Тушение пожаров ( пожаротушение, боевые действия по тушению пожаров )

Подразделения по тушению пожаров

В 444 Приказе МЧС дается понятие первичных и основных тактических единиц, используемых для ликвидации возгораний.

Первое – это отделение, прибывающее на основном пожарном автомобиле (ПА). Второе – дежурная смена (караул), в которую входит две и более бригад на ПА общего назначения.

Функции и задачи

Действия личного состава подразделений, прибывших к месту пожара, направлены на достижение трех целей:

  • в первую очередь требуется обезопасить людей, организовать эвакуацию, оказать первую помощь;
  • вторая задача – остановить распространение огня;
  • третья – ликвидировать возгорание.

Для выполнения этих функций определяется необходимое число бригад.

Личный состав

В зависимости от силы огня, площади, охваченной пламенем, количества населения, попавшего в беду, на возгорание направляется первичная либо основная тактическая единица. При пожарах, охватывающих большой район, в его зону может быть отправлено несколько караулов из разных подразделений.

Первое, что должен соблюдать личный состав при тушении пожаров – это принцип определяющего направления работы. Он состоит в выборе первичных мероприятий после прибытия бригады на возгорание:

  • вывод людей из опасной зоны;
  • минимизация угрозы обрушения конструкций, взрывов;
  • пресечение распространения пламени в другие помещения, строения, локализация огня.

Тушение

Приоритетным направлением действий пожарных является спасение человеческих жизней, если:

  • им угрожают основные факторы пожара;
  • они не могут без помощи специалистов покинуть объект;
  • есть риски формирования факторов опасности по маршрутам эвакуации;
  • для планируется использовать опасные средства.

Людей выводят в место, где им ничего не угрожает, при необходимости им раздаются средства ИЗ, материалы обеспечивающие охлаждение и другое. Спасатели могут выносить, эвакуировать по безопасным маршрутам здания, спускать из окон с этажей и с крыши. По выходу из опасной зоны при необходимости людям оказывается первая медицинская помощь. Работы проводятся теми способами, которые обеспечивают их наибольшую безопасность. Все действия подразделения по тушению пожара выполняются только по команде руководителя. Спасательные работы прекращаются после того, как пожарные убедятся в отсутствии на объекте людей

Он решает степень важности мероприятий. Спасательные мероприятия проводятся параллельно с тушением пожара

Боевое развертывание

Отделение выполняет боевое развертывание, которое включает в себя:

  • Подготовку. Автомобиль коммутируется с источником воды, включается насос, оборудование снимается с машины, к помпе присоединяется рукав.
  • Предварительные действия. Выполняются по команде руководства и состоят из таких операций: прокладка магистралей и разветвлений, приведение всех элементов в рабочее положение.
  • Полномасштабные мероприятия. Осуществляется по распоряжению руководителя. Они должны обеспечить выполнение необходимых операций по спасению. Для этого определяются оперативные позиции.

Подача 1-ого ствола от головного автомобиля должна выполняться так, чтобы огнетушащие вещества были поданы в решающем направлении. Другие машины действуют по направлениям, согласно утвержденному плану работы на конкретном объекте. Базовыми средствами ликвидации возгорания являются:

  • понижение температуры в зоне горения;
  • разбавление кислорода в воздухе;
  • купирование контакта горения от материалов, способных поддерживать его;
  • торможение горения посредством химических веществ.

Работа на пожаре продолжается до тех пор, пока горение не ликвидировано полностью. Результаты документируются актом

Тушение

Тактический потенциал пожарных частей и его соответствие основным факторам и ситуации на происшествии

Существует классификация видов действий по тушению пожаров. Различают общие и частные мероприятия. Первые выполняются на всех возгораниях. Само явление пожара на конкретном объекте может стать причиной частных явлений. Например, на территории нефтеперерабатывающего предприятия нефтепродукты в резервуарах могут вскипеть, а затем произойдет выброс. Для того чтобы частные явления проявились необходимы специальные условия. Так в здании во время пожара контракции деформируются и высоки риски обрушений, если горение происходит долго. Есть несколько факторов, которые необходимо учитывать при определении тактических возможностей:

  • огонь и искры, летящие от него;
  • повышенные температуры;
  • задымление, низкое содержание кислорода в воздухе, токсичные вещества;
  • разрешение конструкций и оборудования;
  • радиоактивные вещества, облучение;
  • наличие на объекте опасных мимических веществ и ОВ;
  • стремительное распространение горения по технологическим магистралям;
  • наличие на объекте большого количества пыли, газовых смесей или взрывчатых веществ.

Планирование действий по тушению пожаров частями пожарных выполняется, исходя из следующих параметров:

  • на объекте;
  • стадия возгорания;
  • численность личного состава;
  • боеготовность пожарных частей;
  • тактико-технические параметры спецмашины;
  • объемы огнетушащего вещества, например, наличие на объекте гидранта или скважины воды.

Так тактический потенциал конкретного подразделения зависит от того, какие боевые действия, проводимые на месте пожара, оно может выполнить, их объем и время осуществления. Для того чтобы часть была максимально готова к работе прорабатываются методические карточки и планы. Их цель:

  • обеспечения руководства пожаротушения полной информацией о параметрах объекта, включая прогнозирование и предварительное планирование;
  • поддержание способности личного состава эффективно решать практические задачи.

От сложности и особенностей возгорания зависит, сколько этапов включает в себя действия подразделений по тушению пожара.

Следование на спецмашинах на ЧС

Снижение ущерба от пожара

Быстрота выезда и следования к месту пожара вызова зависит и от того, как быстро была передана информация о случившемся несчастье. Одно дело, если кто-то позвонил, увидев дым или пламя огня. Другое – если включилась система пожарной сигнализации. В последнем случае все происходит намного быстрее. А значит, приезд пожарных произойдет также быстро, что снизит материальные и людские потери. При этом на начальной стадии горения потребуется меньше сил и средств.

Но необходимо учитывать и тот факт, что сам процесс движения пожарной автоколонны формируется и случайными характеристиками. Иногда лучше провести маршрут по более длинному пути, чем использовать короткий. К примеру, о загруженности города транспортом, о которой уже говорилось выше. Нередко пожарным приходится двигаться не через центр города, а по окраине по окружной дороге. И это получается быстрее.

пожарная машина в пробке

Но существуют правила расположения пожарных гарнизонов, которые оговорены в главном законодательном документе Российской Федерации о пожарной безопасности – ФЗ-123. Где в главе 17, а точнее в пункте 76, указано, что дислокация пожарных подразделений определяется из условия, что пожарные автомобили должны в минимальные сроки доезжать о точки возникновения пожара. В городской черте время прибытия на пожар не должно превышать 10 минут, в сельской местности не более 20 минут.

Поэтому предлагаются способы снижения временных периодов при везде и следовании на пожар кроме месторасположения. Вот они:

  • обеспечение объектов разного назначения автоматическими системами оповещения;
  • модернизация пожарных автомобилей, увеличение их мобильных характеристик;
  • совершенствование пожарной техники;
  • организация дозорной службы;
  • проведение пропаганды противопожарной безопасности;
  • подготовка сотрудников и работников объектов по правилам и нормативам пожарной безопасности.

Пожарная сигнализация увеличивает скорость прибытия пожарных

Общий порядок действий

Выезд на пожар осуществляется с применением следующих видов техники:

  • пожарных и аварийно-спасательных автомобилей;
  • специальных судов;
  • пожарных поездов;
  • пожарно-спасательных летательных аппаратов.

После поступления на пост сигнала тревоги дежурный по смене включает звуковое оповещение, по которому личный состав в полном обмундировании обязан собраться в гараже возле автомобилей. Старший начальник берет у дежурного путевку и план пожаротушения, проверяет готовность бойцов. Погрузка в машины осуществляется по ранее установленному порядку. Командир всегда выезжает на автомобиле первого отделения, возглавляющем колонну. За ним при необходимости следует второе и третье отделение.

Во время выезда пожарных машин из одной части устанавливается единый маршрут следования. Делается это с целью одномоментного прибытия техники к месту возгорания. Если есть специальное разрешение начальника караула, то допустимо разделение колонны. Также раздельное движение машин осуществляется при выезде на отдельные объекты или при масштабном возгорании, если огнем охвачены большие площади одного объекта.

Во время движения старший начальник, возглавляющий колонну, изучает полученный оперативный план, карту водоисточников, план района. Обязательно на всем пути следования обеспечивается связь с центральным пунктом. При наличии в автомобиле специального оборудования с целью получения оперативной информации подключается к точке связи, работающей на месте пожара.

Даже если во время следования по маршруту подразделение получает информацию о ликвидации возгорания, колонна продолжает движение и обязана прибыть в пункт вызова. Вернуться в распоряжение части можно только при получении приказа от диспетчера связи гарнизона или старшего начальника.

Маршруты выезда пожарных машин разрабатываются заранее во время учений или  во время плановых мероприятий по разработке и корректировке планов тушения пожаров. От соблюдения заранее установленных маршрутов зависит величина ущерба во время конкретных ЧС.

Если при выезде пожарные машины встречают на своем пути другой источник возгорания, то основной руководитель проводит перераспределение сил и сообщает об этом на пункт пожарной связи.

При вынужденной остановке автомобиля, возглавляющего колонну, все следующие за ним машины останавливаются. Продолжить движение отделения могут только после получения приказа старшего начальника. Головной автомобиль разоружается в пользу боевых расчетов отделений. Старший начальник пересаживается во второй по счету автомобиль и продолжает движение к месту вызова. Если в пути вынуждено останавливается любая другая машина из колонны, то остальные автомобили продолжают движение. Командир сломавшегося ПА принимает меры по доставке своих бойцов, ПТВ, СИЗОД и основного оборудования.

При поломке машины или разрушении дороги старший начальник сообщает о возникшей ситуации на пульт пожарной связи и самостоятельно принимает решение о возможности дальнейшего продолжения движения вверенных ему отделений.

Выезд ПА с использованием железной дороги или водного транспорта предполагает разработку мероприятий по сохранности пожарных машин и их оборудования при погрузке и выгрузке. Порядок этих действий утверждается администрацией железной дороги или водного транспорта. В пути каждый автомобиль сопровождает водитель, иногда ему в помощь дается постовой. Они обеспечивают сохранность техники и оборудования. Личный состав при этом сосредотачивается в одном месте.

Чтобы предупредить ущерб, при получении информации о возгорании пожару заранее присваивают повышенный номер, чтобы при выезде подразделений максимально сосредоточить силы. Это правило обязательно соблюдается для объектов повышенной опасности, культурного наследия, в местах массового скопления людей. Эта мера предупреждения ущерба действенна при своевременном получении сигнала.

Этапы действий по тушению пожара

Мероприятия подразделений по ликвидации возгораний состоят из 7 основных шагов.

Прием и обработка вызовов

Производятся диспетчером. Возможно поступление сигнала от часового на посту. В таком случае сообщение также передается диспетчеру. С этого момента начинается основная работа.

Специалист, принимающий заявку, должен уточнить место и параметры пожара, а также контакты заявителя. Вся полученная информация заносится в специальный журнал, после чего производится оценка ситуации и принятие решения об отправке на место чрезвычайного происшествия аварийно-спасательной бригады.

После определения количества сил и средств, необходимых в зоне катастрофы, диспетчер объявляет тревогу, оформляет путевку для ПА. На этом этапе важна скорость приема и обработки информации, не допускается задержка выезда пожарных.

При получении дополнительных сведений они передаются в текущем времени руководителям подразделений, направляющимся к точке возгорания.

Диспетчер

Выезд и прибытие на место

После подачи сигнала тревоги личный состав направляется к ПА своего отделения. Экипажи должны быть готовы в течение нормативного времени.

Следование на место пожара производится с включенной звуковой и световой сигнализацией. Водитель обязан выбирать наименее загруженные дороги.

В случае непредвиденных остановок ПА следует сообщить диспетчеру о причине прекращения перемещения. При невозможности продолжать движение организуются мероприятия по доставке спасателей и оборудования на место возгорания.

После прибытия в точку катастрофы начальник бригады обязан сообщить в часть о достижении места назначения, пожарной обстановке и начать эвакуацию людей, ликвидацию огня.

Выезд и прибытие на место

Разведка территории

Для оценки достаточности прибывших сил и средств производится обследование зоны возгорания с параллельным развертыванием боевых подразделений.

Помимо визуальной оценки местности, руководитель тушения пожара изучает доступную документацию (планы и карточки), опрашивает свидетелей, административный состав организации.

Во время разведки определяется:

  • наличие персонала и посетителей в строении, их количество;
  • присутствие горючих материалов, оборудования, взрывоопасных веществ;
  • возможные направления распространения пламени;
  • расположение гидрантов, других источников воды;
  • установлено ли высоковольтное оборудование и способы отключения напряжения;
  • достаточность привлеченных сил;
  • решающее направление.

Аварийно-спасательные работы

Организуются, когда внутри объекта присутствуют люди. Заключаются в эвакуации пострадавших, оказании им первой помощи.

Эвакуация и спасательные работы

Ликвидация горения

Производится одновременно с аварийно-спасательными работами. Заключается в организации подачи огнетушащих средств в очаги пламени.

Применяется четыре основных варианта для ликвидации пожара:

  1. Снижение температуры конструкции, охлаждение места возгорания водой, пеной, хладонами.
  2. Изоляция тлеющих материалов или окислителя от зоны огня с помощью песка, плотнотканевых покрытий, порошковых средств, разбора завалов, перекрытия доступа кислорода.
  3. Вытеснение горючих веществ негорючими из атмосферы закрытых помещений. Для этого применяются азотные, водяные пары, углекислый газ.
  4. Подача в зону пламени ингибиторов огня, таких как хладоны, порошковые составы.

Тушение пожара

Специальные работы

Так называются мероприятия по обеспечению выполнения главной боевой задачи. К ним относятся:

  • оснащение системами связи во время пожара;
  • проведение высотных работ (подъем или спуск людей, личного состава, рукавных линий);
  • реализация защитных действий;
  • доврачебная медицинская помощь пострадавшим;
  • текущие мероприятия по ремонту и восстановлению штатной функциональности оборудования.

Сбор и возвращение на базу

После ликвидации пожара необходимо убедиться в присутствии на месте всех сотрудников, принимавших участие в тушении огня.

В свою очередь, личный состав обязан собрать и проконтролировать комплектность использованного инструмента, технических средств. Также закрепить оборудование по правилам безопасности, проверить перекрытие гидрантов, которые применялись во время тушения пожара.

Предварительно необходимо заполнить автоцистерны водой.

После того как закончены все работы, надо сообщить диспетчеру о начале движения в часть.

Расчет времени выезда и следования

Не существует каких-то определенных нормативов, которыми можно обосновать время выезда и следования. Можно провести расчет этих показателей чисто математическим путем. Но и полученный результат нельзя считать окончательным, то есть точным.

Есть формула, по которой проводят расчет времени выезда и следования. Вот она:

Тсл=L/Vсл, где:

  • L – протяженность маршрута, по которому должен двигаться колона до места пожара;
  • Vсл – средняя скорость, с которой колона движется по маршруту следования.

Случайные факторы, мешающие увеличению скорости пожарной машины

Первый показатель – величина относительно стандартная. То есть определяется кратчайший путь, длина которого и закладывается в эту формулу. Что касается скорости движения, то здесь много будет зависеть от большого количества разных факторов. К примеру:

  • движение по городу утром затрудняется большим количеством автотранспорта, владельцы которых спешат на работу;
  • в этом плане ночью двигаться по городу проще и быстрее;
  • движение по дорогам с низким качеством покрытия снижает скорость следования.

Поэтому скорость движения колоны рассчитывается с учетом определенных коэффициентов. То есть:

Vсл= Vmax x C1 x C2, где:

  • Vmax – это максимальная скорость следования, которая обычно варьируется в диапазоне 25-45 км/ч;
  • С1 – это коэффициент, контролирующий качественное состояние дорожного полотна, который варьируется в пределах 0,36-0,4;
  • С2 – коэффициент, определяющий тепловую составляющую работающего мотора пожарной машины, летом коэффициент равен 0,8, зимой 0,9.

В видео показано, как движется по городу колонна из пожарных автомобилей:

Колонна пожарной техники проследовала по городуКолонна пожарной техники проследовала по городу

Разведка на объекте

Разведка осуществляется с целью установления всех особенностей происшествия, с тем, чтобы действия пожарных подразделений на пожаре были максимально эффективны. Сбор информации завершается только после окончания ликвидации ЧС. Разведданные собираются по таким направлениям:

  • наличие в пожаре живых людей, в каких помещениях находятся, степень угрозы, возможные пути эвакуации;
  • тип чрезвычайной ситуации: лесной, в жилом доме, на складе, на железнодорожном вокзале
  • потенциал формирования вторичных факторов опасности;
  • параметры возгорания и прогнозирование путей его распространения;
  • наличие средств и систем пожаротушения, например, огнетушителей, сколько их, и где расположены;
  • имеются ли источники воды поблизости от возгорания, возможно ли от них проведение и подача ресурса;
  • наличие электроустановок и электрооборудования рядом с пожаром и необходимость его отключения;
  • особенности объекта, возможность вскрытия конструкций для оперативной эвакуации;
  • адекватность сил возгоранию, реальность возможности потушить, и потребность в помощи дополнительных отрядов.

Для формирования полной информации используются не только оперативные данные, но и техническая документация объекта. АСРА проводят руководители и специальные сотрудники. Во время мероприятия они обеспечивают условия для работы подчиненных. При обнаружении людей в опасности, их спасают. Все сведения докладываются вышестоящему начальству в действующем порядке.

Эвакуация животных и имущества

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий