Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте

Автомобильный транспорт

Легковые машины, грузовики, автобусы часто становятся объектом возгорания. Это приводит к убыткам, человеческим жертвам. Чтобы этого избежать, необходимо, как можно быстрее приступать к тушению.

Причины ЧС

По статистике, количество возгораний на автотранспорте сопоставимо с числом пожаров в домах, квартирах. К распространенным причинам возникновения огня относят:

  • использование горючих материалов для внутренней отделки;
  • многочисленные электрокабели, короткое замыкание или другие проблемы с проводкой;
  • ДТП;
  • нарушение правил транспортировки горючих веществ.

Так как движение авто происходит на высокой скорости, к возникшему очагу в такой ситуации поступает больше кислорода, усиливающего процесс горения. Это способствует тому, что огонь практически мгновенно распространяется. А из-за возгорания в местах, к которым сложно добраться, тушение при помощи подручных средств может оказаться затрудненным.

Пожарная опасность гаражей

Очень часто в помещениях люди хранят хлам (старая мебель, вещи, книги), который склонен к возгоранию. Распространению огня способствует конструкция.

Чтобы избежать ЧС, важно придерживаться норм безопасности:

  1. Внутри должно быть достаточно места для автомобиля.
  2. Запрещено загромождать помещение посторонними предметами.
  3. Периодически проводить генеральную уборку, вынося все, что может представлять опасность.
  4. Обязательное наличие средств для тушения (огнетушители, песок).

Ликвидация пожара

Возгорание на автомобильном транспорте имеет особенности:

  • высокая температура, скорость распространения огня;
  • установленное ГБО способно стать причиной взрыва;
  • конструкция вида транспорта не отличается огнеустойчивостью, из-за чего кузов может быстро плавиться.

Действия водителя при возгорании транспортного средства должны быть следующими:

  1. Эвакуация пассажиров ТС.
  2. Определение очага возгорания.
  3. Оценка характера, скорости распространения огня. Водитель должен просчитать последствия.
  4. Применение огнетушителя или других доступных средств для ликвидации огня до момента прибытия бригады МЧС.

Пожарный поезд нового поколения

Схема пожарного поезда нового поколения: 1 — платформа с модульным оборудованием пожаротушения; 2 — цистерна-водохранилище; 3 — вагон-насосная станция

Схема оборудования на платформе пожарного поезда нового поколения

В 2011 году, в соответствии с «Концепцией обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса на период реформирования ОАО „РЖД“», разработанной Российской академией наук и утвержденной в 2010 году, на ОАО «РЖД» был создан специализированный подвижной состав нового поколения, оснащённый пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием и предназначенный для решения специфических задач по тушению пожаров в железнодорожных тоннелях, в частности, на линии Адлер — Красная поляна.

Поезд разработан ОАО «РЖД» совместно с ФГП «ВО ЖДТ России», Воронежским вагоноремонтным заводом, ОАО «Вагонреммаш» и ОАО «Рузхиммаш». Презентация пожарного поезда нового поколения состоялась 29 августа 2011 года на Рижском вокзале. Новый пожарный поезд относится к 1-му классу пожарных поездов.

Новый поезд прикреплён к станции Адлер Северо-Кавказской железной дороги, что повысило уровень пожарной безопасности как на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, так и на объектах проведения Зимних Олимпийских игр 2014 года.

К 2026 году планируется оснащение новыми пожарными поездами всех железных дорог.

Новый пожарный поезд имеет:

  • вагон-насосную станцию;
  • две цистерны для воды;
  • контейнерную платформу для размещения пожарной техники, пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования;
  • систему спутниковой навигации;
  • усиленное пожарно-техническое вооружение;
  • улучшенные бытовые условия размещения работников дежурного караула.

Вагон-насосная станция предназначен для размещения сотрудников дежурного наряда (боевого расчёта), средств связи, оповещения и навигации, пожарного и аварийно-спасательного оборудования, средств пожаротушения и другого оборудования. Создан на базе пассажирского вагона модели 47Д, прошедшего капитально-восстановительный ремонт, и обеспечивает боевой расчёт всеми необходимыми условиями для несения караульной службы и эффективного выполнения своих обязанностей в оперативной обстановке.

Цистерна-водохранилище разработана на базе трёхметровой цистерны для перевозки нефтепродуктов. В числе значительных отличий модернизированной продукции от старых образцов — гораздо больший объём, наличие электронных датчиков температуры и уровня заполняемости водой, мощные осветительные приборы и использование современных изоляционных материалов с улучшенными теплотехническими характеристиками.

Впервые в отечественной практике для ликвидации очагов возгорания в тоннелях в состав поезда введена платформа с модульным оборудованием. На штатных фитинговых опорах контейнерной платформы с погрузочной длиной 18 м установлены автономный пожарный модуль контейнерного типа (АПМКТ) и контейнер-платформа с радиоуправляемой установкой LUF-60 для тушения пожаров в железнодорожных тоннелях. Также на платформе размещён модуль пожаротушения (дизельная мотопомпа производительностью 100 л/с) и установка пенного пожаротушения типа «Пурга-100». Для установки оборудования использована серийная платформа модели 13-1223 без конструктивных доработок.

Робот LUF-60 способен перемещаться как по рельсам, так и на гусеничном ходу со скоростью до 6 км/ч. Он позволяет управлять распространением дыма в тоннелях благодаря мощной вентиляторной установке. Распыляемая в потоке воздуха вода снижает температуру, что увеличивает эффективность действия пожарного расчёта. Радиус управления по радиоканалу составляет 300 м. Расход водопенных составов через ствол — от 7 до 40 л/с.

На поезде имеется:

  • запас пенообразователя 5000 кг;
  • по 5 углекислотных и порошковых огнетушителей ОП-4 и 2 передвижных порошковых огнетушителя ОП-50;
  • 7 дыхательных аппаратов со сжатым воздухом и прибор для их проверки СКАД-1;
  • установка комбинированного тушения пожаров «Пурга-10.20.30»;
  • два лафетных ствола, один из которых с изменяемой геометрией струи и расходом 50 л/с воды или раствора пенообразователя;
  • электростанция мощностью 6—10 кВт;
  • увеличенный запас напорных пожарных рукавов.

Все работники, входящие в состав боевых расчётов, обеспечены боевой одеждой первого уровня защиты. Также на вооружении имеются противохимические костюмы КИХ-4 для защиты работников при работе в условиях ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами. В машинном отделении вагона-насосной станции установлены две стационарные пожарные установки СПУ-40/100 с расходом 50 л/с каждая.

Поезд может эксплуатироваться при температурах от −60 °C до +50 °C.

Строительство пожарных поездов

В 2017 г. в составе пожарных поездов эксплуатировалось более 1310 единиц железнодорожного подвижного состава. В течение года в рамках реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД» продолжалось строительство новых вагон-насосных станций на Воронежском ВРЗ и цистерн-водохранилищ в ОАО «Алтайвагон».

Построены и введены в боевой расчет 25 пожарных поездов нового поколения на станциях Воркута и Исакогорка Северной железной дороги, Карымская Забайкальской железной дороги, Новый Ургал, Советская Гавань и Сибирцево Дальневосточной железной дороги, Красноуфимск и Сухобезводное Горьковской железной дороги, Егоршино и Тюмень Свердловской железной дороги, Красногвардеец Южно-Уральской железной дороги, Слюдянка и Чуна ВосточноСибирской железной дороги, Волховстрой и Петрозаводск Октябрьской железной дороги, Стерлитамак Куйбышевской железной дороги, Краснодар Северо-Кавказской железной дороги, Алтайская и Карасук Западно-Сибирской железной дороги, Уяр Красноярской железной дороги, Орехово-Зуево и Александров Московской железной дороги, Елец и Старый Оскол Юго-Восточной железной дороги, Красный Кут Приволжской железной дороги.

Всего за период с 2011 г. построено 134 таких пожарных поезда.

Индивидуальная защита

Приказом Минтранса России от 23 января 2009 г. № 12 утверждено Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Пожарные поезда отнесены данным приказом к силам и средствам указанной функциональной подсистемы. Все пожарные поезда аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, по итогам аттестации более 5,5 тыс. работников подтвердили статус «Спасатель».

Обеспечение безопасности работников пожарных поездов при тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций является приоритетной задачей, и этому мы уделяем особое внимание

С 2004 г. закуплено и поставлено в пожарные поезда более 7 тыс. комплектов боевой одежды пожарного 1-го уровня защиты. Завершается техническое перевооружение газодымозащитной службы — в подразделения закуплены около 2 тыс. дыхательных аппаратов со сжатым воздухом, более 1,6 тыс. воздушных баллонов и 165 компрессоров для заправки. Для обеспечения работы личного состава в агрессивных средах в каждый пожарный поезд в необходимом количестве закуплены костюмы изолирующие химические КИХ-4.

Силами пожарных поездов за 5 лет ликвидировано 1039 чрезвычайных ситуаций, из них с химически опасными веществами — 779.

В ходе ликвидации последствий аварийных ситуаций работники пожарных поездов 239 раз изолировали опасные грузы от воздействия кислорода воздуха и источников зажигания, 154 раза производили их нейтрализацию, 60 раз осаждали опасные пары, а также более 1 тыс. раз обеспечивали пожарную безопасность при ликвидации аварийных ситуаций и сопровождали опасные грузы. С использованием имеющегося специального оборудования работники пожарных поездов 346 раз осуществляли перекачку опасных грузов в исправные цистерны, чем обеспечили минимизацию потерь от происшествий.

Пожарно-тактические учения

Необходимый уровень взаимодействия отрабатывается при проведении пожарно-тактических учений. В 2017 г. с боевыми расчетами пожарных поездов и работниками железнодорожного транспорта проведено 2533 учения.

Так, например, 21 марта 2017 г. проведены пожарно-тактические учения на станции Бологое Октябрьской железной дороги.

По замыслу учений в результате короткого замыкания электропроводки произошло загорание в плацкартном вагоне, находящемся в составе пассажирского поезда.

Вследствие загорания возникла угроза жизни и здоровью пассажиров, находившихся в вагоне, а также возможность распространения пожара на грузовой состав, стоявший на соседнем пути.

По прибытии пожарного поезда к месту условного пожара звеном ГДЗС была проведена разведка пожара. Организованы и проведены работы по спасению людей и материальных ценностей, на тушение условного пожара подана установка комбинированного тушения пожара УКТП «Пурга-10.20.30».

Данное учение показало, что боевой расчет пожарного поезда станции Бологое ведомственной пожарной охраны ФГП ВО ЖДТ России к ликвидации пожаров подвижного состава железнодорожного транспорта во взаимодействии с территориальными пожарными подразделениями МЧС России и службами ОАО «РЖД» готов.

Постоянный контроль готовности поездов

За готовностью пожарных поездов к выполнению задач по предназначению в ФГП ВО ЖДТ России установлен постоянный контроль.

Ежедневно к 10:00 часам по московскому времени на основании данных, внесенных в автоматизированную информационную систему «Пожарная безопасность» непосредственно в пожарных поездах, формируется строевая записка, из которой видно, сколько пожарных поездов находится в боевом расчете, количество работников на дежурстве, запас огнетушащих веществ, количество средств индивидуальной защиты пожарных.

Все пожарные поезда оснащены системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, что позволяет контролировать их местонахождение, а также маршрут и время продвижения к месту пожара или ЧС и обратно.

Обмен информацией по вопросам функционирования пожарных поездов осуществляется с подразделениями предприятия, Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС России, дежурно-диспетчерскими службами федеральных органов исполнительной власти и ситуационным центром ОАО «РЖД» через дежурно-диспетчерскую службу предприятия.

Подготовка поезда к рейсу

Перед отправлением состава в рейс он проходит обязательную проверку. В ходе проверки обязательно проверяется:

  • исправность электроприборов;
  • отсутствие повреждения электропроводки и целостность изоляции;
  • работоспособность отопительных устройств и кипятильника;
  • наличия воды в кипятильнике и котле;
  • наличие средств пожаротушения, а также их исправность;
  • исправность измерительных приборов;
  • открывание дверей и откидывание площадок;
  • исправность противопожарной системы;
  • работа вытяжки над плитой;
  • работа автоматических систем, в том числе подачи топлива.

https://youtube.com/watch?v=ZQ0yScamIPs

Пожарная безопасность предусматривает осмотр всех помещений. Не должно быть никаких посторонних предметов, особенно поблизости с котлами, плитами и иными электрическими устройствами, а горюче-смазочные и легковоспламеняющиеся материалы необходимо правильно хранить.

Общие особенности и опасность таких пожаров

Площадь и объемы помещений крупного объекта могут измеряться десятками и даже сотнями тысяч квадратных метров. Возгорание, начавшееся в одной части промышленного цеха, вполне способно спровоцировать большой пожар и даже мощный взрыв. Особую опасность представляют предприятия химической и нефтехимической, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности. Именно там возгорания чаще всего происходят из-за неисправных аппаратов и оборудования, к примеру, из-за выброса в воздух реактивных масс или продуктов газообразования.

Процесс тушения пожара на промышленном объекте

Важно! Поскольку большинство установок и цехов на современных предприятиях тесно связаны друг с другом, воспламенение в одном месте по цепочке может спровоцировать пожар в смежных зонах. При угрозе возгорания важно следовать заранее спланированному комплексу оперативно-тактических действий

Из-за сложности технического оснащения современные объекты промышленности требуют новых и эффективных приемов тушения пожаров. Не всегда пламя можно потушить только водой или порошковыми огнетушащими веществами, особенно если речь идет о металлорганических соединениях или емкостях с ЛВЖ и ГЖ

При угрозе возгорания важно следовать заранее спланированному комплексу оперативно-тактических действий. Из-за сложности технического оснащения современные объекты промышленности требуют новых и эффективных приемов тушения пожаров

Не всегда пламя можно потушить только водой или порошковыми огнетушащими веществами, особенно если речь идет о металлорганических соединениях или емкостях с ЛВЖ и ГЖ.

Чтобы не допустить распространения огня на большие площади, нужно владеть информацией о процессе развития возгораний в зависимости от типа объекта. Сюда входят сведения о тушении на открытых площадках и в помещениях предприятия, на транспорте и в цехах с высоким риском опасности.

В 2017 г. пожарные поезда участвовали в ликвидации 144 ЧС

Больше всего привлекались для участия в ликвидации ЧС пожарные поезда, дислоцирующиеся на Приволжской, Южно-Уральской, Свердловской и Дальневосточной железных дорогах.

В ходе ликвидации ЧС работники пожарных поездов 15 раз изолировали опасные грузы от воздействия кислорода воздуха и источников зажигания, 27 раз производили их нейтрализацию, 7 раз осаждали пары опасных грузов, 75 раз обеспечивали пожарную безопасность при ликвидации последствий ЧС и сопровождали опасные грузы, 25 раз осуществляли перекачку опасных грузов.

Успешное тушение пожаров и ликвидация ЧС с опасными грузами на стационарных объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта в решающей степени зависит от согласованности действий органов управления, сил и средств ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта, территориальных пожарных, аварийно-спасательных и медицинских подразделений, инженерно-технических служб объектов, а также органов внутренних дел на транспорте.

Элеваторно-складское хозяйство

На объектах повышен риск возникновения возгорания хранящейся продукции. Часто недостатком является быстрое распространение огня. Опасность заключается в возможности взрыва, выделении в воздух токсичных веществ.

Пожарная нагрузка и распространение огня

Сложности на объектах связаны с:

  • возможностью самовозгорания продуктов;
  • стремительным распространением огня на большую территорию;
  • формированием горючих смесей, способных приводить к взрыву или токсическому поражению человека.

Тактика тушения

При ведении спасательных действий на складах, элеваторах, нужно:

  1. Полностью остановить работу на предприятии. Отключить вентиляцию.
  2. При обнаружении деформации перекрытий, вскрыть воздуховод с последующим заполнением полости пеной.
  3. Горящие вещества спустить в подсилосный этаж, где продолжается тушение.
  4. Верхнюю часть бункеров заполнить пеной.
  5. До полного устранения возгорания на силосы, в которых температура превысила 500 градусов, подавать азот, углекислый или другие газы, способные остановить процесс горения.
  6. К башне элеватора провести водяные стволы.
  7. Для ликвидации огня применить раствор смачивателей.
  8. Вначале проводить тушение мельниц и очагов возгорания на верхних этажах. После этого обработать помещения снизу, места, где имеются россыпи пыли или муки.
  9. Чтобы огонь не распространялся, применять водяные завесы.
  10. В не горящих зданиях осуществлять защиту продукта от влаги.
  11. При необходимости устранить огонь в силосе. Для этого тушащие вещества подаются снизу до того момента, как будут полностью отсутствовать горючие газы, температура опуститься до 60 градусов.

Как тушить объекты нефтяной промышленности

Объекты нефтехимии представляют большую угрозу из-за скопления различных аппаратов и емкостей с легковоспламеняющимися газами или жидкостями. Протечка горючего компонента или вещества способна спровоцировать мощный взрыв. Тепловое излучение, ядовитые пары, газы и токсины также быстро распространяются под воздействием пламени.

Обратите внимание! Во многих цехах используются вещества и материалы, требующие использования особых огнетушащих веществ и навыков работы с ликвидацией причины пожара. Комплекс противопожарных и других работ для сотрудников МЧС и работников предприятия должен включать:

Комплекс противопожарных и других работ для сотрудников МЧС и работников предприятия должен включать:

  • установление потенциальной возможности взрыва и повреждения оборудования, определение состава, количества и нахождения продуктов, которые вступают в контакт с воздухом и провоцируют пожар;
  • определение возможных мест, где может произойти возгорание, оборудования и аппаратных средств, которые греются до максимальных температур, установок, не блокируемых по техническим причинам;
  • при пожаре нужно останавливать подачу продуктов на территорию аварии и их перекачку в дополнительные резервуары. Средства для тушения нужно использовать с учетом типа горящих веществ;
  • установка заградительных валов, чтобы предотвратить утечку жидкостей и веществ, экстренное охлаждение всех технологических аппаратов для предотвращения взрыва.

Возгорание на нефтяном объекте

Работа на предприятии нефтяной промышленности

Производства нефтепромышленного комплекса составляют особую сложность. Неисправность технологических аппаратов и коммуникаций повышает риск взрыва горючих составов и растекания жидкостей. Под воздействием температуры ядовитые пары быстро распространяются по объекту, неся опасность для здоровья и жизни людей. Сложность пожаротушения на подобных объектах состоит в наличии резервуарного парка, из-за чего происходят групповые возгорания. Сами по себе резервуары с нефтью устойчивы к тепловому воздействию и механической деформации, но существует ряд провоцирующих их воспламенение факторов:

  • огневые ремонтные работы на объекте;
  • попадание искр от электроустановок;
  • разряды статического электричества.

Первично загорается не сама нефть, а происходит взрыв паровоздушной смеси. В результате повреждаются стенки резервуара и начинается горение нефтепродуктов. Сложность тушения пожаров на объектах нефтехимии состоит в быстром распространении огня и возникновении факелов пламени. Высота только светящейся их части может достигать 40 метров. Пожарным, прибывшим на вызов, необходимо действовать максимально точно, ведь малейшие изменения погодных условий молниеносно вносят коррективы в развитие ситуации. При скорости ветра всего 1 м/с факел удлиняется и начинает отклоняться в сторону, а уже при 4 м/с он стремится к горизонтальному положению и несет в себе угрозу взрыва соседних резервуаров.

Действия по ликвидации возгораний предполагают:

  1. Совместную работу с газоспасательными службами по эвакуации людей из зоны ЧС.
  2. Создание оперативного штаба с включением в его работу специалистов предприятия.
  3. Проведение разведки с целью установления возможности деформации и взрыва технологических установок в зоне огня.
  4. Определение места содержания взрывоопасных веществ и организацию их эвакуации.
  5. Принятие мер по защите энергосистемы предприятия.
  6. Обследование системы сухотрубов и склада специальных огнетушащих веществ, оценку возможности их применения при конкретном возгорании.
  7. Организацию дежурства в потенциально опасных зонах после отключения в них подачи электроэнергии, воды, пара и хладогентов.
  8. Определение технологических установок, которые невозможно отключить.
  9. Оценку погодных условий и корректировку плана подавления огня с учетом ландшафтных особенностей территории.
  10. Проверку системы водоотведения.
  11. Установку запорной арматуры с целью приостановки подачи нефтепродукта в аварийный участок.
  12. Перекачку оставшихся в системе продуктов в резервные емкости и закачку инертных газов.
  13. Охлаждение конструкции здания и технологических установок.
  14. Использование в зоне факельного горения водяных стволов с турбинными насадками-распылителями для снижения температуры излучения. Прямую струю воды при этом подавать запрещено с целью предотвращения деформации технологических установок.
  15. Выставление дежурных постов на автоцистернах по всей территории предприятия.
  16. Создание заградительных валов, предупреждающих растекание легковоспламеняющихся жидкостей. Обеспечение завесы из распыленной воды для купирования распространения облаков АХОВ.

При тушении пожаров с применением передвижной техники используют также воздушно-механическую пену средней или низкой кратности. Выбор средства зависит от физико-химических свойств горючих материалов.

Интенсивность подачи пены средней кратности
Вид продукта Интенсивность подачи пенообразователя (л/с*м2)
Пенообразователь общего назначения Пенообразователь целевого назначения
Углеводородные Фторсодержащие
Без пленки С пленкой
Нефтепродукт с Твсп ≤28°С и горючие жидкости, нагретые выше предельной температуры 0.08 0.06 0.05
Нефтепродукт с Твсп >28°С 0.05 0.05 0.04
Газовый конденсат 0.12 0.10
Интенсивность подачи фторпротеиновой и фторсинтетической пены низкой кратности
  На поверхности В слой
Нефтепродукт с Твсп ≤28°С 0.07 0.10
Нефтепродукт с Твсп >28°С 0.05 0.08
Газовый конденсат 0.10 0.14

Пенная атака подается непрерывно в течение 15 минут или импульсно. Второй способ подходит при проведении операции на темных нефтепродуктах. Каждый импульс – не более 30 секунд. Количество импульсов варьируется в зависимости от плотности горючего и температуры.

При тушении важно учитывать особенности различных нефтепродуктов

Тип Скорость линейного выгорания (см/ч) Скорость прогрева (см/ч) Температура прогретого слоя (°С)
Нефть 9-12 24-36 130-160
Мазут 6-13 24-42 230-300
Керосин 21-24 220-240
Бензин 24-30 72 80-100

Тушение пожаров на объектах нефтяной промышленности сопровождается опасностями обвала, вскипания и выбросами сырого горючего.

Авиационный транспорт

Самолеты являются объектами максимальной опасности, так как огонь распространяется быстро.

Причины ЧС

Особую угрозу представляет топливо, залитое в баки. При ударе оно разливается, воспламеняется. Пожар может распространиться на большую площадь. К другим факторам, провоцирующим ЧП на борту, относят:

неосторожное обращение с огнем;
несоблюдение правил противопожарной безопасности;
неисправность электрооборудования.

Пожарная опасность самолетов

Коварство ЧП надземного транспорта заключается в том, что люди, находящиеся внутри, не имеют возможности покинуть салон. Это связано с:

  1. Мгновенным распространением огня в замкнутом пространстве.
  2. Движением воздушного транспорта на большой высоте.
  3. Быстрым распространением опасных для здоровья людей веществ, которые образуются в результате горения внутренней отделки, других материалов.
  4. Взрывом баллонов с топливом.
  5. Интенсивностью горения деталей.
  6. Незначительной огнестойкостью, быстрым перегревом перегородок, других конструкций самолета.
  7. Паникой среди пассажиров.

Ликвидация пожара

Во время тушения огня на летательных аппаратах необходимо придерживаться инструкции:

  1. В случае аварийной посадки на взлетно-посадочной полосе должны быть подготовлены пожарная бригада, медицинский персонал, средства, необходимые для эвакуации людей и их защиты.
  2. Открываются люки, а при необходимости удаляется обшивка в определенных местах.
  3. Проводится согласование действий членов экипажа, аэропорта.
  4. Используя воду, пену или порошковые огнетушители, устраняется огонь возле топливных баков.
  5. Огнетушащие средства подаются в те места, где есть опасность взрыва.
  6. Внутри салона применяют воду или пенообразующий раствор.
  7. С помощью пены, порошка или двуокиси углерода ликвидируется пожар в двигателе.
  8. Для тушения шасси используют воду со смачивателями для смыва магниевого сплава.
  9. При сильном ветре, по возможности, осуществляют разворот судна.

Тушение пожаров и ликвидация чс на транспорте — Пожарная безопасность

В последние годы все чаще объектом возгорания становятся автотранспорт. Гораздо страшнее, когда транспорт общественный: в этих случаях речь идет не столько о материальных потерях — опасности подвергаются здоровье и жизнь многих людей. Единственно возможный способ избежать трагических последствий возгорания — максимально быстро ликвидировать его источник. Современные технологии пожаротушения автомобилей позволяют сделать это наиболее эффективно.

Причины пожаров на транспорте

Согласно статистике, количество пожаров на общественном транспорте постоянно растет, а по тяжести последствии такие инциденты не уступают ДТП. Пожары на транспорте — вторые по частоте после пожаров в жилье в России.

Возгорания в автобусах, троллейбусах, трамваях, метро чаще всего возникают в силу особенностей конструкции транспорта и человеческого фактора, а именно:

  • обилия горючих материалов в отделке салона,
  • большого объема электрокабелей,
  • неисправности электропроводки,
  • нарушения требований к перевозке легковоспламеняющихся жидкостей и содержанию горючих материалов, и т. д.

За счет скорости движения транспортного средства к очагу возгорания поступает дополнительный кислород, что усиливает горение. Совокупность этих причин приводит к тому, что огонь распространяется по салону в считанные минуты. А справиться с ним с помощью огнетушителя зачастую невозможно из-за силы пламени и возгораний в труднодоступных местах.

Автоматическая система пожаротушения для автомобилей: помощь водителю, защита пассажиров

Чтобы защитить жизни людей, общественный транспорт необходимо оснащать современными системами автоматические системы пожаротушения пожарной защиты. К ним относится автоматическая система пожаротушения автомобиля. Ее главная функция — моментально обнаружить источники возгорания и ликвидировать их на тех узлах транспортного средства, которые недоступны для огнетушителя.

Пожаротушение моторного отсека

Моторный отсек — самый пожароопасный в конструкции автотранспорта. Защитить этот важный узел от возгорания, а пассажиров — от серьезных последствий поможет автоматическая система пожаротушения двигательного отсека, которую производит компания «НПГ «Гранит-Саламандра».

Система представляет собой генератор специального огнетушащего аэрозоля, который устанавливается под капотом. В случае пожара прибор активируется с помощью блока управления, находящегося в кабине транспортного средства. Также система имеет функцию автоматического запуска, которая срабатывает при критическом повышении температур и отсутствии действий со стороны водителя.

Как работает система?

  • Система непрерывно контролирует температуру в отсеке. Как только она поднимается до 130 градусов, на блок управления приходит световое оповещение, раздается звуковой сигнал.
  • Если водитель бездействует (например, травмирован в аварии), а температура в двигателе вырастает до 180° С, система запускается автоматически. Генератор огнетушащего аэрозоля приводится в действие, смесь концентрируется в очаге возгорания до его ликвидации.
  • Аэрозольная смесь сохраняет свою концентрацию еще некоторое время, что позволяет избежать повторного возгорания.
  • Пожар ликвидируется при закрытом капоте: для тушения огня не требуется поднимать капот и тем самым доставлять к источнику огня дополнительный кислород, усиливающий горение.

Тушение пожаров на автотранспорте с помощью автоматических систем эффективно как в начальных стадиях возгорания, так и при дальнейшем распространении пожара.

Установки объемного тушения в салоне: решения для автобусов и троллейбусов

Очаги возгорания могут возникать не только в двигателе: в автобусах и троллейбусах пожары нередко начинаются в салоне.

Особенности тушения пожара на электроустановкахОсобенности тушения пожара на электроустановках

Огонь распространяется моментально, и ликвидировать его необходимо незамедлительно, чтобы не допустить человеческих жертв. Как правило, огнетушитель в таких случаях практически бесполезен из-за большой площади возгорания.

Практика показывает, что при борьбе с огнем в салоне транспорта наиболее эффективна система, генерирующая огнетушащий аэрозоль.

В случае пожара в автобусе или троллейбусе достаточно выдернуть предохранительную чеку прибора и забросить его в салон, где он сработает через 7-10 секунд. Генератор выпускает аэрозоль, частицы которого распространяются по салону, уменьшают температуру и тем самым ликвидируют горение. В течение 10-15 минут огнетушащая смесь сохраняется в воздухе, предотвращая повторные возгорания.

Комплексный подход

Обеспечение пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, как составной части транспортной безопасности, требует комплексного подхода со стороны органов владельцев инфраструктуры.

Ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта функционирует на базе органов управления и подразделений Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», предназначенных для выполнения задач по противопожарной защите отрасли. Положение о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации утверждено приказом Росжелдора от7 февраля 2008 г. № 46 (зарегистрирован в Минюсте № 11 237).

Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. №1301 ФГП ВО ЖДТ России включено в перечень стратегических предприятий и реализует уставные задачи по предупреждению и тушению пожаров на железнодорожном транспорте на основании требований Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и ведомственных нормативных документов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 г. № 540 утверждено новое Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, которым закреплены основные задачи предприятия в области обеспечения пожарной безопасности транспортного комплекса.

ФГП ВО ЖДТ России аккредитовано в Ространснадзоре в качестве экспертной организации, привлекаемой к осуществлению государственного надзора в области ЧС, пожарной и промышленной безопасности на транспорте. Также мы имеем аккредитацию МЧС России как экспертная организация.

Предприятие имеет допуски от саморегулируемых организаций на выполнение работ по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию систем противопожарной защиты зданий и сооружений, является членом некоммерческого партнерства «Пожарная безопасность на транспортном комплексе», президентом которого является заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Борисович Черток. Участие в работе партнерства позволяет активно использовать потенциал профессионального и бизнес-сообщества в сфере обеспечения пожарной безопасности отрасли.

Обеспечивая противопожарную защиту перевозочного процесса, ФГП ВО ЖДТ России выполняет одно из основных лицензионных условий деятельности ОАО «РЖД». Легитимность деятельности ФГП ВО ЖДТ России по предупреждению и тушению пожаров на железнодорожном транспорте Российской Федерации подтверждена лицензией МЧС России от 24 сентября 2008 г. № 115 346.

Работники ведомственной пожарной охраны имеют возможность постоянно контролировать состояние пожарной безопасности объектов и подвижного состава. У них больше возможностей по сравнению с государственными надзорами своевременно выявлять нарушения требований пожарной безопасности и принимать соответствующие меры вплоть до прекращения эксплуатации объекта. Этим минимизируются риски возникновения пожаров.

Пожарные поезда являются основой отраслевой системы оперативного реагирования на пожары. Объемы работы, выполняемые предприятием, значительно выше показателей аналогичной деятельности пожарной охраны в других сегментах экономики.

Сегодня на сети железных дорог развернуты и находятся в постоянной готовности 307 пожарных поездов. В это число входят 67 специализированных поездов с вооружением для ликвидации течей и перекачки опасных грузов.

Совместно с ОАО «РЖД» схема дислокации пожарных поездов приведена в соответствие с параметрами перевозочного процесса. В текущем году организованы три новых пожарных поезда на Октябрьской (ст. Лужская-сортировочная), Приволжской (ст. Котельниково) и Свердловской (ст. Верхнекондинская) железных дорогах.

Численность органов управления и подразделений Ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта составляет около 9,3 тыс. единиц, из них более 8,5 тыс. — в пожарных поездах. Все пожарные поезда приведены к единым нормативам по численности работников.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий