Воинское и патриотическое воспитание военнослужащих органов и войск фпс россии: сущность, содержание, методы и формы

Основные компоненты воинского воспитания

Основными компонентами содержания воинского воспитания являются:

  • ⎯    воспитание у военнослужащих глубокого понимания исторического предназначения ВС, особенностей их строительства, функционирования и своего места в выполнении стоящих перед ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой готовности;
  • ⎯    формирование у личного состава непоколебимой верности военной присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям как в мирное время, так и в условиях войны;
  • ⎯    развитие постоянного стремления к овладению военным делом, своей воинской профессией, к отличному освоению военной техники, оружия и способов их применения;
  • ⎯    выработка у военнослужащих высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества;
  • ⎯    формирование морально-боевых качеств, которые особенно необходимы военнослужащим в бою: стойкости, мужества, отваги, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над врагом; воспитание личного состава в духе гордости за принадлежность к ВС РФ, своей части, стремления развивать и обогащать их боевые традиции.

Центральным элементом системы воспитательной работы в ВС РФ являются субъекты и объекты воспитания. Данные структурные элементы системы воспитания характеризуют субъектно-объектные отношения и разнообразные взаимосвязи, складывающиеся в ходе воспитательного процесса между его участниками. Субъектом воспитания выступает общество, государственные институты и учреждения, отдельные воспитатели (должностные лица), а также сама личность.

Чтобы вести эффективную воспитательную работу с воинами, необходимо прежде всего четко представлять ее цели и задачи, которые обусловлены требованиями нашего общества и характером современной войны к качествам воина. Практика показывает, что насколько четко воспитатель представляет цели воспитания, во многом зависит эффективность воспитательной деятельности в частях (на кораблях).

Она определяет:

  • ⎯    выбор соответствующих содержательных организационных и методических основ воспитания;
  • ⎯    оценку уровня воспитанности и учет результатов процесса воспитания.

Важнейшими системообразующими факторами воспитания, внутреннего единства всех его элементов являются присущие ему цели и закономерности.

ПРИНУЖДЕНИЕ

Является вспомогательным методом воспитания. Представляет собой воздействие с целью побудить недостаточно дисциплинированного военнослужащего прочувствовать, осознать требования военной присяги, уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников

Необходимость принуждения обусловлена сложностью процесса воспитания, важностью преодоления противоречия между должным и реальным в поведении воинов. Принуждение как метод воспитания реализуется путём категоричного требования, запрещения, предупреждения о правовой и дисциплинарной ответственности, наложения взыскания

Видами этого метода являются:

  • принуждение — упражнение;
  • принуждение — условность;
  • принуждение — изменение отношения;
  • принуждение — наказание.

Эффективность мер принуждения в воспитании воина зависит от учёта ряда педагогических требований. Основные из них:

  • — обоснованность и необходимость принуждения в конкретной обстановке. Офицеру и прапорщику необходимо быть особенно внимательным при объявлении первого взыскания;
  • — справедливость наказания, его соответствие вине и тяжести проступка. Внимательное выяснение причин, мотивов проступка, а также осознание вины нарушителем повышают воспитательные возможности мер принуждения;
  • — важна не строгость наказания, а его неотвратимость. Заслуживает внимания совет М.И. Драгомирова: «За проступок накажи — забудь”.
  • — своевременность наложения взыскания. В каждом конкретном случае подход строго индивидуален;
  • — гласность взыскания. Гласность обеспечивает воспитание провинившегося, служит предупреждением остальным от подобных действий;
  • — обязательность исполнения объявленных мер взыскания;
  • — сочетание принуждения с другими методами воспитания, в первую очередь с убеждением;
  • — не накладывать взыскания на весь личный состав подразделения вместо провинившегося.  ”Вообще в области наказания, — учил А.С. Макаренко, — … нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему”.

Решение всей совокупности воспитательных задач достигается не каким-либо одним методом, а творческим применением всего арсенала средств и приёмов, всех основных методов, которые в процессе воспитания взаимно дополняют друг друга, реализуются во всём многообразии применяемых форм воспитания, образуя тем самым стройную систему воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих.

ПООЩРЕНИЕ

Как метод — это система средств и приёмов морального и материального стимулирования труда военнослужащих, их успехов в учебной, служебной и общественной деятельности; свидетельство одобрений подчинённого со стороны командира и побуждения его к их повторению или достижению более высоких результатов. В качестве поощрений могут применяться различные средства: выражение положительного отношения (приветливая улыбка, дружеский жест); одобрение; похвала, осуществляемая словами «молодец”, «правильно”, «верно” или разбор действий, поступка воина; выражение доверия (например, поручение наиболее ответственного дела).

Важно, чтобы человек понимал, что поручение это есть доверие ему, удовлетворение определённых интересов и потребностей воина (например, подарок — интересная книга, нужная в быту вещь, организация коллективного выхода в театр, кино, на природу, экскурсию и пр.); «авансированность» личности. Этот термин введён А.С

Макаренко и означает предоставление воспитаннику определённого блага, высказывания положительного мнения о нём, если даже он этого в полной мере ещё не заслуживает. Оно даётся в счёт будущих заслуг, проектируя, прогнозируя успех воина, и выступает для него как бы моральной обязанностью оправдать доверие командира.

Поощрение — это эффективное средство воспитания, которое успешно реализуется при соблюдении воспитателями определённых педагогических требований, которыми являются:

  • — систематичность поощрения всех категорий военнослужащих;
  • — обоснованность (педагогическая целесообразность) и справедливость применяемых форм поощрения.

Воин поощряется прежде всего за достижения в основных видах деятельности: боевую учёбу; активное участие в создании материально-технической базы; добросовестность, усердие и честное выполнение обязанностей при несении гарнизонной, караульной и внутренней службы; высокую активность, инициативность и трудолюбие.

При этом военнослужащий должен поощряться не только за высокий результат, но прежде всего за проявленное усердие, трудолюбие, инициативу, творчество, сознательную активность;   — своевременность поощрения как стимул последующей активности воина;   — гласность поощрения. Весь личный состав подразделения должен знать, за что и как поощрён их товарищ. Это побуждает воинов следовать примеру лучших;   — широкое использование разнообразных видов поощрения. Каждый командир обладает правом поощрения по отношению к подчинённым. Практика свидетельствует, что они используются далеко не полно.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ : убеждение, пример, упражнение, поощрение и принуждение. Эффективность применения (выбора) того или иного метода зависит от ряда условий.

Во-первых, формирование личности военнослужащего, выработка у него военно-профессиональных качеств требуют применения таких способов воздействия, которые отражали бы в себе специфику всех факторов деятельности, влияющих на воспитание.

Во-вторых, на выбор метода влияют логика воспитательного процесса, позиция воспитателя по отношению к воспитуемому и ряд других обстоятельств.

В-третьих, каждый из методов воспитания, оказывая влияние на формирование многих сторон личности военнослужащего, обладает свойством преимущественного развития определенных качеств личности. Иначе говоря, ни один из методов не является универсальным и не решает всех задач воспитания. Успешно задачи воспитания решаются благодаря творческому применению всей системы методов воспитания.

Главная цель воинского воспитания

Главная цель воспитания – всестороннее, гармоническое развитие личности человека – определяет содержание, формы, методы, средства, характер взаимоотношений и взаимодействия объекта и субъекта воспитания.

Воспитание военнослужащих направлено не только на реализацию этой главной цели, но и на формирование таких морально-психологических, военно-профессиональных и боевых качеств у воинов, которые бы способствовали успешному выполнению воинского долга в мирное время и в бою. Эти цели определяют специфику воспитательной работы в армии и на флоте.

Другим системообразующим фактором выступают закономерности, внутренне присущие процессу воспитания, а именно:

  • ⎯    целостность формирования личности воина;
  • ⎯    соответствие воспитательных воздействий и взаимодействий уровню развития и индивидуально-психологическим особенностям воинов;
  • ⎯    единство обучения, воспитания, развития и психологической подготовки и др.

Основные задачи системы воспитания по выполнению поставленных целей:

1) С офицерами:

  • ⎯    формирование у них готовности беспрекословно выполнить приказ;
  • ⎯    формирование чувства офицерского долга, чести, гордости за службу в ВС РФ и за профессию офицера;
  • ⎯    стремление к повышению профессионального и педагогического мастерства;
  • ⎯    личная ответственность за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;
  • ⎯    стремление к самосовершенствованию, повышению педагогической культуры, этики и такта и др.

2) С прапорщиками (мичманами):

  • ⎯    формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов, воинского долга, уставов РФ;
  • ⎯    стремление к повышению профессионализма, компетентности и личной примерности в выполнении служебных обязанностей;
  • ⎯    бережное отношение к сохранности государственного и военного имущества, заботливого отношения к подчиненным, их обучению и воспитанию;
  • ⎯    стремление к самообучению и самовоспитанию и др.

3) С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту:

  • ⎯    формирование у них гордости за службу в ВС РФ; осознанного отношения к военной службе;
  • ⎯    воспитание готовности беспрекословно выполнить приказ;
  • ⎯    формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники и вооружения и др.

4) С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:

  • ⎯    формирование у них гордости и глубокого понимания необходимости службы в ВС РФ, готовности к защите Родины;
  • ⎯    верности Военной присяге;
  • ⎯    стремление к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;
  • ⎯    формирование дисциплинированности;
  • ⎯    уважительного отношения к командирам (начальникам) войскового товарищества.

5) С военнослужащими-женщинами:

  • ⎯    формирование у них чувства гордости за военную службу и избранную специальность;
  • ⎯    воспитание ответственности за исполнения возложенных обязанностей, повышение профессионального мастерства;
  • ⎯    формирование дисциплинированности;
  • ⎯    стремление к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности и др.

Темы занятий по ОГП с военнослужащими контрактной и срочной службы на учебный год

С офицерами (прапорщиками):

  1. Основные источники угроз безопасности России.
  2. Роль вооруженных сил в обеспечении безопасности России.
  3. Профессиональная армия: опыт, проблемы, перспективы.
  4. Россия в современном мире и основные приоритеты её военной политики.
  5. Международный терроризм угроза безопасности России.
  6. Офицерский корпус России история становления и боевые традиции.
  7. Важнейшие операции Красной армии и флота в 1943 г.
  8. Роль офицерского состава в достижении победы над врагом.
  9. Вопросы правового воспитания.
  10. Система работы должностных лиц по части (подразделения) по  поддержанию правопорядка и воинской дисциплины.
  11. Работа командира по рассмотрению жалоб и заявлений подчиненных.
  12. Правовые основы безопасности военной службы и система работы должностных лиц части по предотвращению гибели и травматизма.
  13. Международное гуманитарное право о правовом положении участников вооруженных конфликтов и миротворческих операций 
  14. Вопросы воинского воспитания.
  15. Единоначалие  — важнейший принцип строительства и жизнедеятельности войск.
  16. Роль офицерского состава в его укреплении в ходе повседневной службы.
  17. Командир и воинский коллектив.
  18. Основные направления, формы и методы работы офицеров по использованию воспитательного потенциала воинского коллектива, воспитанию подчиненных в процессе служебной деятельности.
  19. Психологические аспекты межличностных конфликтов в воинских коллективах.
  20. Работа офицерского состава по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между в/с.
  21. Профилактика правонарушений в части (подразделении).
  22. Административное расследование правонарушений.
  23. Патриотизм и проблемы духовно-нравственной безопасности России.
  24. Индивидуально — воспитательная работа в подразделении.

Дополнительные вопросы:

  1. Федеральные округа Российской Федерации.
  2. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
  3. Состав Российской Федерации.
  4. Руководящие документы по организации воспитательной работы в ВС РФ.
  5. Страны входящие в союз независимых государств.

С солдатами (сержантами):

  1. Угрозы безопасности России.
  2. История возникновения и развития терроризма.
  3. Классификация и характерные черты современного терроризма.
  4. Роль вооруженных сил РФ в обеспечении стабильности и территориальной целостности государства.
  5. Методы воспитания военнослужащих.
  6. Военная реформа Петра Первого (1698 – 1721 г.) и Д. А. Милютина (1862 – 1874 г.)
  7. Военные реформы 1900 – 1912 г. и 1924 – 1925 (1928)г.
  8. Единоначалие основа централизованного и устойчивого управления армией и флотом.
  9. Всемирное укрепление единоначалия – долг и обязанность каждого военнослужащего Российских Вооруженных сил.
  10. Структура органов государственной власти Российской Федерации.
  11. История становления и развития системы социально – правовой защищенности служащих.
  12. Основные элементы системы работы должностных лиц части по предотвращению гибели и травматизма личного состава.
  13. Современные военно-политические отношения между странами СНГ и безопасность России.
  14. Бессмертный подвиг защитников блокадного Ленинграда.
  15. Международное гуманитарное право.
  16. Особенности применения норм международного гуманитарного право в ходе операции по поддержанию или установлению мира.
  17. Перспективы модернизации вооруженных сил.
  18. Терроризм – угроза миру.
  19. Задачи личного состава по антитеррористической деятельности.  Дополнительные вопросы:   1.
  20. Россия в современном мире и основные направления её военной политики.
  21. Международный терроризм угроза безопасности России 3.
    ВС РФ фактор стабильности и территориальной целостности государства.
  22. 18 век-век Русской воинской славы.
  23. Армия и флот в войнах 19 начала 20 века.
  24. Дни воинской славы России.
  25. Бессмертный подвиг Защитников Отечества в 1941-1945 гг.  Вопросы правового обеспечения.  8.
  26. Законы РФ о порядке прохождения ВС по призыву и по контракту.
  27. Знать и строго выполнять меры безопасности при эксплуатации боевой техники обращении с оружием, боеприпасами, производстве различных работ.
  28. Ответственность за преступления против порядка прохождения ВС.
  29. Морально психологические основы ВС.
  30. Роль младшего командного состава в защите прав подчиненных.
  31. Как предупредить неуставные взаимоотношения и уклонение от ВС.
  32. Как сохранять жизнь и здоровье подчиненных.
  33. Федеральные округа Российской Федерации.
  34. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
  35. Состав Российской Федерации.
  36. Основные должностные лица государства.
  37. Страны входящие в союз независимых государств.

МЕТОД ПРИМЕРА

Воспитательная сила примера основывается на способности людей к подражанию. В условиях армии пример командиров, начальников, оказывает систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воинов, а также является образцом для подражания. В системе методов воспитания, метод примера рассматривается как условие действенности убеждающих воздействий, упражнений, системы поощрений и принуждения. Пример командиров, товарищей по военной службе лишь тогда оказывает воспитательное воздействие на окружающих, когда он является отражением их внутренней сущности.

Определенную воспитательную роль играют примеры жизни и подвигов исторических личностей, выдающихся, общепризнанных обществом людей современной жизни, художественные образы, запечатлённые в литературе и искусстве. В процессе воспитания метод примера выполняет ряд функций: убеждает; организует; выполняет роль идеала в соответствии с представлением которого формируется личность воина и коллектив в целом; выступает в роли условия для самовоспитания и саморазвития воинов; служит материалом выработки обобщённых знаний; стимулом творческой деятельности и средством вдохновения (средством поднятия боевого духа воинов в экстремальной боевой обстановке).

Педагогическая эффективность воспитания на примере достигается при выполнении следующих педагогических условий: создание нравственного содержания образа примера ( образца, идеала ) для подражания; отбор и анализ подлинных образцов социальных ценностей; возможность повторения опыта; самокритичность и самоанализ чувств и поступков военнослужащих; подлинный авторитет офицеров-воспитателей, уровень их педагогической культуры, такта и военно-профессионального мастерства.

СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Принципы воспитания – это основные руководящие положения, отражающие объективные закономерности процесса воспитания российских пограничников. В них выражены требования, определяющие содержание, методы и организационные формы воспитания личного состава пограничных войск.

Основные требования принципов воспитания изложены в Конституции Российской Федерации, законах, указах Президента РФ по проблемам военной формы. Ряд руководящих положений по повышению уровня воспитания личного состава войск в современных условиях определен в «Концепции воспитания личного состава пограничных войск РФ» (объявлена приказом Главнокомандующего Федеральной пограничной службы №-175 от 04 мая 1994 года).

В систему принципов воспитания пограничников входят:

  • гуманистический характер воспитания (первоочередной учет нужд, запросов и интересов военнослужащих);
  • воспитание в процессе воинской деятельности;
  • индивидуальный и дифференцированный подход;
  • воспитание в коллективе и через коллектив;
  • сочетание требовательности с уважением к личности военнослужащего;
  • комплексный подход к воспитанию (все для воспитания, все воспитывают);
  • единство обучения и воспитания.

План-конспект

Воинское и патриотическое воспитание военнослужащих органов и войск ФПС России: сущность, содержание, методы и формы.

Формирование патриотизма у личного состава является важнейшей предпосылкой и условием строительства органов и войск ФПС России, повышения качества воспитательной работы с военнослужащими, обеспечения должного уровня боеспособности и боеготовности войск.

Какими конкретно обстоятельствами обусловливается актуальность темы?

Во-первых, радикальными изменениями в мире и стране, происшедшими в последние годы, в результате чего возник новый мировой порядок. С распадом СССР и возникновением новых суверенных государств претерпели определенные изменения такие традиционные для военнослужащих понятия, как Родина и Отечество, а для некоторых они оказались попросту «размытыми». В этих условиях необходимо возродить утраченные духовные ценности, сформировать их на новой идейной основе, отвечающей изменившимся реалиям.

Во-вторых, сложными процессами строительства и реформирования российских пограничных войск, изменением их роли и места в государстве. И здесь не обойтись без духовно-нравственной составляющей, морального духа, который зиждется на таких фундаментальных ценностях, как государственность, духовность, патриотизм

Сегодня для военнослужащего пограничных войск быть патриотом — означает одновременно быть человеком духовным, верным своему конституционному долгу, надежно защищать свое Отечество.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Осмысливание направлено на то, чтобы определенным образом расчленить учебный материал на дозы, блоки выделить в них наиболее важное, существенное, установить  связи и зависимости между составными, установить связи и зависимости между составными частями учебного материала, а также ранее изученным и усвоенным. Осмысливание учебного материала и предполагает использование анализа  и синтеза (расчленение и объединение), сравнения, сопоставления, конкретизации и обобщения

Когда воин,  самостоятельно осмысливает его с ранее изученным материалом, то он, тем самым сравнивает его с ранее изученным, подтверждает вопрос теории личным опытом, личной практикой. В свою очередь понимание обеспечивает формирование отношения к знаниям, взглядов и в конечном счете – убеждений

Осмысливание учебного материала и предполагает использование анализа  и синтеза (расчленение и объединение), сравнения, сопоставления, конкретизации и обобщения. Когда воин,  самостоятельно осмысливает его с ранее изученным материалом, то он, тем самым сравнивает его с ранее изученным, подтверждает вопрос теории личным опытом, личной практикой. В свою очередь понимание обеспечивает формирование отношения к знаниям, взглядов и в конечном счете – убеждений.

Запоминание воинами учебного материала может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное запоминание обусловлено ярким и образным показом, демонстрацией приемов, средств, фактов служебно – боевой деятельности личного состава   пограничной заставы, показом фрагментов из кинофильмов, использованием средств звукозаписи и т.п.  Произвольное запоминание обеспечивает заметными волевыми условиями, наличием постоянного и глубокого интереса к овладению воинским мастерством, высокими мотивами и  устремлениями личности военнослужащего.

Знания остаются мертвым грузом без практики. Применение есть и результат обучения, и условие из закрепления, совершенствования. Командиру необходимо стимулировать применение полученных знаний подчиненными на практике, учитывая, что он часто продолжает действовать и выполнять те или иные приемы, опираясь на свой прежний личный опыт или житейские понятия.

Командиру целесообразно показывать подчиненным важность постоянного использования полученных теоретических знаний в их практической работе, что подтверждает единство теории и практики. Своеобразно проявляется в подготовке воинов – пограничников и теория поэтапного формирования умственных действий

Характерно применение данной концепции в специальной подготовке воинов, деятельность которых связана с обслуживанием, эксплуатацией различных технических средств, механизмов, оружия. Суть рассматриваемой теории заключается в том, что обучение происходит в несколько этапов

Своеобразно проявляется в подготовке воинов – пограничников и теория поэтапного формирования умственных действий. Характерно применение данной концепции в специальной подготовке воинов, деятельность которых связана с обслуживанием, эксплуатацией различных технических средств, механизмов, оружия. Суть рассматриваемой теории заключается в том, что обучение происходит в несколько этапов.

Первый из них связан с формированием у воинов – специалистов ориентировочной основы действий (ООД). Это значит, что руководитель знания начинает  объяснение нового учебного материала, нового отрабатываемого действия с указаний о том, что и как нужно делать, в какой последовательности, сопровождая свои пояснения практическим показом действий. Например, командир, показывая образец действия, может не давать указаний о том, как производить это действие. Обучаемые в этом случае могут делать ошибки, действовать медленно. Лучше детально рассказать, как и в какой последовательности выполнять действие, и тогда воины меньше допустят ошибок в его выполнении.

На втором этапе воины, используя учебное пособие, инструкцию, могут одновременно выполнять действия, следить за их последовательностью, исправлять ошибки.

На третьем этапе обучаемые, проговаривая вслух последовательность действий, выполняют их и закрепляют на более высоком уровне автоматизма.

На четвертом этапе воины проговаривают вслух отрабатываемое действие про себя с одновременным его реальным выполнением.

На завершающем пятом этапе действие выполняется автоматически.

Данная концепция эффективна при наличии жизненного и практического опыта военнослужащих, когда командир организует правильный показ действий (лично или с выполнением их кем – либо из его подчиненных).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий