Классификация чс техногенного характера

Катастрофа Саяно-Шушенской ГЭС

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, несомненно, является одной из самых больших технических катастроф в мире. Это происшествие считается самым крупным происшествием за всю историю гидроэнергетики и её последствия сказались не только на социальной и экономической обстановке в регионе, но и на экологии акватории прилегающей к электростанции.

В результате тщательного расследования было установлено, что авария возникла в результате многократной дополнительной нагрузки на гидроагрегат, из-за чего развились усталостные повреждения узлов крепления. Дополнительная нагрузка вызвала разрушение шпилек, которые держали крышку турбины, вследствие чего произошла разгерметизация водоподводящего тракта гидроагрегата.

Парламентская комиссия, в своем итоговом докладе отметила также такие факторы как злоупотребление служебным положением руководством станции, низкий профессионализм и ответственность сотрудников.

Помимо гибели семидесяти пяти человек авария вызвала попадание в Енисей масла из ванн подпятников гидроагрегатов, что привело к возникновению пятна растянувшееся на сто тридцать километров. Сумма экологического ущерба оценивается в 63 миллиона рублей.

Поведение во время социального конфликта

Классификация и характеристика ЧС социального характера рассмотрена, но необходимо упомянуть еще о том, что довольно часто социальные конфликты выражаются в форме митингов, демонстраций, уличных беспорядков

Нередко действия толпы людей, участвовавшей во всем этом, становятся непредсказуемыми, поэтому важно знать некоторые правила собственной безопасности:

  • Случайно или преднамеренно попав в такую толпу, необходимо трезво оценить ситуацию.
  • Не стоит подходить близко к слишком агрессивным людям.
  • Надо избегать мест около мусорных баков, урн, контейнеров, так как в них могут быть оставлены взрывоопасные предметы.
  • Необходимо стараться не двигаться против течения толпы.
  • Не оставаться рядом со стеклянными витринами магазинов, столбами и оградами.
  • Желательно избавиться от предметов, которые есть в руках, например, сумка, зонт.
  • Руки желательно сцепить на уровне груди, чтобы защитить свою диафрагму.
  • Если произошло падение, то надо прикрыть голову руками и постараться быстро встать.
  • Не стоит поддаваться панике, это помешает трезво оценить ситуацию.


Чтобы не пришлось искать выхода из сложившейся ситуации, лучше избегать участия в стихийных митингах и конфликтах.

Нами была подробно рассмотрена классификация природных и техногенных ЧС. Не забыли мы и про экологические и социальные катастрофы. Хочется сказать, что независимо от характера ситуации роль человеческого фактора всегда достаточно высока. Именно поэтому человечество должно многое пересмотреть в своем отношении к природе, друг к другу, чтобы потом не приходилось ликвидировать страшные последствия катастроф.

Транспортные аварии

Так называется какое-то экстремальное событие с участием транспортных средств, возникшее в результате технических неисправностей или внешних воздействий, вследствие которого произошла порча имущества, был нанесен значительный ущерб, погибли или пострадали люди. Чтобы был лучше понятен масштаб такого рода событий, приведем несколько примеров:

  • 1977 год, аэропорт Лос-Родеос (Канарские острова). Страшная авария, когда столкнулись сразу два «Боинга-747». В результате катастрофы погибли 583 человека. На сегодняшний день это наиболее крупная и жуткая авария в истории всей гражданской авиации.
  • 1985 год, японский «Боинг-747» рейса JAL 123 врезался в гору из-за ошибки навигационной системы. Катастрофа унесла жизни 520 человек. Вплоть до сегодняшнего дня это считается наиболее крупной аварией гражданского самолета.
  • Сентябрь 2001 года, США. Печально известное столкновение самолетов с башнями Всемирного торгового центра. Точное количество погибших до сих пор неизвестно.

Таким образом, гибель людей – вот самое страшное, что несут техногенные аварии. Примеры аналогичных катастроф есть и в СССР:

  • 16 ноября 1967 года при вылете из Екатеринбурга (тогда Свердловск) разбился Ил-18. Все 130 человек, которые находились в тот момент на борту, погибли.
  • 18 мая 1972 года в Харьковском аэропорте разбился Ан-10, развалившись на куски при посадке. Всего погибло 122 человека. Впоследствии выяснилось, что причиной столь нелепой катастрофы оказались глубокие конструктивные недостатки самой машины. Более самолеты этого типа не эксплуатировались.

Стадии развития социальных ЧС

Классификация ЧС социального характера рассмотрена, но все они проходят еще через определенные стадии развития:

  • Во время первой стадии происходит накопление факторов риска. Это один из важнейших периодов, который по длительности может занимать считанные дни или десятилетия. Сюда можно отнести противоречия в обществе, которые накапливаются годами, приготовления к развязыванию военных действий.
  • Инициирование самой чрезвычайной ситуации. Наступает такой момент, когда накопленные факторы уже невозможно сдерживать, и начинаются внешние проявления.
  • Сама чрезвычайная ситуация. На этой стадии социальные факторы начинают воздействовать на население и общественные структуры. Продолжительность этого периода трудно предсказать, как и его последствия.
  • Период затухания начинается с перекрытия источника опасности и заканчивается локализацией чрезвычайной ситуации и устранением ее последствий.

Чаще всего все чрезвычайные ситуации, в том числе и социальные, проходят несколько фаз:

  • Постепенное накопление негативных факторов.
  • Угроза.
  • Предупреждение.
  • Инициирование чрезвычайного фактора.
  • Развитие ЧС.
  • Оценка ситуации.
  • Принятие мер по ликвидации последствий.
  • Помощь пострадавшим.
  • Этап восстановления.

Если говорить о социальных чрезвычайных ситуациях, то надо отметить, что они требуют активного вмешательства всего общества. Часто именно они провоцируют техногенные аварийные ситуации и катастрофы. В период такой ЧС нарушается нравственный баланс в обществе, а последствия могут быть более масштабными и трагичными по сравнению с чрезвычайными ситуациями другого характера.

Виды техногенных катастроф

Техногенные катастрофы можно подразделить на следующие виды:

По субъективному отношению:

  • вызванные халатностью обслуживающего персонала;
  • вызванные внешними факторами (кораблекрушение);
  • вызванные непредвиденными и нежелательными последствиями штатного функционирования технологических систем.

По объекту:

  • «индустриальные» (взрывы и утечки токсичных веществ на заводах химической или пищевой промышленности, прорыв на трубопроводах или аварии на АЭС),
  • «транспортные» (Авиакатастрофа, крушение поезда, кораблекрушение, ДТП и пр.)

По месту возникновения:

Авария на газопроводе в Москве (2009 год)

  • аварии на АЭС с разрушением производственных сооружений и радиоактивным заражением территории (авария на Чернобыльской АЭС, авария на АЭС в Фукусиме (Япония));
  • аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;
  • аварии на химически опасных объектах с выбросом (выливом, утечкой) в ОС СДЯВ (Бхопальская катастрофа, Каслинская авария);
  • аварии в научно-исследовательских учреждениях (на производственных предприятиях) осуществляющих разработку, изготовление, переработку, хранение и транспортировку бактериальных средств и препаратов или иных биологических веществ с выбросом в ОС;
  • авиационные катастрофы, повлёкшие за собой значительное количество человеческих жертв и требующие проведения поисково-спасательных работ;
  • столкновение или сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитенах), повлёкшие за собой групповое поражение людей, значительное разрушение железнодорожных путей или разрушение сооружений в населенных пунктах.
  • аварии на водных коммуникациях, вызвавшие значительное число человеческих жертв, загрязнение ядовитыми веществами акваторий портов, прибрежных территорий, внутренних водоемов;
  • аварии на трубопроводах, вызвавшие массовый выброс транспортируемых веществ и загрязнение ОС в непосредственной близости от населённых пунктов;
  • аварии в энергосистемах;
  • аварии на очистных сооружениях;
  • гидродинамические аварии;
  • прорыв плотин, дамб (Авария на Саяно-Шушенской ГЭС);
  • пожары, возникающие в результате взрывов на пожароопасных объектах.

Авария на нефтяной платформе Deepwater Horizon

Важно

В ожидании Армагеддона. Насколько реальна астероидная угроза и как человечество может от нее защититься

География техногенных катастроф и аварий не ограничивается сушей. Происходят они и на море. Одним из самых громких происшествий на воде считается гибель нефтяной платформы Deepwater Horizon, располагавшейся в Мексиканском заливе. 20 апреля 2010 года на ней произошел взрыв и пожар, в результате чего погибло 11 человек, а сама платформа затонула. Но на этом трагедия не окончилась.

Скважина, из которой добывалась нефть, осталась открытой, и черное золото потекло в воды залива. Этот поток не удавалось остановить на протяжении 87 дней. За это время из скважины вытекло около 3,19 млн баррелей нефти. Благодаря ветру, волнам и течениям нефтяное пятно расползлось на 13 тысяч кв.км.

Помимо человеческих жертв, инцидент на Deepwater Horizon повлек за собой колоссальный ущерб морским обитателям. По различным оценкам, разлив нефти погубил до 800 тысяч птиц, свыше 60 тысяч оливковых морских черепах и привел к 4-кратному повышению смертности среди дельфинов. Кроме того, был нанесен серьезный ущерб рыболовному промыслу и туризму штатов Луизианы, Миссисипи и Алабамы, которые были ближе всего к погибшей платформе.

Меры по предотвращению глобальных бедствий

Для предотвращения экологических катастроф необходимо исключить воздействие человека, проявляющееся в техногенных авариях. Для этого должны быть учтены все возможные факторы природного характера, которые могут оказать влияние на работоспособность объектов инфраструктуры. В рамках поддержания климатического баланса должна проводиться работа по сокращению добычи ресурсов и восстановлению озонового слоя планеты.

Природные факторы предотвратить невозможно, можно лишь к ним подготовиться.Анализ природных причин экологических катастроф позволит заранее получать информацию о надвигающейся стихии за счет системы мониторинга.

4.5
4
голоса

Рейтинг статьи

Крушение ”Титаника” в Атлантическом океане

Люди любят строить теории, согласно которым каждой крупной катастрофе приписывается тот, кому это было выгодно. Так было и с атаками на Всемирный торговый центр и с крушением ”Титаника”. По мнению фанатов конспирологии так за него пытались получить страховку, которая существенно превышала его стоимость.

”Титаник” утонул в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. В результате крушения погибли полторы тысячи человек. Лайнер следовал из Саутгемптона (Англия) в Нью-Йорк (США). И взял на борт около 2 500 пассажиров.

«Титаник» действительно был очень красив.

Его как только не называли. ”Самый роскошный корабль”, ”Непотопляемый”, ”Суперлайнер” и еще много других названий. Но он все равно утонул. Причиной этого стало столкновение с айсбергом.

Капитану ”Титаника” Эдварду Смиту стоило бы быть осторожнее, ведь он знал, что корабль входит в зону с напряженной ледовой обстановкой, но не придал этому значения. При этом, он неоднократно получал предупреждения от капитанов других кораблей, что на пути могут попадаться айсберги.

Корабль шел на максимальной для себя скорости примерно 21-22 узла (около 40 км/ч). Есть версия, что у него было задание максимально быстро преодолеть маршрут, чтобы корабль получил неофициальный приз ”Голубая лента Атлантики”. Такое задание дало руководство компании ”Уайт Стар Лайн”, владевшая ”Титаником”, ”Атлантиком” ”Британиком” и другими судами подобного класса.

Во время столкновения ледяная  глыба, которую не заметил впередсмотрящий буквально вскрыла пять носовых отсеков корабля по правому борту. В результате этого они начали затапливаться. ”Титаник” обладал хорошей системой перегородок, но при повреждении 90 метров борта шансов на спасение просто не было.

Примерно 1 500 погибших появились из-за того, что на корабле не хватало спасательных средств, а те, что были, использовались крайне нерационально. В первых шлюпках уплывало по 12-15 человек, а последние спускались на воду с 70-80 пассажирами при вместимости 60 человек.

Так «Титаник» выглядит сейчас.

Сейчас останки корабля лежат на дне Атлантического океана на глубине около 3 500 метро. Многие спрашивают, почему его не поднимут. Технически такую задачу нельзя назвать невыполнимой, но большая глубина сильно мешает в ее реализации. Главной трудностью является сгнивший металл, который уже почти развалился. Окончательно он ”растворится” в соленой воде примерно через 80-100 лет.

Болезнь Минаматы

Как видно, не все техногенные катастрофы происходят в одночасье. Более того, порой они протекают незаметно, пока не становится слишком поздно. Такой случай произошел в городе Минамата в Японии. С 1932 по 1968 год химзавод компании Chisso сбрасывал в воду бухты, на берегу которой стоит город, метилртуть. Вещество попадало в организмы рыб и прочих морских обитателей, которые затем оказывались на столе местных жителей.

Накапливаясь в теле человека, метилртуть вызывала поражение центральной нервной системы и приводила к слабости в конечностях, усталости, звону в ушах и потере слуха, а в особо тяжелых случаях – к сумасшествию и смерти. Синдром, получивший название болезнь Минаматы, был обнаружен в 1956 году, но Chisso загрязняла воды бухты еще 12 лет. В общей сложности недуг был диагностирован у 2265 людей. Более половины случаев завершились летальным исходом. Впрочем, эта цифра не вполне точна, поскольку многие жертвы болезни могли скончаться еще до ее открытия. Ну, а Chisso продолжает работу, располагает штаб-квартирой в Токио и тремя заводами, в том числе и в Минамате.

Авария на Чернобыльской АЭС

Это событие стало синонимом понятия «техногенная катастрофа» не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире. 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции произошел взрыв и пожар, в результате чего в воздух попало значительное количество радиоактивных веществ (йода и цезия). Ветром их донесло и до Западной, и до Северной Европы, но большая часть осела на территории Украины, России и Беларуси.

В общей сложности около 600 тысяч человек из числа ликвидаторов последствий аварии подверглись радиационному облучению. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, за 30 лет, прошедших после чернобыльской катастрофы, на территории Украины, России и Беларуси было зафиксировано более 11 000 случаев заболевания раком щитовидной железы. Часть из них наверняка связана с попаданием в организм радиоактивного йода. Авария также повлекла за собой загрязнение земель, использовавшихся для сельскохозяйственных нужд, и вынудила тысячи человек, проживавших неподалеку от АЭС, покинуть свои дома.

Сегодня о тех событиях снимают сериалы, а Чернобыль стал популярным туристическим направлением. Однако авария многих заставила с опаской взглянуть на ядерную энергетику – за 30 лет до нее в мире было открыто порядка 400 АЭС, а за 30 лет после – вдвое меньше. Трагедия показала, насколько опасны могут быть силы, которые порой пытается обуздать человек.

Антропогенные причины экологической катастрофы

Чаще всего такая катастрофа происходит из-за человеческой деятельности. Следует подчеркнуть, что в РФ такие проблемы существуют в более значительно степени. Причины заключаются в том, что отсутствует надлежащий контроль за работой предприятий. Вредные вещества попадают в воду, в атмосферу, загрязняют землю.

Лесные пожары в Сибири, twitter.com

В числе причин, отрицательно влияющих на экологию, следует назвать:

  1. Влияние человека на естественные процессы, происходящие в природе (например, осушение водоемов, поджоги, массовые вырубки лесов, истребление видов животных и растений и т.д.).
  2. Производственные аварии, нарушения в работе технологических линий.
  3. Отсутствие очистки вредных выбросов или недостаточный ее уровень.
  4. Разлив нефти или продуктов, получаемых из нее.
  5. Использование ядерного, химического и биологического оружия.
  6. Повышенная концентрация вредных веществ в окружающей среде в результате их накопления в течение какого-либо периода.

По мнению ряда специалистов, в числе причин ухудшения экологии следует назвать и воздействие психотропных препаратов на людей. В таком случае пострадавшие не могут контролировать свои действия, нанося вред окружающей среде.

Доказывается также, что опасность для экологии представляют и территории, где происходят военные конфликты.

Глава 3. Техногенные катастрофы за рубежом

3.1 Техногенные
катастрофы в более развитых странах

3.2 Проблема атомной
энергетики в США

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Исследование
данной темы волнует нас с точки зрения
обеспечения безопасности.

На заре человечества
людям угрожали опасности природных
явлений, но впоследствии творцом
опасностей стал сам человек, который
искал способы защиты от этих опасностей.
На рубеже 21 века все больше и больше
ощущает на себе проблемы, возникающие
при проживании в высокоиндустриальном
обществе. Опасное вмешательство человека
в природу резко усилилось, расширился
объем этого вмешательства, оно стало
более разнообразным и сейчас грозит
стать глобальной опасностью для
человечества. Количество ЧС за последние
20 лет выросло в 2 раза. А это значит, что
растет число жертв и материальный ущерб.

Происхождение
опасностей может быть различным –
природные, техногенные, антропогенные,
биологические, экологические, социальные.
Но меня больше интересуют техногенные
катастрофы, потому что их создает сам
человек и он же может их не допустить.

На всех континентах
Земли эксплуатируются тысячи потенциально
опасных объектов с такими объемами
запасов радиоактивных, взрывчатых и
отравляющих веществ, которые в случае
ЧС могут нанести невосполнимые потери
окружающей среде или даже уничтожить
на Земле Жизнь.

Цели: узнать природу
техногенных катастроф, назвать их
причины, последствия и влияние на нашу
жизнь. А также сравнить российские и
американские АЭС.

Задачи:

  • Найти источники
    по крупным техногенным катастрофам,

  • Объяснить их
    причины и последствия
    .

  • Привести пример
    на Саяно-Шушенской ГЭС и рассмотреть
    этот случай.

  • Рассмотреть износ
    оборудования по отраслям в России.

  • Найти материалы
    и рассказать о развитии и возобновлении
    атомной энергетики в Соединенных Штатах
    Америки.

  • Рассказать об
    экологических проблемах вблизи
    американских АЭС и привести соответствующие
    цифры.

  • Составить небольшой
    прогноз на будущие годы и дать оценку
    прогнозирования техногенных катастроф.

Анализ литературы:

Для написания
данной работы использовались самые
разные источники, такие как научные
статьи, популярные книги, современные
энциклопедии и интернет.

Анализ показал,
что на одни и те же проблемы у разных
специалистов в данной области разные,
иногда и противоречивые ответы и
предположения. Поэтому я могу уже сейчас
сделать небольшой вывод о том, что не
все в данной области можно доказать и
имеет объяснение.

Были проанализированы
книги таких авторов, как Маньяков В.Д.,
Микрюков Ю.В., справочники Института
риска и безопасности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий