Виды пожарных рукавов по назначению

Техническое обслуживание всасывающих и комбинированных рукавов

Техническое обслуживание всасывающих и напорно-всасывающих водоводов предполагает следующие шаги:

  1. Оттаивание (отмачивание). После использования в зимнее время нужно, чтобы шланг оттаял полностью в теплом месте. Для этого часто используют ванную с водой. Кроме того, эту же ванную могут использовать, чтобы отмочить загрязненные водоводы.
  2. Мойка. После отмачивания рукава моют вручную, при этом используют щетку либо же специальное оборудование.
  3. Внешний осмотр. Такой осмотр проводят после каждого использования, но не реже, чем 1 раз в месяц. Если водовод хранится на складе, то проверка должна быть не реже 1 раза в год. Цель осмотра — выявить внутренние или внешние повреждения и дефекты, а также проверить наличие маркировки. От этой процедуры зависит, будет ли дальше эксплуатироваться рукав, или ему нужен ремонт и испытания.
  4. Испытания. Если рукава находятся в эксплуатации, то процедуру проводят раз в полгода при плановой проверке. Для хранящихся на складе рукавов испытание проводят по окончанию гарантийного срока хранения.
  5. Сушка. В зимнее время шланги сушат в рукавных сушилках, а в летнее — на свежем воздухе, но обязательно в тени. Температура не должна быть выше 50 °С.
  6. Ремонт. При наличии видимых повреждений и в случае, если рукава не прошли испытания, производится ремонт. Если это механические повреждения или потеря герметизации, то ремонт может проводиться двумя способами — вулканизацией и наложением заплат. При повреждении соединительных головок их просто заменяют с помощью хомута или методом навязки.
  7. Хранение. Хранить можно только чистые водоводы. Изделия должны быть защищены от попадания ультрафиолета, прямых солнечных и тепловых лучей. Кроме того, на рукава не должны попадать масло, бензин, пары, кислоты и прочие вещества, способные разрушить резину.

Требования безопасности при перемотке

К перемотке могут быть допущены только сотрудники, проходившие соответствующий инструктаж. Каждый сотрудник, участвующий в навязке, должен быть соответственно экипирован. Перед намоткой следует убедиться, что все рабочие элементы находятся в хорошем состоянии.

На катушке каждого станка для перемотки пожарных рукавов должна быть достаточно плотно намотана проволока, чтобы не произошло ее резкого срыва при разматывании. Тормозной вал, установленный на катушке должен максимально плотно облегать ремешок, соединяющий систему с педалями.

Нужно соблюдать осторожность и следить за тем, чтобы ни один палец не попал под проволоку в процессе обвязки. Полугайка, установка которой должна проводиться в соответствии с требованиями безопасности, плотно закрепляется на станке

Проволоку при намотке нужно удерживать в постоянном натяжении без послаблений или резких рывков. Для намотки необходимо использовать только материалы, специально предназначенные для этого. Деформированные полугайки применять запрещено. Помещение, в котором проводится намотка, должно быть хорошо освещенным.

Требования к шкафам пожарных кранов

ШПК должен изготавливаться по утвержденной НПБ конструкторской документации. Комплект документов включает: схемы установки, паспорт (сертификат), чертеж.

  1. материалы корпуса – негорючие:

дерево, обработанное антипиренами;

конструкция должна иметь:

  • естественную вентиляцию совокупно от 10 см на нижнем и верхнем сегменте дверок или на боковых стенках. Как правило, с торца, минимум 6 отверстий;

возможность смазки элементов;

дверки:

  • открывающиеся на 160°;

позволяют без затруднений брать рукав, первичные средства пожаротушения;

с возможностью опечатывания, фиксации;

на открытие – до 15 сек.;

габариты:

  • макс. масса (кг): навесные – 35, встроенные – 50, напольные – 60;

глубина – до 300 мм;

корпус держит груз в 1,5 тяжелее массы предметов;

антикоррозийное покрытие не ниже 4 класса, выдерживающее от -50 до +50 °C;

иные цвета (чаще белый), но на корпусе должен присутствовать красный (есть на знаках ППБ).

  1. для каждого отдельное место, полка, отсек;

складирование разных средств запрещено всегда;

друг на друге размещать можно огнеупорные накидки, самоспасатели;

вместе можно размещать (не складировать) разные предметы, кроме немеханизированных и огнетушителей;

не создает трудностей с доступом, вытаскиванием.

Что должно находиться в ШПК

В комплекте с рукавом и огнетушителем может поставляться иной инвентарь:

переносные огнетушители;

интегрированные ШПК (ШПМИ) вместительнее:

  • канатно-спусковое приспособление;

огнеупорные накидки, кошма;

пожарный инструментарий:

  • лопата;

ножницы для проводов.

Как должен располагаться кран в пожарном шкафу

Корпус ШПК оснащен отверстиями для ПК (клапана углового, прямоточного). Требования:

  1. рукав присоединяется удобно, легко, без сильных сгибов;

маховик охватывается, вращается без затруднений;

развертывание рукава не мешает доступу к огнетушителям;

рукавная кассета:

  • беспрепятственное вращение по горизонтали на 90° и больше;

нагрузка в статике от 300 H;

рекомендована укладка рукава в шкаф «гармошкой» (двойной скаткой), не улиткой;
рукав со стволом – присоединенный к клапану, в режиме готовности.

Высота установки шкафа учитывает размещение ПК, который по НПБ находится на расстоянии 1 м 35 см (±0,15) от пола. В сдвоенных кранах нижний клапан разрешено располагать на 80 см от пола, верхний – на 1 м 50 см. Кассета с рукавом может располагаться вверху или внизу от трубы, высота до крана – удобная для корпуса.

Что должно быть на дверце ШПК

На внешних плоскостях и на дверцах шкафа должны быть указаны:

  1. в обязательном порядке:
  • пожарная разметка (предметы внутри). Значки:

на дверце указывается в рекомендательном порядке:

  • телефон пожарной службы;

памятка как пользоваться (наклейка);

схема, перечень средств (не понадобится, если есть окно/остекление).

Требования к конструкции пожарных кранов

В комплект ПК входит:

  • запорно-пусковое устройство;
  • соединительная головка;
  • рукав со стволом;
  • зажимы и соединители;
  • пульт для активации насоса давления.

Пожарный кран всегда должен находиться в рабочем состоянии.

  1. Соединительная головка должна быть без дефектов, которые повлекли бы за собой ослабление соединений.
  2. Ствол, входящий в комплектацию, должен выдерживать давление 0.65 мПа.
  3. На рукаве недопустимы механические повреждения.
  4. Шкаф для хранения ПК должен быть сделан из огнеупорных материалов и иметь замок.

Отдельные требования предъявляют к запорному клапану. ЗПУ состоит из:

  • корпуса;
  • крышки;
  • шпинделя;
  • маховика;
  • затвора;
  • уплотнителя.

Нормы ЗПУ прописаны в ГОСТе 53278-2009. Одно из главных требований к конструкции – мягкий ход шпинделя. Система пожаротушения не может работать с пробковыми или шаровыми механизмами. Оптимальный вариант – конструкция с золотником, который движется по направлению потока воды.

Бирка о перемотке рукавов

Бирка о перемотке представляет собой табличку с надписью «пожарный рукав перемотан». Ее закрепляют нитью с внешней стороны скатки ближе к концу на продольном сечении, так, чтобы специалисты без труда могли найти необходимые данные. Нить для закрепления должна быть широкой, изготовленной из мягкого текстиля, не содержать в составе металл. На бирке содержатся следующие данные:

  1. номер НПР;
  2. надпись «рукав перемотан и проверен»;
  3. даты текущей и предстоящей перемотки;
  4. напротив каждой строки ответственный ставит свою подпись с расшифровкой;
  5. предупреждение о том, что бирку нельзя срывать.

Обычно бирка выполняется в форме прямоугольника, это позволяет разместить на ней все необходимые данные и упрощает чтение написанной информации. Заполнение данного документа осуществляет подрядчик, выполняющий ТО,

Законодательная база Российской Федерации

Маркировка пожарных рукавовМаркировка пожарных рукавов

действует Редакция от 22.04.2003 III. Требования пожарной безопасности на судах в период эксплуатации 41.

Каждое судно оснащается соответствующими конструктивными элементами противопожарной защиты, системами пожаротушения и пожарной сигнализацией, а также противопожарным оборудованием и снабжением.

42. Использование противопожарных систем, имущества и инвентаря не по прямому назначению не допускается, кроме случаев, предусмотренных построечной документацией, а также при проведении учений и тренировок по борьбе с пожаром. 43. Повседневная и периодическая проверка наличия и готовности к действию предметов противопожарного снабжения и систем пожаротушения осуществляется членами экипажа, за которыми они закреплены, в сроки, установленные заводскими инструкциями по их эксплуатации.

Установки пожаротушения, масса огнетушащего вещества и давление в которых ниже спецификационных значений на 10% и более, подлежат дозарядке или перезарядке.

44. При периодическом осмотре судна командным составом необходимо производить проверки его противопожарного состояния, исправности средств пожаротушения, в том числе дыхательных изолирующих аппаратов. Результаты проверки заносятся в Судовой журнал с указанием лиц, ответственных за устранение обнаруженных недостатков.

45. Система водяного пожаротушения содержится в постоянной готовности к немедленному действию в соответствии с технической документацией на эту систему, в том числе к подаче воды к пожарным кранам, расположенным на открытых палубах при температуре наружного воздуха ниже 0°C. 46. Пожарные краны должны быть защищены от каких-либо повреждений при грузовых операциях и в повседневных условиях эксплуатации судна, к ним обеспечивается свободный доступ, а на шкафах, выгородках или переборках, где они установлены, наносятся хорошо различимые надписи.

47. Пожарные рукава должны быть постоянно присоединены к пожарным стволам, а в помещениях пассажирских судов — и к пожарным кранам.

Пожарные рукава должны быть размещены на катушках или кассетах «двойной скаткой». Пожарные рукава с обоих концов на расстоянии 1 м от соединительных головок должны иметь маркировку: номер, наименование судна, год выдачи рукава в эксплуатацию. Рукава подлежат периодическому осмотру и ежегодному испытанию.

Гидравлическое испытание производится на максимальное давление, создаваемое в водопожарной системе судовым пожарным насосом.

48. Поступающий на судно пенообразователь для системы пенотушения должен иметь документ, подтверждающий его качество. После получения пенообразователя, налива его в судовую емкость необходимо проверить его качество в лаборатории с получением справки.

В дальнейшем такая проверка проводится один раз в год перед вводом судна в эксплуатацию. Пенообразователь с гарантийным сроком хранения проверяется по истечении этого срока или при нарушении установленных условий его хранения на судне.

Замена одного пенообразователя на другой, а также пополнение запаса пенообразователя другим, отличным от находящегося в судовой цистерне, допускается исходя из характеристик совместимости этих пенообразователей.

Виды скаток рукавов

Помимо двойной скатки, о которой речь шла выше, существует еще несколько видов скаток:

Способ

Принцип скатки

Место использования

Удобство использования

Одинарная или «улитка»

  1. Распрямить ленту шланга.
  2. Скрутить ее полностью в спиральный моток (не складывать).
  3. С одного из концов начать заворачивать, чтобы он остался в центре скатки.
  4. Другой конец остается снаружи в конце скатки.

Не очень удобный способ, однако лучше прочих подходит для длительного хранения при редком техобслуживании. Образуется меньше перегибов.

Гармошка горизонтальная или вертикальная

  1. Рукав складывают гармошкой.
  2. Один конец шланга помещают возле ПК, а другой со стволом оказывается с противоположной стороны.
  3. Длина витка определяется согласно размерам кассеты или подбирается таким образом, чтобы шланг было удобно использовать.
  4. Для создания вертикальной гармошки рукав подвешивают на рейке ШПК. Вертикальная гармошка разворачивается гораздо быстрее.
  • подходит для транспортировки (для этого шланг стягивается обвязкой);
  • внутри отсеков пожарных машин.

Удобны для развертывания в той же степени, что и двойная скатка.

Восьмерка

Шланг складывается в форме восьмерки

При транспортировке.

Тип удобен, однако его недостатком является необходимость регулярной перемотки.

1 Особенности и назначение

Пожарные рукава и рукавная арматура используются непосредственно во время тушения пожаров. Это едва ли не главные инструменты, с помощью которых можно в считанные минуты приступить к тушению пожара.

Изобрели пожарные рукава и другое такое оборудование еще очень давно. Сейчас же противопожарная техника и оборудование существенно продвинулись в плане своей конструкции и надежности.

Непосредственно пожарные рукава используются, когда необходимо организовать подачу воды к месту тушения. Современная противопожарная система во многом зависит от изолированных источников воды, которые находятся практически везде. В большинстве случаев имеются в виду специально установленные напорные гидранты, резервуары с водой и т.д. К этим источникам и подключают рукав, а затем через него подают жидкость в место образования пожара.

Сам по себе гидрант – это длинный шланг из очень прочного материала. Так как его необходимо постоянно транспортировать и монтировать в разных положениях, то рукав создают из прочной ткани, резины и латекса. Более современные модели используют синтетику с каучуковыми добавками, силиконом и т.д.

Рукав в развернутом виде может иметь длину от 50 метров, а свернутом же он будет помещаться в небольшой коробке, что очень удобно.

Рукавная арматура – это элементы, которыми сам рукав комплектуют. В первую очередь рассматриваются рукавные головки, переходники и муфтовые соединения.

Арматура для подсоединения пожарных рукавов

Их используют для подключения противопожарного шланга к источнику воды. Причем накручивают рукавную арматуру как с одной, так и с другой стороны рукава. С одной стороны, она служит соединителем с источником воды, с другой же — она необходима для фиксации непосредственно насадки шланга или распылителя.

Насадка на шланг тоже считается рукавной арматурой, но это уже отдельный ее подвид, который имеет куда более серьезную конструкцию и предназначается для выполнения немного других задач.

Существует также противопожарная запорная арматура. Запорная арматура здесь выполняет те же функции, что и на стройке или в бытовом трубопроводе. С ее помощью можно открыть подачу воды или наоборот, перекрыть ее.

Также запорная арматура позволяет контролировать силу потока, распределять ее по определенным каналам и регулировать всю систему. Впрочем, запорные изделия прямо к пожарным рукавам не относятся, так как монтируют их в большинстве случаев на гидрантах и источниках воды.

Особенность противопожарной арматуры, рукавов и других подобных деталей в их исключительной надежности. Такая продукция не может ломаться, засоряться или выходить из строя из-за чрезмерного давления. Поэтому ее производят по чрезвычайно строгим требованиям, что указаны в ГОСТах.

Например, насадки для рукавов производят исключительно из латуни или других подобных сплавов. Обычное железо в последнее время практически не используется. Сами рукава выдерживают давление на уровне 1 МПа, что для бытовых шлангов является запредельным показателем.

Как вы сами понимаете, за подобное качество приходится доплатить, но альтернативы все равно нет. Лучше уж заплатить больше за качественный рукав или запорную насадку, чем потом отстраивать заново полностью сгоревший дом.

Разветвитель пожарный рукавный с запорными вентилями

Используют вышеописанные изделия практически повсеместно, так как правильно организованная противопожарная безопасность является необходимостью в любом здании. Особенно это касается зданий, где постоянно живут или работают люди.

Применение

По месту применения пожарные рукава разделяют на:

  • всасывающие — как правило, жёсткие, применяемые для отбора воды из источника с помощью пожарного насоса; стандартная (для России) длина — 4 м, внутренний диаметр — 75, 100 или 125 мм.
  • напорно-всасывающие — как правило, мягкие, применяемые для отбора воды из источника с помощью пожарного насоса; стандартная (для России) длина — 4 м, внутренний диаметр — 75, 100 или 125 мм.
  • напорные — гибкие, применяемые для транспортировки воды под избыточным давлением; стандартная (для России) длина — 15, 18,5 или 20 м, внутренний диаметр (в зависимости от типа и материала) — 25, 38, 51, 66, 77, 89, 150 мм. Наиболее часто используются рукава диаметром 51, 66 и 77 мм.

Пожарные рукава являются обязательным противопожарным оборудованием общественных зданий, входят в комплект оборудования пожарных автомобилей, поездов и судов. Для удобства размещения и использования хранятся в свёрнутом виде (чаще всего — в бухтах или намотанными на катушки, реже — сложенными «гармошкой»). После применения пожарные рукава необходимо просушивать, а в течение срока службы периодически расправлять и проверять сохранение ими основных свойств — прочности и герметичности.

Напорные рукава

Это гибкие трубопроводы для подачи огнетушащих средств под давлением. Именно ими комплектуются ПК, также их могут устанавливать на передвижную технику. Они прочные, легкие эластичные, устойчивые к истиранию и агрессивным средам. Техническое обслуживание напорных ПР аналогично всасывающим. Сроки испытаний также сходны, за исключением методики, которая зависит от особенностей инвентаря.

Льняные и льноджутовые ПР заполняют водой под давлением 0,2 (2) до 0,4 (4) МПа (кг/см2). Выдерживают 5 минут и проверяют, чтобы намокшие льняные нити были без свищей. Для НПР возможно испытание целой линии прохода. В этом случае проверяют не только состояние целостности самого рукава, но и соединений. Осмотр испытуемого оборудования проводят при заполненной системе. Недопустимо появление не только свищей, но и капель воды на внешней поверхности.

Дополнительный этап техобслуживания НПР – скатка и перекатка. В зависимости от вида оборудования и рекомендаций производителя должны соблюдаться сроки и процедура этого вида работ.

Частью комплекса по уходу за подающим огнетушащие средства оборудованием предполагает талькирование. Это необходимо делать во избежание слипания внутреннего слоя шланга. Для проведения талькирования в подразделении необходимо иметь:

  • шаровый кран;
  • компрессор;
  • напорный рукав;
  • заглушку;
  • молотый тальк для автомобильных шин и камер.

Все данные по техническому обслуживанию противопожарного оборудования заносятся в журнал, а также в формуляры, идущие в комплекте от производителя.

АР-2 (131) 133

Транспортное средство на базе шасси ЗИЛ-131. Доставляет в зону ЧС оперативную бригаду и запас напорных рукавов трех диаметров: 77, 100 или 150 мм и длиной 2.04, 1.76 и 1.34 км.

1 – кабина, 2 – лафетный ствол, 3 – корзина для транспортировки ПР, 4 – кузовная часть, 5 – механизм для погрузки скаток рукавов, 6 – отсеки для ПТВ, 7 – газовая сирена, 8 – механизм скатки проложенных рукавных линий.

Компоновка основных узлов автомобиля делает его универсальным техническим средством для выезда на пожары в городской или сельской черте, а также на промышленных предприятиях. Полноприводное шасси повышает проходимость машины. Одним из элементов безопасности на дороге является лебедка в передней части пожарного ЗИЛ-131. Она приводится в действие механической односкоростной КОМ с пределом отбора 22 кВт (30 л.с.) и двумя карданными валами с промежуточной опорой.

Кабина в этой модели трехместная. За ней располагается цельнометаллический кузов, впереди и сзади которого имеются ящики. Их двери используют как площадку для погрузки рукавов. В полу кузова проложена система вентиляции, обеспечивающая просушку инвентаря во время доставки его с места пожара на базу.

Внутри кузов при помощи быстросъемных стоек делится на секции. Расстояние между ними меняют в зависимости от диаметра перевозимых рукавов. Количество таких стоек рассчитывается с ориентацией на оборудование наименьшего диаметра.

На крыше кузова предусмотрены деревянные трапы и откидные поручни. В поднятом состоянии они образуют своеобразную корзину для транспортировки использованного оборудования в скатке или навалом. Лафетный ствол смонтирован сразу за кабиной. Им можно управлять через люк крыши кузова. Через правую сторону к лафетному стволу подведен трубопровод. К нему подсоединяют проложенную рукавную линию, чтобы можно было тушить пожар с машины.

Перед укладкой рукавов линии разъединяют. Для скатки используют механизм, расположенный в передней части машины. Его привод работает от вала лебедки. При погрузке скаток включают подъемный механизм с пневмоприводом.

В АР-2 (131) 133 полностью сохранено электрооборудование базового шасси. В дополнение к нему поставлена фара-прожектор, сигнальная фара и задняя фара, подсвечивающая место прокладки линий.

Характеристики пожарного рукавного автомобиля АР-2 (131) 133.

Количество мест в кабине 3
Рукава, шт.

150

110

77

 

67

88

102

Скорость выкладки, м/с 9
Тип лафетного ствола ПЛС-60КС
Полная масса 10425
Габариты, д*ш*в, мм 7275*2536*3030
Мощность двигателя, кВт 110
Расход топлива, л/100 км 40

Порядок применения пожарных стволов

Целенаправленное и грамотное использование противопожарных устройств предполагает следующую схему действий:

  • В положении стоя – тяжесть установки необходимо равномерно распределить, одной рукой удерживая кистью руки снизу и пальцем сверху приспособление, второй ладонью – корректировать действия на соединительном звене;

  • В лежачем положении – упор производится на локтевые суставы, ствол фиксируется по схеме положение стоя;

  • В положении с колена, когда одна нога опущена на землю, вторая отведена вперед – пожарный ствол удерживается одной ладонью сбоку, вторая – располагается на насадке;

  • В положении на лестнице – установка вместе с напорной линией фиксируется на соединительное звено, руки действуют по стандартной схеме.

Для осуществления поворота насадки производится поворот туловища без движения других частей пожарного. Работа с перекрывным оборудованием осуществляется двумя пожарными – держателем и подствольщиком.

Основные правила эксплуатации

Техника безопасности при работе с рукавами

Существуют определенные правила эксплуатации рукавов:

  • На пожарных машинах рукава размешаются строго в специально отведенных для этого местах.
  • Ни в коем случае нельзя эксплуатировать трубопроводы, на которых есть какие-либо повреждения.
  • Напорные рукава при транспортировке в обязательном порядке должны накрываться специальными чехлами.
  • Если рукав используется на дороге, то его нельзя раскладывать на ней. Для его эксплуатации в этом случае используются специальные мостики.
  • Во избежание механических повреждений рукава не бросаются на землю, когда возникает необходимость в их использовании.
  • Во время их транспортировке на пожарной машине под них подкладывается специальная ткань, чтобы предотвратить протирание.
  • Рукав нельзя волочить по земле, чтобы не повредить его и избежать попадания внутрь песка, грязи и т.д.
  • При тушении пожаров нужно следить, чтобы на верхний слой не попадали разъедающие химические вещества.
  • Для транспортировки рукавов на крыши зданий необходимо использовать специальные веревки. Ни в коем случае нельзя их сбрасывать с высоты.
  • Подача воды в трубопроводе должна быть плавной.
  • Если в процессе тушения пожара на рукаве появилось повреждение, для его временного устранения используют специальные зажимы. Позже эти места помечаются специальным карандашом.
  • При низких температурах в зимнее время вода должна незамедлительно сливаться из рукавов, чтобы не допустить оледенения.

Срок службы рукавов

При надлежащем использовании рукава могут служить до 5 лет. Гарантийный срок составляет 3,5 года. Срок службы изделия может быть и больше, если на нем отсутствуют повреждения. Для того, чтобы это определить, проводятся регулярные проверки. С помощью специальных приборов и насосов проверяется герметичность изделия. Если оно прошло проверку, то его продолжают использовать. Однако даже если рукав не имеет технических повреждений, применять его в работе более 10 лет нельзя.

В случае, когда пожарные шланги не будут использоваться по причине технических неисправностей или превышения срока эксплуатации, они подлежат списанию.

Особенности хранения

Хранение рукавов осуществляется с использованием определенных правил:

  • Перед отправкой на хранение рукава должны быть очищены, вымыты и высушены.
  • Рядом с рукавами не должны находиться вещества, способствующие их повреждению: озон, ультрафиолетовые лучи, прямые солнечные лучи.
  • На них не должны попадать щелочные растворы, кислоты, бензин и др. вещества, которые могут разрушить резину.
  • Температура хранения для всасывающих рукавов должна быть от −25 — +30 градусов.
  • Расстояние от приборов, излучающих тепло должно быть не менее 1 метра.
  • Напорный вид рукавов сматывается в скатку и хранится вертикально. Рядом не должно быть других вещей.
  • На нижних полках лежат трубопроводы с большим диаметром.
  • Новые рукава хранятся отдельно — в специальном складском помещении или на отдельных полках.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий