Пожарная безопасность на судне: причины возгорания, виды сигнализаций

Судовые системы пожаротушения

Морские и речные суда представляют собой места повышенной пожарной опасности. Пассажирские пароходы и паромы опасны большим скоплением людей в тесных помещениях, корабли типа «карго» осуществляют перевозку контейнеров, иногда с опасным содержимым, а нефтеналивные танкеры несут в себе угрозу воспламенения и взрыва.

Несмотря на обилие воды за бортом судна, потушить пожар может быть нелегко: вода не подходит для тушения некоторых классов возгораний. На происшествие в открытом море можно вызвать спецтехнику, но ей понадобится время, чтобы добраться до места катастрофы.

При трансатлантическом переходе пожар на круизном лайнере может начаться посередине океана. Суда планируют свои маршруты так, чтобы максимально сократить расстояние между локацией корабля и ближайшим берегом. Этот прием в некотором смысле помогает сократить время прибытия помощи, но при отсутствии каких-либо действий судно может не дождаться спасателей.

Обычно корабль оснащается первичными средствами пожаротушения, в числе которых наиболее часто используются:

  • огнетушители с разным веществом;
  • пожарные покрывала;
  • маски-самоспасатели;
  • пожарные краны.

Помимо первичных средств, на судне устанавливается организованная система пожаротушения.

Что это

Судовая система пожаротушения – это основной инструмент борьбы с огнем на борту. Именно установка срабатывает первой, а уже потом к месту происшествия прибывает экипаж судна. Система может быть представлена несколькими устройствами:

  1. Комплекс разветвленных магистралей с насадками на местах выхода вещества. К таким установкам относят водяные и пенные устройства, реже – газовые. При пожаре средство поступает через насадки в пораженную зону.
  2. Модули. Представляют собой автономно работающие устройства, срабатывающие при повышении температуры в помещении или задымлении воздуха. К ним также относятся самосрабатывающие статичные огнетушители.
  3. Дымодетекторы. Датчики, улавливающие продукты горения в воздухе и передающие сигнал на капитанский мостик.
  4. Системы сигнализации.

Назначение

Главная особенность возгорания на борту судна в его удаленности от берега. Специальным пожарным кораблям нужно время, чтобы добраться до очага возгорания. В таком случае, как говорят, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Системы пожаротушения на судах используют в следующих целях:

  • быстрая локализация и тушение пожара;
  • если ликвидация возгорания невозможна – сдерживание огня до полной эвакуации людей или прибытия специалистов;
  • спасение человеческих жизней и по возможности имущества.

Основные требования

В своде морских законов СОЛАС-74 прописана необходимость систем пожаротушения на всех морских и речных судах. Любая установка должна отвечать требованиям. Необходимо, чтобы:

  • вещество подходило для тушения предполагаемых классов пожара в помещении;
  • количество средства было рассчитано с запасом для ликвидации возможного возгорания.
  • показатели выхода вещества также учитывались в расчете.

Закон РФ регламентирует места на судне, которые следует защищать системами пожаротушения:

  • места общего назначения для экипажа и пассажиров;
  • вентиляционные системы в помещениях с оборудованием;
  • места хранения ЛВЖ и газов;
  • машинные отделения, генераторные, щиты распределения, котельные и насосные помещения;
  • места хранения цистерн с маслом и топливом.

Организационные мероприятия по профилактике и ликвидации пожара

Основными причинами пожаров на судах являются: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности при проведение ремонтных работ, неправильное хранение и укладка груза, невнимательность при наблюдении за условиями его транспортировки, неисправность электрооборудования, поджог. Ответственность за пожарную безопасность судна возложена на капитана, а задачи обеспечения пожарной безопасности выполняет вахтенная служба

В портах дополнительно создают пожарную вахту. В их задачи входят регулярный обход судна, проверка выполнения пожарно-профилактического режима. В случае пожара на судне возглавляет тушение возгорания капитан, под управлением которого экипаж устанавливает место и площадь пожара, выполняет эвакуацию людей, ликвидирует огонь и его последствия. В случае если судно находится в ремонте или отстое без экипажа, руководит тушением руководитель объекта, а по прибытию пожарных подразделений, старший оперативный начальник противопожарной службы берет руководство тушением на себя.

В случае обнаружения возгорания член пожарной вахты или экипажа обязан немедленно сообщить вахтенной службе через пожарный извещатель, после чего начать локализацию огня и его тушение первичными средствами тушения. На судне периодически объявляют учебную пожарную тревогу, чтобы команда умела работать с пожарным оборудованием и чётко знала порядок своих действий. Сигнал пожарной тревоги должен быть громким и слышимым для всех членов экипажа.

Принципы и правила

Противопожарная безопасность судна – сфера ответственности владельца, но на период плавания он делегирует ее капитану. На каждом судне должен быть помощник капитана по пожарной безопасности, а обязанности между другими членами экипажа распределяются в зависимости от их рабочей области. Например, старший механик обеспечивает безопасность, следит за состоянием и профилактикой в машинном отделении.

Знания и сплоченность экипажа судна очень важны для быстрого тушения, ведь конструкция любого судна предполагает быстрое распространение пожара по отсекам и каютам. Поэтому в каждом помещении судна устанавливают стационарные системы пожаротушения, которые соответствуют определенным требованиям.

К тому же все члены экипажа должны четко знать последовательность действий при пожаре и свои обязанности во время его тушения. Для этого регулярно проводятся учения и тренировки с применением тренажеров, а члены экипажа повышают уровень квалификации.

Учитывая количество людей в экипаже судна, создают одну или несколько специальных групп, которые называют аварийными партиями. Они необходимы для борьбы с пожарами, затоплениями, неисправностями технических средств, чтобы обеспечить живучесть судна. Аварийные партии бывают кормовыми, машинного отделения и носовыми.

Если пожар на судне не ликвидирован в течение 15 минут, то дальнейшая ситуация усугубляется в разы. Этому способствует быстрое нагревание металлических конструкций судна, наличие множества емкостей с горючими материалами.

Особенности стационарных водопожарных систем

Одновременно с постройкой судна выполняют монтаж стационарных систем, которые бывают двух типов – кольцевые и линейные. При их помощи осуществляется быстрая транспортировка огнетушащих веществ к месту возгорания, локализация и тушение огня.

Водяную систему монтируют независимо от других, она является основной. Состоит система из основной и ответвленной магистралей, различающихся по диаметру (до 150 и 64 мм соответственно), оснащённых спускными кранами. Суммарная производительность насосов должна быть на уровне 140 – 180 тонн в час. Их располагают ниже ватерлинии, возле насосов монтируют кингстоны.

Диаметр трубопроводов на водопожарной системе обязательно должен обеспечивать напор воды 350 кПа у наиболее дальних или высоко размещённых кранов у грузовых кораблей и 520 кПа на танкерах. Для защиты от замерзания открытие участки магистрали обеспечивают спускным и отсечным клапанами. Линейная схема отличается наличием одной магистрали, от которой отходят вертикальные и горизонтальные трубы. На танкерах её прокладывают диаметрально. Кольцевая система представляет собой соединённые параллельные магистрали, образующие кольцо. При повреждении участка магистрали его отключают, но система продолжает работать в прежнем режиме. Во внутренних помещениях краны устанавливают на дистанции 20 м между ними, на палубе дистанция может составлять 40 м. Длина пожарных рукавов соответственно колеблется от 10 – 15 до 15 – 20 м.

Жилые помещения на суднах, паромах защищают от огня при помощи спринклерных систем. В их функциональные особенности входит локализация огня и снижение температуры при пожаре. Спринклеры (клапаны с плавкими вставками) открываются при повышении температуры свыше 60 С, и начинается разбрызгивание воды в помещении. Спринклерная система монтируется из нескольких устройств – пневмогидравлической цистерны, трубопровода и спринклеров, сигнально-контрольного устройства. Минимальная мощность спринклеров составляет 5 л на 1 кв. м. каюты или другого помещения. Их обычно монтируют в верхней части кают и жилых помещений. Параллельно со срабатыванием спринклерной системы включается сигнализация, информирующая экипаж о месте возгорания.

Дренчерными системами пожаротушения оснащают танкеры, газовозы, суда, на которые осуществляется погрузка горизонтальным способом. Основное отличие от спринлерной системы – при включении дренчерной запускается насос, который подает воду из-за борта в магистраль и потом – непосредственно к распылителям. Установка выполняет охлаждение металлических частей и палубы суден.

Кроме этого, системы судового пожаротушения могут работать по принципу образования водяных завес и водного орошения. Распылители системы водораспыления монтируют в области подволока помещения, подключая их питание к независимому насосу с автоматическим срабатыванием или водопожарной магистрали. Водяную завесу формируют при помощи щелевых распылителей, присоединённых к пожарной магистрали. Их применяют в случаях, когда невозможен монтаж огнестойких конструкций на судне. Водяное орошение устраивают на выходах из машинных отсеков.

Водный транспорт

Речные, морские суда есть: пассажирские, грузовые, танкеры. Они состоят из: палубы с надпалубными надстройками, трюма, машинного отделения, которое представляет максимальную пожарную опасность.

Причины ЧС

Чаще пожар на водном транспорте происходит из-за:

  • посадки корабля на мель;
  • нарушения правил противопожарной безопасности;
  • потери устойчивости или опрокидывания;
  • взрыва;
  • повреждения проводки, электрооборудования;
  • столкновения с препятствием;
  • разгерметизации системы подачи топлива, вытекания горючих веществ.

Пожарная опасность судов

Даже несмотря на полную комплектацию корабля необходимым оборудованием и защитными средствами, оно остается чрезвычайно уязвимым перед возгоранием. Этому способствуют автономность судна, затрудненная эвакуация, наличие на борту пожароопасных грузов. Устранение иногда может длится сутки.

Ликвидация пожара

Прежде чем приступить к тушению возгорания, важно оценить место расположение судна в порту. Огонь способен за короткое время распространиться на другие корабли, находящиеся в непосредственной близости

После порядок действий:

  1. Изучить схему устройства корабля. Она находится у капитана.
  2. Оценить качество грузов, при их наличии. Также место их размещения.
  3. Выяснить, какие средства тушения доступны.
  4. Просчитать необходимость отведения корабля от других суден, расположенных рядом.
  5. Использовать воду для охлаждения топливной системы.
  6. Проанализировать устойчивость судна, вероятность удара током от работающих электроприборов.
  7. Используя рукава, применить средство тушения.

Выводы

Пожар может возникнуть на любом транспортном средстве. Этому способствует наличие электрооборудования, топлива, горюче-смазочных веществ

При тушении огня важно оценивать качество перевозимого груза

Тушение пожаров на железнодорожном транспортеТушение пожаров на железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт

Поезда широко используют для перевозки пассажиров и грузов, в том числе огнеопасных. Составы могут быть: закрытыми, открытыми, с платформой, цистернами, электровозы, тепловозы.

Причины ЧС

Чаще возгорание появляется из-за:

  • столкновения составов;
  • утечки легковоспламеняющегося вещества;
  • взрыва опасного груза;
  • схода с рельс;
  • наезда на машину или другую технику на переезде;
  • короткого замыкания;
  • применения неисправного оборудования.

Пожарная опасность станций и состава

Нюансов пару. Самыми опасными в плане возгорания считаются станции и пункты, на которых производится сортировка, загрузка. Нужно выделить цистерны с газом, воспламеняющейся жидкостью.

Пожарная опасность на железной дороге характеризуется:

  1. Значительной плотностью застройки станций, выполняющих функцию сортировки, погрузки, многочисленных составов.
  2. Наличием большого числа ТС, перевозящих опасные товары (взрывоопасные, легковоспламеняющиеся).
  3. Незначительным разрывом между поездами, что приводит к быстрому распространению пожара.
  4. Затрудненным подъездом к горящему составу.
  5. Недостаточно развитой ППВ сетью.

Если процесс погрузки, формирования состава оказался нарушенным, это повышает риск возникновения, распространения пожара. Неправильное соединение вагонов может привести к повреждению перевозимых грузов, разливу жидкостей, другим опасным последствиям.

Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на транспорте имеет особенности

Они связаны с тем, что прежде, чем приступать к устранению огня, важно определить свойство груза, обесточить сеть, расположенную непосредственно над очагом возгорания

Ликвидация пожара

Первоочередной задачей при выявлении возгорания на ж/д транспорте является оповещение, помощь при проведении эвакуации пассажиров. После следует расцепить вагоны, приступить к тушению доступными средствами. Вместе с этим ответственное лицо обязано известить о ЧС начальника состава, дежурного по станции, который вызывает АСР-бригаду.

Если пожар возник внутри вагона, принято использовать пенные огнетушители или водяные стволы. На электровозах применяют аэрозольные и порошковые средства

Если состав перевозит груз, важно выяснить его характер, порядок действий, который указан в сопроводительных документах

Действия по тушению

Борьбой с пожаром на судне руководит его капитан или в его отсутствие другие уполномоченные лица. Основные действия при этом:

  1. разведка пожара;
  2. локализация;
  3. предупреждение взрывов;
  4. непосредственно ликвидация.

Разведка позволяет узнать параметры пожара, места возгораний на судне и масштабы происходящего. Одновременно определяют наличие и объем горючих веществ, завалов, особенные условия развития пожара, эвакуационные пути. Разведка заключается в осмотре отсеков, изучении состояния конструкций судна (температура переборок, их целостность).

Если обнаружено задымление, то членов группы разведки обеспечивают средствами индивидуальной защиты органов дыхания и специальными костюмами. Они могут использовать инструмент для расчистки проходов, разборки конструкции, чтобы был доступ к очагу для пожарной техники и средств его тушения.

Немедленно проводится эвакуация людей из опасных зон, при невозможности самостоятельного выхода. Это первоочередная задача, которая выполняется при малейшей возможности. При их эвакуации основная часть средств пожаротушения должна находиться на предполагаемых путях прохождения людей.

Если пожар обнаружил член экипажа, не входящий в состав аварийной или вахтенной службы, то он обязан через ближайший извещатель подать сигнал на все посты. Далее включается система сигнализации. Она также подает различные звуки, по которым члены экипажа узнают о происходящем. Например, сигнал оповещения о пожаре отличается от сигнала перед выпуском пара в отсеки или каюты. Это необходимо для своевременной эвакуации и недопущения нанесения вреда здоровью.

Обнаруживший при возможности должен обесточить электрооборудование, находящееся в опасной зоне. Для дополнительной информативности необходимо стучать в переборки и громко кричать о пожаре. После ликвидации возгораний проводят тщательный осмотр судна.

Если тушение стационарными системами не происходит, то помещение задраивают, закрывают люки. Нагретые конструкции охлаждают огнетушащими веществами из пожарных стволов, когда это безопасно. При тушении подача таких веществ осуществляется через люки.

Пенные огнетушители

Пенные огнетушители на кораблях делятся на химические пенные и воздушные пенные. Вторая модель способна справляться лишь с горением твердых и жидких материалов и веществ, а при отрицательной температуре воздуха эффекта и вовсе не будет. Потому применять пенные средства пожаротушения можно лишь внутри отапливаемого помещения.

В качестве стандартного варианта приобретается ОВП-10 с массой пены в 10 л. Такого объема будет достаточно для прекращения горения в небольшом меблированном помещении при отсутствии оборудования с токоведущими элементами. При нажатии на пусковой рычаг пенообразователь смешивается с воздухом и равномерно через распылитель покрывает очаг пламени. Дальность выбрасываемой пенной струи составляет 3 м, что обеспечивает защиту экипажа и пассажиров от ожогов и отравления токсичными продуктами горения.

Пенный огнетушитель ОПВ-100

Химические пенные переносные огнетушители на судах используются редко в виду своей неэффективности. Гидрокарбонат натрия и ПАВы составляют основу огнетушащей смеси, которые быстро перекрывают доступ кислорода к пламени. Но проблема заключается в необходимости очистки сопла огнетушителя непосредственно перед тушением, что отнимает много времени. Манипуляций с конструкционными составляющими тоже предостаточно – это и повороты рукоятки, и переворачивание баллона, и ожидание химической реакции с выделением большого объема углекислого газа. Еще один минус – это отсутствие возможности приостановить работу огнетушителя, как это возможно с современными моделями порошковых и углекислотных баллонов.

Средства пожаротушения на судах

Выбор противопожарного оборудования должен проводиться с учетом сложной конструкции корабля. В каждом помещении находится различное количество электрооборудования и способных к воспламенению материалов, также и сами суда имеют разное предназначение.

Борьба с огнем при помощи воды занимает лидирующие позиции среди всех средств пожаротушения. Для этого корабль оборудуют кольцевым и линейным трубопроводом, дренчерными и спринклерными системами пожаротушения, а также повышающими насосами.

Спринклерная система пожаротушения

В местах, где применение автоматики для ликвидации горения нецелесообразно, располагают огнетушители.

Эффективны порошковые огнетушители на судне, перевозящем сжиженный газ и нефтепродукты.

Баллоны с углекислотой чаще применяются при тушении воспламенения в машинных отделениях. Также распространены баллоны с хладоном — хладоновые огнетушители ОС.

Наряду с этими средствами на начальной фазе пожара с пламенем можно бороться при помощи кошмы, брезента, песка.

На фото судно «Вячеслав Тихонов» — расположение системы пожаротушения

Авиационный транспорт

Самолеты являются объектами максимальной опасности, так как огонь распространяется быстро.

Причины ЧС

Особую угрозу представляет топливо, залитое в баки. При ударе оно разливается, воспламеняется. Пожар может распространиться на большую площадь. К другим факторам, провоцирующим ЧП на борту, относят:

неосторожное обращение с огнем;
несоблюдение правил противопожарной безопасности;
неисправность электрооборудования.

Пожарная опасность самолетов

Коварство ЧП надземного транспорта заключается в том, что люди, находящиеся внутри, не имеют возможности покинуть салон. Это связано с:

  1. Мгновенным распространением огня в замкнутом пространстве.
  2. Движением воздушного транспорта на большой высоте.
  3. Быстрым распространением опасных для здоровья людей веществ, которые образуются в результате горения внутренней отделки, других материалов.
  4. Взрывом баллонов с топливом.
  5. Интенсивностью горения деталей.
  6. Незначительной огнестойкостью, быстрым перегревом перегородок, других конструкций самолета.
  7. Паникой среди пассажиров.

Ликвидация пожара

Во время тушения огня на летательных аппаратах необходимо придерживаться инструкции:

  1. В случае аварийной посадки на взлетно-посадочной полосе должны быть подготовлены пожарная бригада, медицинский персонал, средства, необходимые для эвакуации людей и их защиты.
  2. Открываются люки, а при необходимости удаляется обшивка в определенных местах.
  3. Проводится согласование действий членов экипажа, аэропорта.
  4. Используя воду, пену или порошковые огнетушители, устраняется огонь возле топливных баков.
  5. Огнетушащие средства подаются в те места, где есть опасность взрыва.
  6. Внутри салона применяют воду или пенообразующий раствор.
  7. С помощью пены, порошка или двуокиси углерода ликвидируется пожар в двигателе.
  8. Для тушения шасси используют воду со смачивателями для смыва магниевого сплава.
  9. При сильном ветре, по возможности, осуществляют разворот судна.

Обеспечение противопожарными средствами и оборудованием

На судах устанавливают противопожарные системы и противопожарное оборудование. Ликвидация огня осуществляется снижением температуры в очаге горения, удалением окислителя и горючего вещества. Применяют затопление, покрытие очага негорючими веществами, изоляцию в окружающей среде (перекрытие задвижек, установка заглушек, гидравлических затворов), устройство разрывов и спуск горящих жидкостей из ёмкостей, использование взрывчатых веществ.

Основными остаются такие способы пожаротушения, как водотушение (компактной и распылённой струёй, спринклерными установками, дренчерными системами), паротушение (до достижения концентрации пара 35 % в атмосфере), пенотушение (химическим и воздушно-механическим пенообразователями) и углекислотное тушение (на судне монтируют углекислотные станции). При запуске пара или газа в помещение следует убедиться в отсутствии там людей.

Сухогрузы оборудуют вентиляционной системой, автоматической сигнализацией и системой тушения огня. Тушение пожара в них зависит от вида груза, его расположения, степени загрузки трюма и твиндеков. При нахождении судна непосредственно в гавани следует заранее завести проволочный трос на противопожарный мол, чтобы при возникновении пожара на пристани быстро отвести его в сторону, поскольку для запуска судовой машины требуется значительное время.

Комплексное применение вышеуказанных мер позволяет предупредить возгорание и эффективно потушить огонь на судне.

Автомобильный транспорт

Легковые машины, грузовики, автобусы часто становятся объектом возгорания. Это приводит к убыткам, человеческим жертвам. Чтобы этого избежать, необходимо, как можно быстрее приступать к тушению.

Причины ЧС

По статистике, количество возгораний на автотранспорте сопоставимо с числом пожаров в домах, квартирах. К распространенным причинам возникновения огня относят:

  • использование горючих материалов для внутренней отделки;
  • многочисленные электрокабели, короткое замыкание или другие проблемы с проводкой;
  • ДТП;
  • нарушение правил транспортировки горючих веществ.

Так как движение авто происходит на высокой скорости, к возникшему очагу в такой ситуации поступает больше кислорода, усиливающего процесс горения. Это способствует тому, что огонь практически мгновенно распространяется. А из-за возгорания в местах, к которым сложно добраться, тушение при помощи подручных средств может оказаться затрудненным.

Пожарная опасность гаражей

Очень часто в помещениях люди хранят хлам (старая мебель, вещи, книги), который склонен к возгоранию. Распространению огня способствует конструкция.

Чтобы избежать ЧС, важно придерживаться норм безопасности:

  1. Внутри должно быть достаточно места для автомобиля.
  2. Запрещено загромождать помещение посторонними предметами.
  3. Периодически проводить генеральную уборку, вынося все, что может представлять опасность.
  4. Обязательное наличие средств для тушения (огнетушители, песок).

Ликвидация пожара

Возгорание на автомобильном транспорте имеет особенности:

  • высокая температура, скорость распространения огня;
  • установленное ГБО способно стать причиной взрыва;
  • конструкция вида транспорта не отличается огнеустойчивостью, из-за чего кузов может быстро плавиться.

Действия водителя при возгорании транспортного средства должны быть следующими:

  1. Эвакуация пассажиров ТС.
  2. Определение очага возгорания.
  3. Оценка характера, скорости распространения огня. Водитель должен просчитать последствия.
  4. Применение огнетушителя или других доступных средств для ликвидации огня до момента прибытия бригады МЧС.

Альтернативные и дополнительные типы установок пожаротушения

Для защиты от огня машинных и насосных отделений всех судов (особенно танкеров) оборудуют установки и системы пенного пожаротушения. Порошковые системы обязательны к применению на судах, перевозящих сжиженные наливные газы. При значительных величинах кораблей монтируют несколько установок, каждая из которых защищает определенный участок. Образование пены осуществляется при помощи смесителя, где смешивается пенообразователь с водой. Пена подается через эжектор в место возгорания. На морских судах и нефтеналивных танкерах используют пену низкой кратности (1: 10), на сухогрузах и рефрижераторах – средней (1:50 – 1:150), в машинных отсеках и грузовых помещениях с применением горизонтального способа погрузки – высокой (1: 1000). Толщина пены составляет 15 – 20 см (соответственно для мазута и нефти, бензина и керосина), её расход – 150 л на 1 м3 (15 л воды и 0,75 л пеноообразователя).

Действующим веществом в системах порошкового пожаротушения являются поташ, квасцы, углекислая сода и т. д., которые распыляются при помощи азота или инертного газа. Системы состоят из станций, в которых монтируют резервуары с порошком, к которым присоединяют газовые баллоны. Данный тип устанавливают в местах с электрооборудованием, малярных отсеках, на газо- и химовозах и судах, осуществляющих перевозку опасных грузов.

Если вероятность пожара высока, суда оборудуют системами углекислотного тушения, устанавливая их в машинных и грузовых отделениях. Данная система запускается в крайнем случае, если принятые меры не локализовали огонь. Газ через магистраль транспортируется в жидком состоянии, при выходе расширяется и становится обычным газом с повышенной плотностью. Углекислотные станции состоят из баллонов, наполненных сжиженным газом, коллектора, трубопроводов с клапанами и соплами.

Помимо тушения углекислотным газом, возможно использование альтернативных средств. К ним относятся химические агенты – инертные газы, жидкости с высокой степенью испарения. Инертные газы (или дымовые, идущие от котлов) поступают в скуббер, где происходит их очистка и охлаждение. Данный тип пожаротушения используют на сухогрузах, рефрижераторах, наливных танкерах. Легкоиспаряющиеся жидкости в системах тушения представлены галоидированными углеводородами, смесями хладона и бромистого этила, которые сохраняют в резервуарах с антикоррозионным покрытием, а подают сжатым воздухом к распылителям в помещение, где есть очаг возгорания.

Действия при тушении возгорания

При обнаружении возгорания члену экипажа следует сообщить об этом на вахту, обесточить оборудование, начать тушение огня. Если это сделать невозможно, следует покинуть помещение, задраив все входные отверстия, люки, иллюминаторы, вентиляционные ходы. В прилегающих помещениях убирают способные к воспламенению вещества и предметы, охлаждают переборку водой из пожарной магистрали. Во время эвакуации используют аварийные дыхательные устройства, способные защитить органы дыхания на протяжении минимум 10 минут. При включении звукового оповещения системы объёмного пожаротушения команда должна покинуть помещение. При объёмном пожаротушении вентиляционную систему отключают и применяют её только через 8 часов после ликвидации очага.

Действия команды при тушении пожара включают:

1) прекращение горения веществ и материалов, в том числе путём охлаждения до нижней границы температуры горения;

2) локализацию и изоляцию очага возгорания;

3) вынос пострадавших и оказание необходимой медицинской помощи, охлаждение переборок водой.

При работе в задымленных помещениях команда использует специальную одежду и изолирующие дыхательные аппараты. В жилых каютах и служебных отсеках при тушении огня двери не открывают, пожарные стволы подают через иллюминаторы или филенки. При невозможности потушить пожар в трюме применяют его затопление, учитывая остойчивость и плавучесть судна, вероятность всплытия груза в подпалубное пространство, увеличение объёма грузов. В рефрижераторном отделении выполняют аварийный выпуск аммиака или хладагента.

Снаружи огонь тушат, отведя судно в сторону от конструкций и материалов, подавая воду с наветренной стороны и сбивая мощными струями за борт горящие нефтепродукты. При стоянке судна его располагают так, чтобы пожар был с подветренной стороны, во время движения его скорость уменьшают и минимизируют степень качки. Опасные грузы подготавливают к выброске.

Во время тушения и локализации пожара готовят спасательные шлюпки, снабжая их водой, пищевыми продуктами и спасательными принадлежностями для плавания в море. Одновременно следует изменить курс судна, направив его в сторону ближайшего порта. В качестве последнего спасения судна и груза можно применить затопление судна на мелководье, защищённом от волнения, имеющее глубину, во время прилива достигающую до уровня палубы, с твёрдым песчаным дном. Это место должно располагаться вне фарватера.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий