Пожарные рукава и рукавное оборудование

Боевые действия по тушению пожаров.

Во многом зависят от места возникновения пожара. Если пожар произошел в нижних этажах, то пожарные подразделения могут быстро ввести огнетушащие средства в очаг горения и на путях его распространения. Но при этих условиях в опасной зоне может оказаться большое число людей, для эвакуации которых потребуется значительное количество пожарных подразделений и специальных средств. При возникновении пожаров в верхних этажах огонь создает меньшую угрозу распространения по зданию, но при этом затрудняет введение средств тушения на значительные высоты, а также усложняет условия проведения спасательных работ с горящих и вышерасположенных этажей.

В многоэтажных зданиях по решению РТП разведку пожара могут осуществлять разведывательно-спасательными группами, которые могут состоять не менее чем из 4-5 человек. Это обуславливается тем, что при проведении разведки одновременно осуществляют поисково-спасательные работы и тушение пожара. В зависимости от планировки зданий, наличия лестничных клеток и обстановки на пожаре разведку организуют в нескольких направлениях. Разведывательно-поисковые группы должны иметь при себе средства индивидуальной защиты, переносные радиостанции, переговорные устройства, спасательную веревку длиной 50-60 м или 30-метровые из расчета одна веревка на 5 этажей, приборы освещения. Во всех случаях у входа в здание выставляют пост с радиостанцией для передачи приказаний РТП прибывающим на пожар подразделениям и других его распоряжений. Основной задачей разведывательно-спасательных групп в первую очередь является определение угрозы людям на горящих и вышерасположенных этажах зданий.

В процессе разведки РТП должен выяснить у представителей администрации число людей, оставшихся в здании, какие меры приняты по их эвакуации. Используя системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией, он должен предупредить панику среди людей, оставшихся в здании. При отсутствии указанных систем применяют электромегафоны и громкоговорящие устройства. Определяют кратчайшие пути эвакуации людей с горящих, выше- и нижерасположенных этажей по незадымляемым лестничным клеткам, в смежные незадымляемые помещения через балконы и лоджии, на покрытия здания с последующим переходом в безопасные места и т.п. Выясняют возможность использования автолестниц, коленчатых подъемников и других спасательных средств и места их установки, основные пути распространения огня и продуктов сгорания по зданию. Уточняют, включены ли пожарные насосы внутренних противопожарных водопроводов, можно ли использовать стационарные средства тушения пожаров, удаления дыма и снижения температуры, приведены ли в действие системы противопожарной защиты и какова их эффективность. Определяют возможность использования лифтов для подъема личного состава и пожарно-технического вооружения на верхние этажи.

Виды пожарных рукавов

Существует 3 вида пожарных рукавов, которые отличаются по способу использования.

Всасывающие

Всасывающий трубопровод, имеющий жесткую конструкцию и работающий под разрежением. Может иметь гладкую или гофрированную текстуру.

Назначение

Предназначается для выкачивания воды с использованием специальных пожарных насосов. Чаще используются для забора воды из открытых источников. В пожарных автомобилях отечественного производства находится на крыше. В более новых моделях или в машинах иностранного выпуска рукав располагается уже рядом с насосом, что, конечно, удобнее.

Конструкция и размеры

Конструкция всасывающего типа усилена и состоит из нескольких слоев: внутри находится резиновая камера, что обеспечивает герметичность, текстильного материала в два слоя, спирали из армированного металла для усиления прочности. А снаружи — специальный текстиль. Всасывающие рукава отличаются долговечностью, повышенной прочностью, а также способностью использоваться при очень высоких и низких температурах.

Длина трубопровода, как правило, стандартная — 4 метра. Может быть также 2 и 8 м. По диаметру бывает от 75 — 200 мм в зависимости от подачи пожарного насоса.

Основные технические характеристики

Характеристики

Величина диаметра

75мм

125мм

200мм

Длина манжеты

100мм

150мм

150мм

Толщина резинового слоя

внутренний

2мм

2мм

2,2мм

промежуточный

1,5мм

1,5мм

1,5мм

Длина

4000мм

4000мм

4000мм

Изгиб рукава

400мм

600мм

900мм

Рабочее давление

0,5

Рабочий вакуум

0,08 МПа

0,08 МПа

0,08 Мпа

Масса 1 м рукава

3,1 кг

6,3 кг

13,5 кг

Подготовка к развертыванию

Первый этап боевого развертывания является базой, на которой основывается вся дальнейшая деятельность на пожаре. На многих объектах заранее разрабатываются планы и карточки тушения огня.  Эти документы создаются по приказу начальника гарнизона с письменного разрешения собственника (руководителя) объекта.

Пример схемы развертывания

В планах содержится схемы развертывания основных пожарных автомобилей, которые позволяют быстро и эффективно расположить пожарную технику. Также в нем рассматриваются наиболее вероятные варианты развития событий, содержится другая оперативно-тактическая информация.

Прокладка рукавных линий проводится с соблюдение правил:

  • Пожарные рукава складываются в гармошки, скатки, пачки. Для распрямления скатки в левой руке фиксируется конец, а правой скатка откидывается в выбранном направлении. Рукава, сложенные гармошкой и пачкой, распрямляются со стороны соединительной головки (в сторону возгорания).
  • Линии проводят внутри здания по лестничным маршам или между ними. Снаружи здания линии протягиваются с использованием ручных, автомобильных лестниц или подъемников.
  • Через заборы, трамвайные, железнодорожные пути, канавы, другие препятствия используются рукавные седла, мостики или рукава располагаются под рельсами между шпалами.

Более точные сведения о планировании деятельности пожарных можно почерпнуть из книги «Основы научных исследований оперативно-тактических действий».

Этапы

Боевое развертывание состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка к развертыванию;
  2. Предварительное развертывание;
  3. Полное развертывание.

Подготовка

Подготовка к развертыванию – проводится по прибытии на место пожара, аварии или другой чрезвычайной ситуации по команде руководителя тушения пожара (РТП).

Например: «Командиру первого отделения, автоцистерну к подъезду здания, провести подготовку к оперативному развертыванию (указать с установкой или без установки на пожарный гидрант или водоисточник) – марш!».

Подготовка к развертыванию включает в себя:

  • Установку пожарного автомобиля (ПА) на пожарный гидрант или другой водоисточник с присоединением всасывающих пожарных рукавов и подачей воды в насос пожарного автомобиля;
  • Снятие с креплений необходимого пожарно-технического или аварийно-спасательного оборудования;
  • Проведение других подготовительных мероприятий (определение путей прокладки рукавных линий, необходимости развертывания аварийно-спасательного оборудования и т.п.).

Подготовка к развертыванию отделения на автоцистерне без установления ее на водоисточник предусматривает:

  • приведение пожарного насоса в рабочее состояние;
  • присоединение рабочей рукавной линии с пожарным стволом к напорному патрубку насоса.

Подготовка к боевому развертыванию отделения

а) на автоцистерне без установки на водоисточник; б) на автоцистерне с установкой на водоисточник; в) на автонасосе с установкой на водоисточник

Предварительное

Предварительное боевое развертывание подразделения, прибывших на место пожара, проводится в случае когда по внешним признакам пожара (пламя, дым) можно определить направление прокладки магистральной линии или это направление указанно лицом, назначенным РТП для встречи подразделения по команде руководителя тушения пожара. Например: «Командиру первого отделения, автоцистерну на пожарный гидрант № 5, предварительное развертывание в направлении здания – Марш!».

Предварительное боевое развертывание отделения

а) на автоцистерне без установки на водоисточник; б) на автоцистерне с установкой на водоисточник; в) на автонасосы с установкой на водоисточник

Предварительное развертывание включает в себя:

  • Выполнение всех работ, которые предусмотрены при подготовке к развертыванию;
  • Прокладку магистральных рукавных линий;
  • Установку рукавных разветвлений, расположение около них напорных пожарных рукавов и стволов и ПТО, необходимого для тушения пожара.

Полное

На эту тему ▼
Прокладка рукавных линий вертикально снаружи здания

Полное развертывание – проводится сразу после прибытия на место пожара, если при оценке обстановки можно сразу определить решающее направление и позиции ствольщиков, а также после подготовки к развертыванию, предварительного развертывания или по распоряжению РТП.

По команде руководителя тушения пожара. Например: «Командиру первого отделения, автоцистерну на пожарный гидрант № 5, один ствол «А» и один ствол «Б» на тушение здания – Марш!».

При полном развертывании сил и средств на пожаре ствольщики выходят на свои позиции, указанные РТП, начальниками оперативных участков короткими и наиболее безопасными путями.

Полное боевое развертывание отделения

а) на автоцистерне без установки на водоисточник с подачей одного ствола «А»; б) на автонасосы с установкой на водоисточник с подачей трех стволов «Б»; в) на автоцистерне с установкой на водоисточник с подачей двух стволов «Б».

Если на пути есть препятствия, то их устраняют путем вскрытия и разборки конструкций (применяют, например, ручной аварийно-спасательный инструмент) или обеспечивается выход на позиции с помощью ручных пожарных лестниц, автоподъемников, автолестниц и тому подобное.

Во время оперативного развертывания пожарные автомобили и оборудование должно быть размещено таким образом чтоб:

  • Не мешать расстановке сил и средств, прибывающих подразделений;
  • Обеспечить, при необходимости, быстрое сосредоточение необходимых сил и средств на оперативных участках;
  • Обеспечить сохранность и целостность рукавных линий, обеспечить исправное дорожное движение у места пожара;
  • Обеспечить место расположения резервной пожарной техники, желательно возле источников водоснабжения.

Таким образом, правильное и грамотное боевое развертывание пожарных подразделений даст возможность РТП в кротчайшие строки обеспечить ликвидацию пожара (чрезвычайной ситуации).

Боевое развертывание - 2017Боевое развертывание — 2017

Правило №2

Обеспечение бесперебойной подачи воды для головной автоцистерны

Обеспечение бесперебойной подачи воды (здесь и далее под словом «вода» имеется в виду огнетушащие вещества) для головной автоцистерны открывает большое «окно возможностей» в следующих случаях:

  • при выходе из строя головной автоцистерны – есть возможность переключения стволов на магистральную линию
  • при выходе из строя пожарного автомобиля, установленного на водоисточник, или разрыве магистральной линии – есть время для работы стволов от емкости головной автоцистерны, время на замену повреждённой магистральной линии, а также время на ремонт или замену автомобиля, установленного на водоисточник.

Исключение из правила:

Возможна установка третьего прибывшего основного пожарного автомобиля на водоисточник в том случае, если подача ручных водяных стволов от первых двух прибывших основных автомобилей на решающем направлении может привести к успешному тушению пожара.

Условия для применения исключения из правила:

  • РТП-1 четко понимает и твердо уверен что делает
  • развертывание производится на момент прибытия первых подразделений
  • расстояние от водоисточника до места пожара незначительное
  • время сосредоточения дополнительных сил минимальное
  • прибывающие подразделения четко знают свою задачу

В случае если не соблюдается одно из условий, рисковать не стоит.

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ПРОКЛАДКИ РУКАВНОЙ ЛИНИИ ПО ВЫСОТЕ ЛЕСТНИЦЫ ЗДАНИЯ

Изобретение относится к способам для прокладки рукавной линии в двухмаршевых лестницах здания и может быть использовано для беспрепятственной прокладки ее по высоте при тушении пожара и проведении спасательных работ. Способ прокладки рукавной линии по высоте лестницы здания в зазорах между лестничными маршами и между поручнями их ограждений заключается в том, что дополнительно проводят технический осмотр лестницы и поверочные расчеты на прочность и деформативность элементов ограждения лестничных маршей и площадок, затем измеряют величины зазоров в плане в свету между лестничными маршами и поручнями их ограждений в условных точках пересечения восходящих поручней ограждения и нисходящих лестничных маршей, затем, с учетом ширины зазоров между лестничными маршами и между поручнями их ограждений, изготовляют опорные и/или ограничительные элементы, закрепляя их наглухо с одного конца к полосовой стальной ленте поручня ограждения и/или к стойке решетки ограждения восходящего лестничного марша и с другого конца — к нижней грани нисходящего лестничного марша, опорными и/или ограничительными элементами, устанавливаемыми горизонтально и/или вертикально к осям, проходящим через условные точки пересечения восходящих поручней и нисходящих лестничных маршей, создают место для беспрепятственной прокладки рукавной линии по высоте лестницы здания. Технический результат: улучшение эксплуатационных характеристик по несущей способности, жесткости, снижение зыбкости, повышение безопасности людей при их вынужденной эвакуации из зданий и сооружений. 23 з.п. ф-лы, 13 ил.

Укладка кабеля

Контрастируя энергосетям, связной кабель чаще подземный. Традиционно используется полоса отвода трассы. Кабель идет вдоль дорог, под землей, по столбам. Приоритет отдается шоссе большей значимости. Если есть выбор, использовать федеральную трассу или местную, используется первая. Длина линии обязана быть минимальной. В отдельных случаях допускается прокладка кабелей связи в земле сглаживанием острых углов, напрямик меж отдельными участками шоссе. Только в условиях Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, получая доступ в интернет в частном доме, жители вынуждены категорически отступать от правил.

Не везде дорожная сеть развита. Ведут линии неосвоенной местностью. Допускается прокладывать кабель на отводах железных дорог. Добиваются, чтобы связь находилась по разные стороны полотна с высоковольтной линией. Если неосуществимо, силовая трасса проходит ближе полотну железных дорог. Наконец, многих интересует, что подразумевается термином отвод дороги. Область, начинающаяся за кюветом, резервом (лежит за бермой).

Бухты кабелей

Закладка, если возможно, ведется бестраншейным способом. Видели, как майоры степями старый кабель дергают Уралом, потом сдают и делятся? Аналогичным методом идет закладка, только в обратном направлении. Занимается приличных размеров бульдозер, везущий бухту связного кабеля. При помощи специальной бороны жила ложится сразу под землю. После техники остается боле менее ровный шов. Применение механизированного труда при прокладке строго нормировано. Посмотрим ВСН 116 по этому поводу (для волоконно-оптических линий выпущен отдельный нормативный акт, РМ 13-2):

  1. Объем земляных работ, выполняемый техникой – не менее 80%.
  2. Прокладка кабелей механизирована на 87%.
  3. Протяжка линии в кабельной канализации – не менее 65%.

Ситуация, когда командир части дает добро казахам вырыть кабель, сдать (потом поделиться), в корне необратима. Трасса прокладывается преимущественно техникой без участия живой силы. При невозможности использовать отвод дороги допускается приплести обочину, кювет. Кабель пролегает под землей. Труд используется механизированный. Прокладка кабеля связи траншеей используется только, когда особенности местности не позволят использовать технику, либо на коротких дистанциях.

Отличительной особенностью линий связи считаем наличие пунктов регенерации. Ослабевший сигнал вновь усиливается, достигая нормативного уровня. Иначе невозможна прокладка оптического кабеля связи на дальние расстояния. Модем просто будет неспособен распознать сигнал. Для оптимизации сети принимаются специальные меры, кабель для прокладки линии связи берется соответствующей марки. Позволяя снизить потери, уменьшив число регенераторов трассы. Обсудим, какие бывают линии связи, состав.

Кабель связи

Пожарные рукава

Под этим названием понимают шланги, они же гибкие трубопроводы, которые изготавливаются из разных материалов. Именно по ним организуется подача воды к месту очага возгорания. Сами пожарные шланги оснащаются соединительными головками, с помощью которых рукава соединяются между собой, тем самым, увеличивая длину трубопровода.

Все пожарные рукава делятся на три группы:

  • напорные;
  • всасывающие;
  • напорно-всасывающие.

Напорные

Из самого названия становится понятным, что такие шланги работают под определенным давлением. Поэтому ими оборудуют насосы, помпы и . Для насосов и помп применяют рукава, которые могут выдержать давление до 0,1 МПа, для машин – 0,1-0,3 МПа.

Все напорные изделия выпускаются строго по ГОСТам или техническим условиям. К примеру:

  • льняные производятся по ГОСТу 472;
  • прорезиненные по ГОСТ 7877;
  • пластмассовые с армокаркасом – по ТУ 6-19-151;
  • льноджутовые по ТУ 40-10527;
  • покрытые полимерным слоем (изнутри и снаружи) по техническим условиям под номером 40-11118;
  • с использованием латекса по техусловиям 75.080.05.026.

Но необходимо отметить, что технические характеристики и габаритные размеры у всех напорных изделий одинаковые. Длина стандартная – 20 м. Диаметр варьируется в диапазоне 25-150 мм.

Сама конструкция напорного рукава – это несколько слоев из разных материалов. Чаще два: основа и внутренняя гидроизоляция. Последний не только не дает воде проникнуть сквозь основу, но и увеличивает скорость движущейся воды за счет гладкой поверхности нанесенного материала.

Рукав напорный латексированный

Всасывающие

Их используют только в тех случаях, когда необходимо провести водозабор из открытых источников (естественных или искусственных). Изготавливают рукава этого типа по одному стандарту: ГОСТ 5398.

В этом документе обозначено, но всасывающие пожарные шланги делятся на две группы: для воды (маркируются буквой «В») и для перекачки жидкостей, в составе которых присутствуют кислоты и щелочи. Они маркируются буквами «КЩ».

Длина у всасывающих моделей стандартная – 4 м, сечение варьируется в пределах 25-200 мм. Они выдерживают вакуум 0,08 МПа.

Чисто конструктивно всасывающие модели состоят из:

  • внутреннего резинового слоя, который выполняет функции гидроизоляции;
  • тканевой слой;
  • далее укладывается армирующая конструкция в виде спирали из стальной проволоки;
  • затем еще один резиновый слой;
  • тканевая основа внешняя.

Если внешний слой резина, то это шланги марки КЩ, если ткань, то это обычные для воды. Армокаркас не дает рукавам сплющиться, то есть увеличивает срок их эксплуатации.

Всасывающие шланги армированные

Напорно-всасывающие

По сути, это подгруппа предыдущей разновидности. Их использует, если водозабор производится из сети водопровода. То есть труб, в которых вода протекает под определенным давлением. В этом случае всасывающие виды не смогут выдержать то самой давление, что приведет к протечкам, а также снижению напора и скорости.

Рукава пожарные напорно-всасывающиеРукава пожарные напорно-всасывающие

Назначение магистральных трубопроводов

Посредством промышленных и магистральных трубопроводов осуществляется передача сырья на большие расстояния. Транспортироваться может масса веществ – от газообразных или жидких до сыпучих. В конечном итоге эти вещества попадают в точку назначения – а это бытовые потребители, промышленные объекты и перерабатывающие предприятия.

Постоянное развитие инфраструктуры приводит к регулярному обновлению требований безопасности, предъявляемых к магистральным трубопроводам, особенно учитывая степень их воздействия на человеческую жизнь – данные сооружения позволяют передавать энергию, без которой невозможна жизнь ни в одной стране.

Правило №5

Ствол следует выбирать с расходом не более пропускной способности рукавной линии, а суммарная пропускная способность рукавных линий не должна быть больше производительности пожарного насоса.

Максимальный общий расход водяных стволов, подаваемый от одного пожарного автомобиля, не должен превышать максимального расхода пожарного насоса. С учетом того, что «средний» пожарный насос имеет расход 40 л/с, то от одного пожарного автомобиля не стоит пытаться давать более 4-х современных ручных стволов.

С учетом того что полная пропускная способность рукавных линий имеет дробные значения, а проведение математических расчетов в условиях пожара – дело достаточно сложное, был придуман термин «усредненная пропускная способность», позволяющий проводить указанные расчеты даже школьникам.

Таблица 1

Сравнительная таблица полной и усреднённой пропускной способности напорных рукавных линий

Диаметр рукавной линии, мм Полная пропускная способность, л/с Усредненная пропускная способность, л/с
38 5,7 5
51 10,2 10
66 17,1 15
77 23,3 20
89 40,0 40

Таблица 2

Количество водяных стволов в зависимости от напора на насосе и выбранных рукавных линий

Напор пожарного насоса, л/с Диаметр рукавной линии, мм Усредненная пропускная способность, л/с Количество водяных стволов, шт
40 38 5 не более 4-х
51 10 4
66 15 2
77 20 1 лафетный
89 40 1-2 лафетных

Использовать ручной водяной ствол с пропускной способностью до 10 л/с и рукавную линию 38 мм – нецелесообразно, так как пропускная способность рукавной линии 38 мм – 5 л/с, и она не обеспечивает полную эффективную способность работы ствола (т.е. ствол будет работать не на полную мощность). Лучше всего выбирать ствол с расходом, равным пропускной способности рукавной линии – это позволит работать на полую мощность.

Для более эффективной работы магистральных линий стоит помнить, что от одного пожарного насоса можно проложить две магистральные линии диаметром 77 мм или одну диаметром 89 мм.

Правило №8

Правила 38-х рукавов

Появляющиеся в боевых расчетах напорные рукавные линии диаметром 38 мм (далее – 38-е рукава, 38-е линии) несут в себе больше опасностей, чем пользы. Конечно, 38 линия значительно легче и маневреннее линии 51 мм аналогичной длины, но сопротивление, низкая пропускная способность и повышенная чувствительность к перегибам и заломам делают напорные рукава диаметром 38 мм достаточно коварным пожарно-техническим вооружением, требующим строгого соблюдения следующих правил:

  • не применять 38 линии, если не пробовал их до пожара;
  • 38 рукава – квартирные рукава (от входа в квартиру до очага пожара);
  • прокладка только по горизонтальной плоскости (никаких вертикальных подъемов);
  • при выборе 38 рукавов — используй ствол с расходом не более  3,5 л/с;
  • в одной рукавной линии не более 3-х рукавов, а лучше не более 2-х;
  • никаких переломов и загибов;
  • не использовать при температуре ниже 0 °С.

 P.S. Ещё раз повторю, что данные правила являются представлением автора об организации тыла на пожаре исходя из его личного опыта. Правила предложены для ознакомления и не являются обязательными для выполнения, однако их соблюдение в значительной мере облегчит и без того нелёгкий труд пожарных.

Правило №3

Подача воды на высоты выше 1-го этажа — только от автоцистерны.

Данное правило обеспечивает качественную работу ручных водяных стволов на высотах вследствие обеспечения необходимого давления головной автоцистерной.

Работа стволов на высотах непосредственно от магистральной линии может быть неудовлетворительной из-за большой удаленности водоисточника, неправильной прокладки рукавных линий, сопротивления напорных рукавов и т.д. А в случае выхода из строя пожарного автомобиля, установленного на водоисточник, или повреждения магистральной линии работа стволов может быть прекращена на длительное время.

Конечно, при нехватке пожарно-спасательной техники, долгого времени прибытия дополнительных сил и т.д. возможна, и даже часто практикуется, работа стволов непосредственно от магистральной линии. Но подача воды на тушение с помощью подъемных механизмов должна осуществляться только согласно данному правилу (магистральная линия без головной автоцистерны не обеспечит качественную работу лафетного ствола подъемного механизма).

Основные правила эксплуатации

Техника безопасности при работе с рукавами

Существуют определенные правила эксплуатации рукавов:

  • На пожарных машинах рукава размешаются строго в специально отведенных для этого местах.
  • Ни в коем случае нельзя эксплуатировать трубопроводы, на которых есть какие-либо повреждения.
  • Напорные рукава при транспортировке в обязательном порядке должны накрываться специальными чехлами.
  • Если рукав используется на дороге, то его нельзя раскладывать на ней. Для его эксплуатации в этом случае используются специальные мостики.
  • Во избежание механических повреждений рукава не бросаются на землю, когда возникает необходимость в их использовании.
  • Во время их транспортировке на пожарной машине под них подкладывается специальная ткань, чтобы предотвратить протирание.
  • Рукав нельзя волочить по земле, чтобы не повредить его и избежать попадания внутрь песка, грязи и т.д.
  • При тушении пожаров нужно следить, чтобы на верхний слой не попадали разъедающие химические вещества.
  • Для транспортировки рукавов на крыши зданий необходимо использовать специальные веревки. Ни в коем случае нельзя их сбрасывать с высоты.
  • Подача воды в трубопроводе должна быть плавной.
  • Если в процессе тушения пожара на рукаве появилось повреждение, для его временного устранения используют специальные зажимы. Позже эти места помечаются специальным карандашом.
  • При низких температурах в зимнее время вода должна незамедлительно сливаться из рукавов, чтобы не допустить оледенения.

Срок службы рукавов

При надлежащем использовании рукава могут служить до 5 лет. Гарантийный срок составляет 3,5 года. Срок службы изделия может быть и больше, если на нем отсутствуют повреждения. Для того, чтобы это определить, проводятся регулярные проверки. С помощью специальных приборов и насосов проверяется герметичность изделия. Если оно прошло проверку, то его продолжают использовать. Однако даже если рукав не имеет технических повреждений, применять его в работе более 10 лет нельзя.

В случае, когда пожарные шланги не будут использоваться по причине технических неисправностей или превышения срока эксплуатации, они подлежат списанию.

Особенности хранения

Хранение рукавов осуществляется с использованием определенных правил:

  • Перед отправкой на хранение рукава должны быть очищены, вымыты и высушены.
  • Рядом с рукавами не должны находиться вещества, способствующие их повреждению: озон, ультрафиолетовые лучи, прямые солнечные лучи.
  • На них не должны попадать щелочные растворы, кислоты, бензин и др. вещества, которые могут разрушить резину.
  • Температура хранения для всасывающих рукавов должна быть от −25 — +30 градусов.
  • Расстояние от приборов, излучающих тепло должно быть не менее 1 метра.
  • Напорный вид рукавов сматывается в скатку и хранится вертикально. Рядом не должно быть других вещей.
  • На нижних полках лежат трубопроводы с большим диаметром.
  • Новые рукава хранятся отдельно — в специальном складском помещении или на отдельных полках.

Экологическая безопасность

Магистральные трубопроводы зачастую обеспечивают транспортировку опасных и агрессивных веществ, поэтому при их монтаже необходимо позаботиться о защите окружающей среды от негативного воздействия, которое может возникнуть в результате утечки.

Конечно, основной защитой является качественный монтаж конструкции, в который можно включить использование качественных материалов, грамотное проектирование магистральных трубопроводов и соответствие их характеристик нормативам. Магистраль обязательно должна находиться в слое изоляции, предохраняющей ее от коррозии и воздействия внешних факторов – учитывая опасность протечек, вероятность их возникновения нужно уменьшить до предела.

Если участок, по которому проходит трубопровод, подвержен эрозии, то почву необходимо укрепить. Для нормального функционирования сооружения в тяжелых климатических условиях или при сейсмической активности его нужно оборудовать усиленной изоляцией и компенсаторами.

Заключение

В данной статье был дан подробный ответ на вопрос о том, что такое магистральные трубопроводы

Данные сооружения являются важным элементом инфраструктуры любой страны, поэтому их проектированию и созданию уделяется серьезное внимание. Существует немало видов магистральных сетей, к каждому из которых предъявляются индивидуальные, но всегда строгие требования, что обусловлено немалым риском возникновения локальной катастрофы в результате нарушения целостности конструкции.

Строительство трубопроводовСтроительство трубопроводов

Работа с рукавными линиями

Прокладывать рукавные линии рекомендуется оперативно, проявляя осторожность и аккуратность, чтобы предотвратить появление неисправностей.

Не допускается ударять соединительные головки о твердые предметы.

Не следует протягивать рукавные линии по асфальту, бетону, по острым и горящим предметам.

Необходимо беречь рукава от попадания на них горючесмазочных материалов, а также химически активных веществ.

Необходимо следить, чтобы линии не имели резких изгибов, при необходимости в эти места подложить рукавные колена.

Запрещается сбрасывать рукава с крыши здания и с других высот, а также бросать на них части разбираемых конструкций.

Категорически запрещается скручивать скатки на асфальте или бетоне для их уплотнения.

При прокладке рабочих рукавных линий надо стремиться размещать разветвления как можно ближе к очагу пожара.

Вентили разветвлений, напорных патрубков насоса и перекрывных кранов стволов открывать и закрывать плавно, чтобы избежать гидравлического удара в рукавных линиях.

Если необходимо прокладывать рукавные линии в местах проезда транспорта, обязательно устанавливать рукавные мостики.

При обнаружении в рукавах неисправностей (свищей, проколов и разрывов) необходимо в условиях пожара применить универсальные или ленточные зажимы, не заменяя поврежденных рукавов.

Большое внимание следует уделять эксплуатации рукавных линий зимой, особенно в условиях низких температур.

При работе пожарного насоса от открытого водоисточника воду необходимо забирать с более глубоких слоев, где температура ее несколько выше, чем у поверхности. При запуске насоса рекомендуется убедиться в том, что работа его устойчивая и вода в линию будет подаваться бесперебойно. Для этого некоторое время через свободный напорный патрубок насоса необходимо слить воду, затем при максимальной частоте вращения вала насоса направить ее в линию.

Рекомендуется также наряду с основной магистральной линией проложить резервную линию, используя прорезиненные рукава. Соединительные головки, разветвления закрыть снегом, опилками. По возможности установить разветвления в помещении. Наращивать, заменять и убирать рукавные линии допускается только при непрерывной подаче воды, лишь снизив напор на насосе. Уборку рукавов начинать от ствола.

Скатывать рукавные линии необходимо одновременно и как можно быстрее, привлекая для этой цели максимальное количество личного состава. В случае уборки замерзших рукавных линий предварительно отогреть соединительные головки и места предполагаемых изгибов рукавов отработанными газами двигателя или паром

Замороженные рукава осторожно уложить в кузов грузового автомобиля для перевозки к месту назначения.

Наблюдение за работой рукавных линий на пожаре возлагается на определенные номера боевого расчета, в частности, за магистральной линией наблюдает пожарный, работающий с колонкой, в обязанности которого входят также установка рукавных мостиков и устранение неисправностей в рукавах. В задачу ствольщика входит наблюдение за рабочими линиями и закрепление их при работе на высоте . Для закрепления рукавной линии, прокладываемой в вертикальном направлении по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки из расчета не менее одной задержки на напорный рукав .

Литература:

1.  ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. — М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2007.

2.     Пиголев С.В. Пожарные рукава. М., 1952

3.      Первоначальная подготовка пожарных, пожарная техника: Учебно-методическое пособие. — Барнаул, 2002г.

4.    Рукавная линия — Большая Энциклопедия Нефти Газа

5. Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов. 2008г.

← ПредыдущаяСледующая →

Возврат к списку

Трубы для магистральных сетей и их прокладка

Выбор подходящих труб для обустройства магистральной линии – дело непростое и требующее внимания к массе показателей. Одним из важнейших показателей являются погодные условия в том регионе, где будет прокладываться конструкция. Кроме того, немаловажен характер среды, которая будет транспортироваться системой.

Для прокладки магистрального трубопровода чаще всего используются металлические (сталь и чугун) и пластиковые (ПВХ, ПЭ и др.) изделия. Впрочем, для отдельных ситуаций могут применяться и другие материалы – бетон, асбестоцемент, керамика или стекло.

Наиболее распространенным материалом все же являются стальные трубы, имеющие несколько важных достоинств – долговечность, надежность и простота монтажа. Стальной трубопровод обходится сравнительно недорого и качественно выполняет свои функции на протяжении всего срока эксплуатации. Используемая для производства труб сталь (чаще всего низколегированная) должным образом обрабатывается для достижения необходимых характеристик.

Все виды труб, используемые для создания магистрали, делятся на три вида:

  1. Бесшовные. Магистральные бесшовные трубы можно использовать в системах, диаметр которых не превышает 529 мм.
  2. С продольным швом. Трубы, имеющие сварной шов, подходят для трубопроводов диаметром более 219 мм.
  3. Со спиральным швом.

Стандартная длина магистральных труб варьируется в пределах от 10,5 м до 11,6 м, но есть и нестандартные варианты, которые обычно изготавливаются по индивидуальному заказу.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий