Мировые политические конфликты

Суть

Как правило, под военным конфликтом понимается любая военная активность с организованным задействованием вооружённой силы. Таким образом под широкое определение военного конфликта попадают мировые, локальные, региональные и обычные войны, вооружённые конфликты, акции военного насилия, военные инциденты и т. п.

Практически любой военный конфликт является наиболее острой стадией некоего предшествующего ему политического (межгосударственного) конфликта. Из этого следует, что военные конфликты не возникают спонтанно, а являются исключительным проявлением социальной напряжённости, которая возникает из-за разного рода противоречий: экономических, социальных, политических, духовных и т. п.

В свете этого военные конфликты характеризуются своими задачами, средствами их решения, пространственно-временными границами, формами вооружённой борьбы и способами использования военной силы. Современные военные конфликты отличаются скоординированным использованием военной силы и невоенных методов, массированностью задействования военной техники, существенной ролью информационного противоборства, небольшими временными сроками на подготовку к непосредственным военным действиям и высокой оперативностью управления.

Борьба с терроризмом и организованной преступностью

Одной из серьезных внутренних угроз, с которой в последнее время при­ходится сталкиваться вооруженным силам, является терроризм, который все более сращивается с организованной преступностью и приобретает транскон­тинентальный размах. Роль вооруженных сил в борьбе с этим явлением носит, как правило, вспомогательный характер и заключается в оказании помощи другим силовым структурам.

Вместе с тем, в условиях активизации террористической деятельности в районах потенциально конфликтных ситуаций значение вооруженных сил возрастает. Опыт проведения антитеррористических операций в Буденновске , Первомайском , Кизляре показывает, что тактика действий террористов, коли­чество сил и средств, привлекаемых ими для достижения своих целей, масштабы и интенсивность терактов значительно отличаются от привычных для нас пред­ставлений. Речь уже идет не о террористах-одиночках или небольших группах, а о террористических подразделениях, входящих в состав незаконных воору­женных формирований. Целью их является не просто создание обстановки страха и насилия и предъявление каких-либо требований, а достижение вполне определенных военно-политических целей, обусловленных общим замыслом вооруженной борьбы.

В этих условиях проведение боевой операции с применением различных видов вооружения и техники просто невозможно без привлечения ВС. По сути дела, складывается новый вид боевых действий – широкомасштабные антитер­рористические операции с элементами общевойскового боя, в которых прини­мают участие формирования МО, МВД, ФСБ, ФПС и др. Проведение подобных

операций предсташшет собой совершенно новое направление военного искус­ства и требует иных подходов к разработке основ их подготовки и ведения. По­этому наряду с традиционно используемыми в антитеррористических операциях подразделениями МВД и ФСБ назрела необходимость использования и ВС.

Начало войны и его правовые последствия

Предпринятые государством военные действия означают начало состояния войны для участвующих в конфликте государств и обусловливают необходимость соблюдения международных правил ведения войны. Обычаи войны с древних времен устанавливали, что началу военных действий должно предшествовать объявление войны. Одна из Гаагских конвенций 1907 г. превратила это правило в договорную норму. Военные действия между сторонами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения. Однако с точки .зрения современного международного права само объявление войны не оправдывает данное государство и не освобождает от ответственности за акт агрессии, равно как и начало военных действий без объявления войны.

Объявление войны или ее ведение без такого акта влекут за собой определенные последствия в отношениях между воюющими государствами, включая соблюдение правил ведения войны.

В соответствии с первым Дополнительным протоколом 1977 г. с началом вооруженного конфликта применяется система Держав-Покровительниц, которыми могут стать не участвующие в конфликте государства, назначенные и признанные воюющими сторонами. На Державы-Покровительницы возлагается обязанность охранять интересы этих сторон. В случае нерешения вопросов назначения и признания таких Держав соответствующую обязанность может принять на себя Международный комитет Красного Креста или другая беспристрастная организация. К такой организации Конвенция применяет термин «субститут».

Начало войны, как правило, прерывает дипломатические и консульские отношения между государствами, вступившими в войну. Дипломатический и консульский персонал вправе покинуть государство пребывания без каких-либо ограничений и задержек со стороны враждебного государства. Охрана помещений дипломатического представительства и консульств вместе с их имуществом и архивами вверяется Державе-Покровительнице или субституту. Двусторонние политические и экономические договоры, рассчитанные на мирное сотрудничество, теряют силу либо приостанавливаются. Торговые сделки с юридическими и физическими лицами неприятельских государств, как и виды сношений личного и коммерческого характера между гражданами воюющих государств, запрещаются.

В отношении граждан неприятельского государства, пребывающих на их территории, применяются различные ограничения, включая интернирование или принудительное проживание на период войны в определенном районе. Интернированные граждане сохраняют свою гражданскую правоспособность и осуществляют вытекающие отсюда права в той мере, в какой это совместимо с интернированием.

Имущество, принадлежащее непосредственно вражескому государству (государственная собственность), конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских представительств. Частная собственность (собственность граждан) в принципе считается неприкосновенной.

Пространственная сфера вооруженного конфликта — театр военных действий — сухопутное, морское, воздушное пространство воюющих государств, а также (без ущерба для интересов других государств) районы открытого моря и воздушного пространства над ним. Территория нейтральных государств, а также пространства, которые международным правом признаны демилитаризованными (Антарктика, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, международные каналы), не могут использоваться в качестве театра военных действий.

Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военный транспорт. На своей территории нейтральное государство имеет право защищать нейтралитет всеми имеющимися средствами, вплоть до применения вооруженных сил.

Практика применения шаблона

Перенесено со страницы Обсуждение участника:Wulfson.

Уважаемый Wulfson,
прошу прощения, если злоупотребляю Вашим вниманием, но я хотел бы поднять вопрос о практике применения одного из шаблонов Википедии (к шаблону как таковому вопросов нет). Где бы Вы посоветовали мне это сделать? 5.1.25.164 19:15, 16 марта 2013 (UTC)

Поднимайте здесь. wulfson 19:32, 16 марта 2013 (UTC)
Спасибо. Должен сказать, что интересует меня в данном случае опять-таки конкретный эпизод, но вопрос можно поставить шире. Речь о шаблоне «Вооружённый конфликт», точнее — об интерпретации его графы «Противники». Как Вам известно, данный шаблон применяется довольно широко, в том числе и при описании восстаний, гражданских войн и прочих конфликтов. Практика показывает, что редакторы статей часто толкуют понятие «противник» в расширительном смысле, включая сюда всех участников сражения. Однако в статье «Конотопская битва» этот вопрос стал камнем преткновения. Как видно из страницы обсуждения данной статьи, сформировались два подхода к определению данного понятия: один базируется на расширительном его толковании и стремится включить все стороны конфликта, выставившие вооруженные контингенты и хотя бы в некоторой степени имеющие собственный политический интерес в сражении; другой подход основывается на критерии формальной государственно-правовой принадлежности, что несколько сужает число сторон конфликта. На стороне первого подхода в некоторой степени выступает сложившаяся практика (яркий пример — статья Русско-турецкая война (1877-1878), где с обеих сторон в списке участников конфликта указаны также парамилитарные формирования, не представлявшие в период войны никаких легитимных политических единиц, а в случае болгарских ополченцев — и практически не ведшие боевых действий вне структуры более крупной боевой единицы (в данном случае — русской армии)). Буквальное же прочтение страницы шаблона дает перевес сторонникам второго подхода (страница гласит: «следует указывать все силы (государства), выступающие на одной стороне в конфликте». могли бы Вы рассудить спор по поводу Конотопской битвы, а заодно и сформулировать, если можно, в более общем виде методологию применения данного шаблона (в частности, можно ли включать в список противников иностранных наемников и каковы вообще критерии включения в список). Заранее благодарю. Benda 20:27, 16 марта 2013 (UTC)
Если Вы знаете английский язык, для начала советую посмотреть объяснение к заполнению соответствующих полей такого же шаблона, используемого в enWiki, — . Лучше, чем там, я вряд ли придумаю. wulfson 04:00, 18 марта 2013 (UTC)
Спасибо. «smaller ones (such as particular units, formations, or groups) may be indicated if doing so improves reader understanding» — я бы сказал, что это работает в пользу первого подхода. Но, конечно, я ангажирован. 5.1.25.164 04:13, 18 марта 2013 (UTC)

Начало войны и его правовые последствия. Театр войны

В соответствии с Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 г. (Россия участвует) государства признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Состояние войны должно быть без замедления оповещено нейтральным странам и будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения.

Объявление войны, даже если за этим актом не следуют собственно военные действия, означает начало юридического состояния войны. Между государствами перестают применяться многие нормы международного права (в частности, политические, экономические, культурные соглашения между воюющими государствами), другие нормы, принятые специально для периода вооруженного конфликта. Состояние войны прекращает дипломатические и консульские отношения, сотрудникам учреждений должна быть обеспечена возможность беспрепятственного отъезда в свое государство. Граждане иностранного государства могут быть интернированы.

Театр войны — это территория воюющих сторон, открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых ведутся военные действия. Запрещается использовать в качестве театра войны территорию нейтральных государств.

Факторы, влияющие на возникновение политического конфликта

В качестве главных причин возникновения политических конфликтов выделяют следующие группы объективных факторов.

  • Существующие в обществе отношения господства и подчинения, распределяющие индивидов и их группы, социальные слои по позициям, одни из которых содержат власть, а другие дают возможность удерживающим их индивидам и слоям осуществлять властные полномочия.
  • Коренные расхождения политических идеалов и предпочтений, ценностных ориентаций индивидов, их групп и общностей.
  • Процесс идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к политическим, социальным, этнонациональным, религиозным, субкультурным общностям.
  • Политическая система современного общества, свойственная ей организация современной власти.

Параметры

  • Перед именами командующих принято использовать соответствующие флаги, эмблемы или гербы. Так, для военачальников США могут быть использованы печати соответствующих департаментов (см. Кампания на Соломоновых островах). Следует учитывать, что в карточке используются символы соответствующего исторического периода.
  • Перед наименованием сторон принято использовать соответствующие флаги. При этом следует учитывать, что для государств используются государственные флаги вне зависимости от видов и родов войск, которые принимали участие в вооружённом конфликте. Кроме того, стоит учитывать, что в карточке используется государственный флаг соответствующего исторического периода (так, для обозначения вооружённых сил США во Второй мировой войне следует использовать 48-звёздный флаг).
    Пример:

Шаблон-карточка для статей о вооружённых конфликтах.

Параметры шаблона

Параметр
Описание
Тип
Статус

Конфликт

Название вооружённого конфликта

Строка (короткая)
необязательный
Часть

Название более широкого вооружённого конфликта, частью которого является описываемый

Неизвестно
необязательный
Изображение

Изображение для отображения в карточке

Имя файла
необязательный
Подпись

Подпись к изображению

Строка (короткая)
необязательный
Дата

Временные рамки ведения вооружённого конфликта

Неизвестно
необязательный
Место

Место ведения вооружённого конфликта

Неизвестно
необязательный
Причина

Причина (причины) вооружённого конфликта. Не путать с поводом к началу конфликта

Неизвестно
необязательный
Статус

Статус конфликта (для продолжающихся конфликтов). Взаимоисключающий параметр по отношению к параметру «итог»

Неизвестно
необязательный
Итог

Нематериальный результат (нематериальные результаты) военного конфликта

Неизвестно
необязательный
Изменения

Территориальные изменения, последовавшие в результате военного конфликта

Неизвестно
необязательный
Противник1

Наименование 1-й противоборствующей стороны. Следует указывать все силы (государства), выступающие на одной стороне в конфликте

Неизвестно
необязательный
Противник2

Наименование 2-й противоборствующей стороны

Неизвестно
необязательный
Противник3

Наименование 3-й противоборствующей стороны

Неизвестно
необязательный
Противник4

Наименование 4-й противоборствующей стороны

Неизвестно
необязательный
Командир1

Имя командующего (имена командующих) вооружёнными силами 1-й стороны конфликта

Неизвестно
необязательный
Командир2

Имя командующего (имена командующих) вооружёнными силами 2-й стороны конфликта

Неизвестно
необязательный
Командир3

Имя командующего (имена командующих) вооружёнными силами 3-й стороны конфликта

Неизвестно
необязательный
Командир4

Имя командующего (имена командующих) вооружёнными силами 4-й стороны конфликта

Неизвестно
необязательный
Силы1

Общие силы 1-й стороны конфликта

Неизвестно
необязательный
Силы2

Общие силы 2-й стороны конфликта

Неизвестно
необязательный
Силы3

Общие силы 3-й стороны конфликта

Неизвестно
необязательный
Силы4

Общие силы 4-й стороны конфликта

Неизвестно
необязательный
Потери1

Потери 1-й стороны конфликта

Неизвестно
необязательный
Потери2

Потери 2-й стороны конфликта

Неизвестно
необязательный
Потери3

Потери 3-й стороны конфликта

Неизвестно
необязательный
Потери4

Потери 4-й стороны конфликта

Неизвестно
необязательный
Общие потери

без описания

Неизвестно
необязательный
Викисклад

Категория на викискладе

Строка (короткая)
необязательный
Примечание

без описания

Неизвестно
необязательный

Йеменская гражданская война (2014 — наше время)

Гражданская война в Йемене возникла после «арабской весны», когда мятежные хуситы (шиитские повстанцы) свергли правительство президента Али Абдаллаха Салиха. После покушения на его жизнь президент Али был вынужден покинуть Йемен, после чего власть передали вице-президенту Хади. Тот не смог восстановить порядок в стране и перешёл к насильственным действиям, которые вызвали симпатию к антиправительственным повстанцам, которые на этой волне быстро заняли столицу.

Конфликт приобрёл международный характер, когда коалиция во главе с Саудовской Аравией вторглась в Йемен, чтобы свергнуть хуситов и вернуть власть правительству Хади. Столкновения возобновились с новой силой и не заканчиваются по сей день, хотя и не находятся на таком серьёзном уровне, как в 2014–2015 годах.

По оценке ООН, в ходе боевых действий было убито более 91 тысячи человек, из которых более 11 тысяч составили мирные жители.

Комбатанты в международном праве.

Комбатант (сражающийся) — лицо, входящее в состав вооруженных сил одной из сторон международного вооруженного конфликта (ст. 3 приложения к Гаагской конвенции 1907 года и ст.43, п. 2 Дополнительного протокола I). Никто не может стать комбатантом лишь по собственной воле; он должен принадлежать к группе, которая, в свою очередь, должна принадлежать одной из сторон международного вооруженного конфликта, то есть государству (ст. 2 общая для Женевских конвенций I-IV) либо национально-освободительному движению (ст. 1, п. 4 Дополнительного протокола I).

Все ли члены регулярных государственных вооруженных сил являются комбатантами? Статья 3 приложения к Гаагской конвенции 1907 года может вызвать путаницу, поскольку в ней говорится, что «вооруженные силы воюющих сторон могут состоять из сражающихся и несражающихся», и обе категории пользуются правами военнопленных. Категория несражающихся, указанная в данной статье, включала, например, поваров и других членов вооруженных сил, не принимавших непосредственного участия в боевых действиях.

Однако в современной терминологии такое различие не проводится. Практически все участники, вне зависимости от исполняемых функций, являются комбатантами, то есть могут принимать непосредственное участие в военных действиях и подвергаться нападению (ст. 43, п. 2 Дополнительного протокола I). Однако военный медицинский и религиозный персонал не являются комбатантами. Они не могут непосредственно участвовать в военных действиях, не могут подвергаться нападению и не считаются военнопленными, если попадут во власть неприятеля. В подобном случае они должны быть освобождены и репатриированы, если их задержание не требуется для ухода за военнопленными.

Женевская конвенция III.

Строго говоря, ст. 4 Женевской конвенции III применяется не только к сражающимся. Тем не менее, к категории лиц, пользующихся статусом военнопленных, относятся преимущественно комбатанты.

  • Текст статьи 4, ч. A, п. 1 Женевской конвенция III, гласящий, что «личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил» считаются военнопленными, если попадут во власть неприятеля, подтверждает, что данные лица являются комбатантами.
  • Статья 4, ч. A, п. 3 Женевской конвенция III дополнительно причисляет к сражающимся «личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену державой».
  • Развивая условия ст. 1 Гаагских положений, ст. 4, ч. A, п. 2 Женевской конвенции III добавляет к комбатантам «личный состав других ополчений и добровольческих отрядов», если они отвечают следующим условиям:
    1. имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,
    2. имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак,
    3. открыто носят оружие; и
    4. соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.
  • Повторяя исключение, допущенное в ст. 2 Гаагских положений, статья 4, ч. A, п. 6 Женевской конвенции III подтверждает статус сражающихся для отдельных гражданских лиц на неоккупированной территории, не входящих в состав какой-либо вооруженной группы, которые при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берутся за оружие, но только в том случае, если они носят оружие открыто и соблюдают законы и обычаи войны. Жители оккупированной территории не имеют подобной привилегии.

Дополнительный протокол I.

В статье 43 Дополнительного протокола I применяется более широкая и обобщенная концепция вооруженных сил. Вооруженные силы включают все организованные вооруженные группы и подразделения, находящихся под командованием лица, ответственного перед стороной конфликта, при условии, что такие силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, в частности, обеспечивает соблюдение международного гуманитарного права. Члены таких групп являются комбатантами.

Однако сражающийся сохраняет свой статус и статус военнопленного только в том случае, если соблюдает обязательство отличить себя от гражданского населения (открыто носит оружие, соответствующую форму, знаки отличия, и т. п.) в ходе подготовки или проведения военной операции.

Статья 44, п. 6 Дополнительного протокола I добавляет, что ни одно лицо, являющееся комбатантом в соответствии с Женевской конвенцией III, не может быть лишено своего статуса в соответствии с Дополнительным протоколом I.

Международный вооруженный конфликт

Непосредственным субъектом регулирования права вооруженных конфликтов является международный вооруженный конфликт и некоторые аспекты немеждународного (внутреннего) вооруженного конфликта. Правовая концепция «международного вооруженного конфликта» в 1-ые была определена в Женевских конвенциях 1949 года и Дополнительном протоколе I – использование вооруженной силы 1-им субъектом международного права против другого субъекта.

Сторонами международного вооруженного конфликта являются:

  • государства;
  • народы, борющиеся за независимость;
  • объекты групповой политики;
  • международные организации, участвующие в коллективных военных операциях.

Определение 2

Международный вооруженный конфликт – это военное столкновение между государствами, антиколониальный конфликт, борьба с иностранной оккупацией, национально-освободительная борьба.

Вооруженный конфликт немеждународного характера – это вооруженные столкновения между правительственными силами и антиправительственными вооруженными силами на территории одного государства (гражданская война, вооруженное восстание).

Признаки немеждународного вооруженного конфликта:

  • использование оружия и участие в конфликте вооруженных сил, в том числе полицейских подразделений;
  • коллективный характер выступлений. Случайные внутренние беспорядки не считаются вооруженным конфликтом;
  • организация повстанцев и наличие органов, ведущих их действия;
  • продолжительность и непрерывность конфликта. Некоторые спорадические речи плохо организованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты;
  • осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

Слишком сложно?
Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу

Опиши задание

После 2-ой мировой войны подавляющее большинство таких конфликтов происходило в:

  • Африке (Сомали, Ангола, Руанда, Зимбабве, Эфиопия и т. д.);
  • Латинской Америке (Куба, Сальвадор, Чили, Никарагуа, Перу и др.);
  • Азии (Кампучия, Индия, Китай, Афганистан, Иран и др.).

В 1990-х годах волна внутренних вооруженных конфликтов охватила Европу (бывшая Югославия, бывший СССР).

Главное отличие интернациональной вооруженной конфликтной ситуации от немеждународного – в международном конфликте обе противоборствующие стороны являются субъектами интернационального права, в немеждународном – сражающейся стороной признается лишь центральное правительство.

Остальные страны не вправе вмешиваться во внутренний вооруженный конфликт, но в современной практике применяется «гуманитарная интервенция». В первый раз данный термин был применен в процессе проведения межгосударственных вооруженных операций в Сомали и Руанде в целях окончания внутренних конфронтаций, сопровождавшихся масштабными человеческими жертвами.

При конкретных жизненных обстоятельствах внутренние вооруженные инциденты подпадают под воздействие интернационального права (Дополнительного протокола II). Это вооруженные инциденты, не подпадающие под воздействие ст. 1 Вспомогательного протокола I, происходящие на территории одной страны «между ее вооруженными силами или же другими санкционированными вооруженными группами, которые, находясь под серьезным командованием, осуществляют подобный контроль над частью территории страны, который разрешает им воплотить в жизнь непрерывные и слаженные военнослужащие воздействия и использовать

положения Протокола II». Повстанцы («организованные вооруженные группы») могут быть признаны «сражающейся стороной», если они имеют свою компанию, централизованное руководство, держат под контролем часть территории страны, соблюдают законы и обычаи войны.

Замечание 2

Признание повстанцев «воюющей стороной» ликвидирует использование к ним государственного уголовного законодательства об ответственности за глобальные

массовые волнения, бандитизм и т.п. На захваченных в плен бойцов распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими странами, межгосударственными организациями, заключать с ними соглашения, получать военную и безвозмездную помощь. Военное руководство бойцов на подконтрольной им территории вправе создавать органы управления, проводить выборы, плебисциты и референдумы, издавать законодательные акты. Основная цель признания «сражающейся стороной» – распространение на участвующих в вооруженной конфликтной ситуации законов и обычаев войны. Обычно признание бойцов «сражающейся стороной» говорит о модификации внутреннего вооруженного инцидента конфликта в интернациональный; имеет возможность привести к созданию новой страны и ее признанию.

Сирийская гражданская война (2011 — наше время)

Эта гражданская война на слуху у всего мира, и говорить о ней много не стоит. Начался конфликт в 2011 году, когда «арабская весна» (свержение авторитарных режимов) охватила Ближний Восток и Северную Африку. В некоторых странах это удалось; в других, таких как Сирия, власти ответили насилием и подавлением. Неразбериха на Ближнем Востоке привела к образованию террористических ячеек, в том числе и самой известной, которая запрещена в России.

Сирийские повстанцы достаточно быстро захватили практически всю страну, но при поддержке некоторых государств ее президенту удалось удержаться у власти. И по мере того, как всё большее количество стран вступало в конфликт, росло и количество заинтересованных участников. Не осталась в стороне и Россия, которая поддержала правительственные силы.

На данный момент конфликт продолжается, и, по разным оценкам, страну покинуло до пяти миллионов человек, а погибло по меньшей мере 470 тысяч. Средняя продолжительность жизни упала с более чем 70 лет до конфликта до 55 лет в 2015 году.

Война в Ираке (2003–2011)

11 сентября 2001 года произошла террористическая атака на башни-близнецы, в результате которой погибло почти три тысячи человек. Американская администрация связала это событие с Саддамом Хусейном — диктатором из Ирака, который до этого несколько раз ввязывался в войны с другими странами, занимался геноцидом собственного населения и был замечен в использовании химического оружия.

Ссылаясь на связи между иракским режимом и террористической организацией «Аль-Каида», а также на присутствие в Ираке оружия массового поражения (оба утверждения позже были опровергнуты), США сформировали альянс и начали открытую войну против Ирака в 2003 году.

Конфликт растянулся на несколько лет и унёс жизни десятков тысяч человек. К моменту вывода войск США из Ирака в 2010 году было убито более 4 700 военнослужащих коалиции и как минимум 85 тысяч мирных жителей Ирака. Данный конфликт стал причиной начала гражданской войны в Ираке в 2011 году, которая закончилась в 2017 году и унесла жизни около 100 тысяч человек среди участников конфликта и более 67 тысяч гражданских.

Понятие политического конфликта

Политический конфликт — противоборство между реальными общественными силами, состоящими из лидеров, партий, организаций, элит, других объединений и общностей людей, с одной стороны и противоположными политическими целями, взглядами, ценностями и интересами.

К основным причинам образования политических конфликтов относятся объективные факторы, которые можно объединить в основные группы:

  • Сформированные общественные отношения, в основе которых понятие принципов господства и подчинения, распределение индивидов и их групп, социальных слоев таким образом, когда одна сторона обладает властью, а другая — предоставляет для этого необходимые полномочия.
  • Наличие коренных расхождений в политических идеалах и предпочтениях, отличия ценностных ориентаций в зависимости от индивидов, их групп и общностей.
  • Идентификация гражданского общества, в результате которой определяются политические, социальные, этнонациональные, религиозные, субкультурные общности.
  • Особенности политической системы современного общества, характерные для организации актуальных систем управления.

Согласно теории М.Вебера, структура социально-политического конфликта является статичной. В данном явлении можно выделить следующие элементы:

  • субъекты в виде двух или более противоборствующих сторон;
  • объект или предмет;
  • третья косвенная сторона;
  • окружающая социальная среда или политическое пространство.

Основной характеристикой политического конфликта служит его уникальность. Процессы отличаются по предпосылкам, причинам, поводам, действиям, позициям и другим свойствам. Однако, исходя из теории М.Е.Бабосова, существует типичная социодинамика развертывания политического конфликта. Согласно данному утверждению, процесс состоит из следующих этапов:

  • дихотомизация отношений власти по тенденции «господство — подчинение»;
  • формирование разных политических взглядов в социальных слоях и группах;
  • рост осознания несопоставимости интересов и целей в политике;
  • организация противоборствующих объединений и партий;
  • поляризация позиций, целей и действий политических субъектов;
  • возникновение и протекание политического конфликта;
  • разрешение политического конфликта.

На последней стадии конфликт решается с помощью интеграции с противоборствующей стороной, кооперации с соперником или подавления противника.

При урегулировании споров применяются следующие процедуры:

  • обмен данными о целях и задачах каждой стороны;
  • обозначение периода переговоров по обоюдному согласию сторон, в течение которого не применяется сила;
  • обращение к правовым нормам и административным процедурам;
  • помощь посредников в лице авторитетных фигур;
  • отказ демонстрировать собственное превосходство или абсолютную непримиримость;
  • стремление достигнуть консенсуса, согласия в целом или по отдельным вопросам.

Политический конфликт обладает разрушительным действием. Деструктивными функциями процесса является, прежде всего, истощение материальных, духовных, человеческих ресурсов. Конфликтные ситуации в политике приводят к ослаблению существующей системы власти, общепринятых ценностей и устоев жизни общества.

Существуют множество теорий о том, что характер политических конфликтов является в большей степени конструктивным. Процесс служит катализатором для изменений социально-политической сферы, мотивирует на принятие действий, публичное заявление позиций разных сторон. Внешнеполитические конфликты способствуют объединению общества внутри государства, влияют на ход истории.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий