Лекции по втп — файл тема №10 «техническая эксплуатация техники связи»_тдц10.doc

Правильный монтаж и обслуживание оборудования связи – гарантия безопасной и стабильной работы

Чтобы свести к минимуму возникновение поломок в оборудовании связи, необходимо учесть несколько критериев:

  • сертификация оборудования связи. Перед покупкой аппаратуры убедитесь, что она соответствует всем указанным требованиям и прошла обязательную проверку согласно нормативным документам;
  • эксплуатация в соответствии с регламентом;
  • регулярное проведение технического обслуживания;
  • правильная установка аппаратуры.

Монтаж оборудования связи является технически сложным процессом, который выполняют специалисты. Вне зависимости от объема работ, необходимо не только правильно расположить и соединить все блоки, произвести заземление оборудования связи и подготовить всю систему к пробному запуску.

Чтобы узнать больше о регламентах технической проверки, монтажных и ремонтных работах, техническом обслуживании оборудовании для связи, а также увидеть новейшие технологические отраслевые достижения и современные системы связи, достаточно посетить профильную выставку «Связь». Масштабная экспозиция будет располагаться на территории ЦВК «Экспоцентр».

Производители и поставщики оборудования связиТипы оборудования связиОборудование спутниковой связи

Планирование работ по техническому обслуживанию устройств связи

Планы-графики составляются старшим электромехаником, согласовываются с начальником
производственного участка и утверждаются начальником РЦС или его заместителем.
Проверка и переутверждение планов-графиков производится 1 раз в год по
состоянию на 1 января.

Для каждого цеха (бригады) старшего электромеханика составляются и утверждаются
годовой и четырехнедельный планы-графики по техническому обслуживанию устройств
связи. Работы, включаемые в план-график, планируются таким образом, чтобы
промежутки времени между одними и теми же работами были равными и не превышали
установленной периодичности, а работы, технологически связанные друг с другом,
выполнялись одновременно.

Для составления нормированных графиков технического обслуживания
устройств связи применяются типовые нормы времени, а при отсутствии типовых
норм времени на отдельные виды работ, допускается устанавливать местные нормы,
утверждаемые руководством Дирекции связи ж.д.

В четырехнедельный план-график включаются работы, которые выполняются с
периодичностью 1 раз в месяц, в 4 недели и чаще, а в годовой — работы,
выполняемые реже 1 раза в месяц.

План-график должен отражать место производства работ (объекты),
необходимые затраты времени на выполнение работ по всем объектам на каждый
день, исполнителей (численность и квалификационный состав), необходимость
обеспечения автомобилем.

Необходимо давать расчет трудозатрат на выполнение работ с
четырёхнедельной и годовой периодичностью. Планирование работ с годовой
периодичностью не должно быть жёстким, график должен давать информацию только о
необходимых трудозатратах, а время выполнения может быть определено в
оперативном порядке. График корректируется только при изменении оснащенности
участка или изменении инструкций и норм времени.

Для устройств связи целесообразно планировать работы на день, указывая их
наименование и необходимые трудозатраты. Возможны 2 случая распределения работ
в течение одного дня:

выполняются одинаковые работы на многих устройствах (технологический
принцип);

осуществляется комплекс разнородных работ с ограниченным объемом
устройств (территориальный принцип).

Критерий выбора лучшего варианта — доведение до минимума непродуктивных
затрат времени. Решающую роль при этом играет степень концентрации устройств.
Когда в одном месте сконцентрировано такое число устройств, что на однородные
операции требуется несколько часов или целый рабочий день, целесообразен
технологический принцип планирования. Это облегчает производство работ,
контроль их выполнения, и снижает непродуктивные затраты времени на переходы,
так как объекты расположены в одном месте.

Работы по дням распределяют таким образом. Сначала планируют работы с
наименьшей периодичностью, затем добавляют работы по тем же устройствам, но с
большей периодичностью выполнения. Работы, выполняемые электромехаником и
электромонтером совместно, должны планироваться на одно и то же время.
Целесообразно выбрать определенные дни недели для часто выполняемых работ.
Работы с годовой периодичностью для напольных устройств следует планировать на
теплое время года.

В графике обязательно должны быть резервные дни на выполнение непредвиденных
работ, ликвидацию возможных сбоев процесса обслуживания, выполнение работ по
надежности и другое.

Меры безопасности при ТО и ремонте АЦ и насосно-рукавных автомобилей

Для проведения технического обслуживания подготавливается специальный пост, либо хорошо вентилируемое помещение. В нём предусматривается смотровая канава с металлическими или ЖБ ребордами и щитами. Также в ней присутствует обогрев на зимний период. Помещение снабжается системой отвода газов, с возможностью подключения к выхлопной системе ПА.

Категорически запрещено:

  • самостоятельная модификация рабочего инструмента;

  • снятие колёс при помощи кувалды, наезда автомобиля и других нетехнических методов;

  • вести работу с трансмиссией при заведённом автомобиле;

  • осуществлять любые работы со станками без заземления;

  • пользоваться электрическим оборудованием с нарушениями в изоляции или без заземления;

  • работать на автомобиле, находящемся в подвешенном состоянии, на домкратах и т.д.;

  • использовать посторонние предметы в качестве подкладки под вывешенный ПА;

  • работать с подвешенным ПА без подставки упоров;

  • выполнять проверку систем при включённом двигателе, где это не требуется;

  • преграждать проходы, подходы к источникам воды, пожарному оборудованию, рабочему инвентарю;

  • оставлять открытыми баки для горючего;

  • использовать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для промывки элементов;

  • держать ЛВЖ и ГЖ, которые не требуются для ТО, и оставлять их в открытом виде.

Виды связи по функциям и назначению

В зависимости от своих функций в пожарной охране разделяют следующие виды связи:

  • извещения;
  • оперативно-диспетчерскую;
  • на пожаре;
  • административно – управленческую

По назначению:

  • оперативные – средства для передачи информации, числящиеся на вооружении и предназначенные для повседневной работы пожарных подразделений;
  • учебные – средства, служащие обучающим материалом личного состава части. На них делается специальная пометка «Учебное».

Использование оперативных средств для проведения обучения строго запрещено.

Связь извещения

Служит для передачи сообщений о пожароопасной ситуации в ЦУС и пожарную часть от граждан и автоматизированных сигнальных устройств.

Основные функции:

  1. Соединяет ЦУС и городскую телефонную линию специальными линиями, которые предназначаются именно для информирования о пожарах. Связь абонентов с пожарной охраной по АТС обеспечивается набором номера «01», а по ручной станции с помощью передачи слов «Пожар».
  2. Передача сообщений от автоматизированных сигнальных устройств о пожароопасной ситуации.
  3. Соединяет напрямую ЦУС, пожарную часть с наиболее важными городскими учреждениями и объектами.
  4. Соединяет напрямую ЦУС с городскими отделениями МВД и охраны для извещения их о пожароопасной ситуации.
  5. Обеспечивает связь между ЦУС, пожарной частью и Государственной противопожарной службой.

Оперативно-диспетчерская

Способ обмена сообщениями между диспетчером, пожарной бригадой и ЦУС. Также используется для передачи информации о пожароопасной ситуации всем городским службам и учреждениям.

Этот вид связи помогает своевременно получить нужную информацию о месте возгорания, быстро отреагировать и предпринять соответствующие меры – выслать противопожарную бригаду на борьбу с огнем.

Основные функции:

  1. Передача распоряжений пожарным бригадам.
  2. Обработка сообщений от участков, где проходит тушение пожара.
  3. Обмен сообщений между диспетчером, ЦУС и бригадами, высланными на борьбу с неконтролируемым огнем, на служебном транспорте.
  4. Передача сообщений об изменении локаций пожарного транспорта.
  5. Информирование городских учреждений и служб о чрезвычайной ситуации.

Связь на пожаре

Используется для координации всех человеческих и технических ресурсов в борьбе с огнем. Она помогает производить своевременный обмен информацией, благодаря чему происходит слаженная работа всех структур.

Для организации обмена сообщениями между подразделениями создаются стационарные и передвижные пункты связи.

К ним относятся:

  • ПСЧ (пункт, находящийся в пожарной части);
  • ЦУС (центральное управление силами и техникой);
  • ППС (подвижный пункт);
  • ПСО (пункт связи отряда).

ПСЧ – это станция пожарной охраны, которая может напрямую по телефонным линиям вести обмен сообщениями с ЦУС и городскими важными объектами, учреждениями, передавать им сообщения о пожароопасной ситуации.

ЦУС – контролирующий орган, осуществляющий проверку эффективности работы пожарных подразделений.

ППС – мобильная станция, временно созданная для обмена информацией на пожарах и повышения эффективности работы противопожарных бригад.

ПСО – пункт обеспечивает взаимодействие между руководящим составом и пожарными подразделениями. Через него ведется управление силами, и передаются данные с места тушения пожара.

Если пожар принимает серьезные масштабы, то связь обеспечивается не только между оперативной бригадой и начальником, но и с начальником тыла и начальником боевых участков, а также, при необходимости, и с пожарными машинами.

На пожаре для передачи сведений используются переносимые радиостанции, переговорные аппараты и полевые телефоны. Для координации работ служат радиостанции и устройства с усилением звука, такие как: микрофоны, громкоговорители, мегафоны, громкоговорящие устройства пожарных машин.

В случае если невозможно пользоваться вышеописанными средствами связи, применяют сигналы управления.

Административно-управленческая

Применяется для осуществления координации работы и контроля пожарной части. С ее помощью передаются данные о работе ГПС. Для этого используются городские, сельские и ведомственные телефоны.

При возникновении чрезвычайных ситуаций данные аппараты можно использовать для передачи срочной информации, но при условии, что это не нанесет ущерб исполнению в настоящий момент оперативно – тактических операций.

Для этой связи оборудуются стационарные и мобильные пункты передачи сведений, оборудованные всем необходимым для эффективной работы.

Передача сигналов идет через телефон, факс, сеть Интернет, телеграф и противопожарной сигнализации.

Контроль безопасности

Функцию контроля безопасности связи в пожарной охране осуществляет специальный орган – ЦУС. Суть его работы — это поддержание технических устройств в состоянии постоянной готовности для использования пожарными диспетчерами.

Для бесперебойной работы связи подразделения нужна хорошо скоординированная работа дежурного оператора.

Работа диспетчера является очень ответственной и эмоционально напряженной. К ней допускаются только те сотрудники, которые прошли специальное обучение. Чаще всего в пожарной охране эту должность занимают женщины.

Проверка связи осуществляется двумя способами: 

  • путем передачи специальных сообщений;
  • с помощью вызова и соответствующего ответа на него.

Для эффективной работы связующей системы предусмотрены некоторые правила:

  1. При нарушениях дисциплины связи должностное лицо, отвечающее за нее, должно устранить их и провести служебное расследование.
  2. Обмениваться сообщениями о чрезвычайной ситуации следует кратко. Разговаривать на личные темы по рабочей линии категорически запрещено.
  3. Обмен сообщениями должен проходить по определенной форме. Нужно использовать специальные позывные и другие фразы, такие как: «Прием!», «Отвечайте!», «Примите сообщение», «Конец связи».
  4. Для четкой ясности смысла передаваемой информации, озвучивать ее необходимо спокойным, полным голосом. Говорить неторопливо и отчетливо.

Если на городской сети отключили электроэнергию, дежурный оператор должен предпринять следующие меры:

  • сообщить об инциденте в ЦУС;
  • если сбой произошел вечером или ночью, уведомить дежурного по подразделению;
  • подключить резервное телефонное устройство к городской сети;
  • для связи с ЦУС использовать мобильную радиостанцию, которая находится в пожарной машине;
  • если бригада выезжает по сигналу «Тревога», поддерживать связь с ней и ЦУС следует по мобильной радиостанции из резервного пожарного автомобиля.

РЕГЛАМЕНТ ПРОВОДИМЫХ ПРОВЕРОК И РАБОТ

При проведении технического обслуживания охранной сигнализации проверке подлежат:

Крепления.

Контроль прочности и целостности крепежных приспособлений периферийных приборов охранной сигнализации, это первичный обязательный этап техобслуживания. Закрепляя прибор на определённом месте, и осуществив его тонкую настройку, инженеры не могут гарантировать его полную неподвижность.

На изменение положения могут повлиять температурные деформации материалов в результате суточных и сезонных колебаний температуры окружающей среды, усадочные деформации строительных конструкций зданий и сооружений, человеческий фактор.

В результате ослабления креплений может произойти изменение зоны контроля или механическое повреждение самого устройства. Поэтому в регламент ТО обязательно вносят работы по подтяжке фиксирующих элементов для надежного крепления устройств на опорной конструкции.

Основные и вспомогательные приборы.

Прежде всего, производится оценка состояния корпуса и функциональных элементов и тестирование основных функциональных возможностей приемно-контрольного прибора.

При ТО охранно-пожарной системы следует обратить внимание на звуковые и световые оповещатели. Оба типа устройств активируются только при возникновении нештатных ситуаций, поэтому пользователь сможет выявить их неисправность только в случае отказа всей системы, что может привести к самым печальным последствиям

Именно поэтому проверка устройств оповещения входит в обязательный регламент при каждом техобслуживании. Также проверке подлежат все линии связи между приемно-контрольным прибором и пунктом охраны или диспетчерской. Проверка приемно-контрольных приборов и устройств оповещения осуществляется одновременно.

После включения приемно-контрольного прибора с его пульта передается имитация сигнала тревоги на оповестительное оборудование.

В случае если охранная сигнализация использует для передачи сигнала GSM технологии, модуль связи в приемно-контрольном приборе постоянно функционирует в ходе нормальной работы системы. Поэтому проверка GSM модуля выполняется с большей периодичностью во время полного тестирования всей системы.

Гибкие соединения и переходы.

Под этой терминологией в системах пожарной и охранной сигнализации имеются в виду кабельные сети, соединяющее всю внешнюю периферию приборов и устройств в единую систему. В охранной сигнализации существуют приборы расположенные на подвижных конструкциях, в процессе эксплуатации которых тонкие провода могут перетираться.

Это может привести как к ложному срабатыванию, так и к несрабатыванию, что значительно снизит надежность системы. При организации технического обслуживания охранной беспроводной сигнализации этот этап пропускается.

Источники питания.

Техническое обслуживание средств охранной сигнализации включает проверку работоспособности основных, резервных и аварийных источников электроснабжения. Этот этап является обязательным при каждой проверке и включает также осмотр и обслуживание защитного оборудования.

При проверке от блока питания системы отключается основная линия электроснабжения, при этом прибор должен перейти на резервное питание от аварийной линии или аккумуляторных батарей.

При этом должна быть обеспечена максимальная нагрузка с учётом энергопотребления системы оповещения. Резервный источник питания должен поддерживать работоспособность на протяжении времени указанного в технических характеристиках.

Техническое обслуживание АСУ

Техническое обслуживание АСУ (ТО АСУ) — основное профилактическое мероприятие, которое проводится для обеспечения стабильной и эффективной работы оборудования. Регулярное техническое обслуживание АСУ значительно снижает простои управляемого оборудования. ТО АСУ представляет собой надзор, уход, проведение плановых тех. осмотров, регулировок, чисток, продувок и т.д.

Техническое обслуживание АСУ — это целый комплекс технических мероприятий:

  • Внедрение регламента выполнения обслуживающих работ.
  • Создание производственной базы.
  • Комплектование обслуживающего персонала.
  • Непосредственное проведение работ по обслуживанию и модернизации АСУ.

Техническое обслуживание АСУ проводится, как правило, без отключения оборудования, сетей электро и газораспределения. Но иногда допускается непродолжительная остановка оборудования, соответствующая графику отключения.

Своевременное техническое обслуживание, и его проведенние квалифицированными специалистами — необходимое условие поддержания АСУ в оптимальном рабочем состоянии.

На все средства автоматизации, поставляемые в рамках проекта Заказчику, наша Лаборатория автоматизации предоставляет гарантийное техническое обслуживание!

Вопросы текущего и гарантийного технического обслуживания АСУ Вы можете обсудить с инженерами по АСУ нашей Лаборатории автоматизации.

Пожалуйста заполните обязательные поля.

Ошибка отправки формы. Попробуйте еще раз.

Спасибо, ждите звонка.

На взляд Лаборатории автоматизации:

Цели технического обслуживания АСУ:

  • оборудования в исправном состоянии.
  • Предупреждение отказов АСУ.
  • Поддержка всех характеристик автоматической системы управления в заданных пределах.
  • Диагностика технического состояния.
  • Улучшение экономических показателей работы оборудования.
  • Сведение к минимуму аварийных остановок оборудования.

Техническое обслуживание АСУ. Виды работ:

  • Визуальный внешний осмотр оборудования.
  • Осмотр средств измерений: датчиков, счетчиков.
  • Осмотр изоляции кабелей электрики, и измерение сопротивления.
  • Сравнение соответствия характеристик эксплуатации по параметрам: влажности, температуры, вибрации, и др. с документацией производителя.
  • Ведение журналов технического обслуживания АСУ.
  • Исправление эксплуатационных нарушений.

Техническое обслуживание АСУ проводится по регламенту, но может быть и нерегламентированным.

Нерегламентированное техническое обслуживание АСУ включает надзор за эксплуатацией оборудования и его исправностью при мероприятиях по модернизации, или в связи с выявленными эксплуатационными нарушениями.

Все нарушения, которые были обнаружены при нерегламентированном обслуживании, фиксируются в «журнале неполадок АСУ». Неисправности должны устраняться в кратчайшее время, силами оперативного персонала обслуживающей организации. Обслуживающий персонал должен регулярно просматривать «журнал неполадок АСУ» и проводить мероприятия по устранению недостатков в эксплуатации АСУ.

При плановом ТО АСУ производится контроль, диагностирование АСУ, регулировка, калибровка приборов и механизмов, смазка, чистка механизмов АСУ, замена изоляции. Также уточняется объем и состав работ при очередном или текущем ремонте.

Наша Лаборатория автоматизации имеет значительный опыт технического обслуживания АСУ. Наши инженеры по АСУ и технические специалисты по обслуживанию АСУ имеют свидетельства о допуске к опасным работам на производственных объектах и необходимую сертификацию по поддерживаемому оборудованию.

Своевременное техническое обслуживание, и его проведение квалифицированными специалистами — необходимое условие поддержания АСУ в оптимальном рабочем состоянии.

Как читать Элекрические схемыКак читать Элекрические схемы

Пожалуйста заполните обязательные поля.

Ошибка отправки формы. Попробуйте еще раз.

Спасибо, ждите звонка.

Техническое обслуживание АСУ (ТО АСУ) — основное профилактическое мероприятие, которое проводится для обеспечения стабильной и эффективной работы оборудования. Регулярное техническое обслуживание АСУ значительно снижает простои управляемого оборудования. ТО АСУ представляет собой надзор, уход, проведение плановых тех. осмотров, регулировок, чисток, продувок и т.д.

Нормы потребления топлива

Они были введены МЧС России, чтобы обеспечить постоянное наличие и контроль над использованием горючего. Есть 2 вида учёта его потребления:

  • массовое выражение (кг, тонн) – планирование и поступление в подразделения;

  • объёмное (литры) – расход в подразделениях, кроме консистентных смазок.

Для современных ПА существуют 3 типа норм:

  • работа двигателя при полной нагрузке на каждые 100 км;

  • работа агрегатов в стационарном режиме;

  • работа двигателя без нагрузки.

Полный перечень норм расхода топлива представлен в приложении №7 к приказу МВД №549 от 20.12.93 г. Они являются базовыми, то есть используются в качестве основы при расчётах, но дополнительно к ним могут применяться и различные коэффициенты увеличения:

  • Наличие прицепа. Бензин — +2 л на 1 тонну веса прицепа, а дизель — +1.3 л.

  • Климатический регион. Южный – до 5%, средний – до 10%, северный – до 15%, крайний северный – до 20%.

  • Горная местность. Высота над уровнем моря 500-1500 м — +5%, 1501-2000 м — +10%, 2001-3000 м – 15%, 3000 м и более — +20%.

  • В пунктах с более 1 млн. жителей – до 10%.

  • Пробег 1 000 км после капитального ремонта – до 10%.

  • Полевые условия и лес – до 20%, в период снегов или при наличии песка – до 35%.

Существует коэффициент понижения, если ПА эксплуатируется за чертой города на дорогах с улучшенным покрытием – до 15%. В случае, если требуется применить несколько надбавок, то берётся их итоговая сумма. Расчёт расхода производится водителем каждый раз после выезда, с учётом конкретных условий, с которыми он столкнулся.

Первое техническое обслуживание (ТО-1)

Здесь необходимо учитывать, что на службе пожарных частей есть обычные автомобили и специальные. Так вот периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже 1 раза в месяц или при пробеге 1500 км. Для специальных 1 раз в месяц или при пробеге 1000 км.

Но как учесть пробег, ведь автомобиль работает и на пожаре, когда включается насос. Последний работает от двигателя. Поэтому общий пробег учитывает и время работы насоса. Отсюда формула расчета общего пробега:

So=Sпр + Sн, где Sпр – это пробег, измеряемый по спидометру, Sн – пробег, равный времени работы насоса, измеряемый в часах.

Порядок проведения первого ТО заключается в следующем:

  • пожарный автомобиль выводят из боевого дежурства максимум два дня;
  • проводят обслуживание на посту, к которому машина закреплена;
  • само техническое обслуживание производит экипаж в свободное и рабочее время, руководитель – старший водитель;
  • за основу ТО берется инструкция обслуживания пожарных машин.

Руководит ТО-1 старший водитель

Техобслуживание на пожаре

К порядку проведения ТО на пожаре подходят с тех же позиций, которые озвучены в инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля. Его чаще всего проводит водитель, но иногда подключаются члены экипажа.

Суть проведения ТО этого типа состоит в том, что во время работы всех агрегатов и механизмов машины она подвергается большим нагрузкам. И цель водителя – отследить, чтобы какой-то из узлов не вышел из строя. Поэтому не существует нормативов, которые касаются времени проведения ТО этого типа. Но в сложной боевой обстановке это делать надо все равно, в независимости от того, что происходит на пожаре.

Главное в проведении ТО этого типа – отслеживать работу мотора автомобиля и насосного оборудования. Если одно из них выйдет из строя, то толку от машины не будет.

После окончания тушения пожара полости насоса необходимо промыть. Это касается и коммуникационных трубопроводов, если тушение огня производилось пеной. Обязательно цистерну заполняют водой. После чего автомобиль направляется в пожарную часть. По дороге проверяют работу тормозов, мотора и других вращающихся деталей.

Обслуживание автомобиля во время пожара

Раньше, после прибытия машины в часть, также проводилось ТО. Сегодня это не делают. Но обязательно автомобиль моют, заполняют топливом и огнетушащим веществом, проверяют агрегаты, детали и узлы. Также проводят осмотр пожарных рукавов на предмет их технического состояния. Если оно неудовлетворительное, то шланги меняют на новые.

Было еще одно техобслуживание, которое проводилось после пробега по спидометру в 1000 км. По сути, это было ТО-1. Сегодня оно тоже отменено.

Заключение по теме

Итак, в статье рассмотрены виды ТО пожарных автомобилей, сроки, место проведения и их периодичность. В заключении нужно сказать, что техническое обслуживание позволяет обеспечить постоянную боевую готовность пожарной техники, максимальную надежность агрегатов и узлов, а также маневренность машины при выполнении поставленных задач.

При этом техобслуживание дает возможность выявить неполадки и неисправности автомобиля и пожарного оборудование, которое является составной частью машины. А также причины, которые могут за собой повлечь эти неполадки. То есть с помощью ТО «убивается сразу два зайца». Поэтому на каждый вид обслуживания есть инструкция, в которой четко расписано, что надо делать, ставя пожарную машину на то или другое ТО.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий