Порядок введения и снятия режима чрезвычайной ситуации

Классификация происшествий

Постановлением Правительства от 21.05.2007 №304 введена классификация ЧС. Параметры распространения природных катастроф и техногенных происшествий:

Также чрезвычайные происшествия делятся по источникам появления:

  • природные;
  • техногенные;
  • биолого-социальные.

Данное разделение используется при оценивании угрозы ЧС на территории страны, региона или объекта. Статистика ЧС в России неутешительна. МЧС ежегодно фиксирует 300–350 фактов разгула стихии и 600 техногенных аварий. За период с 2012 по 2018 год зарегистрировано 2110 случаев. Причем они становятся более разрушительными.

Происшествия природного характера

Из стихийных ЧС наибольший вред наносят наводнения, ураганы, тайфуны, оползни, землетрясения, морозы, засуха и пожары. Статистика ЧС природного характера:

Количество чрезвычайных ситуаций Погибло, чел. Пострадало, чел.
2017 2018 2017 2018 2017 2018
Сильные дожди, снегопады и град 14 11 6 8 20468 1452
Заморозки, засухи 4 14
Опасные гидрологические явления 13 12 3 11756 52177
Крупные природные пожары 5 5 5 1382
Всего 42 44 33 8 33964 53637

Биолого-социальные катастрофы

Катаклизмы часто приводят к возникновению массовых эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. Причина – нарушение привычных условий жизнедеятельности людей, животных и растений. Статистика социальных ЧС:

Количество чрезвычайных ситуаций Погибло, чел. Пострадало, чел.
2017 2018 2017 2018 2017 2018
Инфекционные заболевания с/х животных 34 27
Поражение с/х растений 4 4
Всего 38 32 2

Стремительно распространяющаяся по планете коронавирусная инфекция – наглядный пример биолого-социальной катастрофы глобального масштаба. Она стала причиной введения во многих странах режима чрезвычайной ситуации. РФ пока не планирует введение такой меры.

Режим ЧС в связи с коронавирусом ввели такие страны:

  1. Италия.
  2. Испания.
  3. Чехия.
  4. Венгрия.
  5. Швейцария.
  6. Германия.
  7. Литва.
  8. Латвия.
  9. Эстония.
  10. Сербия.
  11. США.
  12. Мексика.
  13. Ливан.
  14. Австралия.
  15. Индонезия.
  16. Армения и др.

Больше о коронавирусе можно узнать в другой статье – https://vawilon.ru/statistika-koronavirusa/.

Происшествия техногенного характера

Виды техногенных катастроф:

  1. Промышленные ЧС. Небольшие аварии, которые происходят на объектах промышленного назначения. Подобные происшествия могут перерасти в масштабы катастрофы и повлечь за собой человеческие жертвы и разрушения.
  2. Радиационные ЧС. Случаются из-за нарушения правил безопасности во время эксплуатации ядерно-энергетических объектов. Поражающие факторы источников происшествия чрезвычайного приводят к облучению людей и загрязнению окружающей среды.
  3. Бактериологические ЧС. Подобные катастрофы происходят в результате применения бактериологического оружия. Последствием происшествия являются массовые заболевания людей и животных. Инкубационный период бактериологического оружия составляет от 1 до 7 дней и часто носит скрытый характер.

Техногенные катастрофы чреваты выбросами биологических, химических и радиоактивных веществ и возникновением пожаров на предприятиях электроэнергетики или на транспорте. Статистика ЧС техногенного характера по годам:

Количество чрезвычайных ситуаций Погибло, чел. Пострадало, чел.
2017 2018 2017 2018 2017 2018
Аварии грузовых и пассажирских поездов 11 4 3 36
Авиакатастрофы 23 33 39 138 60 176
Взрывы в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения 18 16 24 129 689 361
Обрушения в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения 5 2 8 20 333
Всего 176 190 507 709 2335 3838

Статистика ЧС за 10 лет содержит немало примеров масштабных происшествий. Сюда относится:

  • 2009 – катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Погибло 75 человек;
  • 2010 – взрыв на шахте «Распадская». Погиб 91 человек;
  • 2011 – авиакатастрофа под Петрозаводском. Погибло 52 человека;
  • 2012 – авиакатастрофа под Тюменью Погиб 31 человек;
  • 2013 – авиакатастрофа в Казани. Погибло 50 человек;
  • 2016 – авиакатастрофа в Ростове-на-Дону. Погибло 62 человека. Еще одна авария произошла в Сочи. Погибло 92 человека;
  • 2016 – на территории Амурской области из-за крупных возгораний был введен режим чрезвычайной ситуации;
  • 2017 – в Башкирии была объявлена чрезвычайная ситуация в 14 районах из-за массовой гибели посевов сельхозкультур на площади свыше ста гектар;
  • 2017 – из-за выпадения мокрого снега, который привел к полеганию и частичной гибели урожая, в двух районах Бурятии был введен режим ЧС;
  • 2018 – авиакатастрофа в Подмосковье. Погиб 71 человек.

Согласно оперативному прогнозу МЧС РФ в октябре 2018 года существовал риск ЧС на морском транспорте в акватории Охотского и Японского моря.

Россию готовят к чрезвычайной ситуации | ГЛАВНОЕ | 31.03.20Россию готовят к чрезвычайной ситуации | ГЛАВНОЕ | 31.03.20

Управление РСЧС

На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы

Координационными органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Постоянно действующие органы

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.

Органы повседневного управления

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Существующие классификации чрезвычайных ситуаций

В настоящее время существует несколько классификаций чрезвычайных ситуаций. Исходя из характера причин ЧС, их можно разделить на две большие группы:

  • конфликтные;
  • бесконфликтные.

К первой группе относятся все виды ЧС, вызванные военными действиями, конфликты на религиозной и национальной почве, террористические акты, разгул преступности, революции, беспорядки и др. Это чрезвычайные ситуации, причиной которых являются деструктивные действия человека или конфликты между группами людей. К ЧС второго вида относятся аварии и катастрофы в промышленности и чрезвычайные ситуации природного характера, а также экологические бедствия.

Тема 02 - Классификация ЧСТема 02 — Классификация ЧС

Чрезвычайные ситуации бывают ненамеренными и намеренными. В последнем случае обычно идет речь о терактах.

Важнейшим фактором, по которому классифицируется и оценивается чрезвычайная ситуация, является ее масштаб и размер ущерба, нанесенного ЧС. Здесь оцениваются последствия чрезвычайных ситуаций: величина очага поражения, потери среди населения, ущерб, нанесенный инфраструктуре и окружающей среде. Данный аспект очень важен для планирования и проведения аварийно-спасательных и других работ.

Чрезвычайные происшествия природного характера и способы оповещения в них

Исходя из классификации по степени ущерба, ЧС бывают:

  • Локального характера. В этом случае зона ЧС не выходит за территорию объекта, где случилось происшествие. Число погибших не превышает десяти человек, а ущерб – 100 тыс. рублей;
  • Муниципального характера. Зона ЧС не выходит за границы населенного пункта или же города федерального значения. Число пострадавших не превышает 50 человек, а размер ущерба – 5 млн рублей;
  • Межмуниципального характера. При такой чрезвычайной ситуации зона поражения распространяется на несколько населённых пунктов, количество пострадавших превышает 50 человек, а материальный ущерб составляет свыше 5 млн рублей;
  • Регионального характера. Число пострадавших свыше 50, но не более 500 человек, а размер ущерба – больше 5 млн рублей, но не превышает 500 млн рублей. При этом чрезвычайная ситуация не выходит за границы одного субъекта РФ;
  • Межрегионального характера. В этом случае зона ЧС затрагивает сразу несколько федеральных субъектов, количество пострадавших не более 500 человек, а размер ущерба не превышает 500 млн рублей;
  • Федерального характера. К этой группе относится чрезвычайная ситуация, в результате которой количество пострадавших превышает 500 человек либо размер материального ущерба составляет более 500 млн рублей.

Также чрезвычайные ситуации мирного времени классифицируются по характеру поражающего действия (фактор ЧС). Это момент очень важен, ибо именно природа источника ЧС определяет характер проведения аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий в зоне бедствия. Источник бедствия может быть:

  • тепловой;
  • механический;
  • биологический;
  • радиационный;
  • химический.

Крупнейшие техногенные катастрофы новейшего времениКрупнейшие техногенные катастрофы новейшего времени

По природе возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на:

  • природные;
  • техногенные;
  • экологические;
  • социальные;
  • комбинированные.

По скорости развития событий чрезвычайные ситуации бывают:

  • внезапные – землетрясения, взрывы, транспортные аварии;
  • стремительные – пожары, выбросы радиоактивных или отравляющих веществ;
  • умеренные – наводнения, извержения вулканов.

Общая характеристика ЧС

Чрезвычайные ситуации, случившиеся в мирное время, как правило, сопровождаются человеческими жертвами, разрушением и уничтожением материальных объектов: оборудования, инженерных коммуникаций, транспортных средств, сооружений, зданий. В условиях ЧС требуется проведение неотложных мероприятий по ликвидации последствий произошедших событий, в том числе спасательных работ.

Главными причинами большинства чрезвычайных ситуаций, в которых замешана личность человека, являются:

  • нарушения в сфере общественных отношений;
  • плохая отлаженность работы контролирующих систем;
  • отсутствие координации между деятельностью людей и окружающей природой.

Развитие общей культуры всего человечества, к сожалению, отстает от быстрого развития научно-технического прогресса в нашем веке. Это создает разрыв между вероятным риском, растущим вместе с внедрением новых технологий, и готовностью людей обеспечить собственную безопасность.

Примечание

В Российской Федерации произошедшая ситуация объявляется чрезвычайной после оценки ее масштаба уполномоченными лицами (специальными комиссиями по ЧС, МЧС России, Правительством РФ). Они же принимают решение о том, вводить или нет режим чрезвычайной ситуации на определенной территории.

Правительство РФ имеет право вводить режим ЧС как на федеральном уровне, так и на региональном. Такое изменение в законодательных актах РФ появилось на фоне эпидемии коронавируса, объявленной пандемией, 1 апреля 2020 года в виде Федерального закона № 98-ФЗ и было подписано президентом России В.В. Путиным.

В ликвидации ЧС, как правило, участвуют следующие структуры субъектов Российской Федерации, на территории которых она возникла:

  • органы исполнительной власти;
  • органы самоуправления;
  • организации, учреждения, предприятия всех организационно-правовых форм.

Чрезвычайные ситуации, происходящие в мирное время, принято делить на 5 групп:

  1. ЧС, которым сопутствуют выбросы опасных веществ в природную среду: радиоактивное загрязнение различного происхождения; утечка ядовитых и химически опасных веществ; утечка бактериологических опасных веществ в окружающую среду.
  2. ЧС, сопровождаемые взрывами или пожарами, а также связанные с их последствиями.
  3. ЧС на коммуникациях транспортного назначения: крупные аварии на инженерных сетях различного назначения, на трубопроводах, на водных коммуникациях; сход с рельсов или столкновение поездов в метро и на железной дороге; иные транспортные аварии, приведшие к катастрофе.
  4. ЧС, носящие военно-политический характер: массовые волнения, сопровождаемые попыткой захвата государственных учреждений; вооруженные нападения; падение ядерного оружия; ракетно-ядерный удар с неизвестного корабля.
  5. ЧС, возникшие в результате стихийных бедствий: природные пожары, наводнения, цунами, заторы льда, смерчи, бури, ураганы, снежные лавины, селевые потоки, оползни, вулканы, землетрясения.

При каких условиях и кем вводится режим ЧС и ЧП

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — ФЗ о ЧС), чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ, «О чрезвычайном положении» (далее — ФКЗ о ЧП), чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Конечно, оба эти термина могут показаться схожими. Однако объявление чрезвычайной ситуации не означает изменения правового режима деятельности органов власти, и не должно вести к сужения прав граждан или к возложению на них дополнительных обязанностей

Официальное определение чрезвычайного положения, напротив, заостряет внимание на изменениях в деятельности органов власти (с возможностью предоставления множества дополнительных полномочий так называемым «силовым органам»), а также прямо говорит о сужении прав граждан и возложении на них дополнительных обязанностей

В то время как чрезвычайная ситуация объявляется в тех или иных регионах РФ достаточно часто (классический пример — введение режима ЧС в некоторых районах Дальнего Востока из-за паводков), чрезвычайное положение за всю историю России с 1991 года вводилась лишь дважды. Причем оба раза достаточно давно и по достаточно весомым поводам: в 1992 году из-за осетино-ингушского конфликта (на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской республики) и в 1993 году в связи с насильственным разгоном Верховного Совета Российской Федерации (на территории Москвы). На всей территории РФ ни режим чрезвычайной ситуации, ни чрезвычайное положение не вводились ни разу.

Кто может вводить режим чрезвычайной ситуации? Правительство РФ — в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера; органы государственной власти субъектов РФ — в случае чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера; органы местного самоуправления — в случае чрезвычайной ситуации муниципального характера.

Что касается чрезвычайного положения (ЧП), то оно вводится только Указом Президента РФ, причем вне зависимости от того, распространяется оно на всю территорию РФ или только на отдельные местности. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, по истечении указанного срока (72 часа), утрачивает свою силу.

Таким образом, на основании проанализированных норм, мы можем сформировать сравнительную таблицу между режимами ЧС и ЧП.

Обзор документа

Внесены дополнения в положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Указано, что при введении режима повышенной готовности или ЧС в зависимости от факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности людей и требующих принятия допмер по защите населения и территорий от ЧС, устанавливается 1 из следующих уровней.

Объектовый уровень устанавливает руководитель организации. Местный — глава поселения, муниципального района, городского округа; должностные лица, определяемые законами Москвы и Санкт-Петербурга. Региональный (межмуниципальный) — высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа госвласти) субъекта Федерации. Федеральный — Правительство РФ. Особый — Президент РФ.

Перечисленные органы госвласти (должностные лица) могут определять руководителя работ по ликвидации ЧС и принимать допмеры по защите населения и территорий от ЧС.

Порядок реализации и отмены указанных допмер определяет МЧС России.

При отмене режима повышенной готовности или ЧС, а также устранении обстоятельств, послуживших основанием для установления уровня реагирования, соответствующий орган госвласти (должностное лицо) отменяет его.

Кроме того, из положения исключен перечень вопросов, по которым руководители работ по ликвидации ЧС в случае крайней необходимости могли самостоятельно принимать решения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. № 1179 “О внесении изменений в Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (не вступило в силу)

22 ноября 2012

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые , которые вносятся в Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121; 2005, № 23, ст. 2269; 2006, № 41, ст. 4256; 2008, № 47, ст. 5481; 2009, № 12, ст. 1429; № 29, ст. 3688; 2010, № 37, ст. 4675; № 38, ст. 4825; 2011, № 7, ст. 979, 981; № 14, ст. 1950; 2012, № 1, ст. 145; № 17, ст. 2009; № 37, ст. 5002; № 44, ст. 6026).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д. Медведев

Изменения, которые вносятся в Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(утв. Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. № 1179)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий