Содержание
- 1 Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики
- 2 Как организуется гражданская оборона до наступления ЧС
- 3 8.1.1. Основные задачи в области гражданской обороны
- 4 Гражданские организации ГО
- 5 Система гражданской обороны
- 6 Задачи гражданской обороны
- 7 2.2. Принципы организации и ведения гражданской обороны.
- 8 Основные задачи в области Гражданской обороны
- 9 Цели и задачи
- 10 Основные задачи в области гражданской обороны
- 11 Основные задачи
- 12 Общие положения
- 13 В Российской Федерации
Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики
Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:
- своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
- укрытие населения в защитных сооружениях;
- использование средств индивидуальной защиты;
- эвакуация, рассредоточение, а также переброс населения в безопасные районы;
- защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
- защита населения на всей территории страны;
- дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
- заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
- необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.
Как организуется гражданская оборона до наступления ЧС
Очевидно, что эффективная защита населения страны при любой чрезвычайной ситуации возможна только в случае заблаговременной подготовки сил и средств. Поэтому все мероприятия, необходимые к проведению при ЧС, должны быть спланированы и организованы заранее.
Гражданская оборона (т.е. оборона (защита) граждан) – это одна из главных функций государства.
Управление ГО осуществляется на нескольких уровнях:
- на федеральном уровне – Национальным центром управления в кризисных ситуациях;
- на региональном уровне – территориальными центрами управления в кризисных ситуациях, подконтрольные Национальному центру.
При этом государственная и исполнительная власть, а также организации и граждане имеют определенные обязанности в рамках ГО:
-
Президент РФ:
- определяет направления гос.политики в рамках ГО,
- утверждает план ГО,
- вводит в действие план ГО при наступлении ЧС в стране или ее отдельных регионах,
- утверждает состав, структуру (это что такое?) и штат спасательных воинских и гражданских формирований;
-
Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти:
- руководят ведением ГО,
- формируют законодательную базу ГО,
- дифференцируют регионы (это как?) страны по группам ГО в зависимости от численности населения и наличия там предприятий, важных для экономики и обороноспособности государства,
- определяют порядок эвакуации населения и мат.ценностей,
- определяют порядок формирования материально-технической базы для выполнения мероприятий в рамках ГО (строительство защитных сооружений, убежищ, накопление и хранение средств индивидуальной защиты, мед.оборудования, лекарств, продовольствия),
- устанавливают приведение сил ГО в готовность и в повышенную готовность;
-
власти субъектов РФ:
- организуют и выполняют мероприятия по ГО, в том числе – осуществляют подготовку населения своего субъекта,
- поддерживают в постоянной готовности систему оповещения и материально-техническую базу ГО, дислоцированную на территории своего субъекта РФ,
- планируют мероприятия по эвакуации населения и мат.ценностей,
- формируют планы по поддержанию функционирования значимых организаций и предприятий при возникновении ЧС,
- создают и осуществляют хранение материальных средств и продовольствия на случай ЧС,
- обеспечивают оповещение населения о потенциальной и наступившей ЧС;
-
органы местного самоуправления:
- проводят мероприятия по ГО, в том числе – подготовку населения, в рамках своего муниципального образования (это что?),
- поддерживают в работоспособном состоянии системы оповещения населения и проводят оповещение в случае необходимости,
- выполняют мероприятия по подготовке населения и мат. ценностей к эвакуации при возникновении ЧС,
- подготавливают предприятия к работе в условиях ЧС,
- создают и обеспечивают хранение запасов продуктов, средств индивидуальной защиты, мед.принадлежностей и медикаментов;
-
организации:
- проводят внутренние мероприятия по ГО, в том числе – по подготовке своих сотрудников,
- подготавливают свое предприятие к функционированию в условиях ЧС,
- создают и содержат материальные и продуктовые запасы на случай ЧС,
- организации, отнесенные к опасным производствам, создают свои нештатные аварийно-спасательные формирования, а также поддерживают в готовности средства локального оповещения о ЧС;
-
граждане:
- проходят подготовку по ГО,
- участвуют в мероприятиях по ГО.
Неисполнение обязанностей по осуществлению мероприятий гражданской обороны карается в соответствии с российским законодательством.
8.1.1. Основные задачи в области гражданской обороны
Основными задачами в области ГО являются:
1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
2)оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
3)эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные рай-
оны;
4)предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (СИЗ);
5)проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
6)проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
7)первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
8)борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
9)обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
10) обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
11)восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
12) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб
ввоенное время;
Гражданские организации ГО
Для того чтобы защитить население от опасностей, помимо государственных органов, также существуют формирования ГО на уровне предприятий. В такие гражданские организации ГО могут вступать все совершеннолетние граждане, не достигшие пенсионного возраста, кроме беременных, инвалидов, матерей маленьких детей (до 8 лет) и некоторых других категорий граждан.
ФЗ-28 также выделяет задачи гражданских организаций гражданской обороны и их полномочия. А именно:
- планирование и организация мероприятий по обороне;
- осуществление обучения собственных работников в области обороны;
- создание и хранение собственных запасов ценных во время бедствия средств, медикаментов, провизии.
Организации 1-го и 2-го и некоторые 3-го класса опасности (производство радиационной или ядерной опасности, гидротехнические сооружения) обязаны создать и держать в постоянной готовности аварийно-спасательные нештатные формирования. А 1-й и 2-й классы опасности еще и локальные системы оповещения об опасности.
Система гражданской обороны
Систему гражданской обороны составляют:
- органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
- силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
- фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
- системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.
Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).
Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.
Задачи гражданской обороны
Главными задачами ГО в настоящее время являются:
- Обучение гражданского населения эффективным способам собственной защиты от различных опасностей, неизменно возникающих при экстренной ситуации.
- Оповещение о чрезвычайном происшествии при развитии такой ситуации.
- Проведение эвакуации сотрудников и населения с размещением в безопасных для нахождения районах.
- Размещение эвакуированного населения в специальных убежищах с выдачей средств обеспечения личной защиты.
- Разработка ряда мероприятий по выполнению необходимой светомаскировки.
- Проведение важнейших аварийно-спасательных работ при разных по характеру ЧС.
- Обеспечение пострадавших людей медицинским обслуживанием, предоставления утраченного в результате военного конфликта жилья.
- Тушение пожаров, которые появляются при ведении на территории боевых действий.
- Обнаружение районов, которые заражены радиоактивными или вредными химическими веществами.
- Восстановление необходимого порядка в пострадавших во время боевых действий районах.
- Разработка инструкций по гражданской обороне в организации.
- Выполнение срочного захоронения человеческих трупов в военный период времени и восстановление разрушенных служб коммунального обеспечения.
2.2. Принципы организации и ведения гражданской обороны.
Гражданская оборона Российской Федерации является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу.
Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории субъектов Российской Федерации согласно административному делению нашей страны.
В соответствии с этим ответственность за состояние гражданской обороны на территории республик, краев, областей, городов, поселков и т.д. несут главы администраций исполнительной власти субъектов и муниципальных образований Российской Федерации.
Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.
Подготовка Российского государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Само же ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Введение военного положения в Российской Федерации предусмотрено Федеральным конституционным законом № 1 от 30 января 2002 года «О военном положении».
Согласно этому закону под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
Основные задачи в области Гражданской обороны
Процесс обучения является многоуровневым. Он включает в себя вводный инструктаж, текущий инструктаж, ознакомление с характеристиками и способами обращения с индивидуальными и коллективными средствами защиты, проведение учебных тревог и т.д.
По приеме на работу проводится вводный инструктаж. В этих целях штабом ГО объекта разрабатывается специальное пособие (инструкция вводного инструктажа). Ознакомление и изучение инструкции рабочими и служащими может проводиться непосредственно в подразделении в течение первой недели после трудоустройства. Руководители отдельных служб и подразделений проходят обучение в штабе ГО объекта. Повторные инструктажи с рабочими и служащими проводятся по правилам и в сроки, установленные для инструктажей по технике безопасности.
Таким образом, ГО является одним из элементов обороноспособности страны. Гражданская оборона Российской Федерации должна быть готовой в составе сил и средств мирного времени обеспечить защиту населения от воздушного нападения, решение возложенных на нее задач в районах локальных войн (вооруженных конфликтов), а также развертывание необходимых сил и средств для выполнения задач в условиях крупномасштабной войны.
Совокупность официальных взглядов на систему безопасности России в современной геополитической обстановке в мире представлена в двух основополагающих документах — в Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Военной доктрине Российской Федерации. Они определяют важнейшие направления государственной политики в сфере национальной безопасности, военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы ее обеспечения.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в частности, сказано: «Важнейшими составляющими национальных интересов являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, в военное время — от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий». Поэтому проблемы ГО не теряют своей актуальности. В ближайшем будущем общество должно быть готово иметь хорошо подготовленную систему защиты населения, материальных и культурных ценностей в случае военного времени.
Вопросы для самоконтроля
1.Назовите и охарактеризуйте поражающие факторы ядерного взрыва.
2.Что такое очаг ядерного взрыва?
3.Какой толщины должен быть слой стали, бетона и древесины, чтобы ослабить радиоактивное излучение в два раза?
4.Каковы основные средства и способы защиты от поражающих факторов ядерного поражения?
5.Сформулируйте правила поведения в очаге ядерного поражения.
6.Расскажите о химическом оружии, его составе, способах применения.
7.Охарактеризуйте нервно-паралитические БТХВ.
8.Назовите БТХВ, при поражении которыми наблюдается период скрытого действия.
9.Расскажите о способах защиты от БТХВ.
10.Каковы действия населения в очаге химического поражения?
11.Что входит в состав биологического оружия?
12.Как определяют границы очага биологического поражения?
13.Каковы основные средства защиты населения от биологического оружия?
14.Назовите признаки применения противником биологического оружия.
15.Что такое дезинфекция, дезинсекция и дератизация?
16.Назовите способы защиты населения при авариях на химически опасных объектах.
17.Какие виды коллективных защитных сооружений могут быть использованы населением при радиоактивном или химическом заражении местности?
18.Чем отличаются изолирующие и фильтрующие средства защиты кожи?
19.Назовите задачи, стоящие перед ГО страны.
20.Каков порядок организации и функционирования ГО на объекте?
Предыдущая234567891011121314151617Следующая
Цели и задачи
Можно выделить следующие задачи гражданской обороны:
- обучение жителей населённых пунктов правильному поведению во время проведения военных действий или возникновения стихийных бедствий;
- оповещение людей о наличии опасности или о ее возможном появлении;
- вывоз населения, культурных или материальных ценностей в безопасные места;
- предоставление жителям средств, необходимых для индивидуальной защиты, медикаментов и медицинского обслуживания;
- обнаружение и проведение всех необходимых мер по ликвидации заражения радиацией, химическим или биологическим оружием территорий;
- наведение порядка на территориях, где проводились военные действия или произошло стихийное бедствие, в том числе восстановление работ коммунальных служб, привлечение их к данному процессу;
- проведение процедур обеззараживания, санитарной обработки зданий, техники, строений;
- борьба с возгораниями, возникшими в результате военных или стихийных катастроф;
- проведение мероприятий по всем видам маскировки;
- обеспечение постоянной боевой готовности всех имеющихся сил и средств государства;
- захоронение трупов людей, ставших жертвами войны или чрезвычайных ситуаций.
Также можно выделить следующие задачи в области гражданской обороны, которые должны быть выполнены со стороны государства:
- проведение комплекса мер, позволяющих укрепить устойчивость объектов экономики, которые способствуют улучшению функционирования ГО во время чрезвычайных ситуаций;
- специальное обучение, подготовка и переквалификация в случае необходимости сил гражданской обороны и управленцев ГО;
- строительство фонда защитных сооружений для безопасности населения (например, бомбоубежищ);
- контроль и координация деятельности организаций, занимающихся прогнозированием, предупреждением и ликвидацией последствий экологических и техногенных катастроф;
- создание и поддержание в полной готовности всех систем оповещения населения, систем выявления и наблюдения за химической, радиационной и биологической обстановкой;
- поиск потерпевших бедствие космических кораблей, самолетов, подводных лодок и судов;
- обучение жителей самостоятельному изготовлению средств индивидуальной защиты, приемам по спасению от массового поражения оружием (ядерным), ведению ими спасательно-аварийных работ.
Таким образом, назначение и задачи гражданской обороны достаточно хорошо прописаны законодательством, но на практике зачастую происходят сбои в системе. В результате чего страна несет большие потери населения, не говоря уже об огромных материальных ценностях.
Основные задачи в области гражданской обороны
№ 123-Ф3, 19 июня 2004 г. № 51-ФЗ, 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и 19 июня 2007 г. № ЮЗ-ФЗ.
В соответствии с законом основными задачами в области гражданской обороны являются:
· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;
· оповещение населения об опасности;
· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей;
· проведение аварийно-спасательных работ;
· борьба с пожарами;
· санитарная помощь населению;
· дезактивация техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.
Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.
Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.
Общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет правительство. В федеральных органах исполнительной власти руководство ГО возложено на их руководителей.
На местах руководство гражданской обороной входит в обязанности глав органов исполнительной власти субъектов РФ и руководителей органов местного самоуправления.
Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества гражданской обороны, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики действиям в чрезвычайных ситуациях.
Для координации деятельности территориальных отделов и пределах нескольких субъектов РФ используются региональные центры.
Силы гражданской обороны. Российской Федерации состоит из войск, гражданских организаций ГО, аварийно-спасательных служб и формирований.
К войскам гражданской обороны РФ относятся: отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды радиационной и химической разведки.
Гражданские организации гражданской обороны создаются в мирное время на базе предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
ВПоложении о гражданской обороне вРоссийской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г.
№ 804, излагается система мер по обучению населения в области ГО. В числе важнейших называется создание, оснащение и всестороннее обеспечение профильных учебно-методических центров, курсов ГО и учебно-консультальционных пунктов.
Правовую основу содержания и методики обучения населения основам гражданской обороны составляет также постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (с изменениями от 15 августа 2006 г.). В число лиц, подлежащих обучению, входят учащиеся образовательных учреждений.
Основные задачи обучения населения в области гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности будут рассмотрены ниже, в § 3.10.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные задачи гражданской обороны.
2. Охарактеризуйте территориальный и производственный принципы организации гражданской обороны в нашей стране.
3. Кто осуществляет общее руководство гражданской обороной в нашей стране?
4. Что входит в состав сил гражданской обороны?
5. Для чего, по вашему мнению, создаются гражданские организации и формирования гражданской обороны?
Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 571;
Основные задачи
Основные задачи, решаемые гражданской обороной:
- защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т.д.);
- координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
- повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
- специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
- эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
- организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
- обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
Общие положения
Федеральный закон о гражданской обороне под номером 28-ФЗ был принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года и одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 12 февраля 1998 года.
ФЗ-28 устанавливает задачи и компетенции государственных органов власти и других управляющих учреждений в области подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне.
Закон РФ о гражданской обороне состоит из 20 статей и 6 глав следующего содержания:
- Глава 1 предусматривает общие положения и задачи гражданской обороны, правовую основу, правила организации и проведения национальных оборонительных мероприятий и их координации;
- Глава 2 устанавливает полномочия государственных властей, включая президента, правительство и федеральных организаций;
- Глава 3 определяет компетенции органов власти субъектов Российской Федерации в сфере гражданской обороны;
- Глава 4 предусматривает правила осуществления руководства и решения задач быстрого реагирования уполномоченными органами;
- Глава 5 устанавливает перечень формирований, составляющих силы гражданской обороны, и их основные задачи;
- Глава 5 определяет порядок финансирования оборонных мероприятий среди населения и ответственность за нарушения положений настоящего закона.
Вам будет интересно — ФЗ 143 в новой редакции. Ссылка здесь:
ФЗ-28 устанавливает следующие задачи в сфере гражданской обороны:
- проведение подготовки населения к потенциальным опасностям;
- оперативное информирование населения о потенциальных рисках, складывающихся вследствие боевых конфликтов, природных и техногенных последствий;
- эвакуация в безопасное место гражданского населения, а также материальных и культурных ценностей;
- обеспечения населения индивидуальными и коллективными защитными средствами;
- осуществление маскировочных мер;
- выполнение аварийно-спасательных и других работ по мере необходимости при возникновении опасных ситуаций;
- обеспечение жизненно необходимыми средствами и продуктами населения, которое пострадало от военных действий или природных и техногенных катастроф, осуществляется в первую очередь;
- ликвидация пожаров, возникших вследствие чрезвычайных ситуаций;
- нахождение и пометка районов, которые подверглись заражению в результате радиоактивного, химического, биологического и другого воздействия;
- осуществления мероприятий по санитарной обработке и обеззараживанию населения, строений, а также техники и территорий;
- восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;
- экстренное восстановление первоочередных коммунальных служб;
- осуществление экстренного захоронения трупов во время военных действий;
- обеспечение устойчивой работы учреждений, которые требуются для выживания населения во время военных действий или при последствиях природных и техногенных катастроф;
Силы и средства гражданской обороны должны находиться в постоянной готовности.
Статьёй 4 ФЗ-28 устанавливаются следующие принципы гражданской обороны:
- Мероприятия по организации и проведению национальных оборонительных действий являются одним из важнейших компонентов безопасности государства;
- Государство готовится к гражданской обороне в мирное время, учитывая развитие военных технологий и защитных средств населения;
- Гражданская оборона объявляется в Российской Федерации или на отдельных её территориях сразу по объявлению состояния войны, началом военных действий или введением президентом РФ военного положения.
Обязанности граждан РФ по 28 ФЗ
Закон о гражданской обороне устанавливает следующие обязанности граждан:
- прохождение военной подготовки;
- участие в подготовке мероприятий по гражданской обороне;
- взаимодействие и оказание помощи органам власти и другим учреждениям в сфере оборонительных мероприятий для гражданского населения.
Гражданская оборона осуществляется в три этапа:
- Подготовка. Данный этап заключается в строительстве и подготовке убежищ для населения и формирования резервных сил, обучение населения действиям во время чрезвычайных положений и создание системы оповещения и связи;
- Реагирование. На этом этапе, при возникновении опасности, осуществляется эвакуация граждан, предоставление медицинской помощи и решение других ситуационных задач, требующих быстрого реагирования.
- Восстановление. На данной стадии производится ликвидация последствий военных действий, природной или техногенной катастрофы и восстановление инфраструктуры.
В Российской Федерации
Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и другого.
В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.
В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (начальник войск ГО).
Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны
При них были созданы штабы ГО и различные службы.
Также важной организацией в системе гражданской обороны являлся ДОСААФ. ДОСААФ проводил обучение молодежи по стрельбе, плаванию, вождению автомобиля, парашютизму, пилотированию самолётов и радио коммуникации.
В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)[нет в источнике]
В России 4 октября отмечается День гражданской обороны.
Войска гражданской обороны
Нагрудный знак подразделений ГО предприятий (СССР)
В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Позже войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), а также Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).
С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС России (затем — МЧС России).
На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:
- ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
- проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
- проведение пиротехнических работ;
- участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры
В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998), свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооруженными Силами Российской Федерации и другими воинскими формированиями.
Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные воинские формирования).
Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году — 18 000 человек.
Начальники ГО СССР
- 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
- 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
- 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
- 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.