Тема 2 организация управления, связи и оповещения в системах го и рсчс. оповещения в системах го и рсчс. — презентация

Альтернативный вариант

Чтобы быстро донести сведения до людей, находящихся вне стен дома, в населенных пунктах продумана система громкоговорителей. Это универсальные приборы, через которые транслируются и сигналы сирен, и речевые сообщения. Обычно механизмы устанавливают там, где бывают толпы – крупные улицы, площади, транспортные, торговые объекты. Работоспособность громкоговорителя обеспечивается его связью с радиотрансляционной городской сетью. Включаются такие приборы через специальные устройства. Доступ к ним имеют только дежурные и ответственные лица, занимающиеся вопросами ГО.

В целом, как показывает практика, именно ответственность дежурных, компетентность сотрудников – залог успешного информирования населения. Настоящий ценный работник – тот, кто способен быстро проанализировать сложившуюся ситуацию и запустить оповестительную систему.

Действия при радиационной опасности

Если информация о радиационной аварии получена на улице, то необходимо прикрыть органы дыхания платком, шарфом и быстрее укрыться в помещении. В укрытии действия населения в условиях ЧС предполагают следующее:

  1. Снять верхнюю одежду и упаковать ее в полиэтиленовый пакет.
  2. Если есть такая возможность, то необходимо принять душ.
  3. Все вентиляционные отверстия, щели в окнах и двери заделать для предотвращения проникновения радиации внутрь.
  4. Набрать воды в емкости, которые можно герметично закрыть.
  5. Продукты питания разместить по пакетам и убрать в холодильник или закрытый шкаф.
  6. Если имеется респиратор, то его надо использовать для защиты органов дыхания. В случае его отсутствия для этих целей подойдет ватно-марлевая повязка или любые другие подручные средства.
  7. Необходимо провести йодную профилактику: на протяжении недели принимать по таблетке «Йодистого калия». Если такого препарата не оказалось, то можно в стакан воды капнуть 3-5 капель йода и выпить. Детям дозировка составляет 1-2 капли.

После прекращения угрозы остается опасность из-за загрязнения местности радиоактивными продуктами. Чтобы исключить это вредное воздействие на организм, надо соблюдать некоторые рекомендации:

  1. Не покидать помещение без срочной необходимости.
  2. Выходя на улицу, надо надевать плащ, сапоги, перчатки и пользоваться респиратором.
  3. Нельзя купаться в открытых водоемах, собирать ягоды и грибы в лесу.
  4. Дом и территорию вокруг здания чаще увлажнять. Делать уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
  5. Воду пить можно только из проверенных источников или покупать в магазине.
  6. Перед едой рот рекомендуется полоскать раствором питьевой соды.

Эти простые рекомендации позволят снизить риск развития лучевой болезни.

Урок 16Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Важным условием своевременного принятия необходимых мер по защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время является оповещение.

Под оповещением понимают доведение до органов управления, сил и средств РСЧС, а также населения сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации и порядке действий в создавшихся условиях.

Передача сигналов и информации осуществляется с помощью специальных систем оповещения, которые создаются на всех уровнях управления РСЧС: федеральном, межрегиональном, территориальном, муниципальном и объектовом. Эти системы оповещения являются автоматизированными и обеспечивают передачу по сетям связи команд управления. По этим командам включаются средства оповещения — электрические сирены, громкоговорители, радиовещательные и телевизионные станции. Система оповещения населения на территории субъекта Российской Федерации приведена на схеме 20.

Электрические сирены (рис

29), размещенные на территориях городов и населенных пунктов, при включении обеспечивают передачу своим звуком предупреждающего сигнала «Внимание всем!». Услышав данный сигнал, люди должны включить телевизоры, радиоприемники, радиоточки и прослушать речевое сообщение о случившемся и порядке действий в создавшейся ситуации

Передача речевого сообщения осуществляется сразу же после сигнала «Внимание всем!».

На ограниченных территориях могут быть использованы вспомогательные средства оповещения: сирены ручного привода, электромегафоны, подвижные звукоусилительные станции. Их применение позволяет проводить оповещение в ночное время, когда основные средства — квартирные громкоговорители, радиоприемники и телевизоры — выключены. На шумных производствах и в лечебных учреждениях могут быть установлены световые табло (транспаранты) с текстами поступивших сигналов и команд. В качестве вспомогательных средств возможно использование гудков производственных предприятий и звуковых сигналов транспортных средств (рис. 30).

Типовые тексты информации для населения в чрезвычайных ситуациях заранее разработаны органами управления ГОЧС и записаны на магнитные носители на русском и национальных языках.

Для защиты населения, проживающего в районах потенциально опасных объектов, на этих объектах создают локальные системы оповещения. Такие системы есть на ядерно и радиационно опасных объектах, химически опасных объектах, на гидротехнических сооружениях, при авариях, на которых может образоваться зона катастрофического затопления.

Зоны действия локальных систем оповещения установлены:• в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов — в радиусе 5 км вокруг объекта (включая поселок объекта);
• в районах размещения химически опасных объектов — в радиусе 2,5 км вокруг объекта;
• в районах размещения гидротехнических объектов — на расстоянии до 6 км от объектов.

Для своевременного оповещения и оперативного информирования о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций предусмотрено размещение современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей. Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей — это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных
сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения при этом.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «оповещение».

2. Какими способами осуществляют оповещение?

3. Что относится к вспомогательным средствам оповещения? Приведите примеры.

4. В каком порядке проводят оповещение граждан?

Задание 31

Совместно с преподавателем подготовьте текст речевой информации (оповещения) для учащихся вашей школы в случае возникновения пожара. Используйте для этой цели план эвакуации из школы при пожаре.

Действия во время землетрясения

В районах с сейсмической опасностью необходимо в любой момент быть готовым к землетрясению. Действия населения при угрозе природного ЧС должны включать подготовку. Вот что в нее входит:

  1. Заранее продуманный план действий.
  2. Все члены семьи должны быть информированы и обучены правилам оказания первой помощи.
  3. Все нужные вещи, документы, деньги должны находиться в удобном и доступном месте.
  4. Заранее должна быть приготовлена сумка, в которой имеется фонарик, спички, запас питьевой воды.
  5. На шкафах и полках не должны стоять тяжелые предметы, чтобы на случай землетрясения не получить травму.
  6. Все опасные и легковоспламеняющиеся вещества надо хранить в изолированном месте.
  7. Все жильцы должны быть осведомлены о действиях населения при природном ЧС, чтобы знать на этот случай, где расположены электрические щитки, краны.

Если землетрясение случилось, то необходимо знать, как себя вести:

  1. Услышав и почувствовав первые сотрясения земли, не поддаваться панике.
  2. Необходимо взять нужные вещи и быстро покинуть свой дом или квартиру.
  3. Если дом многоэтажный, то спускаться рекомендуется не в лифте, а по лестнице.
  4. На улице лучше не занимать площадь под зданиями и сооружениями, а надо оставаться на открытом пространстве.
  5. Если не успели покинуть дом до появления сильных толчков, то надо встать у внутренней стены, в углу или проеме стены. Можно спрятаться под стол или кровать, чтобы падающие предметы не нанесли травму.
  6. От оконных проемов и мебели надо отойти подальше.
  7. Детей необходимо прикрыть своим телом.
  8. Нельзя пользоваться спичками или свечами, чтобы не спровоцировать пожар на случай утечки газа.
  9. На улице остерегайтесь оборванных линий электропередач.
  10. Если в момент начала толчков вы находились в машине, то не надо ее покидать.

Важны не только действия населения при ЧС природного характера, но и после него. По окончании подземных толчков:

  1. Будьте готовы оказать помощь пострадавшим.
  2. Постарайтесь освободить людей из-под небольших завалов своими силами.
  3. Позаботьтесь о безопасности детей и стариков.
  4. Включите радио и следуйте инструкциям спасателей.
  5. Перед тем как зайти в дом, проверьте исправность проводки.
  6. Перед включением проверить надо целостность трубопроводов.
  7. Нельзя входить в здания, имеющие большие повреждения.
  8. Будьте готовы, что толчки могут еще повториться.

Если попали в завал, то необходимо:

  1. Успокоиться и не поддаваться панике.
  2. Оценить обстановку.
  3. Постараться, если возможно, оказать себе медицинскую помощь при необходимости.
  4. Надо постараться, чтобы вас услышали, для этого надо кричать, стучать и использовать любые предметы для подачи звука.
  5. Не расходуйте зря силы, а без еды человек вполне способен прожить несколько дней.

Кроме техногенных и природных катаклизмов, приходится сталкиваться с военными ситуациями.

Типы (группы) систем оповещения

Известные типы систем оповещения людей при пожаре условно могут быть разбиты на пять групп, каждая из которых соответствует определенному набору технических средств.

Большинство из входящих в их состав наименований могут использоваться в предусмотренных нормативами экстренных случаях. Рассмотрим каждую из этих категорий более подробно.

Первая и вторая группы

Первый тип оповещающих систем включает в себя только устройства для формирования звуковых сигналов и световой индикации, дополненных специальными визуальными указателями с надписями типа «Выход».

В комплексах второго класса (СОУЭ 2-го типа) применяются звуковые и световые приборы, но с добавлением особых знаков, указывающих конкретное направление перемещения при массовой эвакуации.

Системы третьего и четвёртого класса

Структуры, относящиеся согласно общепринятой классификации к третьей группе, помимо всего указного выше способны выполнять следующие дополнительные функции:

  • разбиение территории объекта на отдельные зоны оповещения;
  • осуществление связи пульта с отдельными зонами.

В комплексах, относящихся к 4-му классу (в СОУЭ 4-го типа) ко всему перечисленному в предыдущем случае добавляется возможность выбора одного из способов эвакуации для каждой из заранее намеченных зон.

Пятая категория

И, наконец, в системах оповещения, относящихся к пятому типу, дополнительно появляется способность координировать все перечисленные ранее действия посредством одного диспетчерского пульта.

В этом случае функциональные возможности системы существенно расширяются и позволяют информировать о начале пожара максимальное количество людей.

МОНТАЖ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ О ПОЖАРЕ

Установка автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения производятся, как правило, одновременно, требования к обеспечению огнестойкости и способам прокладки соединительных линий (шлейфов) схожи.

Очевидно, что СОУЭ в условиях пожара должна сохранять свою работоспособность до момента полной эвакуации людей в безопасную зону. В дежурном режиме соединительные линии речевых систем как проводные так и радикальные должны иметь возможность автоматического контроля их целостности.

Для звукового и речевого оповещения нормируются уровни звука в пределах не менее 75 дБА ( три метра от оповещателя).Одновременно в любой точке эта величина не должна превышать 120 дБА. Кроме того, полезный сигнал должен превышать уровень шума на 15 дБА и более.

Также регламентируется полоса воспроизводимых частот речевыми оповещателями: от 200 до 5000 Гц. Естественно, диапазон может быть шире – здесь указано минимальное его значение.

Настенные излучатели должны устанавливаться на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, в то же время, расстояние до потолка следует обеспечивать не менее 150 мм.

При их монтаже следует выбирать мощность и места размещения таким образом. чтобы обеспечить значения звукового давления, указанного выше.

Кроме того, нужно обеспечить равномерное распределение звука (без «глухих» зон и интерференционных искажений).

Стоит заметить, что большинство написанного выше представляет краткий обзор содержания свода правил СП 3.13130.2009, безусловно, не является руководством к действию и имеет исключительно информационный характер.

Для получения полной информации можно обратиться к самому документу, но работать с нормативными актами надо уметь.

Так что если вопрос стоит о проектировании и установке СОУЭ на конкретнном объекте следует обратиться к профессионалам, имеющим соответствующую лицензию.

Управление РСЧС

На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы

Координационными органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Постоянно действующие органы

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.

Органы повседневного управления

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Оповещение — это…

Оповещение населения — это своевременное предупреждение населения о надвигающейся опасности, а также информирование о порядке поведения в создавшихся условиях. Именно своевременное оповещение и информирование об истинном характере угрозы позволяют сократить возможные потери, препятствуют возникновению панических слухов, которые сами по себе в состоянии принести больше негативных последствий, чем чрезвычайная ситуация любого характера.

В положении о системах оповещения населения (введено приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. № 422/90/376) дано следующее определение системы оповещения:

Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) и населения

Системы оповещения создаются:

  • на федеральном уровне — федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
  • на межрегиональном уровне — межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
  • на региональном уровне — региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
  • на муниципальном уровне — местная система оповещения (на территории муниципального образования);
  • на объектовом уровне — локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться

В соответствии с положениями ст. 7, 8 и 9 Федерального закона от 1 2 февраля 1998 г № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых:

  • федеральными органами исполнительной власти;
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления;
  • организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах).

Для тех, кто дома

Информирование аудитории, находящейся в стенах дома, реализуется через информационные блоки по телевидению, радио и другим каналам передачи звука

Если в населенном пункте прозвучал привлекающий внимание описанный выше сигнал сирен, следует сразу включить телевизор или радио, иной ретранслятор, чтобы прослушать звуковое оповещение. Это даст доступ к официальной информации о ЧС и общее представление о мерах, посредством которых можно себя обезопасить

Длительность речевого информационного блока – не более пяти минут. Для передачи этих сведений прерывают стандартные программы вещания с определенной периодичностью.

Как действовать в условиях ЧС военного характера

Опасную зону с началом военных действий рекомендуется покинуть как можно быстрее. Если нет возможности уехать всей семьей, то в первую очередь надо эвакуировать детей и стариков. С собой брать только самое необходимое: деньги, документы и личные вещи.

Если придется оставаться в зоне ЧС, то к этому надо подготовиться:

  1. Стекла на окнах заклеить скотчем, бумагой, что повышает их прочность и не даст осколкам вас поранить.
  2. Если есть такая возможность, то в подвале надо соорудить укрытие.
  3. Если есть участок земли возле дома, то укрытие лучше делать на расстоянии от дома, чтобы в случае его разрушения не пострадать.
  4. Сделать запасы воды и продуктов, которые имеют длительный срок годности.
  5. Приготовить аптечку с необходимыми лекарствами и перевязочным материалом.
  6. Приобрести средства для тушения пожара.
  7. Собрать вещи, документы, деньги на случай экстренной эвакуации.
  8. При наличии личного автомобиля позаботиться, чтобы был запас горючего на случай срочного отъезда.
  9. Если приближается зима, надо продумать, как отапливать помещение, когда не будет центрального отопления.

Необходимо, чтобы была информация, каковы действия населения при ЧС военного характера. Каждый должен:

  1. Не реагировать на провокации и сохранять спокойствие.
  2. Не оповещать малознакомых людей о своих планах.
  3. Свои документы всегда носить при себе.
  4. Знать, где в городе или населенном пункте расположены укрытия.
  5. Без особой необходимости не покидать дом.
  6. Стараться не находиться в местах с большим скоплением народа.
  7. При получении любой информации или инструкций относительно дальнейших действий от органов власти постараться донести ее до своих родных и близких.
  8. Если появились вооруженные люди, военная техника, то надо скорее покинуть этот район.
  9. Во время обстрелов надо находиться в убежищах, прятаться в подвалы.
  10. Надо быть готовым оказать первую помощь пострадавшим.

Нельзя оставаться равнодушными к горю других. Действия населения при ЧС военного времени должны быть согласованы и основаны на взаимопомощи и поддержке. Каждый в условиях военных действий может оказаться в такой ситуации.

Если обнаружены взрывоопасные предметы, то действовать надо так:

  • нельзя их трогать руками и стараться перетащить в другое место;
  • категорически запрещается нагревать и бросать;
  • нельзя их применять для разведения огня;
  • запрещено вносить в здания, бросать в колодцы.

Если такие взрывоопасные предметы найдены на улице, то постарайтесь огородить их и обозначить местонахождения. Потом сразу надо сообщить в органы МВД.

Независимо от характера происшествия, действия населения при природном ЧС или техногенной аварии должны быть тщательно продуманны. От этого зависит жизнь и здоровье.

Что стоит понимать под оповещением

Данное определение используется для описания комплекса мер, которые позволяют заблаговременно предупредить жителей о возможных чрезвычайных ситуациях, а также их последствиях. Для этого может использоваться телевизионное и радиовещание, сирены и другие системы информирования граждан.

При этом оповещение населения об опасностях, чрезвычайных ситуациях и потенциальных угрозах подразумевает определенную реакцию со стороны жителей населенного пункта. Как только прозвучал вой сирен, нужно без промедления включить радио или телевизор для того, чтобы услышать обращение штаба по делам гражданской обороны либо же местных органов власти.

Данная информация позволит узнать о том, что именно происходит, каковы масштабы разрушений и ожидаемые последствия. Жители также получат инструкцию относительно дальнейших действий.

С того момента, как прозвучали сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, нужно позаботиться о том, чтобы средства информирования были постоянно включены. При подобных обстоятельствах радиотрансляционные узлы в населенных пунктах, подвергшихся опасности, переводят на режим работы в течение круглых суток.

Получать нужные сведения относительно дальнейших действий крайне важно, поскольку это поможет избежать значительного ущерба и даже сохранить жизнь

3 Требования пожарной безопасности к системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

3.1 СОУЭ должна проектироваться в целях обеспечения
безопасной эвакуации людей при пожаре.

3.2 Информация, передаваемая системами оповещения людей о
пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации,
содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий планах эвакуации
людей.

3.3 СОУЭ должна включаться автоматически от командного
сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или
пожаротушения, за исключением случаев, приведенных ниже.

Дистанционное, ручное и местное включение СОУЭ допускается
использовать, если в соответствии с нормативными документами по пожарной
безопасности для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими
установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией. При
этом пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с
требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.

В СОУЭ 3 — 5-го типов полуавтоматическое управление, а также
ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в
отдельных зонах оповещения.

Выбор вида управления определяется
организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения,
конструктивных и объемно-планировочных решений здания и исходя из условия
обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

3.4 Кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны
обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение
времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.

Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные
линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой
автоматического контроля их работоспособности.

3.5 Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения
пожарного поста, диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего
требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к указанным помещениям.

Заключение

Данная статья не претендует на полноту изложения проблем, существующих в области рынка КТС оповещения. Автор хотел показать специфичность этого рынка его размеры, основные задачи и общие возможности КТС, чтобы заинтересовать ведущих производителей телекоммуникационного оборудования в проведении работ по данному направлению.

Статья написана на основе опыта, полученного при совместной работе с отделом связи и оповещения ГУ ГОЧС г. Москвы по вопросам модернизации системы оповещения населения г. Москвы, и по итогам проведенных стендовых испытаний опытной зоны системы оповещения населения.

В.Г. ГодныйВедущий научный сотрудник ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России, к.т.н.

Опубликовано: Каталог «Пожарная безопасность»-2003Посещений: 62559

  Автор

В рубрику «Пожарная безопасность» | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий