Правила пожарной безопасности на современных судах

Правила монтажа и ТО

Требования здесь не такие жесткие, как, например, для газа или порошка.

Для этих систем выбор объектов большой, есть варианты для проектирования.

Монтаж систем водяного пожаротушения выполняем, руководствуясь

Госстандартами Р 53288, Р 50680-94, 12.3.046-91, нормативами СП 5.13130.2009, НПБ 88, 110

и другой документацией для отдельных компонентов системы.

СП 5 здесь основной «закон».

Требования к помещениям изложены в нем.

К примеру, если защищаемая площадь больше 40 % всего периметра помещения, АУПТ мы должны монтировать для всего сооружения.

Там же, в Приложении А приведен список объектов с обязательной установкой АУПТ.

Порядок монтажа следующий.

  • Готовим площадку для ведения монтажной работы.
  • Подводим коммуникации.
  • Устанавливаем резервуары.
  • Ставим насосы, оборудование пожарной автоматики, запорную арматуру и распылители.
  • Проверяем соединения всех узлов.
  • Проводим испытание системы.

Расстояние между распылителями определяем по СП 5.

Заполненные водой трубопроводы выполняем из оцинковки или нержавеющей стали.

Обслуживание водяного пожаротушения предусматривает заведение журнала ТО и дальнейшее его ведение с оформлением актов испытаний.

Программу испытаний утверждает владелец предприятия или ответственное лицо.

Сроки технического обслуживания определяет РД 009-01-96.

Периодичность проведения испытаний установок водяного пожаротушения описывает РД 34.49.501-95.

Классификация

Пожарные суда можно разделить на следующие основные категории:

  • Специфические. Они имеют на борту крупногабаритное мощное противопожарное оборудование, которое не позволяет использовать таковые плавсредства не по назначению.
  • Комбинированные. В группу входят те портовые и пожарные буксиры, на которые установлено пожарное оборудование, не снижающее эффективности их буксировочных свойств даже при применении не по назначению.

Также пожарные суда можно представить в классификации по району плавания:

  • Речные.
  • Морские.
  • Комбинированный тип «река-море» (главным образом, таковые плавательные средства используются в крупных речных руслах).

Пожарные катера и их характеристики

Габаритные параметры этих судов значительно меньше, чем у кораблей. Применяются на реках и озерах России.

При этом пожарные катера могут преодолевать 250–300 км. Период работы мотора не превышает шести часов. На них устанавливается насос для подачи огнетушащего вещества. Катера оснащаются переносным оборудованием и спасательными средствами.

Выделим топ-5 самых распространенных моделей:

  1. КС-110-39. Развивает максимальную скорость 22 км/ч, вмещает 6 человек экипажа, перевозит 2 000 литров огнетушащего вещества, тип – водометный катер.
  2. Кальмар 65Т. Передвигается со скоростью 70 км/ч, может перевезти до 8 человек.
  3. Касатка. Преодолевает 75 км за час, имеет восемь посадочных мест.
  4. Мастер. Скорость до 30 км/ч, вмещает 5 человек.
  5. Стингер. За час достигнет места пожара, расположенного в шестидесяти километрах, может взять восемь человек с учетом экипажа.


Катер водометный типа КС-110-39

Еще в 2000 году одним из самым популярных был пожарный катер Прометей 28, 32, 44, 78. Они использовались во многих областях страны. Но к 2020 году на вооружении остался только один, приписанный к порту в Чебоксарах.

Типы и характеристика систем пожаротушения на судах

Различают несколько видов стационарных систем пожаротушения, которые монтируются еще во время строительства судна.

  1. Водяная. Предполагает следующие варианты:
  • водопожарная. Представляет собой первостепенную защиту. Монтаж данного вида обязателен вне зависимости от наличия других способов борьбы с пожаром. С каждым членом экипажа проводится инструктаж по правилам введения водопожарной системы в эксплуатацию. После ее запуска вода подается во все части корабля под большим давлением. Осуществляется данная процедура благодаря наличию трубопроводов, насосов, клапанов управления;
  • спринклерная. Предназначена для борьбы с огнем внутри помещений на пассажирских судах посредством распыленных струй. Система оснащена сплинкерами, которые раскрываются автоматически при конкретно обозначенной температуре внутри помещения. Давление воды при этом невысокое. Принцип действия направлен на снижение температуры и блокировку распространения огня для осуществления эвакуации людей;
  • водораспыление. Рассчитано на борьбу с огнем в нижней либо верхней части машинного отделения в случае аварии или затопления. Представляет собой сеть трубопроводов, оснащенных распылителями, клапанами. По необходимости клапаны открываются, вода подается веерообразными либо конусообразными струями. Происходит тушение горящего топлива;
  • орошение. Данная система пожаротушения на судне направлена на борьбу с огнем по пути выхода пассажиров, членов экипажа. Также применяется в подсобных помещениях для предотвращения возгорания взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ;
  • водяные завесы. По такому принципу борьба с огнем осуществляется с пожарных катеров. Они приближаются к судну на близкое расстояние, тушат огонь посредством лафетных труб.                                                                                                                                                                            
  1. Газовая. Ей оборудованы только грузовые отсеки, двигательное отделение. Это объясняется не только производительностью, но и стоимостью обслуживания. Кроме того, вещество для тушения пожара нуждается в периодической замене на новое. Что подразумевает дополнительные расходы. В качестве огнетушащего вещества используют:
  • углекислый газ. Однако он пользуется все меньшей популярностью;
  • газы из семейства хладонов. Они эффективны, просты в производстве, хранении, поэтому так востребованы.
  1. Пенная. Используется для предотвращения пожара в машинных, насосных отделениях. Монтируется в обязательном порядке на судах по перевозке сжиженных газов, танкерах. Количество пенообразующих установок напрямую зависит от размера корабля. Принцип действия заключается в образовании пены, которая покрывает огонь толстым слоем, блокируя доступ кислорода. В зависимости от соотношения пенообразователя и воды, выделяют:
  • пену низкой кратности (1:10). Предназначена для палуб нефтеналивных, морских судов;
  • пену средней кратности (1:50 – 1:150). Используется на сухогрузах и рефрижераторах;
  • пену высокой кратности (1:1000). Применяется в машинных, грузовых отсеках.

Устройство и основные рабочие узлы

А. Спринклерная система;В. Дренчерная система.

  1. Центральный извещатель пожарной сигнализации;
  2. Спринклерный ороситель;
  3. Извещатель пожарной сигнализации (дымовой, тепловой извещатель, УК, горения);
  4. Дренчерный ороситель;
  5. Мелкодисперсный ороситель;
  6. Подключенный к электросети объект защиты;
  7. Узлы управления и контроля;
  8. Компрессор;
  9. Автоматика управления водоснабжением;
  10. Тестовый водопровод для насоса;
  11. Поплавковый механизм контроля заполнения резервуара водой;
  12. Резервуар с огнетушащим веществом;
  13. Внешняя магистраль подачи воды;
  14. Переливной предохранитель;
  15. Всасывающий водопровод;
  16. Главный насос;
  17. Насос поддержки давления в спринклерной системе;
  18. Дренажный резервуар для воды.

Размещение и комплектация судов системами и установками пожаротушения

Противопожарная безопасность включает комплекс оборудования и установок, расположенных согласно заранее разработанному плану. На этапе строительства обязательным является:

  • обеспечение огнезащитой металлических сооружений;
  • создание противопожарных перегородок между отсеками;
  • установка противопожарных дверей, ворот и люков;
  • оборудование вентиляционных шахт, трубопроводов огнезадерживающими преградителями;
  • монтаж стационарных противопожарных систем.

Установки и судовые системы пожаротушения связаны с пунктом контроля и управления. Он расположен в рубке, которая выполняет функцию пожарного поста. Оттуда капитан командует организацией процесса тушения пожара, эвакуации пассажиров.

Иные катера

Решение судов по пожарной безопасности должно быть ответственным. Так как тушение очага возгорания здесь — дело более сложное, чем при наземном ЧП. Кроме вышеупомянутого, МЧС РФ использует также и следующие пожарно-спасательные катера:

  • «Кальмар 65 Т».
  • «Касатка».
  • «Мастер».
  • «Стингер».
  • «Марс 700» (специальный катер на воздушной подушке).

Все эти катера также обязательно оснащаются огнетушителями, топорами, специальным покрывалом и ломом. Для схода с мели тут предназначена лебедка с канатом длиной 30 м. Подобные катера также можно транспортировать и наземными транспортными средствами — автомобилями, поездами.

В определенных случаях в ход пускают систему, предназначенную для объемного тушения возгорания. Все катера оборудованы переносными радиостанциями. Они питаются от сети судна через специальные блоки питания. Радиооборудование работает от внешней антенны, является станционным.

5 Правила монтажа и обслуживания

Техническое обслуживание производится согласно ГОСТ, РД-009-01-96. Они регламентируют испытания и техническую эксплуатацию АПС, АУПТ, а также проводят плановый и предупредительный ремонт различных частей оборудования, таких как:

  • насосный агрегат;
  • клапаны и узлы сигнального и контрольного действия, распределительных трубопроводов и их оросителей, приборов АТС и шлейфов, задвижек, клапанов и вентилей, а также различных приборов, устройств и блоков, входящих в состав устройств.

Обслуживание производится в соответствии со следующим порядком:

  1. 1. Визуально осматриваются узлы управления и контроля, проверяется герметичность их соединения. Все дефекты, обнаруженные в ходе осмотра, сразу же исправляются.
  2. 2. Производят поочередное испытание отдельных систем и узлов. Управляют приемно-контрольными приборами и извещателями.
  3. 3. Осуществляют проверку интенсивности подачи воды на случайно выбранном для испытания участке.

Проверки должны производиться не реже 1 раза в пять лет. Комплексные испытания следует проводить каждый раз перед сдачей в эксплуатацию.

Системы водяного пожаротушения являются наиболее востребованными среди остальных видов ликвидации возгорания. Они просты в установке и применении и стоят не дорого. Единственный и существенный минус – порча имущества после запуска системы. Поэтому при наличии в помещении товарно-материальных ценностей систему не используют.

Размещение систем сигнализации и пожаротушения

Система сигнализации и оперативного пожаротушения на современном судне является очень важной частью его конструкции. При ее проектировании обязательно учитываются следующие факторы, которыми являются автономность данного судна; наличие в его конструкции горючих и легковоспламеняющихся материалов; размещение системы рядом с судовыми помещениями

Стационарные системы для погашения очага пожара на судне проектируются и закладываются при строительстве корабля. Все современные корабли имеют водяные системы пожаротушения применяемые для защиты коридоров, общественных, а также жилых корабельных помещений во время пожара, пенные системы, которые устанавливаются во внутренних помещениях, в которых возникает пожар класса В, а также газовые системы, защищающие судно от возникновения пожара класса С.

Местом размещения системы объемного пожаротушения на современном судне являются машинное отделение с расположенными в нем двигателями, работающими на жидком топливе; помещения, в которых находятся основные источники подачи электричества; места с разветвлением основных энергетических магистралей; места, где установлены электродвигатели и вентиляционные сети оборудования.

Система пожаротушения на корабле с помощью воды монтируется при закладке судна и является кольцевой или линейной. Прочные магистральные трубы данной системы обеспечивают необходимый напор уровня воды при возникновении пожара. Жилые отсеки корабля оснащаются распылителями воды с плавкими вставками, устойчивыми к максимально высокой температуре.

Он подает набираемую воду в трубопровод. Также с помощью данной системы формируется плотная водяная завеса в тех корабельных местах, где нет возможности для размещения огнеупорных перегородок.

Газовая или порошковая система тушения огня на судне применяется только в грузовых отсеках, а также в помещениях с генераторами и в отделе насосов на камбузе.

Виды и назначение стационарных средств

Стационарные установки, способные локализовать и/или потушить пожар на начальной стадии его возникновения, уже достаточно давно стали неотъемлемой частью не только зданий и сооружений промышленного назначения, но и объектов социальной сферы.

Кроме того такими системами оборудуют морские, речные суда и самолеты общегражданского и специального назначения. Все они обеспечивают подачу огнегасящих веществ в зону предполагаемого распространения пожара.

Огнегасящие вещества подаются к месту возгорания при помощи специальных стационарно смонтированных установок, которые по принципу действия делятся на автоматические и ручные. Стационарные установки автоматического пожаротушения срабатывают по команде, получаемой с датчиков-извещателей систем пожарной сигнализации, установленных на объектах. Ручные устройства приводятся в действие лицом, отвечающим за противопожарное состояние объекта.

Существуют и комбинированные устройства, в которых кроме автоматического срабатывания возможна подача команды с пульта управления системой пожарной безопасности.

Действующая система классификации противопожарного оборудования рассматривает 4 вида стационарных установок:

  • системы водного типа;
  • агрегаты тушения пожара пеной;
  • устройства порошкового тушения пожаров;
  • газовые системы.

Установки, в которых при тушении пожара применяется вода или пена, используются на тех объектах, где отсутствует электротехническое оборудование, а также горюче-смазочные и/или взрывоопасные материалы.

Для ликвидации возгораний на объектах, где находятся горюче-смазочные материалы или эксплуатируется электротехническое оборудование, применяются установки порошкового или газового пожаротушения.

Автоматические системы пожаротушенияАвтоматические системы пожаротушения

Использование стационарных установок газового и порошкового пожаротушения усложняется тем, что применяемые огнегасящие вещества представляют опасность для находящихся в зоне пожара людей. Поэтому объекты, где смонтированы такие установки, оборудуются специальными звуковыми и визуальными оповещателями, предупреждающими находящихся там людей о начале работы устройств пожаротушения. При этом им должно быть предоставлено достаточно времени для того, чтобы покинуть объект.

Мероприятия

NAIS 2021

Москва, Крокус Экспо | 9-10 февраля 2021 года

Сектор «Безопасность» на выставке и форуме инфраструктуры гражданской авиации NAIS приглашает руководителей и специалистов служб безопасности аэропортов и авиакомпаний. Вас ждет долгожданная встреча с коллегами, обмен опытом, новые технологичные решения и лучшие предложения от поставщиков. 2 насыщенных событиями дня для профессионалов: запланируйте переговоры, посещение отраслевой конференции и стендов производителей.

Первый онлайн ПЛАС-Форум «Практическая биометрия»

Онлайн-формат | 25 февраля 2021 года

Медиахолдинг ПЛАС совместно с компанией Iris Devices проводит новое онлайн-мероприятия из серии ПЛАС-Форумов. Форум соберет ТОП-менеджеров крупнейших компаний. Слушатели получат самую свежую информацию о тенденциях рынка, лучших мировых практиках, продуктах, решениях и технологиях. Площадка предназначена для продуктивного обмена мнениями и установления долгосрочных и эффективных деловых связей.

Securexpo: выставка технических средств охраны и оборудования для обеспечения безопасности и противопожарной защиты

Краснодар, ВКК «Экспоград Юг» | 24 – 27 февраля 2021 года

Единственная в Краснодарском крае выставка по тематике обеспечения безопасности. Идеальная площадка для заключения договоров на поставку оборудования и технологий, отвечающих современным требованиям, предъявляемых к средствам обеспечения безопасности.

ТОП-5 российских пожарных кораблей

Эти транспортные средства для тушения огня используются во время чрезвычайных ситуаций на реке, в морских акваториях России. Могут прийти на помощь иностранному судну в нейтральных водах или по просьбе правительства другой страны в их территориальных водах.

Среди лучших российских пожарных кораблей можно выделить те, что указаны в таблице.

Название Водоизмещение, тонны Мощность двигателя, кВт Габариты:

Длина*ширина, метры

Подача насоса, л/с Экипаж, чел.
Марс 14613 385 382 39,8*7,8 410 13
Полковник Чернышев 120 550 31*7 320 8
Морж 1496 МП 162 530 26,4*6,3 360 9
Надежда 1 500 1 400 31*5,3 240 28
Балтика 5 708,8 3*3060 72,64*20,5 42

Два корабля «Надежда» и «Полковник Чернышев» базируются в московском порту. Они действительно производят впечатление (фото можно скачать на сервисе Яндекс Картинки).

Как работает дренчерная система пожаротушения

Среди различных способов локализации и устранения источников возгорания в зданиях любого назначения особое место занимает дренчерная система пожаротушения. Она является одной из наиболее распространенных систем, поскольку отличается надежностью, проверенной временем. Цель данной статьи – описать устройство и принцип работы этой системы водяного пожаротушения.

Назначение и устройство дренчерных систем

Установки подобной конструкции появились еще в начале прошлого века в Англии. Сеть разветвленных по цехам трубопроводов в случае пожара заполнялась водой с помощью ручных помп и предназначалась для гашения огня по всей площади помещения.

С тех пор назначение дренчерных систем пожаротушения не изменилось, они используются, как правило, в производственных помещениях с повышенной пожарной опасностью, например, на деревообрабатывающих предприятиях, в цехах химических производств, где присутствует большое количество легковоспламеняющихся материалов и так далее.

Задачей данных установок является устранение источников возгорания путем орошения водой большой площади либо сдерживание пожара в определенных границах с помощью водных дренчерных завес.

Конструкция дренчерной установки очень схожа со спринклерной системой, где от узла пожарных насосов по зданию расходится сеть трубопроводов. Основной элемент системы – это ороситель, не имеющий теплового замка и всегда находящийся в открытом состоянии. Этим и отличаются спринклерные и дренчерные установки пожаротушения, трубопроводы в них в обычной обстановке пусты, а заполняются водой лишь по сигналу тревоги.

Потолочная и напольная система

Исключение – дренчерное водяное пожаротушение взрывоопасных производств. Здесь трубы заполнены водой, но без избыточного давления, а оросители установлены розетками вверх. Эти мероприятия проводятся с целью уменьшения промежутка времени между сигналом тревоги и началом гашения огня.

Устройства для непосредственного распыления воды различаются двух типов:

  • распылители лопаточного типа с диаметром отверстия 12 мм;
  • дренчерные оросители для водяной завесы, их диаметры бывают 10, 12, 16 мм.

Орошаемая площадь горизонтальной поверхности от каждого распылителя принимается равной ориентировочно 9 м2, если в технической документации на изделие не прописаны другие данные.

Поскольку в схеме используется принцип перекрывания зон орошения, то шаг установки дренчеров составляет 3 м, а расстояние до ближайшей стены должно составлять 1.5 м.

Если требуется осуществлять дренчерное пожаротушение вертикальной поверхности или распылять воду над полом, то шаг установки принимается по ее расходу, равному 0.5 л/сек на 1 м2.Все основные элементы дренчерной установки показаны на схеме:

Устройство дренчерной системы пожаротушения

Принцип работы дренчерной системы

По способу срабатывания при возгорании системы делятся на 2 вида:

  1. Путем автоматического открывания клапанов, установленных на магистральном трубопроводе.
  2. Ручным способом, с помощью задвижки.

Примечание. В последнее время задвижки снабжаются электроприводами, поэтому для активации пожаротушения достаточно просто нажать соответствующую кнопку. Групповой клапан открывается автоматически под воздействием тросового, пневматического или гидравлического привода.

https://youtube.com/watch?v=2h6mc8_hH4U

При нормальной обстановке сухотрубная система пожаротушения заполняется водой только до узла управления, в состав которого входит групповой клапан (выше на схеме трубы с водой показаны синим цветом).

После возникновения очага возгорания и повышения температуры срабатывает тепловой пожарный извещатель, передавая сигнал тревоги на шкаф управления. Оттуда в автоматическом режиме поступает команда на гидравлический или пневматический привод, открывающий клапан на магистральном трубопроводе.

 Дренчерные системы пожаротушения также могут включаться и от тросового привода. В нем трос, расположенный в помещении, закреплен зажимами с плавкими вставками, что разрушаются при нагреве.

В первый час работы насосная станция опорожняет пожарный резервуар, обеспечивая высокий расход воды для интенсивного орошения площадей. После того как емкость опустеет, насос качает воду из общей сети. При этом расход уменьшается, поскольку центральный водопровод на это не рассчитан, поэтому эффективность системы падает.

Заключение

В силу своих особенностей дренчерная система применяется избирательно, поскольку в результате обильного орошения она может нанести урон не меньший, чем сам пожар. По этой причине дренчеры устанавливаются только в коридорах офисных зданий с целью создания водяных завес

Основные характеристики водного транспорта

Один из главных параметров такой пожарной техники – современная навигационная система. Она устанавливается не только на кораблях, но и на катерах, которые также стоят на вооружении пожарной охраны. Основное преимущество таких маломерных судов заключается в возможности развития большой скорости, повышенной маневренности.

Водный пожарный транспорт классифицируется по основным параметрам.

Автономность

Определяется возможностью выполнять боевую задачу в течение длительного времени без дозаправки горючими, огнетушащими веществами, продуктами.

Остойчивость

К сожалению, наиболее опасные катастрофы происходят во время плохих погодных условий. Борьба с ветром и волнами высокой балльности требуют хорошей устойчивости судна, сохранения равновесия до прекращения волнений.

Ходность

Это показатель скорости, которую может развивать корабль или катер. Зависит от мощности двигателя и габаритов водного транспортного средства.

Управляемость

Данная характеристика показывает возможности администрирования судна, выполнения маневров в штатном режиме, уровень реакции механизмов управления на команды из рубки. Маневренность обеспечивается специальной двухвальной конструкцией ходовых машин.

Дополнительно возможен монтаж подруливающих механизмов и водометов.

Непотопляемость

Каждый корабль или пожарный катер имеет несколько водяных отсеков.  Затопление некоторых из них не приводит к потере плавучести судна.

Преимущества

  • Простота монтажа установки пенного пожаротушения;
  • Современные вещества, которые используются для пенообразования, являются безвредными для здоровья людей и биологически инертными;
  • Высокая эффективность и скорость ликвидации огня;
  • Пожаротушащее вещество легко убирается из помещения, не повреждая электронную технику и хрупкие предметы, и практически не оставляет следов.
  • Процесс пенообразования осуществляется непосредственно в процессе пожаротушения, что исключает необходимость установки емкостей большого объема для хранения огнетушащего вещества.
  • Пенные стволы, насадки и смесители различных моделей позволяют настроить кратность пены на каждое помещение охраняемого объекта в зависимости от технологической необходимости и пожарной опасности содержащихся там предметов или хранящихся веществ.

Действия по тушению

Борьбой с пожаром на судне руководит его капитан или в его отсутствие другие уполномоченные лица. Основные действия при этом:

  1. разведка пожара;
  2. локализация;
  3. предупреждение взрывов;
  4. непосредственно ликвидация.

Разведка позволяет узнать параметры пожара, места возгораний на судне и масштабы происходящего. Одновременно определяют наличие и объем горючих веществ, завалов, особенные условия развития пожара, эвакуационные пути. Разведка заключается в осмотре отсеков, изучении состояния конструкций судна (температура переборок, их целостность).

Если обнаружено задымление, то членов группы разведки обеспечивают средствами индивидуальной защиты органов дыхания и специальными костюмами. Они могут использовать инструмент для расчистки проходов, разборки конструкции, чтобы был доступ к очагу для пожарной техники и средств его тушения.

Немедленно проводится эвакуация людей из опасных зон, при невозможности самостоятельного выхода. Это первоочередная задача, которая выполняется при малейшей возможности. При их эвакуации основная часть средств пожаротушения должна находиться на предполагаемых путях прохождения людей.

Если пожар обнаружил член экипажа, не входящий в состав аварийной или вахтенной службы, то он обязан через ближайший извещатель подать сигнал на все посты. Далее включается система сигнализации. Она также подает различные звуки, по которым члены экипажа узнают о происходящем. Например, сигнал оповещения о пожаре отличается от сигнала перед выпуском пара в отсеки или каюты. Это необходимо для своевременной эвакуации и недопущения нанесения вреда здоровью.

Обнаруживший при возможности должен обесточить электрооборудование, находящееся в опасной зоне. Для дополнительной информативности необходимо стучать в переборки и громко кричать о пожаре. После ликвидации возгораний проводят тщательный осмотр судна.

Если тушение стационарными системами не происходит, то помещение задраивают, закрывают люки. Нагретые конструкции охлаждают огнетушащими веществами из пожарных стволов, когда это безопасно. При тушении подача таких веществ осуществляется через люки.

Проект 14613 МАРС

Такие судна — это вспомогательные транспортные средства при возникновении ЧС на воде. Как правило, они состоят из таких элементов:

  • Корпус с необходимыми надстройками.
  • Насосы.
  • Системы орошения.
  • Водопенные коммуникации.
  • Иловые установки.

Чтобы корпус такового судна не пострадал в процессе тушения пожара, используются специальные водные завесы. Это необходимая защита по периметру. Поэтому корпус отличается усиленной водонепроницаемостью.

Для ликвидации огня устанавливаются 2-4 насоса. Они функционируют благодаря работе специальных двигателей. Иногда их работа может обеспечиваться и ходовыми двигателями.

Пожарная техника тут может быть самой различной — все зависит от типа судна. Но, как минимум, должны быть два лафетных ствола.

Принцип работы

Все противопожарное оборудование делится в зависимости от способа активации на автономное, автоматическое и управляемое ручным способом.

В настоящее время дренчерная система пожаротушения, принцип действия которой относится к автоматическим, может работать с применением пневматического, гидравлического, тросового или электрического привода. С их помощью открываются любые запирающие устройства – клапаны или задвижки.

Принцип работы строится по следующей схеме:

  • при возникновении возгорания в помещении резко возрастает температура воздуха или увеличивается уровень задымленности;
  • срабатывают тепловые или дымовые датчики и передают сигнал опасности на блок управления;
  • от системы управления в автоматическом режиме идет команда, приводящая в действие привод, открывающий систему водоснабжения;
  • распределительный трубопровод заполняется водой, при необходимости подключается насос, обеспечивающий высокое давление и соответственно увеличивающий скорость и объемы подачи воды до нормативных 0,1 л в секунду на каждый квадратный метр поверхности;
  • первоначально вода черпается из имеющегося резервуара, а после ее опорожнения непосредственно из водопроводной сети.

Схема работы дренчерной установки

По такой же схеме работает система образования водяной завесы, которая отличается формой дренчеров и интенсивностью подачи воды. Конструкции для водяной завесы монтируют в дверных проемах или коридорах, т.е. местах, разделяющих помещения.

Правила эксплуатации

Сроки эксплуатации противопожарного оборудования напрямую зависят от того, насколько правильно и регулярно производится обслуживание дренчерной системы пожаротушения.

Начинается такое обслуживание с акта приемки сданной в эксплуатацию системы.

В дальнейшем полная проверка оборудования проводится не реже, чем один раз в пять лет, а периодические проверки необходимы ежегодно или один раз в три года в зависимости от состояния самой системы, ее комплектности и технических параметров. В течение всего периода работы системы пожаротушения проходят через техническое обслуживание. Для этого заключается договор с компанией, профессионально занимающейся монтажом, ремонтом и обслуживанием противопожарного оборудования.

Регулярно производится внешний осмотр комплекса на проверку его целостности.

В ходе проверок обращают внимание на следующие показатели:

  • соответствие фактических результатов скорости срабатывания указанной в технической документации;
  • скорость и объем подачи воды;
  • работа сигнализации, оповещающей о начале пожара, а также о неисправности той или иной части конструкции.

По требованию Ростехнадзора или пожеланию собственника здания проводятся огневые испытания.

Всего согласно ГОСТ Р 51043-2002 насчитывается более 30 различных видов проверок, из которых 9 проводятся в ходе приемки оборудования в эксплуатацию. По результатам выборочной проверки составляется заключение о пригодности системы огнетушения к дальнейшей эксплуатации. Если в ходе испытаний отказывает хотя бы один из дренчеров или оповещателей, то испытания проводятся повторно с привлечением большего количества узлов и деталей.

Заключение

Дренчерные системы пожаротушения – это простое в эксплуатации и надежное оборудование, которое эффективно борется с пожарами, но только в случае его правильной эксплуатации, постоянного контроля над его состоянием и регулярных проверок работоспособности.

Классификация технических средств пожаротушения

Выпускают большое количество самых разнообразных устройств, предназначенных для борьбы с пожарами.

Классифицируют их в первую очередь по принципу размещения, выделяя при этом:

  • мобильные технические средства, к которым относятся самостоятельные транспортные средства (пожарные самолеты, вертолеты, суда, поезда и автомобили);
  • полустационарные средства пожаротушения – механизмы (ручные насосы, пеногенераторы и пр.), хранящиеся в специально отведенных для этого местах и доставляемые на объект в случае возникновения пожара обычным видом транспорта;
  • стационарные установки, представляющие собой развитые системы трубопроводов, по которым к месту возгорания подаются огнетушащие вещества (вода, пена, газ).

Среди них наиболее эффективными специалисты считают стационарные установки пожаротушения, способные в автоматическом или ручном режиме противодействовать возгоранию в самом начале его возникновения. К установкам, которые запускают вручную для борьбы с огнем, относят перфорированные сухотрубы, стационарные лафетные стволы, системы, которые временно по техническим причинам необходимо включать в ручном режиме.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий