оперативного реагирования на вызов бригада спасателей использует определенный комплекс вспомогательных средств, которые входят в перечень основного оборудования пожарных автомобилей или являются частью пожарно-технического вооружения. Первое представляет собой комплекс коммуникаций для подавления огня. Ко второму относят технические средства для защиты личного состава при проведении разведки на месте происшествия и ликвидации возгораний.

Стандартно ПА общего назначения, к которым относят автоцистерны, насосно-рукавные машины, автомобили первой помощи и спасательный транспорт, на борту обязательно имеют:

  1. Аварийно-спасательный инструмент, при помощи которого устраняют препятствия на пути к очагу возгорания. К нему относят топор, багор, молоток, лом, технические средства для резки проводов.
  2. Спасательные средства. Это лестницы, канатно-спусковые устройства, маты, приспособления для поднятия на высоту, метательные устройства.
  3. Оборудование малой механизации, к которому относят инструмент с электроприводом, соединяющийся с двигателем или гидроагрегатом. Это пневматические домкраты, заглушки, пластыри.
  4. Средства индивидуальной защиты. Для органов дыхания и зрения – респираторы, аппараты со сжатым воздухом, устройства искусственной вентиляции легких, самоспасатели. Для рук, ног и головы – каски, перчатки, защитная обувь. Дополнительное оборудование пожарных автомобилей, которые работают в зоне техногенных катастроф, включает комплекты теплоотражателей, костюмы защиты от ионизирующих излучений.
  5. Гидравлические установки.

Перечень пожарного оборудования, возимого на пожарных автомобилях, зависит от модели транспортного средства. В зависимости от сложности ситуации на место вызова посылают машину, оснащенную в соответствие со стандартным протоколом действий.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий