Военная политика

Государства

Военная политика — составная часть общей политики государства и иных субъектов власти, непосредственно связанная с созданием и развитием военной организации, её подготовкой, способностью и готовностью к применению средств вооруженной борьбы для защиты государства и достижения других его политических целей. Военную политику в той или иной стране могут проводить как государство, правящие партии и организации, так и оппозиционные силы и организации.

Выработанная военная политика конкретизируется в официальных военных доктринах, военной стратегии и практике строительства военного. Нередко в её рамках выделяют оборонную политику, связанную с защитой данного государства. Оборонная политика иногда трактуется как синоним военной, чтобы не делать акцент на военной стороне дела в условиях перемен во внешней политике государства.

Поэтому можно сказать, что политика оборонная (политика в области обороны) и есть политика государства, направленная на надёжную защиту государства от внешней угрозы (внешнего нападения). Она вырабатывается и проводится в рамках официальной деятельности властей конкретного государства. Оборонная политика последовательно охватывает подготовку народа и вооруженных сил к отпору агрессии, а также подготовку к этому тяжелому испытанию экономики, систем здравоохранения, образования и воспитания, возможностей культуры и искусства.

На сегодняшний день известно 20 политических и идеологических систем, в которых военная политика имеет свои особенности:

  • Авторитаризм
  • Анархизм
  • Демократия
  • Диктатура
  • Коммунизм
  • Консерватизм
  • Космополитизм
  • Либерализм
  • Марксизм
  • Милитаризм
  • Нацизм
  • Национализм
  • Пацифизм
  • Плутократия
  • Самодержавие
  • Социализм
  • Теократия
  • Тоталитаризм
  • Тимократия
  • Фашизм

Цели

  • предотвращение войн и военных конфликтов (пацифизм);
  • Переход от мирного к вооруженному достижению внешнеполитических целей (милитаризм);
  • обеспечение надежной защиты суверенитета и территориальной целостности государства;
  • подготовка государства, народа и вооружённых сил к отпору любому агрессору;
  • укрепление военной мощи государства;
  • Военный переворот как способ замены политических элит военными элитами;
  • Ослабление другой страны в военной и экономической сфере методом уничтожения населения (геноцид);
  • развитие оборонной промышленности;
  • всестороннее совершенствование военного строительства;

Литература

Энциклопедии

  • Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в —1978 годах в 30-ти томах;
  • ;
  • Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М., ВИ, г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
  • Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС России. 2002 год;
  • В. Н. Коновалов, Политология, Словарь. — М: РГУ. 2010 год.

Учебные пособия и научные труды

  • Конышев В.Н. Военная стратегия США после окончания холодной войны. — СПб.: Наука, 2009. ISBN 978-5-02-025555-5
  • Конышев В.Н., Сергунин А.А. Современная военная стратегия: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: Аспект-Пресс, 2014. ISBN 978-5-7567-0745-8

Публицистика

П. Золотарев, статья, «Цели и приоритеты военной политики России», журнал «Россия в глобальной политики» № 2, 2007 год.

Историческая литература

Е. П. Толмачев, «Военная политика и реформы Александра II», Серия: «Редкая книга», Издательство: «Воениздат», 368 стр., 2006 год;

Наука и учебная дисциплина

Военное право как наука — система знаний о государственно-правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства и страны. В этом смысле военное право тесно связано с военной и правовой наукой. Основным предметом исследования науки военного права являются правовые основы:

  • обеспечения обороны и безопасности государства военными методами;
  • исполнения воинской обязанности и военной службы;
  • статуса военнослужащих;
  • поддержания воинской дисциплины, законности и правопорядка, деятельности органов военной юстиции;
  • сотрудничества в военной сфере;
  • вооружённых конфликтов.

Состав учебной дисциплины

Примерный:

  • Понятие и система военного права (военного законодательства) в Российской Федерации (России).
    • Основные понятия о военном праве, его источниках, роли в строительстве военном и укреплении вооружённых сил и других войск (сил).
    • Военное право и его место в правовой системе России.
  • Правовые основы строительства военного.
    • Особенности строительства военного, централизация, единоначалие, воинская дисциплина.
    • Организационно-правовые основы управления вооружёнными силами и другими войсками России. Полномочия военного командования в условиях чрезвычайного и военного положения в государстве и регионе.
    • Правовое регулирование военной обязанности и военной службы в России.
    • Правовые вопросы снабжения (обеспеченье) вооружённых сил и других войск материальными средствами, обеспечение сохранности и законного использования военного имущества.
    • Статус военнослужащих. Пенсионное обеспечение военнослужащих запаса, в отставке и ветеранов ВС.
    • Правовое регулирование трудовых отношений гражданского персонала вооружённых сил и других войск России.
  • Законность и способы её обеспечения в вооружённых силах и других войсках. Основы предупреждения и искоренения правонарушений.
    • Законность и способы её обеспечения в вооружённых силах и других войск России.
    • Правовое воспитание военнослужащих. Организация и методика правовой пропаганды.
    • Дисциплинарная, административная и материальная ответственность военнослужащих.
    • Основы предупреждения и искоренения правонарушений в вооружённых силах и других войсках России.
    • Уголовно-правовые средства борьбы с преступлениями в вооружённых силах и других войсках России.
    • Основы производства по уголовным делам в органах военной юстиции России.
    • Права и обязанности командиров и начальников в связи с производством по уголовным делам.
  • Основные положения международного права (военные аспекты).
    • Сущность современного международного права, его субъекты, источники и основные принципы. Население и территория в международном праве.
    • Правовое положение Российских войск и военнослужащих, временно находящихся за границей.
    • Международно-правовая регламентация способов ведения войны. Ответственность за нарушение законов и обычаев войны.
    • Основы законодательства строительства военного государств входящих в содружества независимых государств (СНГ).
    • Законодательство строительства военного зарубежных государств.

Литература

  • Коллектив авторов. статья «Войска» // Советская военная энциклопедия в 8-ми томах (2-е издание) / Под ред. Н. В. Огаркова. — М.: Воениздат, 1976. — Т. 2. — 654 с. — 105 000 экз.
  • Коллектив авторов. Военная энциклопедия / Под ред. Грачёва П. С.. — М.: Воениздат, 1994. — Т. 2. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-00299-1.
  • Коллектив авторов. Военный энциклопедический словарь / Под ред. Горкина А. П.. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2001. — Т. 1. — 848 с. — 5000 экз. — ISBN 5-85270-219-6.
  • Коллектив авторов. Военный энциклопедический словарь / Под ред. Горкина А. П.. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2001. — Т. 2. — 816 с. — 5000 экз. — ISBN 5-85270-219-6.
  • «Армия» (статья 1857 г.), Ф. Энгельса, Москва (М.), Военное издательство (ВИ), г.;
  • Энциклопедия военных и морских наук. Том VI. — СПб, 1893. — статья «Род оружия».
  • ;
  • Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М., ВИ, 1984 г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
  • Военный энциклопедический словарь ракетных войск стратегического назначения / Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России).; Гл.ред.: И. Д. Сергеев, В. Н. Яковлев, Н. Е. Соловцов. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 632 с. — 8500 экз. — ISBN 5-85270-315-X.

Правовая основа вооружённых сил

Все аспекты существования вооружённых сил прописаны в различных нормативно-правовых актах (официальных документах).

Главным источником, утверждающим роль и предназначение вооружённых сил государства, является военная доктрина. Военная доктрина является официальным документом утверждённым в государстве, положения в котором отражают систему взглядов на применения военной силы для достижения политических целей, на характер военных задач и способов их осуществления, на основные направления военного строительства. Военная доктрина уточняет концепцию национальной безопасности касательно военной сферы, обозначает направление военной политики государства в сложившихся текущих исторических условиях.

Создание военной доктрины проводится военным и политическим руководством государства. Положение военной доктрины имеют нормативную силу и находят отражение во всех нормативно-правовых актах связанных с военной сферой и жизнедеятельностью вооружённых сил в которые входят: военно-политические декларации; законодательные и правительственные юридические документы по аспектами национальной безопасности, обороны и военного строительства; документы регламентирующие боевую деятельность вооружённых сил (боевые уставы) и в повседневном функционировании вооружённых сил (общевоинские уставы, наставления, руководства) как в мирное так и в военное время.

Законодательством государства также определяется установленный порядок прохождения службы рядовым, сержантским и офицерским составом.

Услуги компаний

Частные военные компании в России предоставляют широкий спектр разнообразных услуг. Подобный перечень предоставляют и другие международные компании по всему миру. Это охрана объектов, имеющих стратегическое значение. Чаще всего наемников используют для защиты нефтяных месторождений и нефтяных баз, энергетических систем.

Также эти организации предлагают свои услуги в качестве частных охранных предприятий в зарубежных странах. Например, они могут защищать посольства, сопровождать гуманитарные конвои и представителей Организации Объединенных Наций.

В странах третьего мира, в которых ведутся боевые действия, специалисты этих компаний часто обучают местных офицеров и солдат правительственных вооруженных сил, готовят полицейских, а также других представителей служб безопасности.

Частные военные компании порой охраняют тюрьмы, такие прецеденты были в Ираке и Афганистане. Участвуют в операциях по разминированию, выполняют функции военных переводчиков. Проводят авиационную разведку, выполняют вооруженное сопровождение судов для защиты от пиратов. Такой вид услуг стал чрезвычайно популярным после активизации морских разбойников в Сомали.

Для чего используют ЧВК

Современные частные военные компании привлекаются для выполнения множества задач. Самая распространенная из них – это военный консалтинг. То есть, они осуществляют обучение бойцов силовых подразделений, повышают уровень офицерского и технического состава, проводят стратегическое планирование.

Вторым направлением деятельности ЧВК является логистика. «Частники» занимаются обеспечением регулярных войск, участвующих в боевых действиях. Причем понятие «обеспечение» трактуется весьма широко. Это может быть и ремонт военной техники, и обычное снабжение передовых частей, и обслуживание армейских компьютерных систем.

Очень часто ЧВК привлекаются для охраны различных объектов. Классическим примером являются нефтяные промыслы и трубопроводы в Ираке. Этой работой уже давно занимаются ЧВК. В последние годы частные военные компании активно предлагают услуги по разминированию территорий.

Тенденцией последних лет становится непосредственное участие наемников в боевых действиях. ЧВК, «заточенные» именно на войну, создаются в США, Европе, на Ближнем Востоке и в России.

Сегодня в России все чаще раздаются голоса о внесении в законодательство изменений, которые бы позволили создавать и использовать ЧВК на легальных основах. В нашей стране огромное количество людей имеет военный опыт, а невысокий уровень благосостояния позволит серьезно экономить на зарплате российских «солдат удачи». Нужно ли это нынешнему руководству страны – это неоднозначный вопрос, заслуживающий отдельного материала.

Правовая основа вооружённых сил

Все аспекты существования вооружённых сил прописаны в различных нормативно-правовых актах (официальных документах).

Главным источником, утверждающим роль и предназначение вооружённых сил государства, является военная доктрина. Военная доктрина является официальным документом утверждённым в государстве, положения в котором отражают систему взглядов на применения военной силы для достижения политических целей, на характер военных задач и способов их осуществления, на основные направления военного строительства. Военная доктрина уточняет концепцию национальной безопасности касательно военной сферы, обозначает направление военной политики государства в сложившихся текущих исторических условиях.

Создание военной доктрины проводится военным и политическим руководством государства. Положение военной доктрины имеют нормативную силу и находят отражение во всех нормативно-правовых актах связанных с военной сферой и жизнедеятельностью вооружённых сил в которые входят: военно-политические декларации; законодательные и правительственные юридические документы по аспектами национальной безопасности, обороны и военного строительства; документы регламентирующие боевую деятельность вооружённых сил (боевые уставы) и в повседневном функционировании вооружённых сил (общевоинские уставы, наставления, руководства) как в мирное так и в военное время.

Законодательством государства также определяется установленный порядок прохождения службы рядовым, сержантским и офицерским составом.

Управление вооружёнными силами

Схема стратегического управления ВС СССРна начало 1989 года

Пример административно-территориальногоуправления вооружёнными силами.Карта военных округов ВС СССР на январь 1989 года

Вооружённые силы имеют централизованное управление установленное законодательством государства. Для большинства государств центральным исполнительным органом управления вооружённых сил является Министерство обороны, через которое государство проводит в вооружённых силах свою политику, осуществляет контроль за процессом военного строительства, осуществляет управление в области обороны, а также координирует деятельность иных органов исполнительной власти в вопросах обороны.

В подчинении министерства обороны находится второй по важности центральный орган военного управления которым является Генеральный штаб. В некоторых государствах аналогом является Комитет начальников штабов (США и Великобритания), Штаб вооружённых сил (Франция) или Объединённый штаб вооружённых сил (Бразилия)

Генеральный штаб является главным органом военного управления вооружёнными силами как в мирное так и в военное время, который занимается каждодневной работой по поддержанию войск в боевой готовности. В подчинении Генерального штаба находятся командования (управления) видов вооружённых сил, командование (управления) отдельных родов войск и управления служб отвечающих за всестороннее обеспечение вооружённых сил.

В истории вооружённых сил некоторых государств уже в XX веке, существовали исключения, когда вооружённые силы были разделены на отдельные виды, которые управлялись отдельными министерствами. К таковым к примеру относится Бразилия, в которой в 1970-е годы существовали Министерство ВВС, Министерство ВМС и Министерство армии. В Императорской Японии Министерство ВМС существовало до 1942 года, а Министерство армии вплоть до самой капитуляции в 1945 году.

Для рационального управления вооружёнными силами в большинстве государств существует разделение вооружённых сил по административно-территориальному признаку, которое выражается в создании военных округов (региональных командований).

Размещение вооружённых сил может быть не только в границах территории государства, но и при некоторых сложившихся обстоятельствах за их пределами.

В мирное время состав вооружённых сил государств является сокращённым. При введении военного положения или перед началом военных действий, государством проводится развёртывание вооружённых сил, в процессе которого численность вооружённых сил может существенно вырасти. При этом могут создаваться специфические крупные формирования свойственные военному времени (фронты, военные округа военного времени и другие).

Восточный военный округ

4. Восточный военный округ объединяет в себе войска РФ, расположенные в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Округ был образован 21 октября 2010 года, в его состав вошли: Тихоокеанский флот, 3-ое командование ВВС и ПВО.

Войска ВВО располагаются в административных границах Дальневосточного и части Сибирского федеральных округов, на территории: Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Забайкальского, Камчатского, Приморского, Хабаровского краёв, Амурской, Магаданской, Сахалинской областей, Чукотского автономного округа.

Командующему войсками ВВО подчинены все виды и роды войск ВС РФ, размещенные на территории округа, за исключением Ракетных войск стратегического назначения и ВДВ. Кроме того, в его управлении находятся воинские формирования Федеральной службы войск национальной гвардии, Пограничной службы ФСБ, а также части МЧС и других ведомств и министерств РФ, выполняющие задачи на территории округа.

Здание штаба Восточного военного округа

Штаб ВВО находится в г.Хабаровске.

Командующий ВВО генерал-полковник Александр Александрович Журавлев

Командующий войсками ВВО – генерал-полковник А.А. Журавлев.

Начальник штаба — генерал-лейтенант А.Ю. Чайко.

Начальник пресс-службы – полковник А.Ю. Гордеев.

Почтовый адрес: 680038, г. Хабаровск-38, ул. Серышева, д.15.

Архив штаба: 8 (4212) 39-56-15; 8 (4212) 39-73-21; 8 (4212) 39-74-40.

24 ноября 2014 г. Президент РФ объявил о формировании новой военной структуры- Объединенного стратегического командования «Север», которое функционирует с 15 декабря 2014г. Фактически это пятый военный округ РФ, основой командования которого стал Северный флот (выведен из состава ЗВО). Данное командование обеспечит безопасность арктического региона России.

Такое реформирование Российской армии повысило боеспособность, оперативность, слаженность действий различных видов и родов войск РФ.

См. также

  • «Холодная война» — глобальная геополитика США и их союзников против Советского Союза и его союзников, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.
  • «Психологическая война» (Информационная война) — целенаправленные действия государства, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам другого государства при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем направленные на создание позитивного облика государства-агрессора.
  • «Гонка вооружений» — политическое противостояние двух или нескольких держав (а чаще — целых военных блоков) за превосходство в области вооруженных сил. В ходе такого противостояния каждая из сторон производит огромные запасы оружия, пытаясь установить паритет с противником или обогнать его.

Литература

Энциклопедии

  • Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в —1978 годах в 30-ти томах;
  • ;
  • Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М., ВИ, г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
  • Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС России. 2002 год;
  • В. Н. Коновалов, Политология, Словарь. — М: РГУ. 2010 год.

Учебные пособия и научные труды

  • Конышев В.Н. Военная стратегия США после окончания холодной войны. — СПб.: Наука, 2009. ISBN 978-5-02-025555-5
  • Конышев В.Н., Сергунин А.А. Современная военная стратегия: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: Аспект-Пресс, 2014. ISBN 978-5-7567-0745-8

Публицистика

П. Золотарев, статья, «Цели и приоритеты военной политики России», журнал «Россия в глобальной политики» № 2, 2007 год.

Историческая литература

Е. П. Толмачев, «Военная политика и реформы Александра II», Серия: «Редкая книга», Издательство: «Воениздат», 368 стр., 2006 год;

Военная доктрина

Она была утверждена в 2000 г. Военная доктрина закрепляет комплекс официальных подходов к решению военно-политических, военно-экономических и военно-стратегических задач. Этот документ был утвержден в переходный период – на этапе становления демократического государства и построения военной организации РФ.

В доктрине конкретизированы отдельные положения Концепции нацбезопасности России. Документ составлен на основе комплексной оценки военно-политических условий в мире, стратегического прогноза их развития, научно обоснованном определении текущих и предстоящих целей, объективных потребностей и возможностей обеспечения обороноспособности, анализе характера и содержания современных войн и военных конфликтов, зарубежном и отечественном опыте организации военной службы.

МО РФ является ключевым ведомством, реализующим госполитику в сфере военного дела. Доктрина – документ оборонительного характера, что предопределено сочетанием положений, указывающих на приверженность миру, твердую решимость отстаивать национальные интересы, обеспечивать военную безопасность страны и ее союзников.

Нормативную основу документа составляют Конституция, федеральное законодательство и иные, в том числе международные, правовые акты.

Государства

Военная политика — составная часть общей политики государства и иных субъектов власти, непосредственно связанная с созданием и развитием военной организации, её подготовкой, способностью и готовностью к применению средств вооруженной борьбы для защиты государства и достижения других его политических целей. Военную политику в той или иной стране могут проводить как государство, правящие партии и организации, так и оппозиционные силы и организации.

Выработанная военная политика конкретизируется в официальных военных доктринах, военной стратегии и практике строительства военного. Нередко в её рамках выделяют оборонную политику, связанную с защитой данного государства. Оборонная политика иногда трактуется как синоним военной, чтобы не делать акцент на военной стороне дела в условиях перемен во внешней политике государства.

Поэтому можно сказать, что политика оборонная (политика в области обороны) и есть политика государства, направленная на надёжную защиту государства от внешней угрозы (внешнего нападения). Она вырабатывается и проводится в рамках официальной деятельности властей конкретного государства. Оборонная политика последовательно охватывает подготовку народа и вооруженных сил к отпору агрессии, а также подготовку к этому тяжелому испытанию экономики, систем здравоохранения, образования и воспитания, возможностей культуры и искусства.

На сегодняшний день известно 20 политических и идеологических систем, в которых военная политика имеет свои особенности:

  • Авторитаризм
  • Анархизм
  • Демократия
  • Диктатура
  • Коммунизм
  • Консерватизм
  • Космополитизм
  • Либерализм
  • Марксизм
  • Милитаризм
  • Нацизм
  • Национализм
  • Пацифизм
  • Плутократия
  • Самодержавие
  • Социализм
  • Теократия
  • Тоталитаризм
  • Тимократия
  • Фашизм

Цели

  • предотвращение войн и военных конфликтов (пацифизм);
  • Переход от мирного к вооруженному достижению внешнеполитических целей (милитаризм);
  • обеспечение надежной защиты суверенитета и территориальной целостности государства;
  • подготовка государства, народа и вооружённых сил к отпору любому агрессору;
  • укрепление военной мощи государства;
  • Военный переворот как способ замены политических элит военными элитами;
  • Ослабление другой страны в военной и экономической сфере методом уничтожения населения (геноцид);
  • развитие оборонной промышленности;
  • всестороннее совершенствование военного строительства;

Ключевые положения госполитики в сфере обороны

Руководство страны рассматривает обеспечение безопасности, строительство мощной военной организации МО РФ в контексте формирования демократического правового режима, осуществления необходимых социальных и экономических преобразований, утверждения принципов взаимовыгодного партнерства, равноправного сотрудничества в международных отношениях. Россия выступает за активное и последовательное создание всеобъемлющей системы безопасности, сохранение мира на планете.

Обороноспособность и безопасность страны обеспечивается за счет сил и средств, имеющихся в ее распоряжении. Одним из ключевых элементов военной организации РФ является система ядерной безопасности. Россия оставляет за собой право применять ядерное оружие в ответ на использование другими странами оружия массового поражения против нее либо ее союзников. Здесь следует сказать о важнейших принципах, закрепленных в Доктрине. РФ не применит ядерное вооружение против стран-участниц ДНЯО или не располагающих таким оружием. Исключение составляют случаи агрессии против России, ее союзников или государств, отношения с которыми скрепляются взаимными обязательствами в сфере безопасности.

«Российские системы безопасности»

Частные военные компании в России, список которых возглавляет самая известная — «РСБ-Групп», сегодня предлагают широкий спектр услуг.

«РСБ-Групп» — это серьезная организация, которая является официальным партнером ООН в России. Работает в рамках резолюций Совета Безопасности, устава ООН, Кодекса Красного Креста.

Компания осуществляет сопровождение на суше и на море, техническую защиту, проводит обучение и консалтинг. Занимается разминированием территорий, охраной объектов в пределах Российский Федерации.

«РСБ-Групп» может предложить и весьма экзотические услуги. Например, проведение разведки и аналитики. В интересах заказчика добывается информация о клиентах, конкурентах или поставщиках. Исключение составляют только промышленный шпионаж и сведения, являющиеся государственной тайной.

Все эти услуги могут предложить мноиге частные военные компании в России. Как попасть в них? Например, в «РСБ-Групп» на сегодняшний день открыты вакансии менеджера по активным продажам охранных и морских охранных услуг, менеджера по развитию проекта.

Руководство военной организацией РФ

Координация и контроль формирования, подготовки и применения вооруженных сил возлагаются на президента. Он же является Верховным Главнокомандующим ВС.

Правительство страны руководит вооружением, спецтехникой, материальными средствами, услугами, оснащением территории страны в интересах обороны и безопасности, реализует иные функции, закрепленные законодательством.

В РФ военная организация государства осуществляется на всех уровнях. Федеральные, региональные, местные органы власти реализуют полномочия по решению вопросов, связанных с обороноспособностью в порядке, закрепленном федеральными законами.

В обеспечении военной безопасности участвуют различные учреждения, предприятия, общественные объединения. Особая роль в решении задач, связанных с обороноспособностью государства, принадлежит гражданам страны. В основе организации военной службы РФ лежат контрактный и призывной принципы. Согласно законодательству, служба в ВС по призыву является гражданской обязанностью.

Значение военной силы

Обеспечение защиты национальных интересов России, ее безопасности осуществляется в гуманитарной, военной, экономической, политической областях. Эта деятельность тесно связана с позицией страны в международных отношениях. В настоящее время наблюдается две тенденции. Во-первых, отмечается стремление создать новую, демократическую, справедливую систему политических отношений между государствами. Во-вторых, все чаще применяется военная сила вне мандата ООН.

В таких условиях значение военной организации как внешнеполитического инструмента неуклонно растет. Россия выступает за формирование такой системы межгосударственных отношений, при которой роль военной силы минимально, а ее задачи сводятся только лишь к сдерживанию конфликтов.

Одним из ключевых аспектов, определяющих подходы к обеспечению нацбезопасности, является взаимодействие РФ с наиболее активными участниками международных отношений. Среди них ведущее место занимает ООН и Совет безопасности. Важнейшую роль в межгосударственных отношениях играют СНГ, НАТО, ЕС, ШОС.

ООН и Совет безопасности Организации рассматриваются нашей страной в качестве центрального звена, обеспечивающего стабильность в мире. Умаление роли этих институтов, переход к повсеместному использованию военной силы расцениваются Россией как угроза национальным интересам.

Одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности государства является взаимодействие со странами, входящими в СНГ. РФ стремится к развитию военно-политического сотрудничества с ними.

Взаимодействие России и НАТО определяется Декларацией, утвержденной в 2001 г. Наша страна рассчитывает на прекращение антироссийской риторики, устранение элементов, свидетельствующих о негативном отношении к РФ, из военных доктрин государств-участников НАТО. Если же члены Североатлантического альянса сохранят их, это потребует перестройки военной организации России, изменения принципов формирования армии, корректировки ядерной стратегии.

Наша страна, безусловно, готова расширять взаимодействие с США в экономической, военно-политической сферах, в области обеспечения стабильности в мире и ликвидации всех элементов «холодной войны». Россия поддерживает усилия Америки в борьбе с международным терроризмом.

ШОС является ключевым звеном в системе обеспечения безопасности в Дальневосточном регионе и Центральной Азии. Взаимодействие России с этой организацией направлено на создание зоны стабильности и мира, исключение крупномасштабных военных угроз.

В настоящее время геополитическая обстановка такова, что защита национальных интересов РФ только за счет политических возможностей становится невозможной. Сегодня крайне недостаточно участия в международных организациях, партнерских отношений с другими государствами. Устранение внутренних, внешних и трансграничных угроз становится основной задачей военной организации России. В этой связи, роль военной силы как внешнеполитического инструмента постоянно растет.

Служба по контракту

За последнее время множество факторов, политических, демографических, социальных, идеологических, экономических в том числе, оказало негативное влияние на состояние системы комплектования армии. За последнее десятилетие резко сократилось количество призывников. Из всего количества граждан, находящихся на воинском учете, не было призвано в армию около 85 %.

Вместе с тем в современных условиях стремительно развиваются и активно применяются новые формы, способы, средства вооруженной борьбы. Это является важнейшей предпосылкой для ужесточения требований к профессиональной подготовке служащих. Для решения актуальных проблем, связанных с комплектованием армии, Правительством была утверждена целевая программа, направленная на создание формирований постоянной боевой готовности. Состоять они будут из граждан, проходящих службу по контракту.

В Программе предусмотрено 2 части. В первой изложены положения, описывающие привлекательность службы по контракту, условий ее прохождения. Во второй части отражены мероприятия, направленные на повышение боеспособности контрактных формирований.

Система комплектования ВС

Она представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение Вооруженных сил, иных войск, формирований и органов кадрами и в мирное, и в военное время. Сегодня используется смешанный способ комплектования: призыв сочетается с добровольным вступлением граждан в ВС по контракту.

Призыв на службу – необходимое условие обеспечения армии кадрами. В настоящее время без него обойтись нельзя. Вместе с тем в последнее время все больше ощущается недостаток призывных ресурсов.

Для лиц, проходящих службу в ВС по призыву, срок пребывания в рядах армии устанавливается в зависимости от участия в вооруженных конфликтах, образования и прочих обстоятельств. Он составляет 12-24 месяца.

Призыву подлежат все мужчины 18-27 лет, не находящиеся в запасе и стоящие на учете в военном комиссариате по месту проживания. Выполнить свой долг обязаны также лица указанного возраста, завершившие обучение в государственных, муниципальных или иных негосударственных учебных заведениях, имеющих аккредитацию по соответствующим специальностям, зачисленные в запас в звании офицера.

МАР

Еще одна серьезная организация, занимающаяся такой деятельностью, — МАР. Она базируется в Санкт-Петербурге.

Специализируется на организации законных расследований и обеспечении безопасности

Осуществляет охрану физических лиц, автомобильных колонн, нефте- и газопроводов, сопровождение грузов, представляющих особую важность

И это еще не все услуги, которые могут предоставить частные военные компании в России. Обучение сотрудников, охрана морских судов, военный и деловой консалтинг, охрана массовых мероприятий, а также подготовка и обмен информации по таким событиям — все это находится в рамках их компетенции.

Перечислим некоторые другие частные военные компании, функционирующие в РФ:

  • Cossaks.
  • «Феракс».
  • «Редут-Антитеррор»
  • «Антитеррор-Орел» и другие.

Заключение

Безусловно, в современных условиях система обеспечения обороноспособности и безопасности страны должна быть очень эффективной. В настоящее время мир охватила угроза распространения терроризма. Крупнейшие страны ведут активную борьбу с ним. Россия является одним из основных ее участников. При этом наша страна действует исключительно в рамках международного права, руководствуется положениями Устава ООН и международных соглашений.

Безусловно, не все конфликты должны разрешаться с помощью силы. Однако, учитывая антироссийские настроения, планы НАТО по расширению на Восток, России приходится повышать уровень своей военной организации. Развитие системы, ее реформирование, повышение эффективности деятельности институтов, входящих в нее, направлено, главным образом, на защиту от угроз, а не на нападение. В Военной доктрине закреплено положение о том, что государство может применить силу только в ответ на агрессию.

Надо сказать, что за последнее десятилетие уровень подготовки служащих существенно вырос. Военно-промышленный комплекс сегодня работает на полную мощность, обеспечивая различные роды войск необходимой техникой и вооружением.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий