Давление в баллоне с кислородом: хранение и транспортировка на дальние расстояния

Период хранения газа в емкостях

Срок хранения газа в баллоне зависит от типа самого газа:

  • Наибольшим периодом хранения выделяются пропан и бутан. Срок их хранения неограниченный, единственное условие нормальной сохранности – должно поддерживаться минимальное рабочее давление. В таком случае баллон можно использовать до полного его расхода.
  • Такой газ, как ацетилен тоже отличается способностью долго храниться. Но в связи с его повышенной взрывоопасностью, перед наполнением баллонов таким газом их тщательно проверяют – взвешивают, определяют пористость. Эти показатели должны строго соответствовать установленным нормативам.
  • Бутан подлежит использованию в течение 10 лет, дальше такой газ является просроченным.
  • Срок хранения кислорода, аргона и азота совсем недолог. Разрешено эксплуатировать баллоны с таким наполнением не больше 1,5 лет (или 18 месяцев).
  • У водорода, помещенного в баллон, срок службы немного дольше – 3 года.
  • Гелий хранится в емкостях под давлением на протяжении 2 лет.

Виды баллонов

Традиционная форма газового баллона – цилиндр. Однако в ГБО облик резервуара отличается в зависимости от используемого топлива. Это может быть природный метановый газ, либо углеводородный, пропано-бутановый. Они хранятся под разным давлением, которое и диктует форму баллона.

  1. Цилиндрические. Давление не превышает отметку в 15 атмосфер; стандартная емкость для легкового автомобиля – до 65 литров. Основное преимущество: небольшие показатели давления позволяют экспериментировать с формой, используя сварные швы. Так появились спаренные, а также прямоугольные баллоны, сохраняющие больше полезного пространства после установки.
  2. Тороидальные. По форме напоминают «запаску», на место которой иногда и устанавливаются при выборе наружного монтирования. Благодаря этому, открывают больше возможностей для установки в обычный автомобиль без ущерба свободному месту. В то же время вмещает увеличенное количество газа – от 30 до 100 литров.

Навигация

Правила погрузки баллонов с газом и кислородом

Прежде чем перевозить сосуд с любым содержимым, его необходимо загрузить в машину. Для этого процесса существуют определенные правила.

Рекомендации, которые необходимо придерживаться:

  1. Загружать баллон нельзя в одиночку. В этом процессе должно участвовать, минимум, два человека.
  2. На работниках должна быть специальная одежда.
  3. Запрещено складывать баллоны в грязный кузов.
  4. Емкости нельзя носить на плечах, тащить по земле и перекатывать.
  5. Запрещается перемешать сосуды без предохранителя.

При использовании, перевозке и хранении любых типов баллонов необходимо соблюдать четкие правила безопасности

Важно, чтобы на любом предприятии был человек, который отвечает за все манипуляции с подобными изделиями. Таким образом можно обеспечить контроль за качеством продукции, ее хранением, перевозкой и соответствием нормам безопасности

Благодаря этому, можно избежать множества проблем с законом и сохранить здоровье окружающих людей.

Какими бывают ёмкости для газа

Резервуары для хранения газового горючего бывают различными по конструкции и размерам. На легковых автомобилях их устанавливают в багажных отсеках. На грузовиках, специализированной технике, в автобусах, на днище или другие места, где можно удобно и безопасно использовать gas.

Метан и пропан-бутан имеют разное рабочее давление, поэтому к ёмкостям для хранения предъявляются разные требования.

Для СНГ баллон должен выдержать давление 1,6 МПа, для КПГ — 19,6 МПа. В первую очередь, проверяется соответствие изделия рабочему давлению газовой смеси

Освидетельствование автомобильных газовых баллонов важно прежде всего для самих владельцев транспортных средств, так как речь идёт о безопасной эксплуатации машины

В последние годы традиционные автомобильные металлические баллоны цилиндрической формы сменяют эллиптические и тороидальные. Углеродистую сталь вытесняют нержавеющие сплавы, полимерные материалы высокой прочности. Кроме того, происходит эволюция запорно-регулирующей арматуры. Универсальные электроклапаны пришли на смену громоздким аппаратам. Компактные мультиклапаны баллонного оборудования выполняют технологические задачи по подаче, регулировке и контролю основных показателей газового топлива.

Виды баллонов для хранения газомоторного топлива

Запас газа для питания мотора хранится в баллонах разнообразной конструкции и типоразмеров. На легковых машинах сосуды устанавливаются по обыкновению в багажнике. На грузовых машинах, специальной технике и автобусах место для монтажа выбирается в зависимости от компоновки: это может быть рама либо другие несущие элементы.

Различие баллонов для хранения сжиженного и компримированного газа заключается в разном рабочем давлении. Так рабочее давление в баллонах для хранения СНГ составляет 1,6 МПа, а для хранения КПГ – 19,6 МПа. Выбор баллона для встраивания в систему ГБО зависит от необходимого количества газа на борту ТС, габаритов сосуда и места его установки. Аттестация газовых баллонов подразумевает, кроме всего прочего, испытание сосудов на предмет соответствия задекларированному рабочему давлению.

Привычная цилиндрическая форма металлических баллонов, изготавливаемых из углеродистых сталей, постепенно уступает лидерство в пользу эллиптических, тороидальных и других, пока экзотических, форм. На смену углеродистым сталям приходят нержавеющие сплавы, металлокомпозитные и высокопрочные полимерные материалы.

Меняются и конструкции запорно-регулирующей аппаратуры. На смену громоздким комплектам приходят компактные многофункциональные мультиклапаны. Автомобильный мультиклапан ГБО выполняет все функции по подаче, регулированию и контролю параметров газовой смеси.

Технический кислород

Согласно ГОСТ 5583-65 в производственных масштабах производятся две основные разновидности аналогичного газа, которые затем применяются в разной промышленности — это первого и второго сорта, состав указан в таблице.

Характеристики Сортность кислорода
первый второй
Процентное содержание О2, % 99,7 99,5
Водяные пары, % 0,007 0,009
Водород в составе, % 0,3 0,5

Более загрязненные примесями субстанции могут применяться частными фирмами, но для серьезных производственных задач они непригодны.

Процесс получения

Промышленное производство кислорода основано на разделении воздуха при низких температурах: сначала происходит сжатие в компрессоре, затем нагревшуюся субстанцию охлаждают до комнатных параметров, чтобы произошло расширение и резкое понижение внутренней температуры, затем сжимают до 10—15 МПа.

В результате нескольких аналогичных циклов получают жидкий воздух, из состава которого во время перегонки улетучивается азот, а в остатке накапливается кислород.

Второй промышленный способ — это электролиз воды, при котором молекулярная составляющая раскладывается и в результате получается чистый кислород.

Области применения

Кислород используют во многих сферах деятельности человека:

  1. Металлургическая — сварка и резка металлов.
  2. Медицинские учреждения.
  3. В виде топлива для ракет.
  4. В сельском хозяйстве.
  5. Очистка и обеззараживание воды.
  6. Синтез химических соединений, например, при производстве взрывчатых веществ.

Баллоны с кислородом используют для сварки и при газосварочной обработке поверхностей из различного металла до и после аналогичных процессов. Для резки металла его применение не имеет альтернативы, потому что только кислород дает максимально высокую температуру огненной струи, способной прожигать любой состав металлических деталей и конструкций.

Минимальная чистота кислорода для промышленного применения — 99,2%, а для использования в быту используют бюджетный вариант с 92%.

ЗАЧЕМ УТИЛИЗИРОВАТЬ ГАЗОВЫЕ БАЛЛОНЫ?

Правильная утилизация газовых баллонов необходима для сохранения окружающей  среды, для сохранения здоровья и жизни населения. Газовые емкости с повреждениями, деформациями, просроченные являются опасными за счет возможного остаточного количества газа (остаточное давление) в баллоне.

При неправильной утилизации таких емкостей существует огромный риск возникновения взрыва, который способен нанести значительный ущерб экологии и здоровью людей.

Поэтому утилизация баллонов с газом должна осуществляться специализированными организациями по всем правилам техники безопасности.

Процесс утилизации состоит из нескольких строго регламентированных этапов:

  1. Сначала в утилизируемую емкость заливают воду.
  2. Пробку с резьбой устанавливают на горловину, ее закручивают до момента наступления предела осевой нагрузки.
  3. В области резьбового соединения замораживают воду.
  4. Сосуд охлаждают до момента, когда начинают разрушаться его стенки.
  5. На данном этапе по местам разрушения стенок емкости производят ее вскрытие без опасности для окружающей среды и здоровья.
  6. Лед из баллона с содержанием в нем токсичных соединений удаляют.

Такой способ позволяет без особого вреда для экологии и здоровья людей удалять имеющиеся в сосуде ядовитые взрывоопасные соединения. 

Помните:  Собственник индивидуальной газобаллонной установки, неотъемлемой частью которой является баллон, несёт полную ответственность за безопасную эксплуатацию газового оборудования.

По вопросу утилизации газовых баллонов лучше всего обратиться в эксплуатирующую организацию ГУП РК «Крымгазсети» или другую специализированную организацию, имеющую лицензию на данный вид работ .

Не выбрасывайте отслужившие свой срок баллоны в мусор или на природу. Хранить дома тоже не следует. Берегите себя и окружающую среду.

Срок эксплуатации газовых баллонов

Не каждый частный сектор подключен к магистральному газопроводу, однако отопление требуется всем домам. Выходом становятся газовые баллоны, которые можно приобрести в компании «ТОРГГАЗ». Чтобы использование баллонов было безопасным, нужно следовать всем правилам безопасности. В них входят:

  • соблюдение условий хранения баллона;
  • правильное подключение к газовому оборудованию;
  • заправка в лицензионных точках;
  • соблюдение сроков эксплуатации.

Заправляются баллоны на АГЗС — подробнее о заправке можно узнать здесь. Правила хранения должны соблюдаться как при домашнем, так и при уличном размещении баллона

Кроме правильности подключения очень важно для безопасности соблюдать эксплуатационные сроки. Они содержатся в техническом паспорте баллона

Виды манометров.

Для отличия корпуса манометров для разных газов красят в разный цвет: голубой – манометры для кислородных баллонов, белый – для ацетилена и красный для водорода. Также на циферблате манометра может быть специальная надпись, указывающая тип газа, для которого предназначен баллон.

Также манометры разделяются по классу точности: цифры 0,2; 0,6; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0 в порядке возрастания показывают все меньшую точность прибора.

Абсолютными манометрами измеряют абсолютное давление, а манометрами избыточного давления измеряют разницу между давлением в какой-либо системе и атмосферным давлением.

Правила использования и полезные рекомендации

Техника безопасности включает в себя гигиенические требования и меры предосторожности при работе с горючими веществами

  • Перед проведением каких-либо манипуляций с емкостью, в которой находится сжатый кислород, ее стоит надежно закрепить или обеспечить устойчивость.
  • Нельзя прикасаться к вентилю емкости, в которой находится сжатый кислород, руками, на которых находятся остатки горючих веществ. В противном случае баллон может взорваться. Установка редуктора также должна производиться чистыми руками.
  • Во избежание пробоя вентиля нельзя нагревать емкость до температуры, превышающей 50 градусов по Цельсию.
  • Поврежденный баллон необходимо сдать в ремонт, при этом остаточное давление должно составлять около 3-5 атмосфер. Не рекомендуется самостоятельно чинить емкости для газа. Учтите, что при разрезе есть вероятность взрыва.
  • Помните, что состоит кислородный баллон в том числе из деталей, которые со временем снашиваются. Регулярно проверяйте состояние вентиля, предохранительного клапана, заглушки штуцера.
  • Сжатый кислород пожароопасен, поэтому запрещено стравливать баллоны в закрытых помещениях.

Как изготавливают кислородные баллоны?Как изготавливают кислородные баллоны?

Источник

Освидетельствование баллонов – технические нюансы

Работа с техническими газами требует неукоснительного соблюдения правил эксплуатации газоиспользующего оборудования и газовых резервуаров, которые должны периодически подвергаться аттестации

Важно понимать, что плановое освидетельствование баллонов – это не прихоть контролирующих органов, а необходимая мера для своевременного выявления дефектов конструкции и предотвращения опасных ситуаций на производстве

Существует немало частных компаний-поставщиков техгазов, которые, пренебрегая процедурой аттестации, предоставляют клиентам просроченные баллоны. Получая в свое распоряжение более дешевый продукт, покупатель зачастую не подозревает о возможных последствиях. Чем грозит эксплуатация несертифицированных резервуаров, читайте в статье: серые производители технических газов.

Вместе с тем, ответственные организации заботятся о безопасности своих клиентов, выполняя требования ФНП, которые касаются обустройства испытательных пунктов для освидетельствования баллонов. Чтобы получить разрешения от контролирующих органов на проведение испытаний, компания должна иметь:

  • подходящее по площади помещение;
  • технические средства;
  • аттестованных специалистов;
  • клеймо с шифром организации;
  • производственную инструкцию.

Когда выполняется аттестация газовых емкостей

Периодичность технической аттестации для работающих под избыточным давлением сосудов составляет 5 лет. То есть с даты изготовления каждые 5 лет баллон должен обязательно подвергаться испытаниям, во время которых определяют целостность корпуса и вентиля, массу конструкции, внутреннюю емкость и способность выдерживать повышенное давление.

Однако в некоторых ситуациях освидетельствование выполняют раньше установленного срока, когда:

  • сломан вентиль;
  • в месте соединения баллон-вентиль обнаружена утечка;
  • на горловине неисправно или отсутствует кольцо;
  • поврежден башмак;
  • окраска наружной поверхности является некачественной.

Решение о ремонте или выбраковке таких сосудов принимают только по результатам визуального осмотра и технических исследований.

Освидетельствование баллонов: последовательность операций

Проверку состояния осуществляют в следующей последовательности:

1) Подготовка.

На этапе подготовки из емкости удаляют остаток газа, демонтируют вентиль, после чего осуществляют продувку воздухом и тщательную очистку поверхности с применением воды и, при необходимости, растворителя. Демонтированный вентиль подвергают отдельной проверке, а в случае неисправности направляют в ремонт или бракуют с последующей заменой.

Подготовка баллона перед проверкой

2) Визуальный осмотр. Целью визуального осмотра является выявление любых дефектов конструкции: трещин, вмятин, плен, раковин, глубоких рисок (более 10% толщины стенки), износа резьбы и т.п. Для внутреннего осмотра допускается применение осветительного прибора с напряжением питания до 12 В. В случае обнаружения ослабления кольца на горловине или неправильной насадки башмака, испытание приостанавливается до устранения данных неисправностей.

Осмотр на наличие дефектов

3) Проверка массы и вместительности. Чтобы определить, насколько коррозия и другие физико-химические преобразования металла уменьшили толщину стенок, осуществляют измерение массы и внутреннего объема изделия, а также сравнение полученных показателей с первоначальными данными из паспорта. Взвешивание выполняют на весах с точностью 200 г. Для определения вместимости сначала взвешивают пустой сосуд, а затем наполненный водой, после чего по разности показателей находят массу воды с дальнейшим расчетом ее объема.

Проверка массы и вместимости взвешиванием

4) Гидравлическое испытание. Для определения прочности емкости ее наполняют водой под высоким давлением. Величину проверочного давления устанавливает завод-производитель, оно должно быть как минимум в 1,5 раза выше рабочего показателя. Длительность проверки составляет не меньше 1 минуты. Гидроиспытание считается успешным, если во время его выполнения манометр показывал стабильную величину, а на корпусе не были обнаружены трещины, течи, слезы и видимые деформации.

О гидравлическом тестировании

Гидравлическое испытание газовых баллонов осуществляется с использованием давления 25 кгс / см2. Продолжительность – 1 минута.

Затем параметры доводят до рабочих. Проводится скурпулёзный осмотр емкости. Все её сварные швы обстукиваются молотком весом 500 грамм. 

Изделия прошли данный тест, если у них нет:

  1. Разрывов.
  2. Значительных деформаций.
  3. Протечек.

Затем устраивается пневматический тест. Применяется давлением 16 кгс/ кв.см. Продолжительность – 2 минуты.

Ёмкость помещается в резервуар с водой. Над ней образуется водяной столб высотой 2-4 см.

Если выявлена протечка и пропускание воздуха, баллон нужно исправить. После чего эти операции повторяются. Максимально допустимое количество исправлений ёмкости – 2.

Гидравлический тест проходит за прочной цельной оградой с минимальной высотой 2 м. Она должна позволять осматривать ёмкость при сокращении в ней давления до нормированных значений.

Для проведения такого тестирования обычно задействуют профессиональный стенд. В работе используется ручной насос ГН-200.

Модели, рассчитанные на сжиженный газ, помещают на стенды, где в процессе задействуется сжатый воздух.

Параметры используемого стенда для обозначенного тестирования имеет параметры 50-55 л.

Его вид – карусельный с двумя позициями. У него есть особый элемент – головка, имеющая телескопическую трубку. Она необходима для данного теста и устранения воды из ёмкости после процедур.

Также данный стенд используют для пневматических операций и изучения плотности контакта вентиля с газовой ёмкостью.

Нередко для этих операций применяют устройство УГИБ5 – 04.

Его состав:

  1. Сварной стол-каркас.
  2. Прижимной пневматический цилиндр. Он находится по центру верхней стороны п.1
  3. Коллектор. Он устроен в п.2. Он подаёт в ёмкость сжатый воздух или воду.
  4. Крепёж для размещения баллона. Он находится под п.2.
  5. Бак с водой. Нахождение — левая нижняя сторона данного устройства.
  6. Пневматический гидроусилитель. Расположен в правой стороне аппарата. Он создаёт необходимое давление для тестирования. В нём последовательно устроены пневмо- и гидроцилиндры.

После всех операций образуются стоки. Они устраняются в канализационную сеть через особый отстойник. Благодаря этой мере газ не проникает в канализацию.

Период хранения газа в емкостях

Срок хранения газа в баллоне зависит от типа самого газа:

  • Наибольшим периодом хранения выделяются пропан и бутан. Срок их хранения неограниченный, единственное условие нормальной сохранности – должно поддерживаться минимальное рабочее давление. В таком случае баллон можно использовать до полного его расхода.
  • Такой газ, как ацетилен тоже отличается способностью долго храниться. Но в связи с его повышенной взрывоопасностью, перед наполнением баллонов таким газом их тщательно проверяют – взвешивают, определяют пористость. Эти показатели должны строго соответствовать установленным нормативам.
  • Бутан подлежит использованию в течение 10 лет, дальше такой газ является просроченным.
  • Срок хранения кислорода, аргона и азота совсем недолог. Разрешено эксплуатировать баллоны с таким наполнением не больше 1,5 лет (или 18 месяцев).
  • У водорода, помещенного в баллон, срок службы немного дольше – 3 года.
  • Гелий хранится в емкостях под давлением на протяжении 2 лет.

Какие требования безопасности должны соблюдаться при хранении баллонов

Основное требование к безопасности — использовать новые либо проверенные резервуары. Опасно применять в быту либо на производстве старые баллоны с истекшим сроком годности. Большое значение имеет место использования, хранения.

Что необходимо знать при обмене баллона высокого давленияЧто необходимо знать при обмене баллона высокого давления

На открытом воздухе

Для безопасного хранения кислородных, углеродистых веществ, емкостей с пропаном используются навесы из негорючих материалов. Иногда их заменяют специальные шкафы. После работ на открытых площадках переносят на хранение в недоступные для посторонних людей места.

Какие требования безопасности должны соблюдаться при хранении газовых баллонов на открытом воздухе:

Запрещено перемещать волоком, путем перекатывания. Для транспортировки используются специальные тележки, емкость должна располагаться вертикально.

Способы хранения газовых баллонов

На морозе

Ничего страшного в хранении кислорода, метанового, пропанового газа на морозе нет. Содержимое при охлаждении сжимается. При попадании в тепло по полоски инея будет заметно его количество. Задача владельца — защитить резервуар от влаги. Вода будет провоцировать появление ржавчины, образование дыр. Поэтому емкость устанавливают на возвышении под навесом.

Освидетельствование баллонов

Освидетельствование газовых баллонов необходимо периодически проводить автовладельцам т/с, с установленным ГБО.

Согласно правилам Ростехнадзора требуется проверять срок годности баллона, соответствие его состояния требованиям безопасности, осуществлять проверку на герметичность и проводить испытания на прочность.

Сроки освидетельствования пропановых баллонов и метановых:

Для пропана: 1 раз в 2 года (пропан-бутан смеси); Для метана: 1 раз в 5 лет (из легированной стали) и 1 раз в 3 года (для углеродистой стали); В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (см. пп. 12.5 ч.1 и 7.14) запрещается эксплуатация транспортных средств в случае, если «технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования».

Прежде всего, необходимо проверить срок годности баллона, установленного заводом-изготовителем. Это можно посмотреть на самой поверхности, на заводской штамповке. Если срок эксплуатации не истёк, всё ок, можно его переосвидетельствовать.

Дату очередного освидетельствования можно посмотреть на паспорте, — специальной металлической табличке, прикрепленной к баллону (для сосудов объемов до 100 литров). Для сосудов, объём которых превышает 100 литров, эту дату можно посмотреть в приложении, которое выдаётся при его установке ГБО.

Ну а далее, можно приступать к выполнению самой процедуры.

Согласно ПБ 03-576-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» в освидетельствование баллона ГБО входит проведение аттестации, опрессовки и поверка баллона.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА СРОК ГОДНОСТИ ГАЗОВОГО БАЛЛОНА

Время, в течение которого баллон может эксплуатироваться, зависит от материала, из которого он сделан, даты его изготовления и условий эксплуатации. Если  срок годности не указан, то по нормативам РФ — это 20 лет. 

Если баллоны произведены из металлокомпозита или алюминия до 2014 года, то они могут использоваться в течение десяти лет. Алюминиевые емкости, выпущенные после ноября 2014 года, используются  двадцать лет. Такой же срок дается баллонам, соответствующим ГОСТу.

То, как долго прослужит баллон, зависит и от правильности заправки. Заправляться емкости должны только на специализированных заправочных пунктах, имеющих лицензию. Ими могут быть АЗГС или автомобильные заправки со специальным оборудованием. Перед заправочными процедурами специалисты должны осматривать баллон, проверять его на отсутствие дефектов. Заправка возможна, только если не обнаружено никаких проблем. Придется подождать или заменить пустой баллон на уже заправленный.

СКОЛЬКО МОЖНО ХРАНИТЬ ГАЗ В БАЛЛОНЕ

Срок хранения зависит от типа смеси. Если это пропан-бутан — срок практически не ограничен. Главное, чтобы соблюдалось рабочее давление. Ацетилен тоже может храниться  долго. Но из-за его повышенной взрывоопасности перед сварочными работами баллоны обязательно взвешиваются и проверяются на пористость — показатели должны соответствовать нормативам.

Кислород в кислородных баллонах может храниться не более 18 месяцев. Такой же срок хранения имеет чистый аргон. Азот также хранится в течение полутора лет. Водород, закачанный в соответствующую ему емкость, может храниться до 3 лет.

Самостоятельная заправка малых емкостей

Когда нет возможности использовать для сварочных работ стандартный баллон, то можно своими силами перекачивать из него кислород в емкости меньшего размера. При этом получается очевидная экономия — баллона на 40 л хватит для не менее 20 заправок емкости, рассчитанной на 2 л, стоимость его заправки на кислородной станции около 350, а малых емкостей 100—150 рублей.

Заправку некоторые гаражные специалисты делают с помощью самодельных переходников, а заполнение малого баллона проверяют по степени нагревания поверхности емкости, что может привести к негативным последствиям, если у исполнителя нет достаточного опыта.

Лучше использовать специальное заправочное устройство заводского изготовления, состоящее из латунной трубки с гайками из аналогичного металла на обоих концах и полиамидными прокладками.

Оборудование:

  1. Стандартный кислородный баллон на 40 или 50 литров.
  2. Заправочный переходник из латуни, чтобы исключить случайное возникновение искры при ударе.
  3. Малую емкость для кислорода на 2 или 6 литров.

Методика

Пред началом перекачивания из большой емкости в малую надо убедиться, что оба баллона имеют исправные вентили и чистую поверхность без следов ГСМ. В заправочном устройстве или переходнике проверяем исправное состояние прокладок на накидных гайках, чтобы исключить утечку газа при дозаправке.

Все работы выполняются в такой последовательности:

  1. Один конец заправочного устройства при помощи накидной гайки присоединяется к баллону-донору, а второй — к заправляемой емкости меньшего объема.
  2. Гайки на заправочном устройстве затягиваются плотно, но без фанатизма.
  3. Открыть вентиль на заправляемом баллоне полностью и проверить соединение на предмет утечки (в баллоне всегда остается немного газа).
  4. На большой емкости открываем вентиль, при этом слышится характерное шипение поступающего в пустой баллон кислорода.
  5. Когда звук перекачивающего газа прекратится, то это сигнал о том, что давление в обеих емкостях выровнялось — малый баллон заполнен.
  6. Закрываем вентиль на баллоне-доноре, затем перекрываем доступ к малой емкости и отсоединяем перекачивающее устройство.

Соединение переходника с большой емкостью можно не демонтировать, чтобы при последующих заправках не делать лишнюю работу.

[stextbox Н. Куприянов, образование: колледж, специальность: сварщик пятого разряда, опыт работы с 2003 года: Следует строго выполнять требования техники безопасности при работе с кислородным оборудованием, т. к. опасность возгорания намного выше, чем у других газов».

Меры предосторожности

Перед началом работы с кислородным оборудованием нужно тщательно вымыть руки и вытереть их насухо

Работать следует только в перчатках, при этом выполнять такие предосторожности:

  1. Оба баллона надо прочно закрепить, чтобы исключить их случайное падение.
  2. Наличие на поверхности емкостей ГСМ запрещается из-за возможности возгорания. Нельзя смазывать резьбовые соединения — они специально выполнены из латуни и не боятся ржавчины, но обеспечивают плавный и исправный ход гаек при закручивании или отвинчивании.
  3. При работе с кислородными баллонами не допускается присутствие растворителей, спиртов или бензина, т. к. они могут самовоспламениться при соединении с газом при его случайной утечке.
  4. При использовании инструмента, его контактные поверхности должны быть омедненными или тщательно промытыми водой с моющими средствами. Хранить такой инструмент надо отдельно.
  5. Запрещено стравливать кислород из баллона в закрытом помещении, что чревато возникновением пожара.
  6. Очищать кислородные баллоны от пыли и загрязнений следует только чистой ветошью, смоченной водой. Ни в коем случае не применять растворители и дезинфекторы.

О курении рядом с баллонами, наполненными кислородом, не может быть и речи, т. к. нарушитель подвергает опасности не только себя, но и окружающих, потому что взрыв газа сопровождается большими разрушениями.

Освидетельствование газовых баллонов

Всем владельцам автомобилей с установленным ГБО нужно периодически проводить освидетельствование газовых баллонов.

В соответствии с правилами Ростехнадзора требуется инспектировать срок годности баллона, соответствие его состояния требованиям безопасности, производить проверку на герметичность и проводить тесты на прочность.

Как часто нужно проводить освидетельствование пропановых и метановых баллонов?

• Для пропана срок составляет 1 раз в 2 года (пропан-бутан смеси);

• Для метана достаточно 1 раза в 5 лет (из легированной стали) и 1 раза в 3 года (для углеродистой стали или композитных материалов);

Согласно Кодексу об административных правонарушениях (см. пп. 12.5 ч.1 и 7.14) запрещается эксплуатация транспортных средств в случае, если «технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования».

Срок годности баллона и дату очередного освидетельствования можно посмотреть на специальной металлической табличке, прикрепленной к баллону либо выбитой на корпусе – паспорте баллона (для сосудов объемов до 100 литров). Для сосудов, объём которых превышает 100 литров, с этой датой можно ознакомиться в приложении, которое выдаётся при установке ГБО. Если срок эксплуатации не истёк — можно его переосвидетельствовать.

Пошаговое описание всей процедуры:

• Осмотр, приёмка, проверка срока годности/даты очередного освидетельствования;

• Демонтаж;

• Мойка, очистка от грязи, стравливание газа, подготовка баллона;

• Аттестация: проверка пригодности к эксплуатации, отбраковка, исследование соответствий нормам и стандартам, поиск дефектов;

• Покраска баллона, зачистка, грунтовка (если требуется, при обнаружении коррозии на поверхности);

• Опрессовка баллона: проведение испытаний на прочность и герметичность (гидравлические и/или пневматические испытания);

• Поверка баллона: клеймение и паспортизация;

• Монтаж на автомобиль (если требуется);

Цена освидетельствования баллона зависит от необходимых работ: требуется ли демонтаж/монтаж; есть ли коррозия и требуется ли косметический ремонт, перед проведением испытаний и аттестации (т.е. грунтовка, зачистка, покраска, нанесение/реставрация технических надписей на поверхности и т.д.).

Как правило, срок освидетельствования баллонов составляет 1-2 дня, что вызвано технологической необходимостью: требуется время на проведение испытаний по прочности и герметичности (проверку водой, воздухом, сушку баллона и пр.) и решения вопроса годности к дальнейшей эксплуатации.

Как только баллон снят, проверены все сроки (годности и переосвидетельствования), выполняется подготовка к проведению его аттестации.

Сначала стравливается газ и осуществляется демонтаж запорной арматуры, включая мультиклапан и пр. Газоанализатором проверяется отсутствие газа в системе

Это важно. Поскольку для проведения последующих гидравлических испытаний баллона газа в системе быть не должно

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий