Статья 67. 1. территория российской федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними

Государственная территория: понятие и виды

Государственная территория — территория, которая находится под суверенитетом государства, т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей.

Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. Различие этих двух водных пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей и связанными с этим вопросами. К внутренним водам согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся:

  1. морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря;
  2. воды портов;
  3. воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы.

Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства. Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой согласно Конвенции 1982 г. не должна превышать 12 морских миль.

В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине. Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.

Согласно международному праву юрисдикция государства распространяется на лица, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов его территории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.

Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности. Все это составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Согласно современному международному праву никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственно природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности и целостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимости государственных границ.

Дальний Восток

Дальневосточные территории России выходят к двум океанам – Северному Ледовитому и Тихому, имеют морские границы с Японией и США. В этом регионе существуют проблемы с определением границы по Берингову проливу. Кроме того, есть сложности с тем, какому государству принадлежат некоторые острова Малой Курильской гряды. Этот давнишний спор возник еще в XIX веке и до сих пор их принадлежность оспаривается японской стороной.

Охрана дальневосточных рубежей всегда была проблематичной, поскольку соседи постоянно предъявляют претензии по поводу принадлежащих России островов и прилегающих к ним водных территорий. В связи с этим Фонд перспективных исследований сделал сообщение о том, что в Приморье будет создан специальный подводный робот, который будет обнаруживать любые движущиеся объекты и определять их координаты. Даже бесшумные суда не смогут обмануть бдительность этого аппарата.

Беспилотные подводные роботы смогут самостоятельно охранять морские границы России, контролировать заданную акваторию и передавать на берег информацию. Такую роботизированную субмарину уже разработали в Дальневосточном отделении РАН. Трудятся над ее созданием в институте проблем морских технологий в специальной лаборатории, занимающейся подводной робототехникой. И это не первый опыт создания подобных устройств: автоматизированные носители разного назначения уже создавались в этих стенах. Протяженность морских границ России такова, что требует грамотно организованной охраны и огромного количества ресурсов, человеческих в том числе.

Смежные зональные требования

  • Ни один: Албания, Багамы, Барбадос, Белиз, Бенин, Босния и Герцеговина, Бруней, Камерун, Колумбия, Коморские острова, Конго, Острова Кука, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Хорватия, Демократическая Республика Конго, Эквадор, Сальвадор, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эстония, Фиджи, Грузия, Германия, Греция, Гренада, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гайана, Исландия, Индонезия, Иран, Ирландия, Израиль, Иордания, Кения, Кирибати, Кувейт, Латвия, Ливан, Ливия, Литва, Македония, Малайзия, Маврикий, Микронезия, Монако, Черногория, Нигерия, Ниуэ, Палау, Папуа — Новая Гвинея, Перу, Филиппины, Польша, Сан-Томе и Принсипи, Сингапур, Словения, Соломоновы Острова, Сомали, Суринам, Швеция, Того, Тонга, Турция, Украина, Соединенное Королевство, Танзания
  • : Финляндия
  • : Венесуэла
  • : Бангладеш, Гамбия, Саудовская Аравия, Судан
  • : Алжир, Ангола, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Австралия, Бельгия, Бразилия, Болгария, Камбоджа, Канада, Кабо-Верде, Чили, Китайская Народная Республика, Куба, Кипр, Дания, Джибути, Доминика, Доминиканская Республика, Египет, Франция, Габон, Гана, Гаити, Гондурас, Индия, Иран, Ямайка, Япония, Либерия, Мадагаскар, Мальдивы, Мальта, Маршалловы Острова, Мавритания, Мексика, Марокко, Мозамбик, Мьянма, Намибия, Науру, Нидерланды, Новая Зеландия, Никарагуа, Норвегия, Оман, Пакистан, Панама, Португалия, Катар, Республика Корея, Румыния, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сенегал, Сейшельские острова, Сьерра-Леоне, Южная Африка, Испания, Шри-Ланка, Сирия, Таиланд, Тимор-Лешти, Тринидад и Тобаго, Тунис, Тувалу, Объединенные Арабские Эмираты, Соединенные Штаты Америки, Уругвай, Вануату, Вьетнам, Йемен
  • : Италия
  • : Корейская Народно-Демократическая Республика; военная зона на 50 морских миль. Армейское Объявление Команды от 1 августа 1977.

Фон

С восемнадцатого века до середины двадцатого века территориальные воды Британской империи, Соединенных Штатов, Франции и многих других стран были три морских мили (5,6 км) шириной. Первоначально, это было длиной пушечного выстрела, следовательно часть океана, который суверенное государство могло защитить от берега. Однако Исландия требовала двух морских миль (3,7 км), Норвегия и Швеция требовали четырех морских миль (7,4 км), и Испания, требуемая во время этого периода. Во время инцидентов, таких как тестирование ядерного оружия и споры рыболовства некоторые страны произвольно расширили свои морские требования целых пятидесяти или даже двести морских миль. С конца 20-го века «12-мильный предел» стал почти универсально принятым. Соединенное Королевство расширило свои территориальные воды с трех до двенадцати морских миль (22 км) в 1987.

Во время Конференции по Кодификации Лиги Наций в 1930, была поднята проблема установления международного законодательства относительно территориальных вод, но никакое соглашение не было достигнуто.

Претензии в соответствии с законодательством к смежному континентальному шельфу и рыбалке были сначала немедленно предъявлены правительством Соединенных Штатов после Второй мировой войны. 28 сентября 1945 американский президент Гарри С. Трумэн выпустил два провозглашения, которые установили государственный контроль природных ресурсов в областях, смежных с береговой линией. Один из них провозглашение был назван «политика Соединенных Штатов Относительно Природных ресурсов Подпочвы и

Морское дно Континентального шельфа», и предусмотренный в его действующем пункте:

правительство Соединенных Штатов расценивает природные ресурсы подпочвы и морское дно континентального шельфа ниже экстерриториальных вод, но смежный с побережьями Соединенных Штатов как принадлежащий Соединенным Штатам согласно его юрисдикции и контролю.

Второе провозглашение было названо «политика Соединенных Штатов Относительно Прибрежного Рыболовства в Определенных областях Экстерриториальных вод» и заявлено в его действующем пункте:

правительство Соединенных Штатов расценивает его как надлежащий, чтобы установить зоны сохранения в тех областях экстерриториальных вод, смежных с побережьями Соединенных Штатов в чем, рыбопромысловая деятельность была, или в будущем может развиваться и сохраняться в существенном масштабе.

После американского Президентского провозглашения проблема законного определения территориальных вод по международному соглашению была поднята, и на его первой сессии в 1949, Комиссия Международного права Организации Объединенных Наций добавила предмет к своей повестке дня.

Важный вопрос широты территориальных вод не мог быть решен или в UNCLOS I (1956-1958) или в UNCLOS II (1960) конференции ни с одним два крупных соперника 3-мильного или 12-мильного предела, достигающего необходимой поддержки двух третей. У этого отсутствия соглашения был потенциал, чтобы привести к серьезным международным спорам. Это было только в UNCLOS III (1973-1982) конференция, условия которой не вступали в силу до 1994, что этот вопрос был решен в двенадцати морских милях.

Территориальные воды

Территориальные воды ( территориальное море) — это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.

Территориальные воды — прибрежная полоса моря, на которую распространяется суверенитет прибрежного государства и которую следует рассматривать как продолжение его территории. Ширина их обычно 12 миль.

Территориальные воды ( та часть открытого моря, к-рая примыкает к берегу и находится под суверенной властью прибрежного государства; полит.

О Территориальные воды — прилегающая к берегу полоса моря или океана, входящая в состав прибрежного государства в находящаяся под его суверенитетом.

На внутренние и территориальные воды распространяются суверенные права той территории, частью которой они являются. При работе в этих водах буровая платформа и обслуживающие ее суда будут, следовательно, подчиняться законодательству государства, которому эти воды принадлежат. Так, французский закон и полномочия французского суда распространяются, независимо от национальной принадлежности сторон, на все споры или даже преступления, совершаемые в этой зоне.

Мирный проход через территориальные воды ( территориальное море) СССР осуществляется с целью их пересечения без захода во внутренние воды СССР или с целью прохода во внутренние воды и порты СССР или выхода из них в открытое море.

Все водоемы ( территориальные воды СССР, внутренние моря, реки, озера, пруды, водохранилища и их придаточные воды), которые используются или могут быть использованы для промысловой добычи рыбы и других водных животных и растений или имеют значение для воспроизводства запасов промысловых рыб, считаются рыбохозяйственными водоемами.

В соответствии с законодательством СССР советские территориальные воды составляет 12-мильная полоса вдоль морского берега СССР.

Право строительства сооружений не распространяется на территориальные воды. Таким образом, прибрежное государство может запретить вытягивание в случае необходимости на берег подводного трубопровода или изменение трассы трубопровода, затрагивающее его территориальные воды. Поэтому разумнее всего в таких случаях учитывать возможный интерес прибрежных государств в постройке подобных магистралей и разведке природных ресурсов континентального шельфа.

К ней относятся: суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, земные недра в пределах государственных границ, территория, занимаемая посольством.

Иностранные невоенные суда пользуются правом мирного прохода через территориальные воды ( территориальное море) СССР в соответствии с законодательством Союза ССР и международными договорами СССР.

Декларация определяла правила допуска судов воюющих держав в порты и территориальные воды нейтральных государств. В ней предусматривалось, в частности, запрещение доступа указанных судов в военные порты, а также во внутренние воды, вход в которые прегражден минами или же другими средствами обороны.

Однако ввиду того, что суверенные права прибрежных государств на территориальные воды предусматривает право безопасного прохода кораблей в этих водах, необходимо — в целях безопасности предлагать изменить свой маршрут. Такая мера будет находиться в полном соответствии с Женевским договором относительно территориальных вод, согласно которому прибрежное государство обязано сделать сообщение об известных ему опасностях, угрожающих судам, плавающим в его территориальных водах.

Международное публичное морское право, определяющее международный статут моря: внутренние, национальные и территориальные воды, прилегающую зону, открытое море, а также обязанности путешествующих по морю.

Иностранные невоенные суда и военные корабли в случае вынужденного захода в территориальные воды ( территориальное море) СССР, внутренние воды СССР, в советскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов или в случае вынужденного несоблюдения правил плавания и пребывания в этих водах обязаны немедленно сообщить об этом администрации ближайшего советского порта.

История

Необходимость подчиненности прибрежной части моря государству, у территории которого она находится, сознавалась уже издавна и может быть оправдана многими вполне разумными соображениями.

Прежде всего, собственная безопасность прибрежного государства требует, чтобы оно принимало в открытом море, на известном расстоянии от берега, все меры, могущие предупредить внезапное нападение на него извне, и служит ему защитой во время войны. Притом, располагая властью над береговым морем, прибрежное государство получает также возможность как отправлять необходимый для него полицейский и санитарный надзор над судами, так и бороться с контрабандной торговлей, вредящей его фискальным интересам, а равно обеспечить жителям морского берега столь выгодный для них рыбный промысел. Наконец, порядок и безопасность самых торговых оборотов, производимых иностранцами морским путем, вполне оправдывают допущение власти государства на прибрежной полосе моря. В прежнее время государства с помощью этой власти могли охранять морские сообщения от пиратов, совершавших разбои в открытом море.

При определении границ территориальных вод теория международного права исходила из того положения, что власть прибрежного государства кончается там, где она фактически не может быть осуществлена — Terrae dominium finitur ubi finitur armorum vis. На этом основании по примеру Бинкерсгука (англ.)русск. юристы признавали, что граница береговых вод определяется пушечным выстрелом с берега. Но так как такой масштаб при постоянном усовершенствовании огнестрельного оружия представлял величину крайне изменчивую и неопределенную, то на практике этот вопрос лучше всего разрешался путем международных соглашений.

К началу XX века большинство трактатов, заключенных между государствами, равно и большинство авторов сочинений по международному праву принимали за крайнюю черту территориальных вод линию, простирающуюся на 3 английские мили от максимального предела отлива. Подобное определение также принято законодательствами некоторых западноевропейских государств. Так, например, британский закон 1878 г. «Territorial Waters Jurisdiction Act» (англ.)русск., изданный по поводу возникших в судах недоразумений о подсудности одного частного дела о столкновении британского судна с германским, ограничивал пространство береговой юрисдикции королевства расстоянием в 3 английские мили.

Некоторые государства объявляли своими территориальными водами такие пространства, которые в действительности переходят уже в пределы открытого моря и этим нарушают свободу последнего. Так, например, указом императора Александра I от 4 () сентября  г. объявлено было территорией Российской империи все пространство моря, порты и заливы по всему северо-западному берегу Северной Америки, начиная от Берингова пролива до 51° северной широты, а равно воды, омывающие Алеутские и Курильские острова, начиная от Берингова пролива до южного мыса острова Урупа, то есть до 45° 50′ северной широты; иностранным судам воспрещено было под страхом конфискации даже приближаться к российским берегам на расстояние менее 100 английских миль и заниматься в этом пространстве рыболовством. Этот указ вызвал протест со стороны правительств Великобритании и США, и в 1824 г. Россия отказалась от этих притязаний и заключила с Великобританией (1825) и США (1824) конвенции, которыми было существенно парализовано действие указа 1821 г..

Континентальный шельф

Континентальный шельф — это затопленная морем часть материковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств.

Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким образом, внешней границей шельфа является изобата — линия, соединяющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов — организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения — по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иное определение границ континентального шельфа. Это:

  • морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние;
  • если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.

Прибрежное государство вправе определять трассы для прокладки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и проводить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

Битва за Арктику

Давние споры разворачиваются между приполярными странами. Например, территориальные воды России странами-партнёрами и самой Россией разграничиваются по-разному. РФ считает зоной стратегических интересов территорию от внешних границ Мурманской области и Чукотки до Северного полюса. Норвегия, Канада, США и ряд других требуют сократить зону, согласно правилам Конвенции. Между тем, сами США и Канада вольно трактуют эти правила, когда это касается стратегических интересов.

Шельфы богаты ископаемыми, поэтому являются предметами межгосударственных споров. Например, российские гидрологи в 2000-х провели уникальные исследования, доказавшие принадлежность подводных хребтов Менделеева, Ломоносова и Чукотского плато к азиатскому континентальному шельфу. На часть территории претендовала Гренландия (Дания). Экспедиция 2007 года позволила закрепить документально экономические интересы РФ в арктическом регионе.

С 2010 года на расширение континентального шельфа претендует Канада за счёт арктических подводных территорий. В частности, здесь считают часть поднятия Менделеева продолжением североамериканского континента. Не отказывается от притязаний и Дания. Данные решения вынудили Россию реанимировать военные базы на северных островах: Новосибирских, Франца Иосифа, Новой земле и других для защиты интересов. Консультации 2015-2016 годов не исключают компромиссных решений по разделу шельфов.

Подобные конфликты наблюдаются у вод Антарктиды, так как ряд государств (Чили, Аргентина, Норвегия и др.) считают часть материка суверенной территорией. Это противоречит решениям ООН, признавшим ледяной континент нейтральной зоной. В целом три десятка стран имеют претензии к разграничению морских границ.

Международные проливы

Международные проливы – это естественные морские проходы, составляющие часть мировых морских путей и используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря, включая исключительные экономические зоны, и другой частью открытого моря. Проливы, которые ведут во внутренние воды государства или не используются для международного судоходства, не являются международными. Правовой режим таких проливов определяется законодательством припроливного государства. Правовой режим международных проливов, которых насчитывается более 200 (Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский, Малакский, Магелланов, Цугару, Большой и Малый Бельты и др.), устанавливается на основе международно-правовых норм. В международной практике утвердился принцип свободы прохода судов и пролета летательных аппаратов в таких проливах. Этот принцип подразумевает открытость проливов для осуществления свободной и беспрепятственной морской и воздушной навигации всех государств. В силу международного обычая или на основе соответствующих международных договоров такой режим действует в большинстве из упомянутых выше проливах.

Положения Конвенции ООН 1982 г. не применяются к международным проливам, проход в которых регулируется в целом или частично существующими и находящимися в силе международными договорами. К таким проливам относятся, в частности, Черноморские проливы, Балтийские проливы, Магелланов пролив.

Правовой режим судоходства в Черноморских проливах (Босфор – Мраморное море – Дарданеллы) определен в Конвенции о режиме Проливов, заключенной в 1936 г. в Монтрё. Согласно ст. 2 этой Конвенции, в мирное время «торговые суда будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах днем и ночью независимо от флага и груза без какихлибо формальностей». В военное время свобода судоходства для торговых судов сохраняется в полном объеме, если Турция не является воюющей стороной. В случае, когда Турция является воюющей стороной, то свобода судоходства в Проливах сохраняется для судов тех стран, которые не находятся в состоянии войны с Турцией.

Черноморские государства могут проводить через Проливы любые военные корабли без ограничения тоннажа и класса с предварительным уведомлением турецких властей за восемь дней до предполагаемой даты прохода. Тоннаж военных кораблей причерноморских государств в Проливах не ограничен. Нечерноморские государства могут проводить через Проливы легкие надводные корабли и вспомогательные суда с предварительным уведомлением за 15 дней. Время пребывания кораблей нечерноморских государств в Черном море не должно превышать 21 дня, причем Турция должна быть уведомлена о проходе за 21 день. В случае, когда сама Турция находится в состоянии войны, она по собственному усмотрению определяет условия прохода военных кораблей через Проливы.

Балтийские проливы, включающие Малый Бельт, Большой Бельт, Зунд, представляют собой единственный морской путь, соединяющий Балтийское и Северное моря с Атлантическим океаном. Воды Малого и Большого Бельтов перекрыты территориальным морем Дании, а воды Зунда – территориальными морями Дании и Швеции. Правовой режим Балтийских проливов определяется как международными договорными нормами, так и нормами обычного права, а также законодательством Дании в отношении Бельтов и датской части Зунда и законодательством Швеции – в отношении шведской части Зунда.

Международным актом, регулирующим в настоящее время режим прохода через Балтийские проливы, является Копенгагенский трактат 1857 г. Этот трактат установил для всех судов принцип, в соответствии с которым при проходе через Зунд и Бельты никакое судно не может под каким бы то ни было предлогом быть подвергнуто задержанию или какой-либо остановке.

показать содержание

Северный морской путь

За Россией закреплено право на разведку территориальных ресурсов и их разработку, на добычу морепродуктов и рыбы в экономической зоне. Громадные шельфовые пространства Северного Ледовитого океана сосредоточили в себе ресурсы газа и нефти в гигантских количествах: примерно двадцать процентов от всех мировых запасов. Важнейшие северные порты РФ – Архангельск и Мурманск, которые соединены с материком железными дорогами.

Именно оттуда берёт начало Северный морской путь, который проходит по всем морям, а потом через Берингов пролив до самого Владивостока проходит в Тихом океане. Большая часть северных морей почти весь год покрыта толщей льдов. Но караваны судов идут за мощными ледоколами, в том числе и атомными. И всё равно навигация там очень коротка, в течение трёх месяцев просто невозможно перевести все грузы. Поэтому сейчас готовится к запуску арктическая магистраль вдоль границы РФ, на которой транспортировкой займутся атомные подводные лодки.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий