Пожарный насосный автомобиль

Пригодные водоемы

Для тушения пожаров с помощью авиации не все водоемы являются подходящими. Наиболее пригодные – пресные реки и озера, так как вода в них более экологична.

Вода из моря и жидкости с химическими веществами портят почвенный слой, в который впитываются при тушении пожара, поэтому использовать их не реко-мендуется.

Выбираются водоемы протяженностью в 2–3 км. Пилот заранее оценивает картину сверху, ищет пути подхода, учитывает ветровые условия. В воде не должно быть крупных предметов, сетей для ловли рыбы и других объектов, нарушающих требо-вания безопасности. Иногда команде приходится по нескольку раз производить внешний осмотр водоема, чтобы оценить его пригодность.

Модели пожарных штабных автомобилей

Сегодня на вооружении ГПС состоят АШ-5 на базе шасси ГАЗ и УАЗ, которые производят на заводе «Варгаши», ПО Берег и ОАО «Пожтехника».

ГАЗ-2752

Штабной пожарный автомобиль с маркировкой АШ-5 на базе ГАЗ-2752 выпускает московское производственное объединение «Берег». Он, как и все машины этого типа, используется для доставки к месту пожара личного состава для обеспечения штабной работы в зоне ЧС.

Двигатель Карбюраторного типа
Мощность мотора, кВт/л.с. 73/100
Колесная формула 4×4
Количество мест 1+5
Полная масса, кг 3500
Габариты (д*ш*в), мм 5500*2000*2700

Пожарно-техническое вооружение располагается в заднем отсеке. В комплект входит электрооборудование.

ГАЗ-27057

Разработкой этого АШ занимается ОАО «Пожтехника» из г. Торжок Тверской области. Конструктивно эта модель мало отличается от машин АШ-5 (2752), при этом считается более тяговитой по сравнению с ними.

Функциональность машины определена ее типом.

Двигатель Инжекторный бензиновый УМЗ-4216
Мощность мотора, кВт 110
Колесная формула 4×4
Количество мест 5
Полная масса, кг 3500
Габариты (д*ш*в), мм 5500*2000*2700

Он выполняет задачи по доставке личного состава к месту пожара, организации радиосвязи в УКВ диапазоне с дальностью действия 20 км при использовании мобильной радиостанции и до 3 км с переносной. Оборудование этого автомобиля позволяет подавать звуковые и световые сигналы на расстоянии до 500 м.  За счет комплектации фарами-прожекторами и ручными аккумуляторными фонарями возможно полное освещение места ЧС.

ГАЗ-3221

Производством штабных пожарных автомобилей на базе ГАЗ-3221 занимается завод «Варгаши». Для них используют легковое или полугрузовое шасси.

Эти машины подходят для эксплуатации при температуре от -40 до +40°С.

Двигатель Инжекторный бензиновый УМЗ-4216
Мощность мотора, кВт 72
Колесная формула 4×2
Количество мест 5
Полная масса, кг 3500
Габариты (д*ш*в), мм 5500*2380*2500

В комплект входит три дыхательных аппарата, четыре комплекта одежды пожарного, четыре каски, четыре радиостанции, фонарь ФОС-3-5/6 и штабной стол.

УАЗ-3163

Базовым шасси этого АШ-5 стал УАЗ-3163 «Патриот» с колесной формулой 4×4. По комплектации он сходен с ГАЗ-3221, при этом отличается более компактными габаритами и повышенной маневренностью.

Двигатель Инжекторный бензиновый
Мощность мотора, кВт/л.с. 94.1/128
Колесная формула 4×4
Количество мест 5
Полная масса, кг 2670
Габариты (д*ш*в), мм 4647*2080*2200

Преимущества и недостатки пожарных вертолетов

Активное применение пожарно-спасательной техники в режиме ликвидации ЧС рассматривается экспертами с двух сторон – положительной и отрицательной.

Плюсы использования вертолетов во время пожаротушения заключаются в следующем:

  • они мобильны, поэтому способны достичь самые отдаленные точки для того, чтобы ликвидировать возгорание;
  • для посадки вертолета необязательно оборудовать специальный аэродром или взлетно-посадочную полосу;
  • летательные аппараты имеют высокую скорость, способны оперативно брать воду и сбрасывать ее на очаг возгорания за несколько секунд, ликвидируя обширные и локальные пожары.

Минусами использования вертолетной техники для тушения возгорания являются:

  • стоимость эксплуатации и поддержания технической пригодности вертолетов;
  • невозможность справиться с пожаром, если поблизости отсутствует водоем.

Вертолеты заслуженно занимают почетное место в рейтинге самых эффективных средств для тушения пожаров. Нельзя отрицать, что без данного вида техники многие возгорания было бы невозможно потушить в связи с недоступностью и большим охватом территории. Спасатели и пожарные доверяют этим летательным аппаратам задачи, которые физически не способны выполнить сами.

Детальная информация видна на видео:

Военные вертолеты тушат пожарВоенные вертолеты тушат пожар

Разновидности пожарных автомобилей по назначению

Транспортные средства, используемые для ликвидации последствий ЧС, делятся на основные, специальные пожарно-спасательные, целевые и вспомогательные автомобили.

Группа Подгруппа Разновидности
Пожарные машины Основные Автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавная техника.
Целевые Порошкового, пенного, воздушно-пенного, комбинированного, газового, газо-водяного, аэродромного тушения, насосная станция и пеноподъемник.
Аварийно-спасательные Специальные пожарные машины Штабная техника, машины связи и освещения, установки дымоудаления, автолестницы и коленчатые подъемники, рукавные машины, газодымозащитная служба, авто отогрева, оперативно-служебная техника.
Целевые ТС водолазной, химической, радиационной службы. Техника для проведения взрывных работ и оказания медицинской помощи.
Вспомогательные Автобусы, авторемонтные мастерские, грузовые и легковые оперативные авто, передвижные диагностические лаборатории и топливозаправщики.
Инженерная техника Экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, путепрокладчики, автокраны и компрессорные станции
Техника, задействованная на воде и в воздухе Самолеты, вертолеты, катера.

Порядок содержания СИЗОД на пожарных автомобилях

Средства индивидуальной защиты органов дыхания, к которым относятся противогазы,  дыхательные аппараты и маски дыхательных аппаратов как часть оборудования пожарных автомобилей должны размещаться в машине только в вертикальном положении в специально отведенных для них ячейках. Чтобы предупредить механические повреждения этого оборудования, дно ячеек должно быть обито амортизирующим материалом.

При работе техники при пониженных температурах средства индивидуальной защиты органов дыхания переносят в кабину боевого расчета. Все пожарные автомобили основного назначения, которые по нормативам комплектуются СИЗОД, должны иметь на балансе резервный дыхательный аппарат. При этом на каждый дыхательный аппарат приходится один  резервный комплект баллонов с воздухом, а для каждого противогаза – один резервный баллон с кислородом и регенеративный патрон.

Резервные баллоны и патроны размещают в отдельные ящики, дно и стенки которых проложены амортизирующим материалом. Ящики опечатывают с внешней стороны. Обязательное условие – нанесение информации:

  • для регенеративных патронов о дате производства и типе поглощающего вещества и весе патрона;
  • для баллонов указывают их номер и дату заполнения.

При перевозке резервных регенеративных патронов и баллонов на оборудование ставят заглушки и пломбы.

Виды пожарных рукавов

На сегодняшний день спасатели работают с тремя видами ПР:

  • всасывающими;
  • напорно-всасывающими;
  • напорными.

Всасывающие

Главная характеристика этого вида пожарных рукавов – работа от насоса под давлением. Основной материал производства – вулканизированная резина, выдерживающая большие нагрузки. Их диаметр достигает 200 мм, а вес – 6 кг. Отличительная особенность – отсутствие в комплекте головок. Основное назначение – забор воды из водоисточника и подача ее к месту тушения.

Назначение и использование всасывающих пожарных рукавов определяет их устройство. Основными частями их являются:

  • внутренняя резиновая камера;
  • два текстильных слоя;
  • проволочная спираль, дающая жесткость конструкции, работающей под давлением;
  • промежуточный резиновый слой;
  • внешняя текстильная оболочка.

Всасывающие ПР размещаются в специальных пеналах АЦ.

Напорно-всасывающие

Назначение и устройство этого вида пожарных рукавов сходно со всасывающими. Исключение составляет дополнительная функция – подача воды не только от резервуаров, но и от гидрантов под давлением. Именно поэтому обязательное условие для конструкции ПР – наличие металлического каркаса, закрытого кожухом из грубой ткани. Головки у него также не предусмотрены, то есть такой рукав работает только на перекачку ОТВ. Диаметр ПР – от 50 до 200 мм. Регламент устройства и использования напорно-пожарных рукавов прописан в отдельном ГОСТе 5398.76.

Напорные

Назначение этого вида пожарных рукавов – подача ОТВ к стволу под избыточным давлением около 2.8 атмосфер для дальнейшего непосредственного тушения. Считается самым распространенным типом оборудования, которым обязательно комплектуются автоцистерны, пожарные поезда, корабли.

Основу их конструкции составляет прочный тканевый кожух, покрытый внутри гидроизоляционными материалами. Снаружи обязательна металлическая арматура. В отличие от других видов эти ПР поставляются в полной сборке. Их диаметр – 300 мм, а масса достигает показателя 7 кг.

НР разделяются по стойкости к внешним воздействиям:

  • износостойкие (И);
  • маслостойкие (М);
  • термостойкие (Т).

Имеют значение и климатические условия их эксплуатации:

  • тропический климат;
  • умеренный (-40…+40°С);
  • холодный (-50…+40°С).

Вместимость пожарных машин на базе КАМАЗ

Ещё одна популярна марка грузовых шасси для автоцистерн – это КАМАЗ

Тут следует обратить внимание на цистерны АЦ-3,0-40 (КАМАЗ-43502) и АЦ-5,0-40 (КАМАЗ-43253)

У автоцистерны на базе КАМАЗа-43502 отличная проходимость, что позволяет задействовать автомобиль в труднопроходимых местах. Объём цистерны с водой 3 000 литров, а бака с пеной – 180 литров.

Пожарная машина и АЦ-5,0-40 (КАМАЗ-43253) отличается лишь увеличенным объёмом цистерны – 5 000 литров. В бак для пены помещается 420 литров тушащего вещества.

Вес пожарных машин на базе КАМАЗ

Автомобили на базе КАМАЗ очень тяжёлые. Первая модель в полном снаряжении – 6 500 килограмм, а цистерна АЦ-5,0-40 (КАМАЗ-43253) почти 9 000 килограмм. Без воды и снаряжения АЦ-3,0-40 (КАМАЗ-43502) весит 3 200 килограмм, а вторая цистерна в районе 3 800 килограмм.

Вместимость пожарных машин на базе УРАЛ

Говоря о самых используемых моделях АЦ на базе грузового автомобиля УРАЛ, следует помнить о АЦ 5,5-40 и АЦ 8,0 40. Двe эти пожарные машины очень востребованы и функциональны в плане тушения небольших и средних возгораний.

Автомобильная цистерна АЦ 5,5-40 функционирует на базе УРАЛ-5557, предназначается для тушения огня с помощью огнетушащих средств, доставки команды огнеборцов и ПТВ, а также подачи различных жидкостей для тушения огня. Объём цистерны с водой – 5 000 литров, а вместительность бака с пеной – 350 литров.

АЦ 8,0 40 – это модель, которая лучше всего подходит для тушения огня в районах максимальной пожароопасности. Пожары на крупных нефтяных предприятиях, промышленных заводах и прочих крупных объектах тушатся именно такими автоцистернами. Отличительная черта автомобиля – возможность тушить пожар при повышенной влажности и температуре окружающей среды. Объём цистерны с водой – 8 000 литров. Объём бака с пеной – 500 литров.

Вес пожарных машин на базе УРАЛ

Без воды, снаряжения и пожарных, вес автомобильной цистерны АЦ 5,5-40: 11 200 килограмм, а с водой и пеной: 17 400 килограмм.

Интересно, что масса с полной загрузкой автоцистерны АЦ 8,0 40 на 3 000 килограмм больше и составляет 20 000 килограмм. Без материалов для тушения и команды пожарных, масса автомобиля достигает лишь 11 500 – 12 000 килограмм.

Виды ремонтов

Несмотря на периодическое ТО, вероятность повреждения остаётся всегда, так как пожарная техника постоянно сталкивается с экстремальными ситуациями. В связи с этим остаётся необходимость в ремонтных работах. К тому же, после превышения пробега для определённого типа ПА, допускается его использование, при условии качественного ремонта.

Ремонт производится только после полной диагностики пожарного автомобиля и установления неисправностей. Существует 3 вида восстановительных работ:

  • текущий;

  • средний;

  • капитальный.

Текущий ремонт (ТР)

Необходим для поддержания работоспособности пожарного автомобиля, посредством установки новых агрегатов или восстановления уже имеющихся, но не более 1 базового. Помимо этого, производятся:

  • регулировка отдельных элементов;

  • улучшение крепёжа;

  • сварка;

  • слесарные работы;

  • механические работы.

Текущий ремонт допускает лишь частичную разборку агрегатов, замену его части или её восстановление, опять же, за исключением основных. Необходимость в починке может быть выявлена во время прохождения контрольного осмотра, либо по непосредственному сообщению водителя.

Средний ремонт (СР)

В этом случае допускается замена целого ряда агрегатов, но если они являются основными, то не более 4 штук. Сюда может входить двигатель, которому требуется капитальный ремонт, и полная покраска кузовной части. В результате этих действий обеспечивается правильное функционирование пожарного автомобиля.

Капитальный ремонт (КР)

Наиболее комплексный подход, при котором допускается полная разборка любой детали, или их замена. Причиной для производства капитального ремонта может служить выявление необходимости в полном ремонте следующих элементов:

  • кузов;

  • кабина;

  • резервуар;

  • насос;

  • более 2 элементов шасси.

В состав комиссии, которая определяет тип ремонта и срочность его проведения входят:

  • члены технической службы гарнизона;

  • начальник подразделения;

  • отделы технической службы;

  • старший водитель;

  • прикреплённый водитель из части, откуда прибывает ПА.

После проведения ремонта, автомобиль проходит испытание в специальном посту – проезд 2-4 км. Перед тем, как ПА будет возвращена обратно на дежурство, она проходит обкатку на протяжении 400 км после КР и 150 км по СР. Все выполненные работы заносятся в формуляр и подписываются начальником отдела технической службы, который и несёт за них ответственность, а также печатью.

Технические характеристики ПМ: объем воды и нагрузка в пожарной машине

Технические особенности разнятся в зависимости от типа пожарной машины. Каждый вариант подразумевает определенные характеристики. Соответственно, выделяют три направления использования:

  • автономное. Отличается ограничением запаса воды объемом резервуара;
  • подключение к гидранту. Посредством насосных механизмов осуществляется увеличение напора воды, количество которой неограниченно;
  • подача воды непосредственно из открытого источника. Характерно для сельских районов, не оборудованных устройствами водоснабжения.

Существуют также различия относительно объемов емкостей. Исходя из этого можно просчитать, сколько литров воды пожарной машине удастся доставить к месту пожара. Выделяют три группы:

  1. Легкая. Объем бака достигает максимум 2 кубометра.
  2. Средняя. Резервуар вмещает от 2 до 4 кубометров.
  3. Тяжелая. Подразумевает максимальную вместимость емкостей, объем которых превышает 4 кубометра.

Наиболее распространенной маркой в автопарке МЧС России выступает КАМАЗ. Основные технические характеристики шасси КАМАЗа предполагают доработку базового варианта согласно требованиям технологической документации. Основополагающим параметром выступает колесная формула. Существуют комбинированные либо полноприводные варианты.

Не менее важен также показатель грузоподъемности. Диапазон существующих автоцистерн колеблется от 7 до 30 тонн. Благодаря этому возможна транспортировка до семи человек со всем необходимым оборудованием.

Кроме того, специализированные автомобили комплектуются более мощными двигателями. Диапазон лошадиных сил составляет 185 – 400. При полной комплектации максимальная скорость км/час достигает показателя 90. Данная характеристика гарантирует оперативное прибытие к месту пожара при условии отсутствия препятствий на пути.

Автоцистерна КамАЗ-43253

Техника для выезда по вызову в черте населенного пункта или на промышленное предприятие. Самая популярная модель этой модификации шасси – АЦ 5.0/40-22ВР с модульной кабиной. Машина представляет собой самостоятельную боевую единицу с забором ОТВ из бака пенообразователя или с забором воды из водоисточника, другого резервуара или водопроводной сети. Также эта модель может выполнять функцию перекачки воды из удаленного от места возгорания источника.

Колесная формула машины 4×2 не предполагает эксплуатацию в сложных дорожных условиях, но при этом показывает отличную мобильность при преодолении узких проездов и разворотов. Плюсом этой модели, в отличие от 43118, стал увеличенный бак для пенообразователя, объем которого составляет 420 литров.

Основная цистерна для воды рассчитана на 5 м 3 , производительность же насоса составляет 40 л/с. В базовой версии АЦ 5.0/40-22ВР укомплектована насосной установкой типа ПН-40УВ, но возможно использование и других моделей: НПУ-40/100, НЦПЦ-40/100, НПЦ-60/100, НЦПЦ-70/100. Работа насоса осуществляется от центрального двигателя через карданную передачу и коробку отбора мощности. ПТВ размещается в специальных отсеках и на крыше кузова. Лафетный ствол монтируется сверху цистерны.

Установка на пожарный гидрант

Все вода в цистерне исчерпана! Вот именно в этот момент зеваки и наблюдают этот самый забор воды, только не с канализационного колодца, а с пожарного гидранта подземного типа с помощью пожарной колонки. В этот момент у них и создается впечатление об отсутствии воды в автомобиле.

Вот так выглядит пожарная колонка

Снятие пожарным колонки с пожарного автомобиля

Установка колонки на пожарный гидрант

В идеале это делается сразу при прибытии на пожар водителем и одним из пожарных. Но не всегда такой случай подходит по причине того, что гидрант может быть существенно удален от места пожара, а порой вообще отсутствует или в нерабочем состоянии. Время введения ствола в действие от существующего запаса воды в цистерне должно быть минимальным.

Кстати, вы должно быть видели в городе на домах подобные таблички. Это не что иное как указатели пожарных гидрантов. На табличке размещен его порядковый номер, типа водопроводной сети (кольцевой, тупиковый) и расстояние до гидрантах в метрах.

Количество единиц и тип пожарной техники, выезжающих на пожар, зависит от ранга (номера) пожара. На несложный пожар в жилой квартире зачастую выезжает две пожарных автоцистерны плюс пожарная авто лестница в случае если пожар на высоких этажах. Так вот, в этом случае первая автоцистерна подъезжает к месту введения «ствола первой помощи», а вторая тем временем становится на пожарный гидрант и обеспечивает непрерывную подачу воды в случае опорожнения первой автоцистерны.

Сходства и отличия

АПП и АНР схожи во многих показателях:

  1. Класс техники. Обе машины относятся к основным пожарным автомобилям.
  2. Назначение. Оба авто предназначены для оперативной доставки на место происшествия команды и инвентаря.
  3. Цена устройства. Обе машины можно купить у производителей пожарной техники. При этом стоимость автомобилей отличается незначительно.
  4. Конструкция шасси. У обеих моделей имеются вездеходные колеса для передвижения не только по асфальту, но и по газонам, полям и пересеченной местности.

По нескольким параметрам автомобили все же отличаются друг от друга:

  1. Принцип действия. АПП при тушении задействует собственные ресурсы, то есть цистерну с водой или пенообразователь. АНР, в свою очередь, не перевозит с собой огнегасящие вещества. Иногда автомобиль оборудован баком с пенообразователем, но он не входит в обязательное оснащение машины. Насосный автомобиль прокладывает рукавные линии от ближайшего источника воды к месту пожара и с помощью насоса закачивает жидкость для тушения.
  2. Экипировка. Машины первой помощи оснащены цистерной с водой, емкостью с пенообразователем, бензогенератором, огнетушителями, а также всевозможными инструментами для эвакуации пострадавших и дополнительным оборудованием. Насосные автомобили, в свою очередь, перевозят с собой насос повышенной мощности, большой запас пожарных рукавов и иногда емкость с пенообразователем. Инструментов для эвакуации на борту АНР гораздо меньше.
  3. Количество человек в команде. На том месте, где у АПП находится автоцистерна, у АНР расположена вместительная кабина для расчета. К тому же для прокладки длинных рукавных линий и контроля состояния шлангов нужно больше человек, чем для статичного тушения. Количество членов команды АНР доходит до 10.
  4. Область применения. Из-за своей маневренности и скорости АПП используются для тушения пожаров в жилых домах, на дорогах и в частном секторе. АНР по принципу своего действия больше предназначены для ликвидации природных возгораний.

Стандартный комплект

Для оперативного реагирования на вызов бригада спасателей использует определенный комплекс вспомогательных средств, которые входят в перечень основного оборудования пожарных автомобилей или являются частью пожарно-технического вооружения. Первое представляет собой комплекс коммуникаций для подавления огня. Ко второму относят технические средства для защиты личного состава при проведении разведки на месте происшествия и ликвидации возгораний.

Стандартно ПА общего назначения, к которым относят автоцистерны, насосно-рукавные машины, автомобили первой помощи и спасательный транспорт, на борту обязательно имеют:

  1. Аварийно-спасательный инструмент, при помощи которого устраняют препятствия на пути к очагу возгорания. К нему относят топор, багор, молоток, лом, технические средства для резки проводов.
  2. Спасательные средства. Это лестницы, канатно-спусковые устройства, маты, приспособления для поднятия на высоту, метательные устройства.
  3. Оборудование малой механизации, к которому относят инструмент с электроприводом, соединяющийся с двигателем или гидроагрегатом. Это пневматические домкраты, заглушки, пластыри.
  4. Средства индивидуальной защиты. Для органов дыхания и зрения – респираторы, аппараты со сжатым воздухом, устройства искусственной вентиляции легких, самоспасатели. Для рук, ног и головы – каски, перчатки, защитная обувь. Дополнительное оборудование пожарных автомобилей, которые работают в зоне техногенных катастроф, включает комплекты теплоотражателей, костюмы защиты от ионизирующих излучений.
  5. Гидравлические установки.

Перечень пожарного оборудования, возимого на пожарных автомобилях, зависит от модели транспортного средства. В зависимости от сложности ситуации на место вызова посылают машину, оснащенную в соответствие со стандартным протоколом действий.

Проверка наличия воды при принятии смены

Немаловажный моментом, который стоит упомянуть в заключении, является процесс проверки наличии воды в пожарной автоцистерне при приеме-передаче смены дежурными караулами. Караульная службы строится по принципу непрерывной боевой готовности.

Служба в пожарной охране разделена на 4 дежурных караула, которые в свою очередь меняют друг друга через каждый сутки. Заступают, как правило, в 8:00 и сменяются через 24 часа. Наличие воды и ее уровень наравне с топливом, проверяется, как «отче наш» при смене караулов водителем автомобиля. Это их святая обязанность, пренебречь которой может только абсолютно халатный раздолбай.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий