Содержание
Понятие об опасности, риске и видах рисков
ОпасностьУгроза По происхождению .По характеру воздействияПо времени проявленияПо локализацииПо вызываемым последствиям:По приносимому ущербуПо структуреПо реализуемой энергииТриада “опасность — причины — нежелательные следствия” — это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие).Пример. Ежегодно в РФ вследствие различных опасностей неестественной смертью погибает около 500 тыс. чел. Население страны около 170 млн. Чел., отсюда риск (R) равен:Индивидуальный риск.где Rн – индивидуальный риск; Р – число пострадавших (погибших) в единицу времени t от определенного фактора риска ƒ; L – число людей, подверженных соответствующему фактору риска в единицу времени t.Социальный риск.где Rc – социальный риск; С1 – число умерших в единицу времени t (смертность) в исследуемой группе в начале периода наблюдения до развития чрезвычайных событий; С2 – смертность в той же группе людей в конце периода наблюдения, например на стадии затухания чрезвычайной ситуации; L – общая численность исследуемой группыЭкономический риск.где Rэ – экономический риск, %; В – вред обществу от рассматриваемого вида деятельности; П – пользаЭкологический риск.где Rо – экологический риск; ΔО – число антропогенных экологических катастроф и стихийных бедствий в единицу времени t; О – число потенциальных источников экологических разрушений на рассматриваемой территории-6-8Таблица 1.1.Предельно допустимые концентрации некоторых газообразных веществ в атмосферном воздухе и воздухе производственных помещений
Вещество | ПДК в атмосферном воздухе, мг/м3 | ПДК в воздухе произв. помещений, мг/м3 |
Диоксид азота | Максимальная разовая 0,085 Среднесуточная 0,04 | 2,0 |
Диоксид серы | Максимальная разовая 0,5 Среднесуточная 0,05 | 10,0 |
Управление риском
1.1. Понятие среды обитания
Среда обитания – окружающий человека внешний мир, существующая совокупность факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдалённое воздействие на существование и деятельность человека, его здоровье и потомство.
Среда обитания человека представляет из себя совокупность различных систем (сред обитания): социальной, производственной, природной, местной (городской, сельской), бытовой и т.д. Таким образом, система «человек – среда обитания» состоит из множества взаимодействующих элементов, имеет упорядоченность в определённых границах и обладает специфическими свойствами. Взаимодействие внутри системы определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на составляющие среды обитания.
В системе «человек – среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Величина потоков вещества, энергии и информации во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Человек и его среда обитания гармонично взаимодействуют лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых и человеком, и природной средой. Любое отклонение уровней потоков от оптимальных значений сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) окружающую среду.
Существуя в этой системе, человек – с помощью среды обитания – непрерывно решает как минимум две основные задачи:
- Обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе.
- Создаёт защиту от негативных воздействий со стороны среды обитания и со стороны себе подобных.
Среда обитания неразрывно связана с биосферой.
Биосфера – область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы.
Среда обитания человека подвержена постоянным изменениям в результате действия как космических факторов, так и в результате развития человеческой цивилизации. К настоящему времени система «человек – среда обитания» потеряла устойчивость в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация. Это в свою очередь вызвало крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост антропогенного воздействия на среду обитания. Кроме того, с середины XX века человек стал обладать способностью инициировать крупные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые экологические изменения, соизмеримые с последствиями стихийных бедствий.
В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания – техносфера.
Техносфера – регион бывшей биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.
Техносферными областями являются, например, города, промышленные зоны, производственная или бытовая среда.
Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Однако созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, во многом не оправдала надежды людей. Техносферные условия обитания в городах и промышленных центрах, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований, а зачастую – и враждебными людям.
Похожие:
Библиографический указатель книг, поступивших в библиотеку уральского…Белов, Сергей Викторович. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) : учебник для бакалавров… | Учебное пособие по выполнению раздела «Безопасность жизнедеятельности»Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебное пособие по выполнению раздела «Безопасность жизнедеятельности»Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Беляков Г. И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учебник для вузовФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Библиографический указатель статейУказатель предназначен преподавателям и студентам при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности», а также для других читателей,… | 1. Правовые основы бждВ современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях… | ||
Учебное пособие для бакалавровБезопасность жизнедеятельности / Под редакцией д-ра экон наук, проф. С. Г. Плещица. Часть 1: Учебное пособие.– Спб.: Изд-во Спбгэу,… | Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии»Цель курса – Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» – обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных… | ||
Практические занятияБезопасность жизнедеятельности. Методические указания к практическим работам. Часть 4 /сост. Н. И. Николаева, С. Н. Гладких, О. Н…. | Библиографический указатель книг и авторефератОВ, поступивших в библиотеку урагс в мае 2008 гБезопасность жизнедеятельности : учебное пособие для вузов/ ; под ред. А. И…. | ||
Галина Викторовна ГрудининаБезопасность как одна из самых важных. Ее содержание направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности… | Рекомендации по составу и содержанию учебно-материальной базы субъекта…Приложение Рекомендуемый перечень учебно-методической литературы, учебного имущества и оборудования в учреждениях общего и профессионального… | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению…Программа курса по выбору: «Аварийно – спасательные работы на Кольском Севере» (далее Программа) составлена на основании требований… | Должностная инструкция ответственного за пожарную безопасностьИсполнение обязанностей ответственного за пожарную безопасность на основании приказа директора школы может быть возложено на инженерно-технического… | ||
Должностная инструкция ответственного за пожарную безопасностьИсполнение обязанностей ответственного за пожарную безопасность на основании приказа директора школы может быть возложено на инженерно-технического… | Анов местного самоуправления муниципальных районов по разработке…Методическое пособие предназначено для руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов, специалистов в области… |
1.5. Тяжесть и напряженность труда. Условия труда
Тяжесть труда — характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную), обеспечивающие его деятельность.
Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой понимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей дозы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.
Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.
К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.
Условия труда — совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.
Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Оптимальные условия труда (1 класс) — такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.
Допустимые условия труда (2 класс) — характеризуются такими уровням факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относятся к безопасным.
Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм и/или его потомство.
I степень 3 класса (3.1) — условия труда, характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;
II степень 3 класса (3.2) — уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленных заболеваний (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков легких (без потери профессиональной трудоспособности) формы профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительного воздействия (часто после 15 и более лет);
III степень 3 класса (3.3) — условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно — обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
IV степень 3 класса (3.4) — условия труда, при которой могут возникнуть тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отличается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуется уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе тяжелых форм.
ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Безопасность
— это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющее на здоровье человека.
Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых Конкретной деятельностью, рис. 1.3. Чем сложнее вид деятельности, тем более комплексна система защиты (безопасность этой деятельности). Комплексную систему в условиях производства составляют следующие меры защиты: правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические.
Для обеспечения безопасности конкретной производственной деятельности должны быть выполнены следующие три условия (задачи):
Первое — осуществляется детальный анализ (идентификация) опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Анализ должен проводиться в следующей последовательности: устанавливаются элементы среды обитания (производственной среды) как источники опасности. Затем проводится оценка имеющихся в рассматриваемой деятельности опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям.
Второе — разрабатываются эффективные меры защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными понимаются такие меры защиты человека на производстве, которые при минимуме материальных затрат дают наибольший эффект: снижают заболеваемость, травматизм и смертность.
Третье — разрабатываются эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности (технологического процесса). Они необходимы, так как обеспечить абсолютную безопасность деятельности невозможно. Эти меры применяются в случае, когда необходимо заниматься спасением человека или среды обитания. В условиях производства такую работу выполняют службы здравоохранения, противопожарной безопасности, службы ликвидации аварий и др.
Для выполнения условий (задач) обеспечения безопасности деятельности необходимо выбрать принципы обеспечения безопасности, определить методы обеспечения безопасности деятельности и использовать средства обеспечения безопасности человека и производственной среды.
Рис. 1.3. Схема безопасности жизнедеятельности