Виды юрисдикции. экстерриториальная юрисдикция

Понятие территории государства

Значение территории как материальной основы государства не нуждается в особых пояснениях. Неслучайно на протяжении всей истории велись непрерывные войны за территорию. Защита территории — одна из главных задач государства. Согласно Конституции РФ: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории» (ч. 3 ст. 4).

Особое внимание охране государственной территории уделяет и международное право. Этому в значительной мере посвящено содержание его основных принципов — неприменения силы, территориальной целостности, нерушимости границ

Государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.

Территория понимается как пространственная сфера действия государственного суверенитета, сфера территориальной юрисдикции государства.

Такое понимание территории является традиционным для договорной практики. Представляет вместе с тем интерес следующее положение из доклада Комиссии международного права ООН: под территорией в данном случае понимаются «области, над которыми государство осуществляет суверенную власть». Вместе с тем отмечается, что термины «юрисдикция или контроль государства более часто используются в некоторых актах»

Такое положение понятно, поскольку в международно-правовых актах важно обозначить не только территориальную сферу, но и иные области, находящиеся под юрисдикцией и контролем государства, например военные базы на территории других государств

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Устав ООН.
  2. ↑ Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
  3. ↑ Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
  4. ↑ Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
  5. ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
  6. ↑ Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
  7. ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
  8. ↑ Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
  9. ↑ Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
  10. ↑ Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
  11. ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
  12. ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
  13. ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
  14. ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
  15. ↑ Би-би-си. Фирма Noga против России.

Юрисдикция — это …

Термин произошёл от латинского слова «jurisdictio», которое дословно переводится как «разрешение правового конфликта».

Спорные ситуации возникают в разных сферах общественной жизни. Поэтому государство не просто наделяет властные структуры правоприменительными полномочиями, но и разграничивает предметы ведения.

Так, согласно российскому законодательству, оперативно-розыскной деятельностью занимаются подразделения системы МВД, предварительным расследованием уголовных дел – следственные органы, а привлечением виновных лиц к ответственности – только суды.

У каждого субъекта свои полномочия и круг решаемых вопросов. Разграничение этих двух составляющих между разными органами и называется юрисдикцией. А компетенция – это только совокупность полномочий, то есть более узкое понятие.

Юрисдикция обладает следующими признаками:

  1. закреплена в нормативных правовых актах (это где?);
  2. может принадлежать только государственным структурам, а не общественным организациям или частным лицам;
  3. предусматривает возможность субъекта принимать решения в форме индивидуальных актов, например, постановлений.

Понятие используется и в сфере международного права. Там юрисдикцией могут обладать отдельные государства и наднациональные органы.

Например, международный суд ООН вправе разрешать спор, если конфликтующие государства закрепили его юрисдикцию в специальном соглашении.

Элементы иммунитетов государства[править | править код]

Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:

  1. Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
  2. Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
  3. Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
  4. Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
  5. Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.

Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.

Открытое море

За внешней границей территориального моря находятся пространства морей и океанов, которые не входят в состав территориальных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства открытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.д.).

В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на:

  • свободу судоходства;
  • свободу полетов;
  • свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
  • свободу рыболовства;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом;
  • свободу научных исследований.

Указанный перечень не является ограниченным.

Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Исключения из этого правила устанавливаются международными договорами. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. устанавливает, что военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать:

  • что судно занимается пиратством или работорговлей;
  • что судно, хотя на нем поднят иностранный флаг, имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, правила регистрации судов на его территории и права судна плавать под его флагом. При этом каждое государство:

  • ведет регистр судов;
  • принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и его экипажем;
  • обеспечивает контроль годности судов к плаванию;
  • обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии.

Ни арест, ни задержание судов не могут быть произведены в открытом море даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо иных властей, кроме властей государства флага судна.

Существует право преследования по «горячим следам». Данное правомочие властей прибрежного государства предусмотрено ст. 23 Конвенции об открытом море 1958 г. Преследование иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или третьего государства.

Преследование должно быть начато после подачи зрительного или светового сигнала. Преследование может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, или судами и аппаратами, находящимися на правительственной службе (например, полицейскими) и специально на это уполномоченными. Право преследования не может осуществляться в отношении военных кораблей, некоторых других судов, состоящих на государственной службе (полицейских, таможенных).

Исполнение иностранных судебных поручений

Процессуальная деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории. Однако очень часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом. В подобных случаях необходимо получить согласие иностранного государства на производство на его территории процессуальных действий другого государства. Судебное поручение представляет собой обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства.

Судебное поручение – это вид правовой помощи, обязанность оказания которой фиксируется в международных соглашениях и национальных законах. Основные формы правовой помощи, предоставляемой в порядке выполнения иностранных судебных поручений: составление, засвидетельствование, перес^1лка, вручение документов; предоставление вещественных доказательств; допрос свидетелей, экспертов и иных лиц для целей судопроизводства; сообщение информации о действующем праве.

Порядок обращения судов одного государства в суды других государств:

  1. непосредственные сношения судов;
  2. дипломатический и консульский путь – обращение в министерства иностранных дел, посольства и консульства;
  3. использование специально назначенных уполномоченных;
  4. передача поручений через центральные органы юстиции. Процедура выполнения поручения иностранного суда регулируется законом государства места исполнения поручения.

В континентальном праве установлен общий порядок: судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором. Судебная практика – правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции.

В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи. Широко используется институт специальных уполномоченных (комиссионеров). Предусмотрена возможность непосредственных сношений судов при запросе об исполнении поручения. Основная проблема заключается в том, что для англо-американских судов доказательства, полученные в соответствии с континентальным процессуальным правом, могут не иметь юридической силы. С другой стороны, для европейских судов действия комиссионеров могут представляться нарушением их государственного суверенитета.

В законодательстве РФ общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК и ст. 256 АПК. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Отсутствует требование взаимности. Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило – процедура выполнения поручения иностранного суда на территории РФ регулируется исключительно российским правом. Современная тенденция – по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права. Основания отказа в оказании правовой помощи: исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Основное количество двусторонних международных договоров в мире касается именно оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. С точки зрения международно-правового регулирования оказание правовой помощи представляет собой обязанность государства по международному праву. В двусторонних соглашениях определяются предмет и объем правовой помощи, «маршрут» судебного поручения. Предусмотрено как использование дипломатических каналов, так и непосредственные сношения органов юстиции и судов. Правовая помощь оказывается безвозмездно.

Среди многосторонних международных соглашений о правовой помощи основным универсальным регулятором порядка исполнения судебных поручений является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. Конвенция определяет понятие «судебные документы» и устанавливает общее правило, что поручение передается консульским путем. Возможно отступление от этого правила: использование как дипломатического пути, так и непосредственных сношений судебных органов. Государства обязаны исполнять поручения, за исключением случаев, перечисленных в Конвенции.

Юрисдикция МУС — преступления против человечества

Это — насильственные деяния, которые совершаются широкомасштабно и направлены против любых людей, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо нации, расе или религии. Обычно это связано с целенаправленной деятельностью целого государства, которые проводят подобные акции для обеспечения своей политики или идеологических вопросов.

  • Прямое уничтожение большой части населения при помощи создания нечеловеческих условий. Лишение человека доступа к еде, ограничение его возможности достать лекарства.
  • Обращение человека в рабство, лишение его прав и свобод.
  • Переселение целых народных масс при полном отсутствии каких-либо оснований для этого, а также использование насильственных методов.
  • Лишение свободы человека, заключение его в тюремные учреждения при том, что для этого нет никаких законных оснований или если они сфабрикованы.
  • Применение к человеку пыток, как физических, так и психологических. Умышленное причинение страданий.
  • Сексуальное рабство и всё, что его касается — проституция, к которой принуждают насильно, изнасилования, беременность по принуждению.
  • Преследование группы людей, которую легко идентифицировать. Причины для такого преследования могут быть любыми — как расовыми, так и политическими, религиозными.
  • Арест и задержание человека по приказу правительства, или с его молчаливого одобрения, после которого родным и близким не сообщают не только о настоящем местонахождении задержанного, но и умалчивают сам факт его задержания.
  • Другие преступления, которые обладают схожей тяжестью последствий и направлены на то, чтобы причинять человеку сильнейшие страдания, боль, психологические травмы.

Важно

Сама формулировка подобных преступления напрямую говорит о том, что абсолютно не важно, в какое время они совершаются. То есть преступления, совершенные по отношению ко всему человечеству, или к его части, могут совершаться как в мирное, так и в военное время — наличие или отсутствие конфликта никак не влияет на их определение

Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]

  • В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.
  • В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.

Элементы иммунитетов государства[править | править код]

Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:

  1. Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
  2. Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
  3. Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
  4. Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
  5. Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.

Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.

Проход через территориальные воды

Сам проход обязан осуществляться быстро и непрерывно. В тоже время в него входит остановка и стоянка на якоре, но лишь в той мере, которой он связывается с обыкновенным плаванием или необходимым по причине непреодолимой силы, или же с целью оказания поддержки людям, аппаратам или судам, которые попали в опасную для жизни ситуацию или терпят бедствие.

Замечание 2

«Проход можно считать мирным в том случае, когда им не нарушается мир, благополучное состояние или порядок в добром стиле безопасности прибрежного государства» (Статья 19 Конвенции морского права от 1982 года).

Если же это иностранное судно будет совершать проход, то оно будет нарушать мир, безопасность или добрый порядок государства расположенного вблизи берега, в случае когда в территориальных водах осуществляется одно из действий:

  • применение силы или угрозы направленной по отношению к суверенитету, территориальной ценности или независимости политического характера прибрежного государства или любым другим способом, когда будет замечено нарушение принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН;
  • любые осуществляемые учения или маневры с использованием оружия;
  • любой акт, целью которого является сбор информации, которая способна принести вред прибрежному государству в плане безопасности или его обороны;
  • акт свидетельствующий о пропаганде, цель которого заключается в посягательстве на безопасность или оборону прибрежного государства;
  • подъем,посадка или принятие на борт воздушных аппаратов;
  • подъем, посадка или принятие на борт воздушных аппаратов имеющих направленность на военное устройство;
  • любые манипуляции с товаром или валютой в плане погрузки или выгрузки, посадки или высадки любого физического лица, вопреки таможенным, фискальным, санитарным или иммиграционным правилам и, конечно, законам прибрежного государства;
  • акт действия которого преднамеренны и серьезны по отношению к загрязнению вопреки Конвенции; любую деятельность связанную с рыбалкой;
  • научные исследования в виде гидрографической деятельности;
  • акт целью которого является создание направленных помех по функционированию любых систем связи или любых других установок прибрежного государства;
  • осуществляющих любую другую активность, не имеющую никакого отношения к проходу.

Слишком сложно?
Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу

Опиши задание

Прибрежное государство в свое время имеет право принимать правила и законы опираясь на нормы МП, по переправе через территориальные воды в мирном порядке, а также в отношении всех нижеследующих вопросов или некоторых из них:

  • регулирования движения судов и безопасности судоходства;
  • защиты средств для навигации и оборудования и других установок или сооружений;
  • охраны трубопроводов и кабелей;
  • защита ресурсов моря в живом состоянии;
  • контроль за нарушениями со стороны рыболовов правил и законов прибрежного государства;
  • окружающая среды и ее охрана в прибрежном государстве, уменьшение количества загрязнений;
  • исследований в научной сфере включая морские глубины;
  • предупреждение о преступлении через правила прибрежного государства среди таможенных, фискальных, санитарных сфер.

Зарубежные корабли оснащенные двигателем на ядерной основе, а также суда, занимающиеся перевозкой ядерных или же других опасных, веществ, которые по своей структуре являются ядовитыми, пользуясь разрешением мирной переправы через территориальные воды должны содержать на корабле необходимые документы и, конечно, вести строгий контроль по мерам предосторожности, которые установлены международным соглашением для всех судов. Также прибрежное государство может заниматься установкой разрешительного порядка по переправе зарубежных судов военного предназначения через свои территориального воды

Подводные лодки также обязаны соблюдать определенные правила, следовать на поверхности воды и понимать свой флаг (статья 20 Конвенции морского права 1982 года)

Также прибрежное государство может заниматься установкой разрешительного порядка по переправе зарубежных судов военного предназначения через свои территориального воды. Подводные лодки также обязаны соблюдать определенные правила, следовать на поверхности воды и понимать свой флаг (статья 20 Конвенции морского права 1982 года).

Замечание 3

Государство прибрежного характера может принимать санкции касающиеся не допуска прохода судов в свое территориальные воды, если посчитает проход не мирным.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Устав ООН.
  2. ↑ Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
  3. ↑ Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
  4. ↑ Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
  5. ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
  6. ↑ Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
  7. ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
  8. ↑ Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
  9. ↑ Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
  10. ↑ Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
  11. ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
  12. ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
  13. ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
  14. ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
  15. ↑ Би-би-си. Фирма Noga против России.

Внутренние морские воды.

К внутренним морским водам относятся, прежде всего, воды портов, а также воды некоторых бухт, заливов, лиманов и т.д. В пределах внутренних морских вод официальные власти РФ осуществляют юрисдикцию в полном объёме, но с оговоркой относительно военных судов. Считается, что, входя во внутренние морские воды, иностранное судно добровольно подчиняет себя юрисдикции государства берега.

Тем не менее, на практике принцип юрисдикции государства берега во внутренних морских водах не применяется к уголовной юрисдикции, и в ряде случаев иностранное судно подпадает под уголовную юрисдикцию государства флага. Это связано с тем, что очень широкое распространение получили двусторонние международные договоры о морском торговом судоходстве, в соответствии с которыми уголовная юрисдикция государства берега осуществляется, только если преступление посягает на общественный порядок или безопасность прибрежного государства, если речь идёт о преступлении международного характера, если имеется просьба капитана судна или консула государства флага.

Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]

В России

Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК) и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК).

Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.

11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности». Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось. 8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.

Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России. Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом. Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:

  • связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
  • касающимся прав на имущество;
  • о возмещении вреда;
  • касающимся интеллектуальной собственности;
  • связанным с эксплуатацией судна.

Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.

В США

В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:

  • если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
  • если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.

Юрисдикция МУС — геноцид

Это — серьезное преступление, которое случается намного чаще, чем хотелось бы. Его смысл — уничтожение определенной группы людей. Они могут быть связаны между собой единой расой или верой, или этническим происхождением. Также к геноциду относятся акции, призванные уничтожить не всю группу, а даже просто внушительную её часть.

В юрисдикцию Международного уголовного суда, в категории геноцида, попадают:

  • Убийство людей, входящих в одну группу.
  • Нанесение телесных повреждений, побоев или умственных расстройств, психических травм людям, входящим в одну группу.
  • Непрямое устранение людей, входящих в одну группу, а именно — намеренное создание ужасных, нечеловеческих условий жизни, целью которых является полное её уничтожение.
  • Мероприятия, целью которых является полное прекращение рождения детей среди членов одной группы.
  • Передача детей из одной группы людей в другую насильственными методами.

Шестая статья Международного уголовного суда созвучна со второй статьей Конвенции, где перечисляются три главные факторы, определяющие геноцид. Это:

  • Уничтожаемая группа должна легко опознаваться по этническим признакам, расовой и религиозной принадлежности.
  • У агрессора должны быть легко узнаваемые намерения, цель которых — уничтожение четко определенной группы людей.
  • Агрессор уже совершил какие-либо действия, направленные на уничтожение четко определенной группы людей.

Виды юрисдикции

Наиболее распространённая классификация понятия в отечественной науке – по субъекту, который наделяется властными полномочиями.

Учёные выделяют следующие виды юрисдикции:

  1. Административная юрисдикция. Означает разрешение правовых вопросов органами исполнительной власти (это что?).

    Например, местные администрации РФ составляют проекты местного бюджета и реализуют программы социально-экономического развития своего региона.

    А комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела, связанные с совершением административных правонарушений детьми и подростками, и даже вправе применять санкции (это как?).

  2. Судебная юрисдикция. Это перечень категорий юридических споров, которые могут рассматривать исключительно суды.

    В России существует юрисдикция общих судов и арбитражных судов.

    Первые рассматривают гражданские, административные и уголовные дела, а вторые – экономические.

Судебная юрисдикция охватывает два более узких понятия:

  1. подведомственность – означает отнесение спора к предмету ведения суда, а не другого государственного органа;
  2. подсудность – показывает, какой именно суд (родовая подсудность) и на какой территории (территориальная подсудность) должен разрешать конфликт (это как?).

Например, водитель автомобиля совершил правонарушение, указанное в ч. 4 ст. 12.2 КоАП (управление с использованием подложных регистрационных знаков). Дело подведомственно исключительно суду. А подсудно мировому судье, и будет рассматриваться по месту совершения правонарушения.

Организация Суда.

Требования, предъявляемые к членам Суда.

Первоначально Постоянная палата международного правосудия состояла из 11 судей и 4 заместителей судей. После внесения поправки в Статут ППМП в 1929 г. количество судей было увеличено до 15. Статья 2 Статута ППМП устанавливает общее требование для кандидатов: «лица высоких моральных качеств, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющиеся юристами с признанным авторитетом в области международного права». В дополнение к личной квалификации ст. 9 Статута предусматривала, что «и весь состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира».

Система выборов.

Каждому государству-члену было разрешено выставить не более четырех кандидатов, причем не более двух, состоящих в гражданстве своей страны. Судьи избирались абсолютным большинством голосов на выборах, проводимых одновременно в Ассамблее и в Совете. Члены ППМП избирались на девять лет и могли переизбираться на новый срок.

Статус судей.

Статья 19 Статута ППМП предусматривала, что «члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами».

Заключение.

Рассмотренные вопросы во многом носят теоретический характер, но при этом вовсе не лишены практического смысла. Во-первых, любые решения, принятые судебными и административными юрисдикционными органами по вопросам, не подпадающим под юрисдикцию государства, могут быть обжалованы и должны быть признаны недействительными.

Во-вторых, если иностранному судну, осуществляющему мирный проход через территориальное море, государство чинит препятствия в виде предъявления необоснованных требований, лицо, у которого вследствие этого возникли убытки, может взыскать их с государства на основании ст.1069 ГК (или ст.1070). Незаконными должны быть признаны действия, которые противоречат законам РФ, или нарушают требования международных договоров РФ (в силу п.4 ст.15 Конституции РФ).

Уржумов Иван, Адвокатское Бюро «DIA LAW International».

04 Март 2004

Европейский суд по правам человека: условия доступа к правосудию по-европейски

04 Апрель 2004

Правовое регулирование дорожно-транспортных отношений

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий