Как организовать работу по гражданской обороне в связи с пандемией covid‑19. советы практика

Основные задачи в области Гражданской обороны

Процесс обучения является многоуров­невым. Он включает в себя вводный инструктаж, текущий инст­руктаж, ознакомление с характеристиками и способами обраще­ния с индивидуальными и коллективными средствами защиты, проведение учебных тревог и т.д.

По приеме на работу проводится вводный инструктаж. В этих целях штабом ГО объекта разрабатывается специальное пособие (инструкция вводного инструктажа). Ознакомление и изучение ин­струкции рабочими и служащими может проводиться непосред­ственно в подразделении в течение первой недели после трудо­устройства. Руководители отдельных служб и подразделений про­ходят обучение в штабе ГО объекта. Повторные инструктажи с рабочими и служащими проводятся по правилам и в сроки, уста­новленные для инструктажей по технике безопасности.

Таким образом, ГО является одним из элементов обороно­способности страны. Гражданская оборона Российской Федера­ции должна быть готовой в составе сил и средств мирного вре­мени обеспечить защиту населения от воздушного нападения, решение возложенных на нее задач в районах локальных войн (вооруженных конфликтов), а также развертывание необходи­мых сил и средств для выполнения задач в условиях крупномасштабной войны.

Совокупность официальных взглядов на систему безопасности России в современной геополитической обстановке в мире пред­ставлена в двух основополагающих документах — в Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Военной доктрине Российской Федерации. Они определяют важнейшие направления государственной политики в сфере национальной безопасности, военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы ее обеспечения.

В Концепции национальной безопасности Российской Феде­рации, в частности, сказано: «Важнейшими составляющими на­циональных интересов являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а так­же от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера и их последствий, в военное время — от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий». Поэтому проблемы ГО не теряют своей актуальности. В ближайшем будущем общество должно быть готово иметь хоро­шо подготовленную систему защиты населения, материальных и культурных ценностей в случае военного времени.

Вопросы для самоконтроля

1.Назовите и охарактеризуйте поражающие факторы ядерного взрыва.

2.Что такое очаг ядерного взрыва?

3.Какой толщины должен быть слой стали, бетона и древесины, что­бы ослабить радиоактивное излучение в два раза?

4.Каковы основные средства и способы защиты от поражающих факторов ядерного поражения?

5.Сформулируйте правила поведения в очаге ядерного поражения.

6.Расскажите о химическом оружии, его составе, способах применения.

7.Охарактеризуйте нервно-паралитические БТХВ.

8.Назовите БТХВ, при поражении которыми наблюдается период скрытого действия.

9.Расскажите о способах защиты от БТХВ.

10.Каковы действия населения в очаге химического поражения?

11.Что входит в состав биологического оружия?

12.Как определяют границы очага биологического поражения?

13.Каковы основные средства защиты населения от биологического оружия?

14.Назовите признаки применения противником биологического оружия.

15.Что такое дезинфекция, дезинсекция и дератизация?

16.Назовите способы защиты населения при авариях на химически опасных объектах.

17.Какие виды коллективных защитных сооружений могут быть использованы населением при радиоактивном или химическом заражении местности?

18.Чем отличаются изолирующие и фильтрующие средства защиты кожи?

19.Назовите задачи, стоящие перед ГО страны.

20.Каков порядок организации и функционирования ГО на объекте?

Предыдущая234567891011121314151617Следующая



Гражданская оборона

В 1932 году создана местная противоздушная оборона (МПВО). Основная задача МПВО — сведение к минимуму возможных потерь и разрушений и защита населения и территорий от воздействия обычных средств поражения (авиация).

Во время ВОВ МПВО выполняла следующие задачи:

  • Строительство убежищ и укрытий
  • Ведение аварийно-восстановительных работ
  • Ликвидация последствий бомбардировок
  • Обучение населения способам защиты от воздушных нападений
  • Эвакуация населения

Создание МВПО обеспечило в годы ВОВ успешную защиту населения и объектов народного хозяйства.

В 1961 году в связи с появлением ядерного оружия защита населения и территорий стала еще более актуальной задачей. МПВО было преобразовано в граждансную оборону. Система гражданской обороны должна была обеспечить надлежащую защиту населения и территорий от поражающих факторов нового оружия массового поражения.

До 1986 года задачами МПВО-ГО было:

  • Подготовка средств индивидуальной и коллективной защиты населения
  • Ведение спасательных и аварийно-восстановительных работ только в условиях военного времени.

Предупреждение и ликвидация ЧП природного и техногенного характера в мирное время как задача перед гражданской обороной не ставились.

Начиная с 1974 года гражданская оборона начала принимать участие в решении задач мирного времени (тушение лесных поражов, предупреждение стихийных бедствий и крупных аварий).

В 1986 году случилась катастрофа на Чернобыльской АЭС. Она принесла много человеческих жертв. Система граждаской обороны не была готова к решению таких задач и было принято решение о реорганизации системы гражданской обороны.

Поскольку предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций связана с проблемами национальной безоспасности в 1990 году был создан Российский корпус спасателей, в 1991 году преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям. После ряда преобразований в 1994 году был преобразован в Министрество Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Реально задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера начали решаться после принятия 18 апреля 1992 г. Правительством РФ Постановления “О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях”, которая в 1995 г. после принятия федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Таким образом, МЧС России решала проблемы организации защиты населения и террриторий в ЧС различного характера, а РСЧС была ориентирована на решение задач защиты от ЧС природного и техногенного характера. За гражданской обороной была сохранена функция планирования и выполнения мероприятий по защите населения и территорий при угрозе и в случае нападения противника, предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций военного времени.

История ГО в России

У нас в стране сложившаяся история важной системы ГО была начата в 1932 году. В тот далекий день была организована противовоздушная оборона, представляющая собой составную важнейшую часть действующей системы ПВО

В 1993 года правительством было выпущено следующее распоряжение: в МОГО РФ должна быть представлена МЧС России, занимающимся общим эффективным руководством по ГО и ЧС и действующим вместе с остальными службами спасения в стране.

Главной целью взаимовыгодного сотрудничества с действующей МОГО стало комплексное эффективное укрепление потенциалов ГО и эффективной защиты проживающего населения для совершенствования подготовки к разным по характеру ЧС, поддержка в гуманитарном плане многих стран, которым необходимо развитие структур в области обеспечения защиты граждан. Итогом взаимодействия стали внедрение новейших методов в сферу обеспечения эффективной защиты проживающего населения и обширных территорий от происходящих ЧС, процесс совершенствования разработанных методик и разных стандартов, используемых при подготовке специалистов для работы в спасательных службах, проведение обмена полученным опытом, существенное укрепление коопераций в области оперативного предупреждения и устранения происходящих бедствий и масштабных катастроф различного характера.

В 2016 году в Ассамблее был подписан регламент о взаимодействии в сфере обмена информацией между российским МЧС и МОГО. При этом достигнут ряд важнейших договоренностей, касающихся развития дальнейшего партнерства, дальнейшее общее развитие запланированной инициативы, касающейся организации международной сети специальных кризисных центров.

При реализации такой инициативы выполнена комплексная высококачественная модернизация используемого программного обеспечения, установленного в центре выполнения мониторинга и координации действий МОГО. Она включает установку и дальнейшее развитие геоинформационной уникальной системы для выполнения анализа и эффективного моделирования потенциальных ЧС, включая полученные с помощью космического мониторинга важные данные.

В результате принятых комплексных мер МЦМК МОГО стал площадкой, созданной для решения различных задач по ведению борьбы с природными катастрофами. Также это проведение мониторинга, прогноз, моделирование потенциальных ЧС, предоставление консультаций для координации важнейших управленческих принимаемых решений на основе выполнения анализа полученных данных.

Структура ГО на предприятии

Обязательно организуется штаб ГО с назначением начальника для управления проводимой подготовкой, настройки оповещения, а также разработки предстоящих планов. К ГО сотрудники подготавливаются под его руководством. Он также держит под контролем план всех предстоящих мероприятий при разных ЧС.
Организация гражданской обороны в настоящее время состоит из следующих задач:

  • Противопожарные принимаемые меры.
  • Подготовка квалифицированных сотрудников к ГО.
  • Организация четкой и быстрой эвакуации.
  • Разработка эффективного плана по быстрому выполнению грамотных действий при ЧС.

В следующей статье будет подробно рассмотрен пример приказа на организацию гражданской обороны.

Основные элементы

Управление гражданской обороны – служба, контролирующая проведение комплекса защитных мероприятий. Подразделения не только реализуют поставленные задачи в ходе чрезвычайных ситуаций в военное или мирное время. Закон «О гражданской обороне» предписывает также осуществление подготовки средств и сил, а также обеспечение действий организаций при выполнении аварийно-спасательных и иных неотложных работ. Организации ГО представляют собой особые формирования. Они создаются на базе подразделений по территориально-производственному принципу. Эти организации не включены в состав Вооруженных Сил. Однако в их распоряжении находится специальная техника, имущество. Эти организации подготовлены особым образом, что позволяет им обеспечивать защиту населения от опасностей, которые могут возникнуть во время военных действий либо вследствие таковых. Территория ГО – местность, на которой располагаются объекты гражданской обороны. В частности, это населенные пункты, имеющие особое стратегическое либо экономическое государственное значение. Объекты гражданской обороны характеризуются высокой степенью опасности возникновения ЧС в военный и мирный период.

В Российской Федерации

Основная статья: Гражданская оборона в России

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и другого.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны

При них были созданы штабы ГО и различные службы.
Также важной организацией в системе гражданской обороны являлся ДОСААФ. ДОСААФ проводил обучение молодежи по стрельбе, плаванию, вождению автомобиля, парашютизму, пилотированию самолётов и радио коммуникации.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)[нет в источнике]

В России 4 октября отмечается День гражданской обороны.

Войска гражданской обороны

Нагрудный знак подразделений ГО предприятий (СССР)

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Позже войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), а также Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС России (затем — МЧС России).

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
  • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
  • проведение пиротехнических работ;
  • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998), свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооруженными Силами Российской Федерации и другими воинскими формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные воинские формирования).

Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году — 18 000 человек.

Начальники ГО СССР

  • 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
  • 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
  • 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
  • 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.

С чего нужно начать

Начинает организацию гражданской обороны в компании всегда ее руководитель. Ему требуется назначить других своих сотрудников (заместителей и других на соответственные должности в системе ГО данной компании, принять требуемые нормы и выделить средства на материальную часть).

Необходимая документация

Базовый локальный правовой акт для компании, в котором содержатся нормы, регулирующие ее функционирование в данной сфере — это Положение о гражданской обороне.

В него включаются предписания относительно:

Основных задач ГО в этой компании
Мерам Которые в чрезвычайной ситуации понадобится предпринять, чтобы защитить ее сотрудников
Действия, которые будут нацелены для достижения целей ГО В случае катаклизма, не связанного с нарушением мира, также в военное время
Структурные подразделения предприятия На которые будут возложены обязанности по данному направлению
Регламент работ Спасательного и аварийного характера
Контроль за аппаратами Предназначенными для быстрого оповещения и связи
Координация действий упомянутых подразделений этой организации Со штабами гражданской обороны в административных единицах, на территории которых она расположена (город, район, область)
Порядок обеспечения сотрудников организации Защитными средствами и медикаментами
Возвещение убежищ и сохранение их в состоянии Пригодном для использования
Наблюдение За биологической обстановкой
Иные моменты Относящиеся как к подготовке к ЧС на данном предприятии, так и к практическим действиям, если она произойдет

Оговорено, что выписка, содержащая вводные положения из числа внесенных в данный локальный акт, должна быть включена в должностные инструкции работников предприятия. Каждый из них удостоверяет своей подписью, что он ознакомился с этими нормами.

План мероприятий

План мероприятий по гражданской обороне — это базовый документ, которым в своей деятельности руководствуется штаб или отдел компании, отвечающий за направление ГО.

При этом данная бумага содержат два набора мер:

  • для мирной ситуации;
  • для военного времени.

Также к такому плану составляется целый ряд приложений, в числе прочего:

Наборы мер Которые требуется предпринять при возникновении чрезвычайной ситуации различным структурным подразделениям компании
Схема территории предприятия с пометками Уточняющими, каким образом должна осуществляться эвакуация
Ведомость В которой учитываются предметы, относящиеся к медицинскому обеспечению кадров и средствам индивидуальной защиты
Инструкции с правилами остановки отдельных цехов Составляющих данный объект
Карта расположения Пожарных гидрантов и устройств оповещения
Перечень учреждений медицинского профиля Расположенных поблизости, которые обязаны оказать работникам компании экстренную помощь при ЧС
Порядок информирования Об опасной ситуации штабов ГО более высокого уровня

Этот перечень не закрытый, также могут приниматься положения и иных видов.

Общие сведения

Угроза чрезвычайных ситуаций носит постоянный характер. Каждый день существует небольшая вероятность, что произойдет:

  • техногенная катастрофа;
  • природный катаклизм;
  • военные действия (это совсем крайняя ситуация, но исключать нельзя и ее, и в любом случае считается, что следует быть к ней готовым).

Вследствие этого приняты нормы, в соответствии с которыми на предприятии необходимо осуществить подготовку персонала, а также заранее установить, какие действия потребуется предпринять, если одно из описанных выше положений возникнет в той местности, где функционирует данная компания.

Кого это касается

В целом это касается руководителей организаций, которые обязаны при ее отсутствии создать систему гражданской обороны в организации с нуля, 2020 год, является периодом, когда такое требование для них остается. Если же такая структура уже существует, ее следует поддерживать.

В то же время на среднем или крупном промышленном предприятии обязанности дифференцированы. Так:

Начальником гражданской обороны По-прежнему остается первое лицо такой компании
Заместителем главы ГО По инженерно-технической части назначают главного инженера, которому поручается в частности техническое руководство работами аварийно-спасательного профиля;

По эвакуации и рассредоточению сотрудников — зам гендиректора по общим вопросам;

По материально-техническому снабжению — соответственно зама по этому профилю в целом

Также на объекте создается отдел по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне.

Обязанности работодателя

Обязанности работодателя заключаются в следующем:

  • осуществлять планирование штатных процедур по профилю гражданской обороны;
  • их последующую реализацию;
  • обеспечивать написание программы подготовки персонала по данной дисциплине (ГО);
  • устраивать тренинги и инструктаж по ГО для персонала в соответствии с упомянутой программой;
  • разрабатывать планы эвакуации при чрезвычайной ситуации персонала предприятия (и иных лиц в зоне ответственности организации) и фондов материально-культурных ценностей;
  • монтаж систем экстренного оповещения о ЧС и поддержание их в рабочем режиме;
  • создание резерва средств по данному направлению (в том числе защитных, медицинских и технических).

Помимо этого если компания по сфере своей деятельности причисляется к потенциально небезопасным, то также требуется создать спасательное подразделение, которое обязано будет произвести экстренное реагирование, если ЧС случится.

Состав и задачи международной организации гражданской обороны

В данный момент членами этой действующей Организации являются участвующие государства, наблюдатели, ассоциированные члены МОГО.

Главными целями и рабочими задачами этой организации являются:

  • Представление национальных действующих служб по ГО на международном высоком уровне.
  • Создание структур по эффективной защите проживающего населения в разных странах.
  • Разработка специальных обучающих программ, предназначенных для служб обеспечения эффективной защиты.
  • Принятие участия в распространении необходимой населению гуманитарной помощи.
  • Обмен различными проблемными вопросами между государствами.

Организация работы ГО

Перечень важных документов, подготовленный список работающих сотрудников для обучения и грамотный план предстоящих мероприятий ГО является зависящим от деятельности и общей численности рабочего штата. Соблюдение требований по ГО для организаций убережет от штрафных санкций.

Гражданская оборона сегодня необязательно имеет связь с внезапно начавшимися военными действиями. Но все сотрудники должны точно знать то, как вести себя при наступлении чрезвычайной ситуации. Понимание действий необходимо на случай внезапного наводнения, сильного землетрясения, возникновения пожара или совершенного теракта. Дети обучаются этому в школе во время занятий, а взрослые по месту своей постоянной работы.

2.1. Принцип организации системы Гражданской обороны Российской Федерации

Гражданская оборона в Российской Федерации организована по территориально-производственному принципуна всей территории страны с учётом особенностей регионов, районов, населённых пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальность гражданской обороны состоит в том, что она организуется на территориях республик в составе РФ, краёв, областей, городов, районов, посёлков согласно административному делению России.

Производственная составляющая заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.

Принципы организации и ведения Гражданской Обороны

1. Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;

2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения

Направления развития гражданской обороны в современных условиях определяются:

• наличием конфликтных ситуаций вблизи государственных гра­ниц Российской Федерации;

• сохранением тенденции развития и укрепления НАТО;

• наличием и совершенствованием оружия массового поражения, появлением оружия нового поколения;

• возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения;

• возрастанием роли в вооруженных конфликтах высокоточного оружия и разработкой оружия нового поколения, в том числе на новых физических принципах;

• существенным возрастанием экономического, политического, информационного и других видов воздействия на население:

• усилением угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера, в том числе в связи с наличи­ем больших запасов химического оружия и подлежащих утили­зации ядерных энергетических установок.

В настоящее время гражданская оборона представляет собой сис­тему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, ма­териальных и культурных ценностей на территории Российской Феде­рации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Система гражданской обороны

 Систему гражданской обороны составляют:

1. органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

2. силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

3. фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

4. системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях. 

Задачи гражданской обороны

В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время.

С 1992 г. в России начался новый этап развития гражданской обороны. Впервые принятый федеральный закон «О гражданской обороне» определил основные ее задачи:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие их, в том числе медицинское обслуживание, включая срочное оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие их;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

При ведении военных действий гражданская оборона и Вооруженные силы имеют фактически одну общую цель — совместное обеспечение защиты тыла страны, который в широком понимании представляет всю, не занятую противником и не входящую в зону военных действий территорию государства с его людскими и материальными ресурсами. Но, в отличие от Вооруженных сил, гражданская оборона применяет в целях снижения людских и материальных потерь чисто гражданские, присущие ей одной, большей частью пассивные методы и средства.

Общее руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет правительство, которое обеспечивает проведение единой государственной политики в вопросах гражданской обороны. Непосредственное управление гражданской обороной возложено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.

Основные задачи в области гражданской обороны

№ 123-Ф3, 19 июня 2004 г. № 51-ФЗ, 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и 19 июня 2007 г. № ЮЗ-ФЗ.

В соответствии с законом основными задачами в области гражданской обороны являются:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;

· оповещение населения об опасности;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей;

· проведение аварийно-спасательных работ;

· борьба с пожарами;

· санитарная помощь населению;

· дезактивация техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.

Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.

Общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет правительство. В федеральных органах исполнительной власти руководство ГО возложено на их руководителей.

На местах руководство гражданской обороной входит в обязанности глав органов исполнительной власти субъектов РФ и руководителей органов местного самоуправления.

Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества гражданской обороны, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики действиям в чрезвычайных ситуациях.

Для координации деятельности территориальных отделов и пределах нескольких субъектов РФ используются региональные центры.

Силы гражданской обороны. Российской Федерации состоит из войск, гражданских организаций ГО, аварийно-спасательных служб и формирований.

К войскам гражданской обороны РФ относятся: отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды радиационной и химической разведки.

Гражданские организации гражданской обороны создаются в мирное время на базе предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

ВПоложении о гражданской обороне вРоссийской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г.

№ 804, излагается система мер по обучению населения в области ГО. В числе важнейших называется создание, оснащение и всестороннее обеспечение профильных учебно-методических центров, курсов ГО и учебно-консультальционных пунктов.

Правовую основу содержания и методики обучения населения основам гражданской обороны составляет также постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (с изменениями от 15 августа 2006 г.). В число лиц, подлежащих обучению, входят учащиеся образовательных учреждений.

Основные задачи обучения населения в области гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности будут рассмотрены ниже, в § 3.10.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные задачи гражданской обороны.

2. Охарактеризуйте территориальный и производственный принципы организации гражданской обороны в нашей стране.

3. Кто осуществляет общее руководство гражданской обороной в нашей стране?

4. Что входит в состав сил гражданской обороны?

5. Для чего, по вашему мнению, создаются гражданские организации и формирования гражданской обороны?

Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 571;

Заключение

Выше были рассмотрены термин «гражданская оборона», определение и задачи ее в современном мире. Исходя из полученной информации, можно сделать вывод, что в РФ сегодня существует вполне эффективная законодательная база в области ГО. Тем не менее, из года в год случаются различные ситуации, из которых становится понятно, что проблем в данной сфере все-таки очень много. Из-за неслаженности, халатности и попустительства руководящих лиц и членов органов исполнительной власти страна терпит большие убытки и теряет множество жизней своих граждан.

В связи с этим стоит выделить основные направления в развитии гражданской обороны:

  1. Государственное определение приоритетов в финансировании и выполнении мероприятий ГО.
  2. Упор компетентных органов на систематическое обучение основам безопасности как внештатных формирований и органов гражданской обороны, так и простого населения страны.
  3. Ужесточение наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей должностными лицами в области гражданской обороны.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий