Содержание
В Российской Федерации
Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и другого.
В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.
В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (начальник войск ГО).
Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны
При них были созданы штабы ГО и различные службы.
Также важной организацией в системе гражданской обороны являлся ДОСААФ. ДОСААФ проводил обучение молодежи по стрельбе, плаванию, вождению автомобиля, парашютизму, пилотированию самолётов и радио коммуникации.
В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)[нет в источнике]
В России 4 октября отмечается День гражданской обороны.
Войска гражданской обороны
Нагрудный знак подразделений ГО предприятий (СССР)
В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Позже войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), а также Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).
С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС России (затем — МЧС России).
На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:
- ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
- проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
- проведение пиротехнических работ;
- участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры
В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998), свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооруженными Силами Российской Федерации и другими воинскими формированиями.
Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные воинские формирования).
Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году — 18 000 человек.
Начальники ГО СССР
- 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
- 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
- 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
- 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.
8.1.2. Структура гражданской обороны
Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.
Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.
Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.
Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель Правительства РФ. Он является начальником гражданской обороны Российской Федерации, а Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – первым заместителем начальника ГО РФ.
Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации и городах возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, а в городах Москва и Санкт-Петербург – на органы самоуправления. Указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками гражданской обороны.
Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики (ОЭ) действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.
ВРоссийской Федерации непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Принятые Министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также для должностных лиц и граждан.
Всубъектах Российской Федерации, районах и городах, на предприятиях, в учреждениях и организациях непосредственное руководство гражданской обороной осуществляют министерства, комитеты, управления и отделы, а на объектах экономики – штабы, отделы, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в министерствах и ведомствах – отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Начальники штабов (отделов) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны.
Для координации деятельности территориальных органов ГО в пределах нескольких субъектов Российской Федерации используются региональные центры.
Для организации и проведения специальных мероприятий гражданской обороны создаются службы ГО: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения и др.
Традиции
В этот день принято поздравлять коллег по службе, для чего устраивают торжественные построения. Но могут поздравлять и внутри своего отдела или подразделения. Особо отличившимся сотрудникам присуждают награды, почетные грамоты, выносят благодарности с занесением в личное дело. Служба сотрудников МЧС требует много времени и сил, и часто они встречают праздник на посту. Сослуживцы часто дарят друг другу памятные подарки, это же происходит и со стороны вышестоящего руководства.
С поздравлениями выступают первые лица государства и руководство ведомства. В СМИ часто выпускают публикации, посвященные МЧС.
Основные задачи
Основные задачи, решаемые гражданской обороной:
- защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т.д.);
- координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
- повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
- специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
- эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
- организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
- обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
Какие действия предпринять работодателю
Чтобы быть готовым к действиям в случае наступления ЧС и подготовить работников, каждому работодателю следует:
- Изучить изменения законодательства.
- Откорректировать имеющиеся локальные документы в области ГО и ЧС.
- Пересмотреть программу проведения вводного инструктажа по ГО.
- Предусмотреть подготовку персонала в области ГО и ЧС, используя различные методы обучения, в том числе дистанционные.
- Проводить тренировки в области защиты от ЧС.
Важный этап знакомства с системой ГО в организации — вводный инструктаж по ГО при приеме на работу.
Скачайте документ: Образец Приказа об организации вводного инструктажа по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
Что включить в программу вводного инструктажа по ГО?
Комментирует Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, автор экспресс-курса «Гражданская оборона. Как организовать работу в организации»:
«При разработке программы вводного инструктажа учитывайте, что программа:
1) разрабатывается работодателем с учетом специфики и места расположения организации и утверждается приказом руководителя организации;
2) содержит требования территориальных органов МЧС России;
3) содержит тематический план и цели проведения инструктажа;
4) включает характеристику источников опасностей природного и техногенного характера, которая указывается по месту расположения организации и ее филиалов (при наличии).
1. Знать:
- потенциальные источники опасностей, которые могут привести к ЧС в организации (на территории организации), виды ЧС, характерные для территории расположения организации, опасности, которые могут возникнуть при военных конфликтах;
- способы оповещения при угрозе и возникновении ЧС и военных конфликтов;
- способы защиты от опасностей, возникающих при указанных ЧС и возможных военных конфликтах, правила действий при угрозе и возникновении данных опасностей;
- места хранения средств индивидуальной защиты и расположения средств коллективной защиты (при наличии их в организации);
- место сборного эвакуационного пункта.
2. Уметь:
- действовать по сигналам оповещения;
- действовать при объявлении эвакуации;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Скачайте документ: Примерная программа вводного инструктажа по ГО.
Вводный инструктаж показывает будущему работнику отношение к вопросам безопасности в организации. От того, насколько ответственно мы подойдем к этому вопросу, будет зависеть лояльность работников к правилам и нормам в области ГО и ЧС. Каждый новый сотрудник — часть коллектива. И каждый несет ответственность не только за себя, но и за находящихся рядом коллег.
Узнайте, как планировать и организовывать мероприятия по ГО, подготовить работников в области ГО, составлять программы вводного инструктажа, проводить курсовое обучение, учения и тренировки для работников по ГО на экспресс-курсе «Гражданская оборона. Как организовать работу в организации».
Основные задачи в области гражданской обороны
№ 123-Ф3, 19 июня 2004 г. № 51-ФЗ, 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и 19 июня 2007 г. № ЮЗ-ФЗ.
В соответствии с законом основными задачами в области гражданской обороны являются:
· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;
· оповещение населения об опасности;
· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей;
· проведение аварийно-спасательных работ;
· борьба с пожарами;
· санитарная помощь населению;
· дезактивация техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.
Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.
Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.
Общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет правительство. В федеральных органах исполнительной власти руководство ГО возложено на их руководителей.
На местах руководство гражданской обороной входит в обязанности глав органов исполнительной власти субъектов РФ и руководителей органов местного самоуправления.
Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества гражданской обороны, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики действиям в чрезвычайных ситуациях.
Для координации деятельности территориальных отделов и пределах нескольких субъектов РФ используются региональные центры.
Силы гражданской обороны. Российской Федерации состоит из войск, гражданских организаций ГО, аварийно-спасательных служб и формирований.
К войскам гражданской обороны РФ относятся: отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды радиационной и химической разведки.
Гражданские организации гражданской обороны создаются в мирное время на базе предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
ВПоложении о гражданской обороне вРоссийской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г.
№ 804, излагается система мер по обучению населения в области ГО. В числе важнейших называется создание, оснащение и всестороннее обеспечение профильных учебно-методических центров, курсов ГО и учебно-консультальционных пунктов.
Правовую основу содержания и методики обучения населения основам гражданской обороны составляет также постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (с изменениями от 15 августа 2006 г.). В число лиц, подлежащих обучению, входят учащиеся образовательных учреждений.
Основные задачи обучения населения в области гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности будут рассмотрены ниже, в § 3.10.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные задачи гражданской обороны.
2. Охарактеризуйте территориальный и производственный принципы организации гражданской обороны в нашей стране.
3. Кто осуществляет общее руководство гражданской обороной в нашей стране?
4. Что входит в состав сил гражданской обороны?
5. Для чего, по вашему мнению, создаются гражданские организации и формирования гражданской обороны?
Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 571;
Основные задачи
Основные задачи, решаемые гражданской обороной:
- защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т.д.);
- координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
- повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
- специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
- эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
- организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
- обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
Структура
Организационно спасательные воинские формирования состоят из следующих подразделений:
Подразделение центрального аппарата МЧС России:
— Отдел спасательных воинских формирований Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России.
Региональные центры расформированы в 2014 году, вместо них головные ГУ МЧС.
85 Главных управлений МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Спасательные центры МЧС России:
— Донской спасательный центр;
Авиационно-спасательные центры МЧС России:
— Жуковский авиационно-спасательный центр;
— Северо-западный авиационно-спасательный центр;
— Северо-кавказский авиационно-спасательный центр;
— Приволжский авиационно-спасательный центр;
— Южный авиационно-спасательный центр;
— Красноярский авиационно-спасательный центр;
— Уральский авиационно-спасательный центр
— Хабаровский авиационно-спасательный центр.
Органы обеспечения управления:
— Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;
— Рузский центр обеспечения пунктов управления МЧС России.
Образовательное учреждение:
— Академия гражданской защиты МЧС России
Структура
Организационно спасательные воинские формирования состоят из следующих подразделений:
Подразделение центрального аппарата МЧС России:
— Отдел спасательных воинских формирований Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России.
Региональные центры:
— Центральный региональный центр;
— Южный региональный центр;
— Северо-Западный региональный центр;
— Сибирский региональный центр;
85 Главных управлений МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Спасательные центры МЧС России:
— Донской спасательный центр;
Авиационно-спасательные центры МЧС России:
— Жуковский авиационно-спасательный центр;
— Северо-западный авиационно-спасательный центр;
— Северо-Кавказский авиационно-спасательный центр;
— Приволжский авиационно-спасательный центр;
— Южный авиационно-спасательный центр;
— Красноярский авиационно-спасательный центр;
— Уральский авиационно-спасательный центр
— Хабаровский авиационно-спасательный центр.
Органы обеспечения управления:
— Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;
— Рузский центр обеспечения пунктов управления МЧС России.
Образовательное учреждение:
— Академия гражданской защиты МЧС России
Становление современной системы ГО
Указ Президента РСФСР от 19 ноября 1991 года на базе Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете министров РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР создавал Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Этим было положено начало создания в России современной государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
В целях совершенствования ГО Правительством Российской Федерации 1 марта 1993 г. были приняты важные постановления по вопросам, имеющим непосредственное отношение к гражданской обороне: «Об укомплектовании войск гражданской обороны Российской Федерации», «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» и «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».
8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», в котором общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на Председателя Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны.Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации, районах и городах, в федеральных органах исполнительной власти, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, было возложено на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, руководителей учреждений, организаций и предприятий.
В начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом. Это дало возможность приступить к дальнейшей реорганизации гражданской обороны страны в целях повышения её готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время.
В ноябре 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Положение о гражданской обороне Российской Федерации», которое определило порядок подготовки к ведению и порядок ведения гражданской обороны в стране, а также основные мероприятия, направленные на выполнение задач гражданской обороны.
На современном этапе гражданская оборона решает задачи, направленные на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей, от опасностей мирного и военного времени. Усилиями МЧС России гражданская оборона приобрела современный облик и продолжает развиваться с учетом изменений в государственном устройстве, экономической и социальной сферах России, а также в соответствии с военно-политической обстановкой в мире.
В настоящее время совершенствуется система управления и оповещения
Большое внимание уделяется повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного, техногенного характера, террористических проявлений. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты.
В современных условиях государство и гражданская оборона неотделимы. С одной стороны она активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, с другой – организуется и развивается в соответствии с общими законами и процессами, присущими государству в данный период времени.
Сегодня главной отличительной чертой гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.
В соответствии с Календарем образовательных событий Минобрнауки РФ на 2019/2020 учебный год 4 октября будут посвящены мероприятия в школах. Поэтому эта информация может быть полезна как ученикам, так и педагогам. Методическая разработка, посвященная Дню Гражданской обороны опубликована на следующей странице.
Работникам МЧС и ГО РФ к Дню Гражданской обороны будут выплачены премии.
Силы гражданской обороны
Силы гражданской обороны призваны вести непосредственные работы, направленные на выполнение стоящих перед ГО задач. В структуру таких сил входят воинские формирования (войска гражданской обороны), а также гражданские учреждения.
Штатное вооружение войск гражданской обороны включает:
- специальную технику;
- ручное стрелковое оружие;
- холодное оружие.
При необходимости к решению задач могут быть привлечены другие формирования Вооруженных Сил РФ, а в ряде случаев и аварийно-спасательные службы. Войсковые формирования гражданской обороны объединяются в особые центры, учебные и спасательные подразделения, авиаотряды. Войска ГО подчиняются руководителю МЧС РФ.
Главная цель создания гражданских организаций в рамках системы ГО – защита населения от тех опасностей, что возникают в чрезвычайных ситуациях. В такие структуры зачисляются гражданские лица. Виды и состав конкретных формирований определяются при согласовании с органами местного самоуправления и предприятиями. Учет создаваемых гражданских соединений и их подготовку также ведут органы исполнительной власти на местах.
Граждане России, как установлено законодательством:
- проходят обучение методам и способам эффективной защиты от опасностей;
- участвуют в проведении мероприятий по планам гражданской обороны;
- оказывают помощь и всемерное содействие органам власти при решении стоящих перед гражданской обороной задач.
Подразделения гражданской обороны начинают активно вести свою деятельность в случае объявления состояния войны, при фактическом начале боевых действий или при введении президентом страны военного положения. В мирное время деятельность сил ГО ведется при наступлении стихийных бедствий, эпизоотий, эпидемий, при возникновении особо крупных аварий и катастроф, которые ставят под угрозу здоровье граждан. Силы и средства ГО вступают в действие тогда, когда требуется ведение аварийных, поисковых, спасательных и прочих неотложных работ.
Возрастание террористических угроз, которые могут быть связаны с риском применения химического, биологического и прочих видов оружия, заставляет руководство гражданской обороной уделить особое внимание развитию сети активного наблюдения и лабораторно-технического контроля