Что такое тоннель

История строительства Дидинского тоннеля

Решение о возведении Дидинского тоннеля было принято в ходе проектирования железной дороги от Екатеринбурга до Казани в конце 1880-х. Работы откладывались до 1914-го года, а потом стройка началась сразу на нескольких участках. К строительству привлекали жителей из местных деревень, а в годы Первой мировой войны и военнопленных.

Учитывая, что большинство работ выполнялось вручную, без применения тяжелой техники, масштаб и величественность Дидинского тоннеля поражают. Его архитектурный облик напоминает крепость, входы выполнены в виде башен с бойницами, кое-где сохранились пулеметные доты, колючая проволока и другие укрепления. Все это наталкивает на мысли о стратегическом статусе Дидинского тоннеля. Особое значение объекта подтверждает и тот факт, что несколько лет рядом с ним располагалась военная часть, занимавшаяся охраной сооружения. Интересно, что такой чести не удостоился ни один другой тоннель в Свердловской области. Но, к сожалению, эта часть его истории покрыта тайной.

Валерий Исаев

Вода в Дидинском тоннеле всегда была головной болью для обслуживающего персонала. Для отведения грунтовых вод была создана сложная дренажная система. И если летом она помогала справляться с лужами и затоплением, то в зимнее время работникам приходилось постоянно очищать рельсы от наледи. Постоянная сырость неизбежно разрушала тоннель, что и стало причиной появления новой железнодорожной ветки.

Проблема водоотведения в Дидинском тоннеле сегодня ощущается особенно остро, система водоотведения сильно разрушена, поэтому летом внутри скапливается много воды. Зимой она превращается в огромную глыбу льда, которая не тает даже в жаркие месяцы.

Мифы и легенды

Чем же знаменит Дидинский тоннель в Свердловской области? С историей уральской достопримечательности связано несколько легенд. Известно, что в годы гражданской войны через него отступали в Сибирь эшелоны А. В. Колчака. С этим фактом связан миф о сокровищах, зарытых в Дидинском тоннеле солдатами белой армии. Несмотря, на отсутствие каких-либо фактов, подтверждающих эту теорию, искатели кладов до сих пор верят в ее правдивость.

Другая легенда связана со строительством. Прокладка тоннеля производилась сразу с двух сторон и примерно в середине должна была произойти стыковка. Главный инженер ошибся в расчетах из-за чего получился небольшой изгиб. Согласно легенде, это так расстроило конструктора, что он покончил с собой. Особо впечатлительные считают, что в Дидинском тоннеле до сих пор бродит его призрак.

Валерий Исаев

Ходы под миром

Польский исследователь Ян Паенк утверждает, что система древних тоннелей охватывает всю нашу планету, включая океанское дно. Тоннели словно бы выжжены в земной тверди. Их стенки представляют собой затвердевший расплав горных пород, внешне похожий на стекло. Современному человечеству подобная горнопроходческая технология неизвестна. Самые древние тоннели, возраст которых оценивается почти в миллион лет, найдены в 1965 году аргентинским этнологом Хуаном Морицем. В Эквадоре, провинция Морона-Сантъяго, его экспедиция обследовала и нанесла на карту систему тоннелей, большей частью прямоугольного сечения, пролегающую на глубине 230 метров. Их гладкие стены кажутся отполированными. В них встречаются вентиляционные трубы диаметром около 70 сантиметров. Эти загадочные подземные сооружения тянутся на сотни километров в разных направлениях, в том числе в сторону Тихого океана. Большинство из них до сих пор остаются неисследованными. Американский специалист Эндрю Томас убеждён, что древние подземные тоннели пронизывают Североамериканский континент и связывают его с Европой и Восточной Азией. В некоторых местах расположены важнейшие перекрёстки этих тоннелей — узлы. Один из узлов расположен под горой Шаста в Калифорнии. Отсюда одно из ответвлений ведёт в огромное полое пространство, обнаруженное в 1980 году под дном Тихого океана недалеко от Калифорнии. Ещё одним узлом является Тибет, буквально пронизанный подземными тоннелями с идеально гладкими стенами. Буддийские монахи утверждают, что здесь, в недрах гор и земли, находится легендарная Шамбала, в которой обитают посвящённые. Эти загадочные люди передвигаются по тоннелям в устройствах, движущихся с огромной скоростью. Обширные неизученные подземные пустоты обнаружены недавно в Египте под пирамидами на плато Гиза. Они расходятся огромными галереями на север — в сторону Чёрного моря и Кавказа, на восток — к Тибету и на запад — к Атлантическому океану. Там они, по-видимому, соединяются с американской системой тоннелей. В Кавказском регионе и Крыму расположен ещё один узел древней подземной системы. Спелеологи нашли на Кавказе, под хребтом Уварова, тоннели, идущие к Крыму, Каспию и Поволжью. В Поволжье находится Медведицкая горная гряда, в недрах которой тоже есть разветвлённая сеть тоннелей. Большинство из них имеют круглое сечение, диаметр их колеблется от 7 до 30 метров. Встречаются и залы больших размеров. Исследователь П. Мирониченко в своей книге «Легенда об ЛСП» пишет, что древними подземными тоннелями прошита вся Россия, включая Сибирь и Дальний Восток. Пока обнаружены далеко не все тоннели. Подобные находки делаются чаще всего случайно. К примеру, древний подземный ход был найден в 1950-е годы при строительстве тоннеля под дном Татарского пролива, когда хотели соединить подземной железной дорогой остров Сахалин с материком. По воспоминаниям одной из участниц тех работ, доктора физико-математических наук Л. Берман, проходчики не столько сооружали, сколько восстанавливали какой-то очень древний тоннель. До его конца так и не добрались. Предполагается, что через Сахалин он идёт в Японию и далее в Америку.

Самый длинный автомобильный: Лердальский тоннель (Норвегия)

В Норвегии построили еще один тоннель-рекордсмен — Лердальский (Lærdalstunnelen) длиной 24,51 километра, на сегодняшний день самый длинный в мире автомобильный тоннель. Находится он примерно в пяти часах езды на машине по извилистым дорогам от Эйксундского, соединяет коммуны Эурланн и Лердал в губернии Согн-ог-Фьюране и представляет собой часть автомагистрали между двумя крупнейшими городами страны — Осло и Бергеном, введение которой в эксплуатацию избавило норвежцев от необходимости преодолевать участок пути между городами на пароме или по горным дорогам, особенно неприветливым зимой и в непогоду.


В то время как собственно тоннель имеет обычное освещение с помощью ламп белого цвета, разделяющие его на отрезки пещеры подсвечены синим и желтым. Такое освещение призвано имитировать рассветное небо и сделано для того, чтобы снизить утомляемость у водителей

Хотя расстояние в примерно 25 км может показаться не таким уж большим (всего 20 минут при соблюдении скоростного режима), создатели тоннеля позаботились, чтобы водители преодолевали его максимально беспроблемно — в частности, чтобы они не заснули за рулем и не испытали приступ клаустрофобии. Для этого тоннель разделен тремя обширными пещерами, где можно остановиться или сделать разворот. Примечательно, что в той же губернии всерьез задумались о строительстве еще одного тоннеля — Стадского судоходного, предназначенного, чтоб суда, в том числе паромы, сейчас следующие в обход одноименного полуострова, могли без проблем преодолевать один из самых опасных участков моря у побережья Западной Норвегии. Начало строительства тоннеля длиной около 2 км, высотой 49 м, шириной 36 м и глубиной 12 м, планируется на этот или следующий год, а окончание — на 2023-й. Когда и если тоннель будет построен, «Вокруг света» непременно о нем расскажет — оставайтесь с нами.

Самый длинный в России

Самый длинный тоннель в России хотя и много меньше по длине, чем описанные выше, но впечатляет не меньше: 15 километров 343 метра через гранит Северо-Муйского хребта в Бурятии пробивали 26 лет. Это неудивительно: строителям приходилось сражаться с плывунами, находившимися под давлением до 34 атмосфер, разломами и другими сложностями геологического характера, а также с суровым климатом, радоном и фоновой радиацией и нехваткой финансирования — горнопроходческие работы начались в 1977 году, а первый поезд по тоннелю прошел только в 2001-м, таким образом, проект пережил и кризис и распад СССР, и кризис начала 1990-х.

Ввод тоннеля в эксплуатацию позволил наладить безостановочное движение по БАМу тяжелых грузовых поездов, которые до того приходилось расформировывать и проводить по частям через обход по крутым лавиноопасным трасам и виадукам. Время в пути сократилось на участке с двух часов до 20–25 минут.

***

Фото: Jim.henderson / Wikimedia Commons, Emran Kassim / Flickr, Zacharie Grossen / Wikimedia Commons, Virginia State Parks / Wikimedia Commons, Philippe TURPIN / Getty Images, T.Müller / Wikimedia Commons, Patrick Pelster / Wikimedia Commons, Svein-Magne Tunli / Wikimedia Commons

Что такое габарит

Теперь о царских тоннелях. На железнодорожном транспорте есть очень сложное понятие габарита, относящееся как к подвижному составу, так и к грузу, — что требуется, чтобы нужный груз прошёл везде без проблем.

Чтобы не заваливать кучей цифр, можно упростить. Габарит заканчивается на ширине 3250 мм. Дальше начинаются виды негабаритности, допущенные к перевозке. Что касается ракет, — максимальный диаметр негабаритного груза, разрешённого к перевозке, — 3900 миллиметров, а если поезд будут пускать без встречных, то 4100. Груз, соответствующий этим параметрам, пройдёт везде, в любом тоннеле, даже если его строили ещё при Александре III.

И да, советские конструкторы всё время были вынуждены держать максимальный габарит при создании крупных турбин, парогенераторов, ступеней ракет. Очень многие из них имеют такой странный диаметр — 3900 мм. Диаметр ракетыЗенит» — 3900 мм, тяжёлой ракетыПротон» — 4100 мм в центральной части(«сосиски» боковых ускорителей монтируются уже на космодроме).

(Фото: КЦВосточый»/ЦЭНКИ)

НаВосточном» пока предполагается использовать две ракеты —Союз» иАнгара».Союз» — 2,7 м в диаметре, он вообще узкий, а универсальный ракетный модуль(УРМ), из которых собираетсяАнгара», — 2900 мм. Да, их и создавали, чтобы возить по железной дороге, и даже в тоннелях, построенных при Николае II.

Откуда пришел вариант написания с «о»

Как уже было сказано выше, написание «тоннель» или «туннель» были распространены практически с момента попадания в российский язык. Причем ни один словарь не фиксирует использование только одного варианта.

Откуда же взялась традиция писать и говорить «тоннель»? Чтобы дать ответ на этот вопрос, стоит немного вспомнить историю. Так в ХІХ в., несмотря на войну с Наполеоном, французский язык был одним из самых распространенных среди знати. Хотя в нем рассматриваемое слово также писалось и произносилось с «у», образован данный термин был от старофранцузского существительного tonel. Лингвисты полагают, что оно было, в свою очередь, тоже заимствовано, но из испанского, в котором существует и сегодня, и переводится как «бочонок».

Кстати, в языке французов используется однокоренное к нему слово tonne – «тонна» (мера веса) и реже «бочка» (хотя чаще в этом значении используется хорошо знакомый всем термин baril).

В связи с тем, что в ХІХ в. (как впрочем и до него) для постройки новшеств обычно приглашались иностранцы, возможно французы внесли традицию писать и говорить с «о», а немцы (в языке которых это слово также пишется Tunnel) — с «у».

Грамматика

Слово «тоннель» (или «туннель») – неодушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения. Состоит из одного лишь корня. Постановка ударения и разделение переносами тон-не́ль. Падежные формы:

  • Именительный: тонне́ль; тунне́ль (ед. ч.); тонне́ли; тунне́ли (мн. ч.).
  • Родительный: тонне́ля; тунне́ля (ед. ч.); тонне́лей; тунне́лей (мн. ч.).
  • Дательный: тонне́лю; тунне́лю (ед. ч.); тонне́лям; тунне́лям (мн. ч.).
  • Винительный: тонне́ль; тунне́ль (ед. ч.); тонне́ль; тунне́ль (мн. ч.).
  • Творительный: тонне́лем; тунне́лем (ед. ч.); тонне́лями; тунне́лями (мн. ч.).
  • Предложный: тонне́ле; тунне́ле (ед. ч.); тонне́лях; тунне́лях (мн. ч.).

Исходная форма «тоннель» происходит от романского «tonne» – бочка; «tonnel» –незакупоренная бочка, бочонок, кадушка. Романский язык это поздняя площадная (разговорная) латынь, сильно разбавленная «варварскими» словами и грамматическими конструкциями. Именно романский язык послужил основой основных западноевропейских языков, кроме греческого, в то время как высокая (литературная и официальная) латынь дожила до сих пор в специальной терминологии. Столь непохожие друг на друга фламандский (верхнеголладский) и тосканский вышли из одной колыбели – романской.

Форма же «туннель» есть калька (буквальный перенос) с английского «tunnel». Английский – международный язык современности, так что формально обе формы равнозначны (простите за невольный каламбур).

Как пишется слово «туннель» или «тоннель»?

В рус­ском язы­ке сло­во для назва­ния под­зем­но­го про­хо­да появи­лось в XIX веке. Разные вари­ан­ты его напи­са­ния с бук­вой «у» или «о» обу­слов­ле­ны тем, из како­го евро­пей­ско­го язы­ка оно было вос­при­ня­то. В рус­ском язы­ке англий­ское по про­ис­хож­де­нию сло­во «тун­нель» и фран­цуз­ское «тон­нель» упо­треб­ля­лись в рав­ной мере, что зафик­си­ро­ва­ли словари.

В рус­ском язы­ке «тун­нель» и «тон­нель» счи­та­ют­ся не раз­ны­ми сло­ва­ми, а орфо­гра­фи­че­ски­ми вари­ан­та­ми одно­го и того же названия.

Вывод

«Туннель» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «у», «тон­нель» — с бук­вой «о» как рав­но­прав­ные вари­ан­ты одно­го слова.

Это вари­а­тив­ное напи­са­ние сохра­ня­ют про­из­вод­ные сло­ва, при­над­ле­жа­щие к дру­гим частям речи:

  • тун­нель­щик и тон­нель­щик;
  • тун­нель­ный и тон­нель­ный про­ём;
  • тун­не­ле­стро­е­ние и тон­не­ле­стро­е­ние;
  • тун­не­ле­стро­и­тель­ный и тон­не­ле­стро­и­тель­ный подряд.

Хотя нелишне отме­тить, что вари­ант сло­ва «тун­нель» забрал паль­му пер­вен­ства и в совре­мен­ном рус­ском язы­ке гораз­до чаще упо­треб­ля­ет­ся в раз­лич­ных текстах. Но это совсем не зна­чит, что напи­са­ние сло­ва «тон­нель» с бук­вой «о» явля­ет­ся оши­боч­ным. Возможно напи­са­ние это­го сло­ва с бук­вой «о» в корне как рав­но­прав­ный орфо­гра­фи­че­ский вариант.

Обратим вни­ма­ние, что это оба вари­ан­та заим­ство­ван­но­го сло­ва сохра­ни­ли двой­ное напи­са­ние соглас­ных, как и в исход­ных ино­языч­ных лек­се­мах. В рус­ском язы­ке рас­смат­ри­ва­е­мые сло­ва пра­виль­но пишут­ся с дву­мя бук­ва­ми «н» в корне:

тонне́ль и тунне́ль

Прочтем при­ме­ры пред­ло­же­ний и узна­ем неко­то­рые инте­рес­ные све­де­ния о тун­не­лях мира.

Самые длинные тоннели

Основная статья: Список самых длинных тоннелей мира

«Готард» 57 км

Готардский базисный тоннель (Gotthard) — самый длинный тоннель в мире и крупнейший тоннель за всю историю Европы. Его протяжённость — 57 км (включая служебные и пешеходные ходы — 157 км), на него было потрачено 9,8 млрд швейцарских франков (10,3 млрд долларов), а работы выполняли больше чем 2.5 тысячи рабочих. Движение поездов предполагается запустить в 2017 году.

Туннель «Сэйкан» — 53,9 км

  • До прокладки тоннеля Готард самым длинным являлся японский тоннель «Сэйкан», соединяющий острова Хонсю и Хоккайдо: 53,9 км. Тоннель открыт для движения 13 марта 1988 года.
  • Лердальский тоннель в Норвегии — самый длинный автомобильный, имеет протяжённость 24,5 км. Открыт в 2000 году.

«Евротоннель» 49,94 км

Погрузка автомобиля в автомобильный вагон «Евротоннеля».

  • Евротоннель, проложенный под Ла-Маншем между Фолкстоном (графство Кент, Великобритания) и Кале (Франция). Несмотря на то, что этот тоннель уступает по общей протяжённости туннелю Сэйкан, его подводный участок (около 39 км) на 14,7 км длиннее подводного участка железнодорожного туннеля Сэйкан. Тоннель под Ла-Маншем официально открыт в г.
  • Швейцарский тоннель Лёчберг (на линии Берн — Милан) является вторым по длине сухопутным тоннелем — после Готтардского базисного (см. выше). Его длина 34 км. Он соединяет район Берна и Интерлакена с районом Брига и Церматта.

Способы строительства

Проходческий щит

Закрытые

Закрытые способы строительства тоннелей применяются как для строительства тоннелей глубокого (>20 м), так и мелкого залегания.

В зависимости от того, в какой породе располагается тоннель, выбирают ту или иную технологию строительства:

Устойчивые грунты средней крепости и крепкие

  • Горный способ проходки с использованием буровзрывных работ — производится обуривание забоя шпурами, в которые закладывают заряды взрывчатого вещества, и затем происходит взрыв, разрушающий горную породу. Разрушенная порода транспортируется на поверхность, устраивается сначала временная крепь, а затем постоянная обделка.
  • Комбайновый способ проходки — похож на предыдущий, но разработка грунта осуществляется не взрывами, а при помощи специальных тоннелепроходческих комбайнов с рабочими органами различных типов.

Сильнотрещиноватые и мягкие породы

  • Новоавстрийский способ проходки (проходка с использованием податливого свода) — временная крепь (обычно набрызг-бетон, плотно нанесённый на породу и армированный) работает совместно с прилегающим грунтовым массивом, укреплённым анкерами, при этом основные нагрузки воспринимает массив. Такая конструкция крепи позволяет увеличить устойчивость свода выработки, без загромождения сечения тоннеля временной крепью. Постоянная обделка может возводиться на значительном удалении от забоя сразу по всему сечению с использованием высокопроизводительных механизмов.
  • Щитовой метод проходки — при помощи проходческого щита проводится разработка грунта на полное сечение, а затем сооружение обделки тоннеля.

В неустойчивых, обводнённых грунтах и агрессивных средах

  • Специальные способы проходки — с применением сжатого воздуха, замораживания, водопонижения или закрепления грунтов специальными растворами.
  • Щитовой метод проходки с использованием активного пригруза забоя — при помощи специальных механизированных проходческих щитов, имеющих герметичную призабойную зону. Активный пригруз может создаваться либо грунтом, перемешиваемым в призабойной зоне, либо специально нагнетаемыми бентонитовой суспензией или сжатым воздухом.

Открытые

Применяются, как правило, для возведения тоннелей мелкого залегания. По сравнению с закрытыми способами, открытые способы отличаются относительной дешевизной строительства, но при использовании требуют обязательного перекладывания дорог и коммуникаций, находящихся над тоннелем. К открытым способам относят

  • Котлованный способ — Разрывается котлован на полную ширину тоннеля до уровня его подошвы. Стены котлована либо оставляют под углом естественного откоса грунта, либо укрепляют в вертикальном положении. Обделку сооружают в котловане, который затем засыпают грунтом. Данный способ применялся при строительстве метро в Берлине и поэтому иногда называется «берлинским».
  • Траншейный способ — Котлован разрывается по частям, стены возводят методом «стены в грунте». Таким способом часто строят пешеходные тоннели.
  • Щитовой способ — Для возведения используется прямоугольный щит, аналогичный тому, что используется при закрытом способе. С его помощью возводят обделку тоннеля.

В отдельную категорию относят т. н. погружные тоннели — их строят в море опуская на ровное дно готовые сегменты в виде огромных полых цилиндров. После закрепления на дне, соединения, герметизации стыков из получившейся трубы откачивают воду — туннель готов.
При сооружении тоннелей в сложных инженерных условиях используют различные специальные методы (дренаж, замораживание грунтов, кессонный способ с применением сжатого воздуха и пр.).

Самый длинный в мире: Делавэрский акведук (штат Нью-Йорк, США)

Почетное звание самого длинного действующего тоннеля в мире сегодня удерживает сооружение, не предназначенное для перемещения людей и грузов. По нему из водохранилища Рондоут в горах Катскилл в город Нью-Йорк ежедневно поступает около 4,9 млн кубометров пресной воды, то есть примерно половина того, что за тот же срок тратит 20-миллионный мегаполис. Длина тоннеля составляет 137 километров при диаметре в 4,1 метра, а пролегает он на глубине до 300 м. Строили его в не самое удачное для США и всего Северного полушария время: работы стартовали в 1939 году и закончились только в 1944-м.

Чтобы прокачивать воду под землей и реками, используются насосные станции. Те, что расположены в Нью-Йорке, как эта, выглядят стильно, несколько напоминая палладианские виллы

Делавэрский акведук (Delaware Aqueduct) хотя и снабжает самый большой город США водой вот уже семь десятков лет, тем не менее небеспроблемен: он подтекает. В результате протечек в почву уходит не менее 140 тыс. куб. м ежедневно, какового объема хватило бы, чтобы обеспечить чистой питьевой водой около полумиллиона человек. И ладно бы вода просто уходила в землю! Нет, она подтапливает здания и поля и вредит природе. Чтобы решить проблему, Городской департамент защиты окружающей среды Нью-Йорка ведет строительство параллельного тоннеля, призванного заменить наиболее пострадавший участок акведука. Стоимость работ по ликвидации течей приближается к полутора миллиардам долларов.

Универсальный тоннель SMART (город Куала-Лумпур, Малайзия)

Один из вариантов применения тоннелей — борьба с подтоплениями за счет отвода воды. В столице Малайзии Куала-Лумпуре решили построить универсальный двухуровневый тоннель SMART (Stormwater Management And Road Tunnel), по которому можно пускать и автотранспорт, и воду во время сильных дождей.


При длине автомобильной части в 4 км, а водоотводной — в 9,7 км SMART является не только самым длинным тоннелем такого типа в мире, но и самым длинным в Малайзии. В 2011-м он был удостоен премии Программы ООН по населенным пунктам UN-Habitat Scroll of Honour

В норме тоннель работает как автомобильный и служит для следования в объезд центра города (по верхнему уровню). Во время сильных дождей вода из городской ливневой канализации отводится в нижний уровень. А если возникает совсем уж серьезная угроза наводнения, то тоннель закрывается для автомобильного трафика и оба уровня служат для водоотведения. Когда опасность проходит, автомобильную часть можно вернуть в строй в течение 48 часов. Только с начала 2007 года, когда был открыт SMART, до лета 2010-го тоннель спас центр Куала-Лумпура от семи сильных наводнений.

Линия 3 метро Гуанчжоу и серая ветка московского метро

Если в список железнодорожных тоннелей включать не только железнодорожные, но и линии метрополитена, то самым длинным окажется тоннель, использующийся в качестве третьей линии метро китайского города Гуанчжоу с населением в 14 миллионов человек. Длина линии — больше 65 километров.

Линия открыта в декабре 2015 года. На ней расположены 30 станций, включая две станции в терминалах аэропорта Гуанчжоу Байюнь. Средний дневной пассажиропоток в 2015 году составлял 1,77 млн человек.

Кстати, среди российских и европейских тоннелей метро рекорд — у серой (Серпуховско-Тимирязевской) линии Московского метро. Длина линии составляет 41 километр — это третий в мире показатель для полностью подземной ветки после упомянутой третьей ветки метро Гуанчжоу, 10-й линии пекинского метро (57,1 километра) и пятой линии метро Сеула (47,6 километра). На «серой» ветке метро Москвы — 25 станций, среднесуточный пассажиропоток — 868 тысяч человек.

Сведения об обеспечении безопасности персональных данных

9.1. Оператор назначает ответственного за организацию обработки персональных данных для выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

9.2. Оператор применяет комплекс правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных для обеспечения конфиденциальности персональных данных и их защиты от неправомерных действий:

9.2.1  обеспечивает неограниченный доступ к Политике, копия которой размещена на сайте Оператора по адресу https://undergroundexpert.info;

9.2.2  во исполнение Политики утверждает и приводит в действие внутренние локальные акты;

9.2.3  производит ознакомление работников с положениями законодательства о персональных данных, а также с Политикой и внутренними локальными актами;

9.2.4 осуществляет допуск работников к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также к их материальным носителям только для выполнения трудовых обязанностей;

9.2.5 устанавливает правила доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также обеспечивает регистрацию и учёт всех действий с ними;

9.2.6 производит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения ФЗ «О персональных данных»;

9.2.7 производит определение угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе Оператора;

9.2.8 применяет организационные и технические меры и использует средства защиты информации, необходимые для достижения установленного уровня защищенности персональных данных;

9.2.9 осуществляет обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принимает меры по реагированию, включая восстановление персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

9.2.10    осуществляет внутренний контроль соответствия обработки персональных данных ФЗ «О персональных данных», принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, Политике, Положению и иным локальным актам, включающий контроль за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и их уровня защищенности при обработке в информационной системе Оператора.

Типы VPN-туннелей

Существует множество различных протоколов VPN-туннелирования, различающихся по скорости, уровню безопасности и другим характеристикам. Стоит рассмотреть наиболее распространенные из них.

OpenVPN

OpenVPN — это популярный протокол с открытым кодом, который работает со всеми основными операционными системами. Вы можете загрузить исходный код, просмотреть его и изменить, как вам угодно. OpenVPN может работать через интернет-протоколы TCP или UDP. Он также считается самым безопасным протоколом VPN.

IPSec/IKEv2

Протокол IKEv2/IPSec может похвастаться преимуществами безопасности IPSec и высокой скоростью IKEv2, что делает его серьезным конкурентом в индустрии VPN-туннелирования. Когда ваше VPN-соединение прерывается или вы переключаетесь между сетями, функция автоподключения IKEv2/IPSec восстанавливает все до нормального состояния.

WireGuard

WireGuard — самый новый и быстрый из всех протоколов. Пока он все еще находится на ранней стадии разработки и поэтому имеет некоторые недостатки в безопасности.

SSTP

SSTP — это VPN-протокол, который был создан компанией Microsoft, но он также доступен и на многих других системах. Многие провайдеры VPN скептически относятся к SSTP, поскольку, как известно, компания Microsoft сотрудничает с Агентством национальной безопасности. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что протокол использовался не по назначению.

Что такое раздельное туннелирование?

VPN-туннель шифрует весь ваш трафик, но иногда возникают определенные ситуации, когда вам это не нужно. Именно в этом и заключается принцип раздельного туннелирования — вы можете создавать исключения для определенных приложений или сайтов и получать к ним доступ без использования VPN.

Таким образом, вы можете смотреть потоковое видео Netflix из Канады, сохраняя при этом доступ к локальным ресурсам из вашего родного города в России.

Какой VPN-протокол лучше всего использовать?

Все зависит от личных потребностей, но OpenVPN считается лучшим выбором среди большинства провайдеров VPN. У каждого из них есть свои как слабые, так и сильные стороны, которые предпочтут разные пользователи.

Легенда о «николаевских тоннелях»

На этом обсуждение можно было бы закончить, но вот один кусок стал вирусным и сам по себе, в виде кусочкаправды», пошёл гулять по Сети. Приведём этот кусок полностью(Орфография и пунктуация оригинала сохранена. — Прим.ред.).

На ту же тему Легенды онулевых космонавтах», или Кто летал в космос до Гагарина

Одной из самых сложных и нерешаемых технических проблем в космонавтике РФ является… наследие царского режима. Без шуток. Когда Байконур остался в Казахстане, Новой России нужен был Новый Космодром. Где его построить думали долго, было много вариантов, проектировали лет 15, руководители приходили, увольнялись, получали премии.

Наконец, придумали, нашли место, и ударно построили, ну вы помните. Внезапно оказалось, что заводы, которые могут изготовить ракету, находятся либо в европейской части России, либо на дальнем востоке, а Новый Космодром „Восточный“ соединён с заводами только туннелями Транссиба эпохи царя Николая II. Т.е. невозможно доставить на космодром ракету диаметром больше чем царские туннели, она физически не влезает.

Туннелей постройки 1890–1915 годов тысячи километров и расширить их не по карману было даже СССР. Американцы возят ракеты по рекам, океану или по знаменитым американским хайвеям. И с океаном и с хайвеями у нас проблемы. Новый марсианский корабль Илона Маска — 9 м. Новая лунная ракета Китая — диаметр 10 м.

Сборка ракетыСоюз-2.1а» на космодромеВосточный»(фото: Роскосмос)

Нам же нужно уместить ракету в такой габарит(3,9м) и точка.

Ракета Союз(1957г) туда умещается, но с Китаем и США мы физически не можем конкурировать на „Восточном“. Ещё один космодром строить?»

Судя по всему, автор на новый лад пересказывает старый, неверный, многократно развеянный миф про NASAкак связаны ракета NASA и две лошадиные задницы». Он, правда, не силён в географии и сам противоречит себе, говоря, чтоВосточный» соединён с Дальним Востоком тоннелями Транссиба. Очевидно, он не совсем понимает, где находитсяВосточный». Ну да ладно, автор — инженер, а не географ.

Самые длинные и глубокие тоннели

Самым длинным туннелем в мире считается Делавэрский акведук, который расположен в штате Нью-Йорк США и построен в 1945 г. Его длина составляет 137 000 м. Это основной водопроводный тоннель штата, который пробурен через скальные породы.

Готардский тоннель, Швейцария (57 091 м) – самый длинный автотранспортный тоннель в мире. С северного конца он выходит возле деревушки Эрстфельд, а южный выход расположен возле поселка Бодио. Благодаря новой транспортной ветке время пребывания в пути от Цюриха до Милана сократилось на 1 час. Он представляет собой 2 параллельные линии для двухстороннего движения, соединенные галереями. Открыт в 2016 г.

Самый длинный метрополитен в мире Гуанчжоу, построенный в Китае в 2010г. Его протяженность – 60 400 м.

В России самая протяженная подземная дорога – это Московский метрополитен. Его длина составляет 37800 м. Он считался самым длинным метро в мире с 1978 по 1984 г., с 1990 по 1995 г..

Эйксуннский автодорожный тоннель считается самым глубоким в мире.  Он проходит по дну Стурь-фьорда в норвежской провинции Мёре-ог-Румсдал, соединяет города Эйксунн и Рьянес Тоннель уходит в глубину на 287 м.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий