8 общая характеристика опасных ситуаций. риск. виды риска

Понятие об опасности, риске и видах рисков

ОпасностьУгроза По происхождению .По характеру воздействияПо времени проявленияПо локализацииПо вызываемым последствиям:По приносимому ущербуПо структуреПо реализуемой энергииТриада “опасность — причины — нежелательные следствия” — это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие).Пример. Ежегодно в РФ вследствие различных опасностей неестественной смертью погибает около 500 тыс. чел. Население страны около 170 млн. Чел., отсюда риск (R) равен:Индивидуальный риск.где Rн – индивидуальный риск; Р – число пострадавших (погибших) в единицу времени t от определенного фактора риска ƒ; L – число людей, подверженных соответствующему фактору риска в единицу времени t.Социальный риск.где Rc – социальный риск; С1 – число умерших в единицу времени t (смертность) в исследуемой группе в начале периода наблюдения до развития чрезвычайных событий; С2 – смертность в той же группе людей в конце периода наблюдения, например на стадии затухания чрезвычайной ситуации; L – общая численность исследуемой группыЭкономический риск.где Rэ – экономический риск, %; В – вред обществу от рассматриваемого вида деятельности; П – пользаЭкологический риск.где Rо – экологический риск; ΔО – число антропогенных экологических катастроф и стихийных бедствий в единицу времени t; О – число потенциальных источников экологических разрушений на рассматриваемой территории-6-8Таблица 1.1.Предельно допустимые концентрации некоторых газообразных веществ в атмосферном воздухе и воздухе производственных помещений

Вещество ПДК в атмосферном воздухе, мг/м3 ПДК в воздухе произв. помещений, мг/м3
Диоксид азота Максимальная разовая 0,085 Среднесуточная 0,04 2,0
Диоксид серы Максимальная разовая 0,5 Среднесуточная 0,05 10,0

Управление риском

1.1. Понятие среды обитания

Среда обитания – окружающий человека внешний мир, существующая совокупность факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдалённое воздействие на существование и деятельность человека, его здоровье и потомство.

Среда обитания человека представляет из себя совокупность различных систем (сред обитания): социальной, производственной, природной, местной (городской, сельской), бытовой и т.д. Таким образом, система «человек – среда обитания» состоит из множества взаимодействующих элементов, имеет упорядоченность в определённых границах и обладает специфическими свойствами. Взаимодействие внутри системы определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на составляющие среды обитания.

В системе «человек – среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Величина потоков вещества, энергии и информации во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Человек и его среда обитания гармонично взаимодействуют лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых и человеком, и природной средой. Любое отклонение уровней потоков от оптимальных значений сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) окружающую среду.

Существуя в этой системе, человек – с помощью среды обитания – непрерывно решает как минимум две основные задачи:

  1. Обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе.
  2. Создаёт защиту от негативных воздействий со стороны среды обитания и со стороны себе подобных.

Среда обитания неразрывно связана с биосферой.

Биосфера – область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы.

Среда обитания человека подвержена постоянным изменениям в результате действия как космических факторов, так и в результате развития человеческой цивилизации. К настоящему времени система «человек – среда обитания» потеряла устойчивость в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация. Это в свою очередь вызвало крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост антропогенного воздействия на среду обитания. Кроме того, с середины XX века человек стал обладать способностью инициировать крупные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые экологические изменения, соизмеримые с последствиями стихийных бедствий.

В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания – техносфера.

Техносфера – регион бывшей биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.

Техносферными областями являются, например, города, промышленные зоны, производственная или бытовая среда.

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Однако созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, во многом не оправдала надежды людей. Техносферные условия обитания в городах и промышленных центрах, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований, а зачастую – и враждебными людям.

Похожие:

Библиографический указатель книг, поступивших в библиотеку уральского…Белов, Сергей Викторович. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) : учебник для бакалавров… Учебное пособие по выполнению раздела «Безопасность жизнедеятельности»Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Учебное пособие по выполнению раздела «Безопасность жизнедеятельности»Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Беляков Г. И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учебник для вузовФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Библиографический указатель статейУказатель предназначен преподавателям и студентам при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности», а также для других читателей,… 1. Правовые основы бждВ современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях…
Учебное пособие для бакалавровБезопасность жизнедеятельности / Под редакцией д-ра экон наук, проф. С. Г. Плещица. Часть 1: Учебное пособие.– Спб.: Изд-во Спбгэу,… Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии»Цель курса – Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» – обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных…
Практические занятияБезопасность жизнедеятельности. Методические указания к практическим работам. Часть 4 /сост. Н. И. Николаева, С. Н. Гладких, О. Н…. Библиографический указатель книг и авторефератОВ, поступивших в библиотеку урагс в мае 2008 гБезопасность жизнедеятельности : учебное пособие для вузов/ ; под ред. А. И….
Галина Викторовна ГрудининаБезопасность как одна из самых важных. Ее содержание направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности… Рекомендации по составу и содержанию учебно-материальной базы субъекта…Приложение Рекомендуемый перечень учебно-методической литературы, учебного имущества и оборудования в учреждениях общего и профессионального…
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению…Программа курса по выбору: «Аварийно – спасательные работы на Кольском Севере» (далее Программа) составлена на основании требований… Должностная инструкция ответственного за пожарную безопасностьИсполнение обязанностей ответственного за пожарную безопасность на основании приказа директора школы может быть возложено на инженерно-технического…
Должностная инструкция ответственного за пожарную безопасностьИсполнение обязанностей ответственного за пожарную безопасность на основании приказа директора школы может быть возложено на инженерно-технического… Анов местного самоуправления муниципальных районов по разработке…Методическое пособие предназначено для руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов, специалистов в области…

Инструкция

1.5. Тяжесть и напряженность труда. Условия труда

Тяжесть труда — характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой понимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей дозы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Условия труда — совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) — такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) — характеризуются такими уровням факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относятся к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм и/или его потомство.

I степень 3 класса (3.1) — условия труда, характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

II степень 3 класса (3.2) — уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленных заболеваний (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков легких (без потери профессиональной трудоспособности) формы профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительного воздействия (часто после 15 и более лет);

III степень 3 класса (3.3) — условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно — обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

IV степень 3 класса (3.4) — условия труда, при которой могут возникнуть тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отличается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуется уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе тяжелых форм.

ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Безопасность
— это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющее на здоровье человека.

Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых Конкретной деятельностью, рис. 1.3. Чем сложнее вид деятельности, тем более комплексна система защиты (безопасность этой деятельности). Комплексную систему в условиях производства составляют следующие меры защиты: правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические.

Для обеспечения безопасности конкретной производственной деятельности должны быть выполнены следующие три условия (задачи):

Первое — осуществляется детальный анализ (идентификация) опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Анализ должен проводиться в следующей последовательности: устанавливаются элементы среды обитания (производственной среды) как источники опасности. Затем проводится оценка имеющихся в рассматриваемой деятельности опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям.

Второе — разрабатываются эффективные меры защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными понимаются такие меры защиты человека на производстве, которые при минимуме материальных затрат дают наибольший эффект: снижают заболеваемость, травматизм и смертность.

Третье — разрабатываются эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности (технологического процесса). Они необходимы, так как обеспечить абсолютную безопасность деятельности невозможно. Эти меры применяются в случае, когда необходимо заниматься спасением человека или среды обитания. В условиях производства такую работу выполняют службы здравоохранения, противопожарной безопасности, службы ликвидации аварий и др.

Для выполнения условий (задач) обеспечения безопасности деятельности необходимо выбрать принципы обеспечения безопасности, определить методы обеспечения безопасности деятельности и использовать средства обеспечения безопасности человека и производственной среды.

Рис. 1.3. Схема безопасности жизнедеятельности

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий