Федеральный закон «о пожарной безопасности» от 21.12.1994 n 69-фз (ред. от 22.12.2020)

Содержание текста ФЗ №69

Последующий текст ФЗ № 69 о пожарной безопасности разъясняет направления противопожарной системы по отдельности:

  • Вторая глава. Здесь описывается структура пожарной безопасности, ее цели, миссию и задачи. Отдельно прописаны категории: от гослужб до частной охраны. Означен перечень: состава, его права, назначение и обязанности, особенности финансирования, поставок спецтехники и соцзащита. Устанавливаются последовательность регистрации и предписания к службам различного уровня.
  • Третья глава. В этом разделе говорится о том, что органы пожарной безопасности, какого либо уровня они ни были, располагают большим объемом правомочий. Они вменяются инстанциям и службам в связи с тем, что от их действий зависит здоровье и благополучие граждан. Глава содержит четыре статьи, в каждой из которых расписаны полномочия и меру ответственности каждого органа и каждой службы, профессионально занимающихся противопожарной безопасностью.
  • Четвертая глава. Здесь регламентируются мероприятия, которые направлены на предотвращение, предупреждение и тушение возгораний. Устанавливаются требования по разработке новых более эффективных средств пожаротушения, ими занимаются научно-технические организации под руководством специальных органов. Предписывается порядок исследований и реализации новых средств и способов тушения пожаров и спасения людей.
  • Пятая глава. Раздел посвящен правам и обязанностям граждан по предупреждению, предотвращению и тушению возгораний. Определяется круг лиц, действия которых попадают под ответственность. Таковыми являются граждане, чьи действия стали причиной возгораний, чье неучастие в комплексе противопожарных мероприятий стало косвенно причиной возникновения огня.
  • Шестая глава. В заключительный раздел включены дополнительные сведения и требования, а так же условия реализации закона.

Любое действие на пожаре регламентируется законом

Разработка ФЗ по пожарной безопасности регулирует только Конституция России. Другие акты и законы дополняют и уточняют.

Сфера действия законодательства пожарной безопасности

Законы о пожарной безопасности распространяются на все типы недвижимости, учреждения, наземные и подземные виды транспорта, любой формы собственности. Нормативные требования предъявляются к техническим процессам на производстве, эксплуатации различных объектов, транспортировке грузов, реализации и хранении товаров/ материалов, утилизации веществ. Для объектов защиты специального назначения (места хранения химического оружия, горные выработки, наземные космические комплексы, склады со взрывчатыми веществами, предприятия по переработке или уничтожению радиационных материалов) разработаны дополнительные нормативные акты.

Положения Федерального закона в области пожарной безопасности о техническом регламенте для различных зданий обязательны для применения в случаях проектирования и строительства, переделке существующих объектов недвижимости, полном ремонте, проведения технического обслуживания или внесения изменений в функциональное назначение. Обязательно соблюдение действующих законов при разработке технической документации, связанной с обеспечением защиты на объекте.

Если здание было построено давно (исторический объект, культурное наследие и т.д.), но в согласии с действующими на тот момент нормами пожарной безопасности, то нынешние законы на него не распространяются, при условии, что оно не представляет угрозу для здоровья или жизни граждан перемещающихся в нем.

Редакции

Большинство редакций 69 фз появились с масштабными переменами в структуре или реорганизацией ведомства (министерства). В 42 статье, ныне не действующей, есть упоминание об обязательном укомплектовании службы солдатами срочной службы.

В последствие она неоднократно редактировалась. Изменению подверглись названия подразделений, порядок и объем выплат денежных средств семьям погибших сотрудников, введены новые определения (особый противопожарный режим) и т.д.

Нормативно-правовые акты и нормативные документы РФ, регулирующие требования пожарной безопасностиНормативно-правовые акты и нормативные документы РФ, регулирующие требования пожарной безопасности

При появлении «Сколково» в него включили целую главу по организации пожаротушения на территории центра и соответствующей профилактики, чтобы учесть все нюансы и достичь необходимого уровня пожарной безопасности.

Обязанности предприятий и организаций

Предприятия и организации, в рамках действующего законодательства, имеют право подключаться, пересматривать или отказываться от услуг подразделений пожарной охраны, функционирующих за их счет. Для них всегда доступна информация от органов управления по любым вопросам пожарной безопасности. Так же имеется право на внесение предложений по улучшению норм и мер для обеспечения безопасности.

Среди обязанностей организаций и предприятий следующие:

  • Соблюдать предписанные законом и его представителями требования по пожарной безопасности.
  • Проводить обучающую работу с персоналом относительно способов поддержания высокого уровня безопасности на объекте и способах первичного тушения пожара (желательно с практичными занятиями).
  • Содержать в исправном состоянии краны, рукава, систему сигнализации, пожарные выходы и лестницы. Не использовать эти предметы не по назначению.
  • Сотрудничать с органами пожарной охраны и создавать собственные подразделения (назначать ответственных лиц) следящих за безопасностью.
  • Всячески содействовать тушению пожара предоставляя для этого необходимые ресурсы и материалы.
  • Предоставлять доступ проверяющим инстанциям к документации и осмотру помещений с целью контроля уровня пожарной безопасности.
  • Сразу сообщать о возникших пожарах и применять первичные средства для их устранения.

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в закон были внесены 29 июля 2017 года с принятием ФЗ номер 216. Изменения произошли только в статье 20, добавилась часть 8. В новой восьмой части, согласно изменениям в ФЗ 69, пишется о том, что только в инновационных научно-технических центрах безопасность сотрудников при возгорании контролируется и регулируется не ФЗ 69, а ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 19 регулирует и контролирует полномочия в области пожаров и возгораний органов местного самоуправления. Среди полномочий любые способы организации добровольных групп и обучение граждан первой помощи при возникновении возгораний. Контроль и помощь в устройстве технического оснащения зданий и помещений, установка схем и маршрутов, оснащение районов городов системами воды или водонапорными башнями, совершение неотложных мер по спасению граждан в случаях, если возгорание произошло.

Ст. 20 регулирует и контролирует создание и принятие органами государственной власти и федеральными органами актов и законов, помогающих спасать и предупреждать граждан в случаях возникновения возгораний. Правовые акты и законы создаются и принимаются при соглашении с Правительством Российской Федерации. Единственные территории — это инновационные научно-технологические центры, в которых действует не ФЗ 69, а закон об инновационных научно-технологических центрах.

22 статья регулирует и контролирует процессы и действия по тушению пожаров и проведению противопожарных работ. Аварийно-спасательные работы включают в себя меры по спасению граждан, имущества, детей и домашних питомцев и проведение операций по устранению очага возгорания, доведение пожара до минимума во избежание появления чрезвычайных ситуаций. Федеральные органы исполнительной власти контролируют установку и создание технических средств по вызову пожарных бригад. Выезды пожарных бригад являются безусловными, сотрудники не имеют права отказаться. Работники бригад имеют право на запрещение и ограничение доступа для окружающих лиц внутрь помещения и приостановку работы организации.

Согласно 25 статье пожарные бригады, государственные, муниципальные и федеральные органы, работающие в описываемой сфере, обязаны проводить обучение и пропаганду защиты и спасения во время возникновения возгорания. В организациях проводится инструктаж и описывается и рассказывается пожарно-технический минимум. Порядок обучения сотрудников организаций, компаний и фирм определяется Федеральным органом исполнительной власти. Обучение происходит непосредственно на территории организации.

Статья 28 утратила силу 22 августа 2004 года при принятии Федерального закона номер 122.

30 описывает особый режим, включаемый при возникновении возгораний и чрезвычайных ситуаций

Если органы местного самоуправления или государственные и федеральные органы установили на определенной территории особый противопожарный режим, меры предосторожности усиливаются в разы. Совершаются дополнительные действия по предотвращению возгораний, гражданам запрещено посещать леса, создаются условия по локализации уже возникших пожаров и т

д.

Согласно 34 статье, граждане в сфере противопожарной безопасности имеют право на:

  • Защиту собственной жизни, здоровья и имущества;
  • Получение ответов на интересующие вопросы по защите жизни и здоровья и ответы на вопросы об эффективности определенных действий во время возгорания;
  • Получение денежных сумм, согласно законам РФ, по возмещению ущерба;
  • Участие в расследовании и выявлении причин возникновения пожара;
  • Сбор в добровольные группы по осуществлению мер для тушения пожара и защиты граждан.

Однако гражданин обязан соблюдать меры пожарной безопасности, по первой надобности вызвать бригаду и не пытаться потушить сильный огонь самостоятельно, иметь в помещениях или зданиях системы или технические оснащения для тушения возгораний, содействовать бригаде, федеральным, государственным и муниципальным органам и органам, проводящим расследования.

Скачать новую редакцию закона

Закон о пожарной охране создан и принят государством для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан

Лица, проживающие или находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать меры защиты и предосторожности. Лица и организации, не соблюдающие описанные меры, либо бездействуют при возникновении возгораний будут нести ответственность по всей строгости закона, так как это угрожает жизни и здоровью окружающих людей

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Ответственность за нарушение законодательства

За несоблюдение требований законодательства относительно пожарной безопасности может наступать дисциплинарная, административная или уголовная ответственность, в зависимости от обнаруженных признаков проступка. Дисциплинарным мерам подвергаются сотрудники за ненадлежащее выполнение свои обязанностей. Мерой может быть выговор или увольнение. Административная ответственность предусматривает штрафы юридических и физических лиц от 10 до 300 МРОТ. Уголовная ответственность влечет лишение свободы сроком до 5 лет.

Наша компания ТРИО оказывает полный комплекс услуг по обеспечению всех требований в области пожарной безопасности на любых типах объектов. Обратившись к нам можно привести в порядок документацию, выполнить проверку на соответствие и организовать средства по пожарной безопасности в полном соответствии с законодательством.

Ответственность

Глава об ответственности касается граждан, руководителей и уполномоченных лиц. Все перечисленные категории обязаны соблюдать правила пожарной безопасности. Каждый человек имеет право на защиту, возмещение ущерба, получение информации и посильное участие в определении возможных причин появления возгораний.

Обязанности граждан: своевременно сообщать о возникновении возгораний, помогать в тушении, спасении, также и до прибытия пожарной охраны. На территории владений или объектов они должны установить первичные средства огнетушения, соответствующие нормам.

Руководители получают увеличенный список обязанностей, связанных с безопасностью и защитой. Ответственность несет руководитель организации, владелец объекта, руководители государственных органов, ответственные за пожарную безопасность, собственники имущества. Нарушения неминуемо приводят к различного рода ответственности – вид ее устанавливает соответствующее законодательство.

В конце указаны условия вступления в силу этого законодательного акта. Также описан порядок его передачи далее для исполнения. Определен промежуток времени, чтобы согласовать и привести в соответствие взаимосвязанные документы.

Общие положения 69 ФЗ

Федеральный закон о пожарной безопасности был принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. ФЗ 69 содержит 6 глав и 42 статьи. Этот закон регулирует основополагающие действия и процессы по мерам пожарной безопасности на территории Российской Федерации. Он контролирует правоотношения между государственными органами, гражданами и организациями в сфере пожарной безопасности.

Также в 2017 году вносились изменения в ФЗ №116. Подробнее здесь:

Содержание ФЗ о противопожарной безопасности:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Описаны основные понятия и термины, даны их определения. Оформлено количество и список законов и актов, регулирующих противопожарную безопасность и совокупность принципов, мер и действий осуществления операций и мероприятий по предупреждению и предотвращению пожаров;
  • Вторая глава описывает цели и задачи пожарных систем безопасности. Среди категорий систем Государственная служба, Федеральный противопожарный надзор, Муниципальная пожарная охрана. Оформлен список личного состава службы и надзора, их социальная защита, права и обязанности, обеспечение их специальной техникой и финансирование. Описаны способы открытия и регистрации, а также требования и условия к частным и добровольным пожарным службам;
  • Согласно третьей гл., федеральные, государственные и муниципальные органы в сфере пожарной безопасности обладают большим количеством полномочий, так как от них зависит жизнь и здоровье граждан. В четырех статьях этой главы подробно описаны полномочия каждой службы и органа отдельно в сфере пожарной безопасности;
  • В четвертой гл. описаны процессы, операции, мероприятия и действия по предупреждению, предотвращению и тушению пожаров. Специальные органы при помощи научно-исследовательских организаций разрабатывают новые меры, способы и технические системы для предотвращения пожаров. Описан процесс реализации новых мер, способы тушения и способы спасения граждан из пожаров;
  • Согласно пятой гл., граждане и организации имеют права и обязанности в случае возникновения пожара и обязанности по его предотвращению и предупреждению. Лица, нарушающие условия и требования мер безопасности, избегающие предупреждение и предотвращение пожара, являющиеся соучастниками или организаторами возникновения возгорания несут ответственность за поступок;
  • В шестой главе описаны заключительные положения и дополнительные сведения, условия и требования описываемого закона.

Кроме ФЗ 69, пожарную безопасность регулирует Конституция Российской Федерации и другие правовые муниципальные или региональные акты и законы.

«О пожарной безопасности»

в редакции следующих документов

(в ред. Федеральных законов от 22.08.1995 № 151-ФЗ,от 18.04.1996 № 32-ФЗ, от 24.01.1998 № 13-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ,от 06.08.2001 № 110-ФЗ, от 30.12.2001 «№ 196-ФЗ», от 25.07.2002 № 116-ФЗ,от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 10.05.2004 «№ 38-ФЗ», от 29.06.2004 «№ 58-ФЗ»,от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.04.2005 № 27-ФЗ,от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 25.10.2006 № 172-ФЗ,от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 26.04.2007 «№ 63-ФЗ»,от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 22.07.2008 № 137-ФЗ, от 14.03.2009 № 32-ФЗ,от 19.07.2009 № 198-ФЗ, от 09.11.2009 № 247-ФЗ, от 25.11.2009 № 267-ФЗ,от 23.07.2010 № 173-ФЗ, от 28.09.2010 № 243-ФЗ, от 29.12.2010 № 442-ФЗ,от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ,от 08.11.2011 № 309-ФЗ, от 30.11.2011 № 345-ФЗ, от 30.12.2012 № 283-ФЗ,от 11.02.2013 № 9-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 12.03.2014 № 27-ФЗ,от 31.12.2014 № 535-ФЗ, от 08.03.2015 № 37-ФЗ, от 02.05.2015 № 118-ФЗ,от 29.06.2015 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 13.07.2015 № 234-ФЗ,от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 30.12.2015 № 448-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ,от 23.05.2016 № 141-ФЗ, от 23.06.2016 № 218-ФЗ, от 28.05.2017 № 100-ФЗ,от 01.07.2017 № 141-ФЗ, от 29.07.2017 № 216-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ,от 30.10.2018 № 369-ФЗ, от 26.07.2019 № 232-ФЗ, от 27.12.2019 № 487-ФЗ,с изм., внесенными Федеральным законом от 27.12.2000 № 150-ФЗ,определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 № 82-О)

Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения.

Последние изменения в Законе «О пожарной безопасности»

На сегодняшний день закон № 69 ФЗ о пожарной безопасности с изменениями представляет собой целостный документ, в котором разработана каждая деталь. Последняя корректировка была сделана в 2017 году:

в последней редакции упразднен перечень организаций и учреждений, что подразумевает, что ответственность за противопожарную безопасность лежит на всех ЮЛ и ФЛ;
в статьях 1, 6, 25 и 34 были откорректированы отдельные формулировки, согласно общим законодательным изменениям;
в статье 1 изменились регламенты проведения независимой оценки и уточнены полномочия экспертов, и мера их ответственности;
в ст.19 на органы местного самоуправления ложиться контроль и регулирование мер противопожарной безопасности, от разработки эвакуационных маршрутов до создания и обучения волонтеров, они же отвечают за тушение пожара и спасение людей в ЧС;
в ст.20 закона о противопожарной безопасности была добавлена 8 часть, которая для научно-технических инновационных центров отменяет для ППБ общий ФЗ и переводит их под действие ФЗ №216, прочие объекты остаются под действием ФЗ №69, который контролируется и регламентируется госорганами власти, все дополнительные требования разрабатываются под руководством Правительства России;
в статье 22 уточняются действия и их последовательность во время чрезвычайных ситуаций, осуществлении спасательных мероприятий относительно различных категорий спасаемых объектов — людей, животных, движимого и недвижимого имущества, федеральные власти производят общий контроль, бригады пожарных обязаны выезжать на все вызовы, так же в их полномочия поступает объект, куда они могут запретить вход любому гражданину, включая должностные лица;
в статье 24 дополнен перечень оборудования и средств пожаротушения;
в ст.25 федерального закона о пожарной безопасности обязывает органы любого уровня и подразделения МЧС всячески пропагандировать меры предосторожности, чтобы предупредить возгорания, проводить занятия по пожарно-техническому минимуму, так же уточняется последовательность проведения обучения в учреждениях, организациях и коммерческих предприятиях, его контролируют федеральные исполнительные власти;
вместо статьи 28 продолжает действовать ФЗ №122;
в статье 30 подробно описывается регламент особого режима, когда на территории увеличивается опасность возгораний, в это время противопожарные меры увеличиваются на порядки, вплоть до полных запретов населению посещать лесные массивы.

Права граждан России в сфере противопожарной безопасности устанавливаются в 34 статье:

  • гражданам РФ разрешено защищать свою жизнь и свое имущество;
  • во время пожаров гражданам разрешается получать информации о защите жизни и имущества, и эффективности проводимых мероприятий;
  • принимать посильное участие в действиях следственных органов относительно причин возгорания;
  • участие в волонтерских группах, помогающих профессиональным пожарным устранять ЧС.

Тушение пожара с вертолета

ФЗ №69 был разработан с целью формирования безопасности граждан, которые, как и лица, пребывающие на территории России, обязаны придерживаться предписанных им мер. Предприятия и люди, игнорирующие утвержденные положения, несут ответственность по всей их строгости. И еще раз стоит напомнить, что приоритетными являются предупредительные меры.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий