Всероссийский центр медицины катастроф «защита» москва

Центр медицины катастроф

В Москве работу службы координирует городской центр экстренной медицинской помощи. Во время чрезвычайных ситуаций он становится главным медицинским штабом столицы, а руководит им глава Департамента здравоохранения. Штабу тогда подчиняются все медицинские организации и подразделения города. В распоряжении службы есть автомобили, автобусы и даже вертолёты.

Москва стала первым городом России, где медицинские вертолёты постоянно вылетают на помощь пострадавшим. Их используют в экстренных случаях, когда другой транспорт не может быстро добраться до места происшествия, а счёт идёт на минуты. Санитарную авиацию задействуют при ДТП, взрывах, пожарах, техногенных катастрофах и других чрезвычайных ситуациях.

С помощью вертолётов в огромном мегаполисе удаётся быстро доставить медиков к пострадавшим, чтобы они оценили обстановку, оказали первую помощь и оперативно перевезли людей в больницу.

Вертолёты не заменяют бригады скорой, их используют только в тех случаях, когда нет возможности экстренно доставить пострадавшего в стационар. Они прилетят туда за 11–15 минут, а ещё через семь минут пациент окажется в стационаре. В среднем от поступления вызова до доставки человека в больницу на скорой проходит 47 минут, то есть соблюдаются правила «золотого часа». Это время, когда пострадавшего необходимо доставить в больницу с места происшествия. На то, чтобы уложиться в 60 минут, направлена работа всех подразделений — от диспетчерских до водителей.

На вертолётах летают два пилота, врач и фельдшер. С помощью современного оборудования медики могут оказывать помощь прямо в воздухе. В зависимости от состояния пострадавших они могут перевозить от одного до четырёх пациентов.

Авиамедицинские бригады спасали людей в ДТП в Ознобишино, где «КамАЗ» со щебнем  протаранил рейсовый автобус. Тогда впервые в России на автоаварии задействовали сразу три вертолёта.

В огромную структуру службы медицины катастроф входит также федеральный отряд «Центроспас». Это подразделение МЧС выезжает на самые сложные происшествия по всему миру — землетрясения, наводнения, цунами, техногенные аварии. А главное учреждение страны в этой области — Всероссийский центр медицины катастроф «Защита». Его сотрудники не только работают в местах аварий, но и занимаются научными исследованиями. Они также действуют по принципу так называемого золотого часа.

Например, на место автоаварии скорая теперь в среднем приезжает за восемь минут. Рассредоточив посты по городу, в Москве удалось значительно снизить риск гибели людей в авариях — он стал самым низким среди всех регионов страны. В прошлом году транспортный риск (число погибших в ДТП на 10 тысяч транспортных средств) в столице достиг уровня 1,5 человека (в среднем по России — 4,1). При этом число погибших снизилось на 24 процента (с 880 до 673 человек).

«Водитель всегда интуитивно себя защищает»

Мы добрались до трассового пункта за 1,5 часа. В этот февральский день был снегопад, на Кульджинской трассе видели несколько несерьезных аварий. Они произошли близко к городу – к ним на помощь придут городские службы.

Трассовый пункт находится в 5 километрах от поселка. От дороги до него метров 100. Здание задумывалось как переносное, но в итоге его сделали стационарным. Площадь пункта – около 100 квадратов. Одиноко стоящее в заснеженной степи здание – картинка немного сюрреалистичная и красивая.

Мы проходим внутрь: кухня, спальня (все вместе – бытовка), медицинский кабинет, теплый гараж с выездной машиной скорой помощи и огромным арсеналом спасательного оборудования: резаков, разжимателей и т. д. По нашей просьбе ребята показывают и рассказывают, что для чего. Спартанскими эти условия не назовешь, здесь стоят кондиционеры и обогреватели: все для удобства персонала и самообращенцев. Вокруг чистота. Каждый день дежурит один из команды, сегодня очередь старшего смены. С ним первым и начинаем беседовать.

Старший фельдшер, начальник смены Нурсултан ТАЙШИМАНОВ:

– Я работаю здесь 2 года. Пришел сюда со «скорой», в городе работал. Живу в поселке под Алматы. Мы заступаем на вахту на 15 дней. Сегодня 13-й день дежурства, скоро домой. Домашние уже привыкли к моему графику, ну, конечно, ждут.

В течение 15 суток мы находимся в режиме постоянной готовности, то есть никуда от ТМСП не отлучаемся. Если есть вызовы, работаем. Если нет, то находимся в режиме ожидания. Иногда бывают очень тяжелые морально вызовы, особенно когда дети пострадали или погибли. Но мы не поддаемся, работаем, оказываем первую помощь. Если есть зажатые в авто люди, то извлекаем и доставляем в стационары. Госпитализируем в зависимости от характера травмы в различные стационары, имеются предварительные договоренности со всеми стационарами. Недавно перевозили 25 пассажиров, в том числе 2 детей, – это пассажиры междугородного автобуса, у которого замерз керосин.

Приезжая на место происшествия, мы сначала осматриваем, анализируем. Потом переходим к своим непосредственным обязанностям. Все наши действия четко контролируются Дежурно-диспетчерской службой ЦМК гг. Алматы и Астаны, с нами всегда на связи опытные врачи.

Самообращений довольно много, особенно летом, обращаются при ухудшении самочувствия. Мы всем оказываем медицинскую помощь (доврачебную). Обращаются жители поселков, в которых ни амбулаторий, ни медицинских организаций нет. Максимально мы выезжали на 170 километров от ТСМП, в сторону Чунджи, за перевал Кокпек, там нас ожидали зажатые в авто люди.

Могу сказать, что в любых ситуациях на дороге водитель всегда интуитивно себя защищает, поэтому основной удар приходится на правый бок машины. Так что самое безопасное место – за водителем. А еще все новые машины, как бумажные, быстро деформируются. Самые надежные авто выпускали в 90-х. Больше всего аварий происходит с 3 до 5 утра, люди часто засыпают в этом время. Иногда даже к нам заглядывают дальнобойщики, чтобы отдохнуть. Мы не отказываем. Лучше поспать, чем рисковать.

Фельдшер-диспетчер Талипжан МАХАМЕТ:

– Я работаю в трассовом медико-спасательном пункте 3 года. В мои обязанности входят своевременный сбор и прием информации о ЧС (о месте возникновения ЧС, ее причинах, количестве пострадавших) и передача информации в дежурно-диспетчерский пункт ЦМК по городу Алматы и бригаде экстренного реагирования ТМСП. Нам часто звонят очевидцы: наши прямые номера встречаются на стендах на трассе либо в службе «102», далее связь переключается на ТМСП или же вызов от службы «103».

У наших ребят есть 3 минуты на выезд. А я остаюсь в ТМСП и координирую выехавшую бригаду с городской или районной больницей. Раньше я работал в выездной бригаде – непростая это работа. Больше всего в работе мне нравится наш коллектив, а еще то, что я могу оказывать помощь людям.

 Спасатель Пахирдин РАШЕТОВ:

– Раньше я работал сварщиком. В трассовом пункте я работаю 4 года, с самого открытия этого пункта в Шелеке, последнего ТМСП в Алматинской области. Как только меня приняли на работу, то сразу отправили на обучение в РОСО, там обучают спасателей и водителей. Учили, как применять и обращаться с аварийно-спасательным оборудованием. Я живу в поселке неподалеку. Руководство старается принимать на работу близживущих, так как могут в любое время суток вызвать во время крупной чрезвычайной ситуации для резерва.

Карта трассовых пунктовФото: Татьяна Бегайкина

Список ТМСП:

  1. «Жана-Арна». Трасса Алматы–Усть-Каменогорск, 57-й километр
  2. «Таргап». Трасса Алматы–Ташкент, 128-й километр
  3. «Курты». Трасса Алматы–Екатеринбург, 114-й километр
  4. «Шелек». Трасса Алматы–Нарынкол, 87-й километр

Выразите Свою Реакцию

Скорая помощь

Скорая и неотложка — это те спасатели, которых москвичи видят каждый день. По всему городу дежурит больше тысячи бригад. Только за прошлый год они выехали на 3,3 миллиона вызовов. 

Скорая помощь выезжает при внезапных острых заболеваниях и обострении хронических болезней, которые угрожают жизни пациента. Кроме неё, есть служба неотложной помощи, которая едет на вызов, если состояние больного не вызывает таких опасений.

Станция скорой и неотложной помощи имени А.С. Пучкова — это крупнейшая в городе медицинская организация. Она объединяет 58 подстанций и 87 постов по всей Москве, в том числе 28 — на крупных автомагистралях и МКАД. Сейчас на станции работают более 10 тысяч человек.

От их оперативности зависит жизнь пациентов. Часто им приходится оказывать помощь после инфаркта миокарда, инсульта и других острых и опасных состояний. На место ДТП бригады приезжают за восемь минут.

Сделать скорую ещё быстрей помогла сеть кол-центров: после их создания время ожидания ответа оператора сократилось в 4,5 раза — с 45 до 10 секунд. Сегодня в Москве открыто пять кол-центров службы неотложной помощи детям и 10 центров служб для взрослых. Они объединены с автоматизированной системой управления Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова. Повысить скорость бригад медиков также помогла система навигации и спутникового мониторинга медицинского транспорта. 

Больницы и НИИ

Медицинские машины и вертолёты всё же остаются транспортом, главная задача бригады — быстрее доставить пациента в стационар, где ему смогут оказать высококвалифицированную помощь. На экстренной помощи специализируются больницы имени Ф.И. Иноземцева, А.К. Ерамишанцева, Г.Н. Сперанского и другие. Куда доставить пациента, решают по его состоянию и близости больницы.

Но главным медицинским учреждением для экстренных случаев остаётся НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского. Он лидирует по количеству успешно проведённых сложных операций, а каждый год его врачи оказывают помощь 52 тысячам больных. 

В институте работает более 40 научных подразделений, большинство из которых клинические, они соответствуют профилю самых распространённых неотложных патологий. Опыт врачей и современное оборудование позволяют разрабатывать новые методы лечения, помогать больным с самыми тяжёлыми заболеваниями и травмами. В НИИ скорой помощи есть учебно-клинический отдел, где учат ординаторов.

В прошлом году ещё один учебный центр открыли в больнице имени С.П. Боткина. Он оборудован роботами-тренажёрами, которые имитируют функции человеческого организма. Здесь есть особое отделение медицины катастроф, где врачей учат работать в условиях сложной катастрофы на транспорте. Здесь отрабатывают навыки оказания экстренной помощи для врачебно-фельдшерских бригад, так и для спасательных служб. 

Во время чрезвычайных ситуаций московские больницы могут принять одновременно более 17,5 тысячи пациентов. Создана целая сеть базовых, резервных и вспомогательных стационаров, которые в состоянии оказывать помощь большому количеству пострадавших — и взрослых, и детей.

На особый режим переводят не только больницы. На помощь приходят все московские службы: аптеки открывают резервы лекарств, Гормедтехника экстренно монтирует врачебное оборудование, коммунальные службы выделяют персонал и технику, а Мосавтосантранс обеспечивает санитарным транспортом.

Международная деятельность

Врачи ВЦМК «Защита» сертифицированы Всемирной организацией здравоохранения на соответствие международным стандартам ВОЗ в области оказания квалифицированной медицинской помощи в зоне бедствий и катастроф, и включены в первую тройку глобального реестра чрезвычайных медицинских бригад ВОЗ.Кроме того, специалисты ВЦМК «Защита» совместно с Минздравом России участвуют в международных мероприятиях БРИКС и ШОС, включая разработку концепции совместной российско-китайской ассоциации медицины катастроф. Указанной ассоциации планируется придать международный статус, и организовать включение в нее участников из стран БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий